Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способности человека — деятельное выражение субъектности




Основным определением человека как субъекта являются его способности. Внутреннее родство понятий «субъект» и «способ­ности» состоит в их общей отнесенности к деятельности челове­ка, к способам ее осуществления. «Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности» [62]. С.Л.Рубинштейну при­надлежит заслуга разработки основных положений психологии способностей, которые в дальнейшем были развиты работами отечественных психологов.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к ка­кой-нибудь деятельности. Под способностями понимают свойст­ва или качества человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. При объяснении приро­ды способностей необходимо рассматривать их в связи с «родо­выми» свойствами человека, которые не сводятся к природным свойствам, а имеют общественно-историческую сущность.

Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задаткиэто врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, со­ставляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками.

Задатки как природные особенности человека неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей. Задатки — лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой субъективности, задатки преобразуются и изменяются; они обусловливают развитие способностей человека, но не предопреде­ляют одаренности человека и возможностей его становления именно как человеческого существа. Об этом со всей очевидно­стью свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне челове­ческого общества; собственно человеческая психология, специ­фически человеческие способности у них так и не складывались.

Однако и вне органической природы человека, его телеснос­ти становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых для них условиях. При этом психическое развитие человека и обезьяны происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и по­нятно, поскольку у них были разными исходные органические предпосылки развития.

Природа индивидуальных и родовых способностей челове­ка — общая. Их единой нейрофизиологической основой являют­ся, по А.А.Ухтомскому, функциональные органы, складываю­щиеся прижизненно. Способностинаиболее явно выраженные функциональные органы человека, сформированные на основе орга­нических предпосылок. К родовым характеристикам человека от­носят его способность к труду, к рефлексии, к общению с помо­щью языка, к саморазвитию, т.е. те характеристики, которые присущи специфически человеческому способу жизни.

Способности в строгом понимании родственны способам деятельности, точнее жизнедеятельности, есть производное от способа взаимосвязи человека и мира. «Все специальные способ­ности человека, — писал С.Л.Рубинштейн, — это в конце кон­цов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека — это проявления, сторо­ны его способности к обучению и к труду» [63]. Это так называе­мые общие или родовые способности человека.

Из единой природы способностей и родовых характеристик человека вытекает определение структуры способностей. В со­став каждой способности, делающей человека пригодным к вы­полнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятель­ность осуществляется. Поэтому «ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций» [64]. С этой точки зрения определенная способность всегда представ­ляет собой сложную систему способов действий или операций.

При развитии способностей в процессе деятельности сущест­венную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны. Освоение знаний и умений предполагает наличие способно­стей; формирование способностей к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений и знаний. Способ­ности развиваются и совершенствуются в том, что делает человек.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа чело­века — продукт истории. Природа человека формируется и изме­няется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности форми­ровались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее; художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства» [65].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных