ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность и условия возникновения рынкаСуществует достаточно много определений рынка и каждое в своем роде справедливо: - рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; - рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, или отношение спроса и предложения; - рынок – это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара, услуги вступают друг с другом в контакт с целью покупки или продажи этого товара или услуги; - рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающие между собой производителей и потребителей продукции. Алан Хоскинг характеризует современный рынок следующим образом: «Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через посредников с тем, чтобы продать или купить товары или услуги».[1] Регулируемый рынок - сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации. Однако универсального определения экономической категории «рынок» к сожалению пока не существует. Представляется, что наиболее удачной, охватывающей все вышеназванные определения, является следующая формулировка: рынок – это совокупность экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена на товары и услуги. Рынок является следствием длительного исторического процесса и возникновения ряда условий, которые сделали рынок объективно необходимым обществу. Первым условием возникновения рынка является общественное разделение труда, возникшее еще в древности. Наука выделяет несколько важнейших ступеней общественного разделения труда. Первой является отделение скотоводства от земледелия, второй - выделение ремесла, третьей - возникновение торговли и купечества. Далее, в процессе выделения из отраслей подотраслей, углублялась специализация отдельных производств. И этот процесс, пока существует научно-технический прогресс, бесконечен, т.к. связан с ростом общественной производительности труда. Разделение труда объективно требует обмена продуктами труда. Скотоводу нужен хлеб, а земледельцу – мясо и молоко, и тем и другим – продукция ремесленников. В результате возник бартер - одна из простейших форм обмена сначала внутри общины, а затем и меж общинами. Развитие обмена привело к появлению денег, которые увеличили стимул к производству товаров только для продажи. Результатом этого стало возникновение товарного производства - производства товара не для собственного потребления, а как носителя стоимости для получения взамен других предметов. Таким образом, появилось производство товара на рынок. Вторым условием возникновения рынка является экономическая обособленность производителей товара. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает только на основе обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности, индивидуальной и коллективной, но обязательно ограниченной локальным кругом интересов. Этим кругом является организационно-правовая форма. Третьим условием является самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Каждый хозяйствующий субъект свободен и самостоятелен при принятии основных экономических решений: что, как, для кого и сколько производить.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|