Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Советская культура и национальное наследие




Вопрос об отношении советской культуры к национальному наследию, взаимодействии коммунистической идеологии с национальными ценностями в теории и реальной практике большевиков, имеет важное значение для понимания культуры, сформировавшейся после революции.

Первоначально заявленный В. И. Лениным и большевистским правительством курс на мировую социалистическую революцию и интернационализм (объединение пролетарского класса всех государств в мировую политическую общность) хоть и был краток, но губительно сказался на состоянии отечественной культуры. Большевики-интернационалисты, оторванные от родной культурной почвы, были нигилистами и рассматривали Россию лишь как полигон для масштабного социального эксперимента. Строя классовую (пролетарскую) культуру и не питая любви к русской культуре, они не видели никакой ценности в культурно-историческом опыте и национальных традициях русского народа. Из-за максималистской установки на разрушение основ старого мира и его полного переустройства в очень короткий срок были подорваны многие основы национальной жизни.

Правительство под руководством И. В. Сталина отказалось от курса на мировую революцию, провозгласив лозунг о построении первой фазы коммунизма – социализма, в отдельно взятой стране (СССР). Сталинский период принято оценивать как эпоху тоталитаризма, тотального контроля государства во всех сферах общественной жизни, массовых репрессий и жесткого подавления любого инакомыслия. Однако именно при Сталине произошел переворот в культурной политике большевиков от интернационализма к национал-большевизму. В 1940-е годы, во время тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны, произошла трансформация отношения государства к национальным основам жизни страны. От пролетарского космополитизма и русофобии сталинская власть повернулась в сторону поддержки национального духа. Были реабилитированы русская история и культура, превратившись из объекта нападок в предмет почитания. На экранах появились исторические кинофильмы национально-патриотической направленности (такие как «Александр Невский»[13], «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна). Произошел отказ от установки на ликвидацию церкви и религиозных «пережитков». После 18-летнего перерыва был избран патриарх Русской православной церкви (1943 г.), многие представители духовенства были амнистированы, вновь открылись духовные учебные заведения – академии и семинарии. После окончания войны Сталин недвусмысленно подчеркнул особые заслуги русского народа в деле победы над фашистской Германией.

Безрассудные лозунги и споры о коренном переустройстве привычного быта в коммунистический, что подразумевало обобществление собственности, введение потребительских коммун, разрушение семьи как отжившего института в эпоху Сталина закончились и сменились курсом на поддержание консервативных основ русского быта. Все последующие десятилетия советская культура зиждилась на возрожденных в советской форме консервативных ценностях крепкой семьи, национального патриотизма, коллективизма и общинности, которые были характерны для патриархального дореволюционного общества России.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных