Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 6. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ НА РЫНКЕ




Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этот термин относится и к самому единственному продавцу товара. Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

Абсолютная или чистая монополия существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей, т.е. субститутов. Характерными чертами монополии являются:

1 Единственный продавец, отрасль, состоящая из одной фирмы.

2. Нет близких заменителей, поэтому продукт фирмы является уникальным.

3. Монополия «диктует» цену.

Монополия применяет ценовую дискриминация, т.е. фирма устанавливает различные цены на одни и те же товары в зависимости от условий продажи и для разных категорий покупателей. Ценовую дискриминацию фирма может использовать при выполнении двух условий:

– фирма должна обладать достаточной монопольной силой;

– должна отсутствовать возможность перепродажи.

4. Монополия ограждает свой рынок, вступление в отрасль заблокировано. Барьеры могут быть экономические, технические, юридические. К барьерам относятся:

– Крупные размеры капитала, при которых может быть достигнуто эффективное, малозатратное производство. Мелкие фирмы в этих условиях не могут проникнуть на рынок и выжить вс нем, они не смогут получить экономию на издержках.

– Предприятия общественного пользования (газ, вода, электроэнерния). У них большие постоянные издержки. И им невыгодно сокращение рынка в связи с появлением конкурента.

– Патенты и лицензии – легальные барьеры для вступления в отрасль.

– Собственность наиважнейшие виды сырья. Фирма, владеющая сырьем, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

– Нечестная конкуренция, т.е. конкуренция, осуществляемая посредством агрессивных жестких действий, дискриминация продуктов конкурентов.

Монополия является фирмой, имеющей бюджетное ограничение и стремящейся максимизировать прибыль. Фирма принимает решения, сравнивая дополнительные (предельные) выгоды, предельный доход и дополнительные предельные затраты (издержки). В условиях несовершенной конкуренции продажи можно увеличить, снижая цену. Монополист заинтересован в том, чтобы подобрать оптимальный объем производства, либо подобрать цену к целевому объему производства так, чтобы прибыль была наивысшей. Анализируя монополистическое ценообразование можно сделать следующие выводы:

1. Монопольная цена не произвольна, она не является максимально возможной из всех цен, а определяется характером издержек и условиями спроса.

2. Монопольная цена всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

Ценообразование в условиях чистой монополии. Монополист контролирует рынок. Валовой доход монополиста равен произведению цены на объем

TR = PQ,

где TR – величина переменная при увеличении выпуска продукции от Qb до Qa он увеличивается, а от Qa до Qc уменьшается.

Цены (от Рb, Ра, Рс) постоянно уменьшаются (рис.19). Настоящий вид кривой спроса означает, что монополист может увеличить свой продажи только путем снижения цен. Наклон этой кривой свидетельствует о власти монополии на рынке. МС, MR и АС имеют для 19 монополиста такое же содержание, как и для совершенного конкурента. Но если в условиях совершенной конкуренции MR = P, так как любую единицу продукции фирма будет продавать по одной и той же рыночной цене, то в условии чистой монополии MR ≠ Р, так как для того, чтобы увеличить объем продаж, фирма вынуждена снижать цену.

 

Рис. 19. Ценообразование в

условиях чистой монополии

 

 

Если MR < Р то кривая MR будет располагаться под кривой спроса (рис.20).

 

 

 

 

Рис.20. Кривая предельного дохода и спроса

 

Положение фирмы, максимизирующей прибыль в условиях чистой монополии. Зная кривые предельных и средних издержек можно графически найти положение равновесия фирмы монополиста (рис.21). Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема производства, при котором MR =МС. Используя правило МС =MR, определим Qm и Рm (объем производства в условиях монопольного рынка и монопольная цена). Но поскольку MR = Р, то надо взять точку F1 (точку пересечения МС и DD). Монопольная прибыль есть разница между валовым доходом (ТR = Рm∙ Qm) и валовыми издержками (ТС = АС∙ Qm).

Таким образом, монополист, по сравнению с рынком свободной конкуренции, предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене.

Рис. 21. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии
Рис. 21. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии

Ценообразование в условиях олигополии. Структура рынка, при которой несколько независимых фирм удовлетворяют общий спрос множества потребителей, называется олигополией.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий конкурентов, т.е. каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов. Таким образом, для анализа олигополии надо вводить дополнительную предпосылку. Существует стандартный набор таких предпосылок (по Курно, по Бертрану и т.д.).

Следовательно, принятие решений олигополий зависит от величины издержек, спроса и ответной реакции конкурентов.

Поскольку не существует единой модели олигополии, то экономисты разработали ряд моделей олигополистического ценообразования.

Модель Курно основалась на следующих предпосылках:

– на рынке присутствуют две фирмы;

– каждая фирма, принимая свое решение, считает объем и цену конкурента постоянными.

Пусть на рынке действуют две фирмы Х и Y. Как определяет цену и объем фирма Х? Эти параметры зависят:

а) от издержек;

б) спроса, который зависит от поведения потребителей и фирмы Y.

Как поведет себя фирма Y, фирма Х не знает, она может только предполагать варианты ее действий и соответственно планировать свой выпуск.

Поскольку рыночный спрос D есть величина заданная, то расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. Цена и объем будут снижаться соответственно от Р0 до Р2 и от Q0 до Q2.

Определим Р0, Р1, Р2 и Q0, Q1,Q2, используя правило MR =MC (рис.22). Объединив эти графики, получим кривые реакции обоих фирм на поведение друг друга (рис.23). Предполагается по Курно, что в этих условиях фирма ведет себя пассивно, т.е. снижает цену и объем, но фирма может занять активную позицию. Такую ситуацию модель Курно не рассматривает.

 

       
 
   
 


 

 

 
 
Рис.22. Определение цены и объема Рис. 23. Кривые фирмы производства фирмы Х и Y

 

 


В современной экономической литературе выделяют четыре модели олигополистического ценообразования:

– ломаная кривая спроса;

– ценообразование, обусловленное тайным соглашением;

– лидерство в ценах;

– ценообразование по принципу «издержки плюс».

Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Черты монополистической конкуренции:

1. Присутствует большое число фирм на рынке.

2. Возможность контролировать цену (рыночная власть) незначительна.

3. Вступление новых фирм в отрасль не является сложным, не требует большого капитала.

4. Эластичность спроса на продукцию фирм не является абсолютной, но она достаточно высока.

5. Конкурентность таких рынков также достаточно высока.

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. В краткосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции может получать как прибыль (при Р >АС), так и нести убытки (при Р < АС) (рис.24).

       
 
 
   
Рис. 24. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

 


Равновесие в долгосрочном периоде. Экономическая прибыль фирмы будет равна 0, если Р = АС (рис.25). На монопольном рынке можно отметить еще два вида монопольной ситуации: монопсония, олигопсония. Монопсония – это такая структура рынка, при которой на рынке действует один потребитель (покупатель и много производителей продавцов).

Рис. 25. Равновесие в долгосрочном периоде

Олигопсония – это ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов.

Тесты

1. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначить любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая даст максимум прибыли;

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

2. Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК – международный нефтяной картель;

б) компания IBM;

в) московский банк «Гермес»;

г) издательство «Известия»;

д) городской метрополитен.

3. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:

а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше;

б) максимизировать прибыль;

в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса;

г) выбрать такой объем выпуска, при котором MR =Р;

д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.

4. Большинство рынков России представляют собой:

а) совершенную конкуренцию;

б) нерегулируемые монополии;

в) совокупность конкурентных и монополистических элементов;

г) регулируемые монополии;

д) естественные монополии.

5.Объем продукции, производимый простой монополией, называют «неэффективным», потому что:

а) монополия может устанавливать свой доход, снизив несколько цену;

б) монополия присваивает весь потребительский излишек;

в) Р > АТС;

г) средние издержки снижаются;

д) Р > MR =MC.

6. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

а) монополизирует рынок;

б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;

в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;

г) сегментирует рынок;

д) максимизируют валовую прибыль.

7. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:

а) средние издержки падают;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам;

д) все предыдущие ответы неверны.

8. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

а) предельные издержки равны цене продукта;

б) предельные издержки равны общим издержкам;

в) предельный доход равен предельным издержкам;

г) предельный доход равен общим издержкам;

д) средние издержки равны цене продукта.

9.У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукта, потому что:

а) цена меньше предельного дохода;

б) цена больше предельного дохода;

в) предельные издержки меньше средних издержек;

г) предельные издержки больше средних издержек;

д) все предыдущие ответы неверны.

10. Олигополия – это рыночная структура, где оперируют:

а) большое число конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое число конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое число конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

 

Задачи

1. Предельный доход MR = 1000 – 20 Q, общий доход TR = 1000Q – 10Q2, предельные издержки МС = 100 + 10Q. Определить рыночную цену Р и объем Q, если фирма является монополистом.

2. Функция спроса и валовых издержек условного монополиста описываются уравнениями: Р = 5000 – 17QD и ТС = 75000 = 200Q – 17Q2 + Q3.Определить максимальный общий объем прибыли, который может быть получен данным монополистом.

3. Монополист увеличил выпуск продукции с 6000 до 8000 шт. в месяц в надежде продать все изделия по наивыгодной для себя цене. Определить, как изменится его прибыль, если функция месячного спроса имеет вид: QD = 14000 – Р, где Р– цена за единицу продукции

4. Фирма, являющаяся монополистом, запланировала на следующий год такие показатели: цена реализации продукции руб./шт. – 400, 375, 350, 325, 300; объем реализации продукции тыс.шт. – 40, 50, 70, 95, 105; валовые издержки, тыс. руб. 17500, 19700, 22800, 26000, 28000; постоянные издержки – 7500 тыс. руб. Найти с помощью метода сопоставления валовых и предельных показателей наиболее выгодные для предприятия цену и объем реализации продукции.

 

Литература

[9, с. 314 – 326;11, с. 129 –136; 17, с. 117 –127].

 

ТЕМА 7. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных