Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАДАЧИ СКАЗКОТЕРАПЕВТА




Как же растить созидателя в гиперактивном или агрессивном ребенке, тем более что такие дети вызывают у взрослых разрушительные ответные чувства? Ответ прост и сложен одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой...» Кажется, что это нереально. И часто мы оказываемся в положении героев старой суфийской притчи.

Когда-то давным-давно один человек, сосредоточенно и упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Он решил поделиться с людьми своим открытием и стал путешествовать от общины к общине.
Он передал свой секрет многим людям. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе труда подумать о пользе знания, сочли учителя опасным и прогнали его. В конце концов люди какого-то племени, перед которыми он демонстрировал свое искусство, испугались и убили его, видя в нем исчадие ада.
Прошли века.
В одной общине знание о добывании огня сохранили только жрецы. Они пользовались властью, богатством и теплом, в то время как их соплеменники замерзали от холода.
Вторая община забыла искусство добывания огня и стала поклоняться орудиям его добычи.
Третья община поклонялась образу учителя, который когда-то учил их предков добывать удивительный огонь.
В четвертой общине история открытия огня сохранилась только в легендах и преданиях. Одни верили в них, другие — нет. Это не меняло дела.
Пятая община использовала огонь по назначению. Это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разнообразные полезные вещи.
И вот, спустя много-много лет, один мудрец с небольшой группой учеников путешествовал по земле, где живут эти общины. Ученики пришли в изумление при виде множества различных ритуалов. Они сказали учителю:
— Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к чему больше! Наш долг открыть перед этими людьми правду!
— Что ж, я согласен, — ответил учитель, — мы повторим наше путешествие с этой новой целью. А те, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы этих людей и как их разрешить.
Итак, мудрец и его ученики достигли первой общины. Им был оказан радушный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию «сотворения огня». Мудрец обратился к ученикам:
— Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду?
Первый ученик сказал:
— Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с ними.
— Если ты делаешь это на свой страх и риск, то начинай, — ответил учитель.
Ученик вышел вперед, встал перед вождем племени и жрецами и сказал:
— Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению божества. Если я это сделаю, признаете ли вы, что уже много веков находитесь в заблуждении?
— Хватайте его! — закричали жрецы.
Ученика схватили и увели, больше его никто никогда не видел.
Мудрец с учениками тронулись в путь и через некоторое время подошли к территории второй общины. Там поклонялись орудиям разведения огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.
С позволения учителя он сказал:
— Я хочу поговорить с вами как с разумными людьми. Вы поклоняетесь не огню, а всего лишь средствам, с помощью которых можно его получить. Таким образом, вы лишены возможности использовать огонь. Я научу вас пользоваться им.
Вторая община состояла из людей более разумных, но и они сказали ученику:
— Ты — наш гость, мы уважаем тебя. Но ты незнаком с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить ее. Потому мы больше не хотим тебя слушать!
Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они увидели перед каждым домом идола, изображающего человека — открывателя огня.
Третий ученик обратился к руководителям общины:
— Этот идол изображает человека, способного добывать огонь, не так ли?
— Может быть, и так, — ответили ему, — но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.
— Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на факты, — сказал третий ученик.
— Все это ересь. К тому же ее высказывает человек, который даже не говорит правильно на нашем языке и не принадлежит к посвященным в нашу веру! — заворчали жрецы.
И этому ученику не удалось добиться успеха.
Группа продолжила свое путешествие и прибыла на территорию четвертой общины. На этот раз перед людьми выступил четвертый ученик. Он заявил:
— История о добывании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.
В толпе возникло замешательство. Некоторые говорили:
— Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать, как добывать огонь.
Но когда мудрец и его ученики расспросили говоривших, оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали, что огонь есть нечто, необходимое для человеческого прогресса.
Те члены общины, которые воображали себя способными представлять истину как таковую, оказались людьми неуравновешенными. Они были слишком торопливы и не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.
Были и такие люди в четвертой общине, которые заявляли:
— Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить, чтобы занять среди нас высокое положение.
И еще одно мнение представила четвертая община:
— Наши легенды должны оставаться такими, какие они есть. Ведь это наше наследие, объединяющее всех нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся от них, а затем обнаружим, что новое толкование никуда не годно, что тогда станет с нашим обществом?

Итак, группа путешественников отправилась дальше и пришла наконец на территорию пятой общины, где разведение огня было делом обычным и общедоступным.
И сказал мудрец своим ученикам:
— Вы должны научиться тому, как учить. Ибо человек не желает, чтобы его учили. Сначала вы должны научить людей тому, как учиться. А перед этим необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться.

Как часто психологи, педагоги, родители или психотерапевты оказываются в роли учеников мудреца, стремящихся донести истину до воспитанников! Немало профессиональных трагедий случается из-за того, что умное слово не достигает ушей человека. В таких ситуациях люди говорят: «И психолог нам не помог...» Не помог не потому, что был неправ. Не помог потому, что выбрал не тот метод. Воистину, мало кто хочет, чтобы его учили. А еще меньше людей хотят, чтобы их учили жить. Вспомните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!»
Притча призывает нас познакомиться с «системой верований» нашего клиента. Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он привык. Его поведение, его симптомы, его проблемы — это его способ адаптации. И если он к нам пришел за советом, значит, он хочет что-то улучшить или старый способ его тяготит. Но достаточно ли он терпелив для изменений? Если мы сразу дадим совет тому, кто не имеет личностного и ситуационного ресурса для того, чтобы воспользоваться советом, не окажемся ли мы в положении учеников из притчи об огне? Оказывается, на пути помощи ближнему встречается множество подводных камней.
История об огне проливает свет на задачи сказкотерапевтов. По завету мудреца, мы должны научиться тому, как учить. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос как способ адаптации.
Из последних слов мудреца ясно, что нам важно сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажется, задача ясна. Но как это сделать?
Ответ мы найдем в суфийской притче о жадных сыновьях.

Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал сыновей и сказал им, что если они будут копать в таком-то поле, то найдут зарытые там сокровища.

Как только крестьянин умер, его сыновья пришли в поле и стали усердно и внимательно перекапывать землю вдоль и поперек, но сокровищ так и не обнаружили.
Они решили, что отец, по своей щедрости, уже раздал все золото, и прекратили поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и через несколько месяцев собрали богатый урожай.
Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.
Однако после сбора первого урожая у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они так и не нашли. Поэтому братья заново перекопали поле, но золота так и не нашли.
Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года. Тут-то они поняли, почему отец применил такой метод воспитания. И стали они честными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают немалым богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.

Вот так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе и смысле жизни. Учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смятением и жадностью учеников, должен побудить их совершить действия, которые помогут им развиться. Но истинный смысл этих действий самим ученикам сначала бывает непонятен.
Кажется, все просто — психологу нужно побудить клиента совершить действия, которые помогут последнему развиться. Однако что же это за действия? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны, но где уверенность в том, что проблемы будут решены?
Обратимся опять к притче. Секрет крестьянина в том, что он использовал недостатки своих сыновей. Что мы знаем о сыновьях? Они были ленивые и жадные. Мудрый крестьянин заинтриговал своих детей, создал для них приманку, отвлек разрушительные стороны личности своих сыновей — леность и жадность. В результате в реальном деле смогла проявиться их созидательная энергия — трудолюбие и щедрость.
Может быть, и нам стоит научиться видеть оборотную сторону проблемы? Под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом — бесстрашие, под глупостью — ум. Волшебник Изумрудного города, знаменитый Гудвин, умел видеть оборотную сторону проблемы. Он сумел дать «клиентам» именно то, что они просили. Трусливому Льву — смелость, Страшиле — мозги, Железному Дровосеку — чуткое любящее сердце. А ведь всеми этими качествами они обладали изначально. Гудвин лишь заставил их поверить в то, что нужное качество сформировано.
Итак, в задачу сказкотерапевта входит не только видение оборотной стороны проблемы, но и пробуждение веры.

ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ

Важно помнить о силе, которая побуждала сыновей крестьянина действовать, — они верили, что найдут сокровища, пока не выработали привычку трудиться. Именно вера способна активизировать ресурс личности и придать действиям дополнительную силу. И здесь уместно привести еще одну историю о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале.

Падишах праздновал свой день рождения. Из самых далеких краев съехались на праздник знатные гости с подарками. А послам и числа не было. Каждый входил, отдавал свой подарок и садился на свободное место.
В шатре играла музыка. Падишах был в восторге от того, как разукрасили дворец. Он очень гордился талантами всех своих придворных. Акбар считал, что в целом мире нет такого умного советника, как Бирбал.
И вот явился духовный учитель падишаха. Акбар встретил его с почетом, одарил богатыми подарками.
Во дворце царила радость. Куда ни глянь, — все ликуют и восхваляют падишаха. Окинув зал взглядом, Бирбал усмехнулся. Падишах заметил это и, когда все разошлись, спросил:
— Бирбал! Как ты думаешь, что важнее, святой или вера?
— Конечно, вера, владыка мира!
— А я думаю, нет! Случается, что вера важнее, но если бы не было святых и духовных учителей, разве могла бы существовать вера?
— Нет, падишах, вера важнее святого, — стоял на своем Бирбал.
— Неверно ты говоришь, Бирбал, ведь люди почитают святых.
— Вера в святых, конечно, приносит свои плоды. Мы совершаем жертвоприношения статуям святых, но не от статуй получаем воздаяние, а от святых. И за это поклоняемся их статуям.
Падишаху такие рассуждения пришлись не по вкусу, и он рассердился.
— Это все слова! А ты можешь доказать, что вера важнее святого?
— Могу.
— Докажи сейчас же!
— Владыка мира, это дело непростое, мне для этого нужно время.
— Ладно, даю тебе месяц, но помни: если за это время не докажешь своей правоты, — прощайся с головой.
— Согласен, — ответил Бирбал.
Берясь за дело, Бирбал всегда все обдумывал и взвешивал заранее. Когда прошло пять дней, он увидел, что падишах озабочен важными делами и забыл об их споре. Тогда Бирбал незаметно взял туфлю падишаха, завернул ее в шаль и унес из дворца.
Выйдя из города, он в глухом месте закопал сверток. Сверху насыпал землю горкой и поставил три камня так, что получилось подобие могилы.
Потом он нанял муллу и приказал ему молиться на могиле и принимать подношения от верующих. Бирбал наказал мулле говорить, что это могила святого Верашаха, и всячески прославлять святую жизнь покойного. Мулла выдумывал и рассказывал разные небылицы про чудодейственную силу святого Верашаха. Мало-помалу слухи о святом разошлись по всему городу. Народ валом повалил к могиле святого, — несли дары, молились, давали обеты и клятвы. Так, «Божьей милостью», пустыня ожила.
Вскоре весть о святом Верашахе дошла и до падишаха. Как водится, из мухи сделали слона. Придворные расписывали небывалые чудеса, которые будто бы и после смерти творит святой, а иные договорились и до такого: «Когда ваше величество были ребенком, отец ваш тоже почитал этого святого. И по милости Верашаха к нему пришла удача в его великих делах».
Падишах поверил им и дал себе слово навестить святую могилу, почтить память великого святого.
И вот однажды падишах вспомнил о своем решении, взял с собой несколько любимых придворных и поехал к могиле святого.
А там все время толпились люди. Рядом раскинулся небольшой базар. Падишаху это место понравилось. Он и придворные отвесили низкие поклоны могиле святого. Бирбал стоял рядом, молчал и не кланялся.

— Все низко кланяются могиле святого, а ты? Приличней было бы и тебе поклониться, — строго сказал падишах.
— Я готов поклониться, только если вы признаете мою правоту и скажете, что вера важнее святого.
Падишах сердито сдвинул брови:
— Я и сейчас повторю, что святой превыше веры. И при тебе даю обет: если я одержу важную победу над воинственным соседом, то велю покрыть могилу дорогим ковром, принести в дар сладости и здесь же угостить муллу и людей.
В это время примчался гонец, соскочил с коня, поклонился падишаху и доложил:
— Ваше величество! Ваш сын приказал передать: «Воинственный сосед разбит на поле боя, и есть надежда, что скоро он станет вашим слугой».
Падишах был вне себя от радости. Желая посрамить Бирбала, он вскричал:
— Так что, ты и теперь станешь твердить, что вера важнее святого?! Гляди, только я успел дать обет на его могиле, как тут же пришла счастливая весть, желание мое исполнилось!
— Владыка мира, если бы у вас не было веры, вы бы не дали обета святому. Вера — самое главное.
— Оставь свои уловки, теперь они уже ни к чему. Раз ты не смог доказать своей правоты, то готовься к смерти, — сурово сказал падишах.
— Ваше величество! Я только никак не пойму, в чем моя вина?!
Эти слова совсем разгневали падишаха. Он насупился и сказал еще суровее:
— Так вот ты как! Это в тебе не гордыня, а сама смерть говорит! Позвать палача немедленно!
Бирбал увидел, что падишах пришел в ярость. И тогда он повернулся лицом к могиле, сложил руки и почтительно сказал:
— О Верашах! Если я останусь в живых сегодня, то принесу на твою могилу в дар сладости и построю прекрасный мавзолей!
Услышав этот обет, падишах усмехнулся:
— Ну что, Бирбал, образумился? Пришлось и тебе дать обет.
— Конечно! Пришлось просить защиты святого, — поддакнул Бирбал.
Он позвал всех придворных, снял с бугра камни, раскидал землю и достал сверток. Удивленный падишах, во все глаза глядевший на Бирбала, спросил:
— Что ты делаешь?
— Владыка мира! Вот ваш святой Верашах. Ему-то вы и приносили обеты, — сказал Бирбал и развернул сверток.
Каково же было удивление падишаха, когда он узнал свою туфлю!
— Ваше величество! А вот теперь скажите, что важнее — вера или святой? — спросил Бирбал.
Но тут же сам ответил:
— Наша внутренняя вера — вот что главное. Если веры нет, то обещания и обеты бесполезны. Придется и вам признать, что главное — вера.
И пришлось падишаху согласиться с Бирбалом и сдаться перед его мудростью.
Слава о Верашахе разнеслась уже далеко, и на его могилу стеклось много денег. И Бирбал велел построить на этом месте мечеть.
Действительно, именно внутренняя вера направляет созидательную силу человека, формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к позитивному результату. Однако при этом важно не путать веру и надежду.

Как ни странно, но надежда часто оказывается препятствием для развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не делает того, что мог бы сделать. Психотерапевты и психологи-консультанты знают, как тяжело работать с человеком, который еще «может терпеть», надеясь на лучшее.
Давайте обратимся к мифологии и вспомним, в какой компании находилась надежда в ящике Пандоры.

Зевс решил наказать людей. Ранее он уже отнимал у них огонь, поэтому задумал новую каверзу. Он велел богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку. Она должна была обладать человеческой силой, нежным голосом и божественным взглядом. Прекрасная Пандора, получив дары от всех богов, тем не менее должна была принести людям горе.

Царь Эпиметей, пленившись ее красотой, не послушался предупреждения Прометея и взял Пандору в жены. В качестве приданого Пандора имела при себе некий ящик, заглядывать в который строго запрещалось. Однако любопытная Пандора открыла ящик, и разлетелись по земле бедствия, несчастья и болезни, заключенные в нем. Опомнившись, Пандора захлопнула крышку, но — поздно. Надежда единственная осталась на дне ящика. Поэтому и говорят: «Надежда умирает последней». С тех пор неслышными шагами несчастья бродят по земле среди людей, а надежда заперта в ящике Пандоры...

Так почему же надежда оказалась в одном ящике с несчастьями? Хоть она — «мой компас земной», нет ли здесь подвоха? Почему опытные психотерапевты советуют своим молодым коллегам: «Не формируйте напрасных надежд у себя и пациентов»?
Итак, не будем путать надежду и веру. Но будем пробуждать последнюю. Как же это сделать? Внушать постоянно клиенту: «Ты можешь!»? Или давать домашнее задание: «Повторяй перед зеркалом 100 раз «я могу» перед сном, после еды»?
Испокон веков веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Неслучайно в волшебных сказках чаще всего побеждает добро. Ведь это пробуждает в человеке внутреннюю веру и созидательную силу. Сначала эти качества проявляются на уровне некоего неосознанного ощущения, трепета. И постепенно осознаются и становятся действенными.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных