ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Генезис экономической теории. Экономические школы.Совокупность этапов развития экономической теории образуют генезис экономической теории. Генезис экономики как науки можно охарактеризовать возникновением и развитием экономических школ и учений. Последовательно их можно представить в виде таблицы 1. Таблица 1. Экономические школы и их представители.
Таким образом, началом экономики как науки считается ХVI век. Определяющим направлением экономической мысли ХVI- ХVII вв. стал меркантилизм (отитальянскогослова «мерканте» - торговец, купец),идея которой состояла в том, что национальное благополучие зависит от накопления благородных металлов, поэтому государство должно поощрять вывоз за границу товаров и ввоз в страну золота и серебра. Другим направлением экономической теории явилась школа физиократов («физис» - природа, «кратос» - сила, власть природы), в основу которых легли взгляды французского экономиста Ф.Кэне. Они источником обогащения государства полагали сельское хозяйство. Основателем классической экономической теории явились шотландский экономист и философ А.Смит и английский экономист Д.Рикардо, которые считали, что богатство проистекает прежде всего из материального производства. На основе критики сторонников школы капиталистического способа производства немецкими экономистами К.Марксом и Ф.Энгельсом была создана теоретическая концепция марксизм – учение о закономерностях и противоречиях капиталистического способа производства. В конце ХIХ- начале ХХ вв. экономисты английской школы К. Менгер, Э.Бем-Баверк и другие обосновали потребительский выбор и принцип рационального поведения в условиях существования ограниченных ресурсов. Они разработали теорию маржинализма (маржинал – предельный) – теория снижения ценности потребления каждой дополнительной единицы блага: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки. А. Маршалл (1842-1924) – один из основателей неоклассической теории – разработал концепцию равновесной цены, т.е. установления равенства цены спроса и цены предложения. При анализе спроса он исходил из теории предельной полезности, а при анализе предложения – из концепции факторов производства. Кейнсианская теория выдвинула новую теорию регулирования производства и занятости и обосновала необходимость государствен-ного вмешательства в экономику, тем самым, осуществив переворот в классических воззрениях А.Смита на роль государства в экономике.
4. Экономические законы и экономические категории. Система экономических отношений закрепляется в виде законов. Они носят объективный характер, действуют вне и независимо от сознания и воли людей. Попытки субъективного вмешательства в экономические процессы отрицательно сказывается на развитии экономики. Экономические законы – это установленные на основе опыта, практической деятельности, выявленные путем научных исследований устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями, характеризующими их величинами показателями. Экономические категории – важнейшие понятия экономической науки, отражающие существенные стороны экономических явлений и процессов. К экономическим категориям относятся: потребность; экономические блага; ограниченность (редкость) ресурсов; кривая производственных возможностей; основные экономические проблемы (что производить? как производить? для кого производить?); товар; полезность; стоимость; цена; собственность; хозяйство; рынок; производство; труд; спрос; предложение; издержки; прибыль; конкуренция; капитал и др. Экономическая теория всегда используется для выработки экономической политики. Экономическая политика – это деятельность государства по решению экономических проблем и приведению в действие их механизмов. Основными целями экономической политики государства в рыночной экономике являются обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости населения, экономической свободы для всех субъектов хозяйствования, улучшение благосостояния населения, окружающей природной среды. Лектор: ст. преподаватель Джусибалиева А.К. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|