Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и условия возникновения рынка




Существует достаточно много определений рынка и каждое в своем роде справедливо:

- рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;

- рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, или отношение спроса и предложения;

- рынок – это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара, услуги вступают друг с другом в контакт с целью покупки или продажи этого товара или услуги;

- рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающие между собой производителей и потребителей продукции.

Алан Хоскинг характеризует современный рынок следующим образом: «Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через посредников с тем, чтобы продать или купить товары или услуги».[1]

Регулируемый рынок - сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации.

Однако универсального определения экономической категории «рынок» к сожалению пока не существует. Представляется, что наиболее удачной, охватывающей все вышеназванные определения, является следующая формулировка:

рынок – это совокупность экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена на товары и услуги.

Рынок является следствием длительного исторического процесса и возникновения ряда условий, которые сделали рынок объективно необходимым обществу.

Первым условием возникновения рынка является общественное разделение труда, возникшее еще в древности. Наука выделяет несколько важнейших ступеней общественного разделения труда. Первой является отделение скотоводства от земледелия, второй - выделение ремесла, третьей - возникновение торговли и купечества. Далее, в процессе выделения из отраслей подотраслей, углублялась специализация отдельных производств. И этот процесс, пока существует научно-технический прогресс, бесконечен, т.к. связан с ростом общественной производительности труда.

Разделение труда объективно требует обмена продуктами труда. Скотоводу нужен хлеб, а земледельцу – мясо и молоко, и тем и другим – продукция ремесленников. В результате возник бартер - одна из простейших форм обмена сначала внутри общины, а затем и меж общинами. Развитие обмена привело к появлению денег, которые увеличили стимул к производству товаров только для продажи. Результатом этого стало возникновение товарного производства - производства товара не для собственного потребления, а как носителя стоимости для получения взамен других предметов. Таким образом, появилось производство товара на рынок.

Вторым условием возникновения рынка является экономическая обособленность производителей товара. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает только на основе обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности, индивидуальной и коллективной, но обязательно ограниченной локальным кругом интересов. Этим кругом является организационно-правовая форма.

Третьим условием является самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Каждый хозяйствующий субъект свободен и самостоятелен при принятии основных экономических решений: что, как, для кого и сколько производить.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных