Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОЖЕСТВА ВЕДУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ИРАНА И ИНДИИ ЕГИПЕТ




Амон (др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра —Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын — бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Анубис — древнеегипетский бог, в III тысячелетии до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем —божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.

Апис — чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Атон (др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе ГУ (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец Эхнатона).

Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо «несуществующий») — древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.

Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека.

Бастет — древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе.

Священное животное — кошка, с головой которой она могла изображаться.

Исида — древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.

Ка — в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного существования.

Маат (др.-егип. «истина»)— фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/ социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»); кроме того — олицетворяющая это понятие общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).

Мин — древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик; кроме того — покровитель путей, связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос.

Монту — древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.

Неит — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.

Нехбет — богиня древнейшей столицы Верхнего Египта г. Нехен (Иераконполь),


изображавшаяся в облике коршуна. С I династии вместе с богиней Уаджит считается покровительницей царя единого Египта; в Новое царство чтится как божество, помогающее при родах.

Огдоада (греч. «восьмерка [богов]»; егип. «хемену») — древнеегипетская космогоническая система, сложившаяся в I тысячелетии до н.э. в г. Гермополе. Включала четыре пары мужских и женских божеств, олицетворявших первичный океан (Нун и Наунет), пространство (Хух и Хаухет), тьму (Кук и Каукет), «невидимое», т.е. воздух (Амон и Амаунет). Мужские божества изображались в образе или с головами лягушек, женские — змей. Возникновение этих божеств было тождественно возникновению из хаоса дифференцированного на стихии мира.

Осирис — древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти (убийства злым братом Сетом) был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Отождествление с Осирисом и/или оправдание им на загробном суде — способ для усопшего достичь загробного блаженства. Центр культа с конца III тысячелетия до н.э. — г. Абидос.

Птах — древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Ра (др.-егип. «Солнце») — древнеегипетский бог солнца; верховное божество — создатель и высший властитель мира. С IV—V династии — государственное божество, отец каждого вновь рождающегося фараона. Центр культа — г. Гелиополь. Отождествлялся с местными божествами, возвысившимися до общеегипетского почитания (Ра-Атум, Амон-Pa, Себек-Ра).

Сарапис — эллинистическое божество, сложившееся в конце IV—III в. до н.э. на основе синтеза культов египетского бога Осириса-Хапи (см. Апис) и греческих Зевса, Диониса и Плутона. При участии Манефона Севеннитского стало покровителем династии Птолемеев; кроме того — божество солнца, плодородия и загробного мира.

Себек — древнеегипетский бог в облике крокодила, считавшийся владыкой вод, источником плодородия, защитником верховного божества. Центр его особого почитания — Фаюмский оазис; в то же

время его культ был распространен по всему Египту.

Сет — древнеегипетский бог; первоначально — бог-воитель, защищавший Ра, а также бог грозы, бури, пустыни. С гиксосского времени — бог неегипетских, прежде всего азиатских, земель. Включение в культ Осириса в качестве убившего его злого брата привело к представлению о Сете как об олицетворении зла.

Сохмет (др.-егип. «мощная») — древнеегипетская богиня войны, чумы, солнечного жара, изображавшаяся с головой львицы. Чтилась в г. Мемфис как жена главного местного бога Птаха и мать бога Нефертума.

Таурт — древнеегипетская богиня — покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в образе гиппопотама в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона.

Тот (греч.; егип. Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и луны; визирь верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Изображался как человек с головой ибиса, часто с папирусом и писменным прибором; священные животные — ибис и павиан. Центр культа — г. Гермополь. В I тысячелетии до н.э. отож­дествлен с греческим богом Гермесом.

Уаджит (др.-егип. «Зеленая») — богиня древнейшего культового центра Нижнего Египта г. Пе-Деп (греч. Буто). Олицетворяя мощь фараона, чтилась в виде кобры-урея, украшавшего с эпохи Древнего царства его венцы.

Хапи — древнеегипетский бог, олицетворяющий разлив Нила. Изображался тучным человеком, держащим в руках сосуды с льющейся из них водой.

Хатхор (др.-егип. «вместилище Хора») — древнеегипетская богиня чувственной любви, музыки и танца, опьянения; одновременно грозная богиня, истреблявшая по воле Ра людей (ср. с аналогичной двойственностью в образе месопотамской Иштар); мать Хора Старшего. Изображалась в образе коровы, позднее — женщины с коровьими рогами; центр культа — г. Дендера.

Хнум — древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей и их и при их рождении. Центр культа — остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана.

Хор — древнеегипетское божество: 1) так называемый Хор Старший — сын и


защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа — г. Эдфу); 2) сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.

Эниеада (греч. «девятка [богов]») — древнеегипетская космогоническая и теологическая система, созданная в центре культа бога Ра. Гелиополе и включавшая его и несколько поколений произошедших от него богов. В ее рамках из первоначального хаоса «воссуществовал» бог Ра, оплодотворивший сам себя и создавший бога воз­духа Шу и богиню влаги Тефнут; от них происходят бог Земли Геб и богиня неба Нут; от них — боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Цель этой системы — включить распространившийся в конце III тысячелетия до н.э. культ Осириса в более древний культ бога солнца Ра и объяснить происхождение не только мира, но и египетского государства (поколения богов последовательно сменяют друг друга на египетском престоле).

Ях — древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное — павиан.

МЕСОПОТАМИЯ

Адад (акк.), Ишкур (шум.) — бог бури и грома (у шумеров — разрушительных, у аккадцев амбивалентно и разрушительных, и плодородных), сын Ану. Центры культа: Вавилон, Ашшур. В иконографии связан с образом быка и дву- или трезубцем молнии как эмблемой.

Ану (акк.), Ан («Небо», шум.) — «отец богов», верховное небесное (пассивное) божество шумеро-аккадского пантеона. Выступает в мифах как воплощение высшей власти. Наделен супругой Антум (иногда — Инанной-Иштар). Символ Ана — рогатая тиара.

Ануннаки (доcл. «Семя князя», первоначально, видимо, бога Эа, затем считались потомками Ану) — группа родственных друг другу земных, частично небесных и главным образом хтонических божеств, в узком смысле слова — только подземные божества. Каждый ном имел собственную группу ануннаков. Все ануннаки (по позднему счету 600 — 300 небесных и 300 подземных) обитали в общешумерском культовом центре — Ниппуре.

Апсу (акк.), Абзу (шум.) — мировой океан подземных пресных вод, окружающих землю, хранилище «ме» (божественные «сути» всех объектов и начал мира, определяющие его свойства), обиталище Эа. Впоследствии персонифицировался как первопричина жизни, муж Тиамат, убитый богом Эа и ставший основанием его одноименного жилища.

Ашшур — верховное божество Ассирии, бог-покровитель г. Ашшура. В древнейший период — бог охоты и племенное божество ашшурской группы восточных семитов. В среднеассирийский период по статусу приравнивается к Эллилю и поглощает его черты, в новоассирийский — считается старше Ану и возвышается над всеми богами. Изображался в виде крылатого солнечного диска.

Бел (акк.) (Господин) — эпитет, обозначавший у аккадцев любое божество и употреблявшийся как фактическое второе имя Эллиля, затем Мардука.

Ду'узу (акк.), Думузи (шум.)— умирающее и воскресающее божество плодородия, супруг богини Инанны (Иштар), отданный ею в подземный мир в качестве выкупа за нее.

Игиги (акк.), «нун-галене» («великие князья», шум.) — небесные божества, противопоставлявшиеся ануннакам в узком смысле слова. «Семь великих богов-игигов» — Ану, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук, Иштар.

Иштар (акк.), Инанна (шум.) — центральное женское шумеро-аккадское божество. Богиня плодородия и любви, войны, разрушения и распри, олицетворение планеты Венера. Дочь Ану. Почиталась как местное божество-покровитель во многих центрах (в частности, Ниневии, Арбелах, Уруке и др.). Поглотила черты многих месопотамских и внемесопотамских божеств сходного характера. Изображается иногда со стрелами за спиной.

Мардук — городской бог-покровитель Вавилона, с возвышением последнего


считается сыном Эа и верховным божеством («отцом богов»), убившим Тиамат, создавшим мир и получившим владычеством над ним из рук Ану и Эллиля. Супруга Мардука — Царпаниту. Символы Мардука — секировидный топор и дракон Мушхуш.

Набу (акк.) — бог писцового искусства и мудрости, писец таблиц судеб. Бог-покровитель Борсиппы. Изображается стоящим на священном пьедестале, превращающимся в его атрибут.

Нергал (шум.)— владыка мира мертвых, злое божество; считался сыном Энлиля. Супруг Эрешкигаль, богини подземного царства. Бог-покровитель Куты и Апиака. Атрибуты: львиные головы, серповидный меч.

Нинмах (шум.) — богиня-мать, создательница людей. Местное божество Адаба.

Нинурта (шум.) — бог-герой, сын Энлиля. Бог растительного плодородия и победоносной внешней войны. Центр культа — Ниппур.

Потоп — важнейшая веха мифологизированной истории шумеро-аккадцев, отделяющая в их представлении «мифическое» прошлое от «исторического». Реально соответствует, по-видимому, общемесопотамскому наводнению ок. 2900 г. до н.э.

Син (акк.), Наина (шум.) — лунное божество. Первенец Эллиля, отец бога огня и света Нуску. Бог-покровитель Ура и Харрана. Символ Сина — полумесяц; основные атрибуты — бык и барка, в которой он путе­шествует вокруг земли.

Тиамат — хтоническое чудовище, воплощение первичного хаоса, супруга Апсу. Убита в битве порожденных ею богов («старших») с предводимыми Мардуком богами шумеро-аккадского пантеона («младшими»), после чего из ее тела Мардук создает мир. Изображается в виде дракона или семиглавой гидры.

Шамаш (акк.), Уту (шум.) — солнечное божество, также бог правосудия и справедливости, податель оракулов. Считался сыном Сина. Как местное божество почитался в Уруке. Часто изображается выходящим из-за гор как своеобразного подножия, с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руках.

Шеду и ламассу — олицетворение жизненной силы (шеду) и носительница личности (ламассу) каждого человека, выступающие как его хранители.

Эа, Эйя, (акк.), Энки (шум.) —хтоническое водное божество, владыка божественной мудрости, советник богов, повелитель Апсу, создавший человека вместе с Нинмах. Центры почитания — Эреду, Ур. Может изображаться как ихтиоморфный персонаж.

Эллиль (акк.), Энлиль (шум.)— бог ветра, воздуха и жизни, сын Ана, верховное активное божество, осуществляющее реальную власть над миром. Титулуется «отцом богов», наделен супругой-советчицей Нин-лиль. Настроен достаточно враждебно к людям. Центр почитания — Ниппур. Символ Эллиля (как и Ану) — рогатая тиара.

Эрра (акк.) — бог мора и войны как разрушительных стихий (по-видимому, заимствованный). Считался сыном Ану.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных