Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И контролируемый (или обучающий и обучаемый как субъекты контроля).




Цель контроля заключается в установлении состояния усвоения знаний на различных временных этапах учебного процесса; выявлении соответствия уровня усвоения целям подготовки; использовании результатов контроля для управления деятельностью обучаемых. Все три составляющие цели присутствуют в «цели контроля»:

целеполагание - в содержании информации, средствах контроля;

целеосуществление - в процессе контроля;

целеутверждение - в управлении деятельностью обучаемых.

Одной из важнейших целей контроля является реализация корректирующих воздействий. Коррекция необходима всегда, она порождается индивидуальными различиями обучаемых. Именно поэтому для эффективного обучения всегда необходим контроль. Только на его основе возможна корректировка процесса обучения.

«Цель контроля» - компонент, который является результатом многоэтапной трансформации общегосударственных целей подготовки, социального заказа общества на обучение в соответствии с требованиями стандартов.

Содержание контролируемой информации должно полностью соответствовать целям обучения, трансформированным в содержание образования. От степени обоснованности и согласованности целей обучения (для чего учить) и содержания обучения (чему учить) во многом зависит качество професси­ональной подготовки. При этом категория «образование» рас­сматривается как характеристика определенной ступени интел­лектуального и социального развития человека, приобретенного им по итогам обучения в каком-либо звене системы непрерывного образования. Конечные результаты профессионального обучения, как правило выражаются в «требованиях к специалистам», «модели специалиста». В отечественной школе под «содержанием образования» чаще всего понималась система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей школьников, формирование у них научного мировоззрения и морали, готовит их к жизни, к труду. Однако серия исследований, выполненных за последние десятилетия, расширила и углубила это понятие, которое на данном этапе трактуется как четырехкомпонентная структура, включающая:

· систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся верной диалектико-материалистической картины мира и вооружает их правильным педагогическим подходом к познавательной и практической деятельности;

· систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности;

· опыт творческой деятельности, основные черты ее, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

· опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности, являющихся основой убеждений и интересов молодого человека.

Итак, «содержание образования» - тот желаемый результат, который необходимо иметь на выходе из учебного заведения, тот уровень и состав достижений, выраженный в категориях знаний, умений, навыков и личных качеств учащихся.

Средства контроля — это всевозможные контрольные задания, вопросы, практические задачи, реализуемые через различные виды, формы и методы контроля, соответствующие целям и условиям оптимизации процесса контроля. Группой ученых и практических работников выдвигается точка зрения о необходимости введения стандарта качества подготовки специалистов, которым определялись бы единые требования к результату обучения — овладению обучающимися определенной системой знаний, умений и навыков. Сам подход к выбору стандарта качества подготовки не является новым, поскольку система независимого тестирования применяется уже давно в ряде стран — в США, например, действует система установленных тесов академической успеваемостиSAT(SholasticAptitudeTest),ACTR(AmericanCollegeTestingProgram),GRE(GraduateRecordExamination). Названные тесты являются сущности тестами достижений, ориентированными на результаты обучения в средней школе, где при всех различиях и дифференциации содержания обучения общность его все же очень велика.

Из указанных выше основных требований к средствам контроля следует, что необходимо обеспечить объективный контроль результатов учебной деятельности, обеспечить каждого учащегося индивидуальной программой контроля.

Перед преподавателем всегда стоит вопрос — за что ставить положительную оценку? И какую? Для грамотного решения необходимо осознанно выбирать средства контроля, а, значит, решить две основные задачи:

· определить долю минимальной положительной оценки от максимальной, т.е. от полных знаний и умений, определяемых рабочей программой дис­циплины, минимально необходимых в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

· подготовить для учащегося задания различной степени сложности, при выполнении которых им набирается сумма баллов, определяющая выставляе­мую оценку.

Контролирующий и контролируемый — два взаимосвязанных, взаимно влияющих друг на друга компонента системы, причем контролируемый рас­сматривается в качестве не только объекта, но и субъекта деятельности, организуемой педагогом. Цель подготовки специалиста в учебном заведении состоит в том, чтобы превратить объект (учащегося, студента) в саморазвивающуюся систему. Для индивидуального развития учащихся важно инициировать процесс преодоления противоречий между его возможностями и требованиями к учебной деятельности, причем развертывание способностей может существенно искажаться в зависимости от того, свободен ли человек, насколько принцип свободы учащегося как субъекта образовательного процесса воплощен в реальной действительности. В.Д. Шадриков отмечает, что цель реализации потенции человека должна доминировать, и на каждом уроке именно через призму данной цели должен строиться индивидуализированный процесс. Перед педагогом стоит задача — организовывать процесс контроля так, чтобы обеспечить деловые отношения с обучаемым, их стремление сотрудничать с педагогом

Контроль достижений обучающихся

Достижения обучающихся представляют собой систему определенным образом связанных элементов.

Проблемам достижения обучающихся, их сущности, критериям по которым их можно было бы диагностировать, разработке инструментария, который бы обеспечил объективность оценки и др. посвящены многие педагогические и психологические исследования (В.М.Блинов, В.П.Беспалько, Б.Битинас, Л.С. Выготский, З.И.Калмыкова, В.В. Краевский, Э.А.Красновский, Р.Ф. Кривошапова, О.Е Лебедев, Н.Д.Левитов, И.Я.Лернер, Н.А.Менчинская, В.З. Резникова, СИ.Шубинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Авторы Структурные компоненты достижений
Лернер И.Я. Знания в различных областях Виды деятельности, извлекаемые из социального опыта Система ценностей
Лебедев О.Е Уровень академической успеваемости с учетом ГОСа Фонд коммуникативных умений Творческая познавательная активность Личные социальные достижения
Краевский В.В. Система умений, вытекающих из структуры деятельности обучения и отражающих образовательные процессы ■ Находить или выбирать учебное действие ■ Воспроизводить и применять по образцу имеющиеся знания и умения ■ Строить план предстоящего действия ■ Предвидеть результаты предстоящего действия ■ Реализовывать план ■ Контролировать правильность выполнения действия ■ Устанавливать объективную и субъективную, индивидуальную и социальную значимость выполненного действия, оценивать результат
TTMSS международные обследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования Усвоение содержания образования, мотивация учебной деятельности с учетом факторов: 1. социально-экономических (демографические характеристики, экономическое и культурное состояние семьи) 2. социально-психологические (обстановка в классе, влияние учителей и сверстников; внешкольная активность) 3. индивидуальные (образовательный статус обучающегося, самооценка и мнение о факторах успеха).
Левитов Н.Д. ■ Самостоятельность мышления ■ Быстрота и прочность усвоения ■ Быстрота умственной ориентировки ■ Глубина проникновения в сущность явлений ■ Критичность ума
Менчинская Н.А. ■ Быстрота усвоения ■ Гибкость мыслительных процессов ■ Связь наглядных и отвлеченных компонентов ■ Уровень аналитико-синтетической деятельности
Калмыкова З.И. ■ Экономичность мышления ■ Темп продвижения (быстрота обобщения)
Выготский Л.С. · Познавательная сфера (восприятие, память, мышление, воображение) · Сфера личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, ценностные ориентации т.д.) · Система практических и умственных действий
Санкт-Петербург · Система ЗУН в рамках конкретного учебного курса · Система ЗУН соответствующих ГОСу · Отсроченные достижения (мировоззренческие новообразования, степень социализации личности)

 

61. Экскурсии - одна из форм обучения биологии в школе.

Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой (Н.М. Верзилин).

Экскурсия имеет большое познавательное значение. В ходе экскурсии у учащихся есть возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения, экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируются ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин, что способствует формированию целостной картины мира.

Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который ранее изучался на уроке.

На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.

Собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.

Типы экскурсий. Экскурсии по биологии бывают различными по дидактическим задачам, содержанию, месту проведения. Наиболее распространены классификации экскурсий по дидактическим задачам и месту проведения. По дидактическим задачам экскурсии бывают вводными (по разделу, теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, собирают живой материал для последующих тем, проводят кратковременные наблюдения.

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями, происходящими в природе.

Обобщающие (заключительные) экскурсии проводятся в конце изучения темы или части её и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы учащиеся в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы.

Виды экскурсий. По месту проведения выделяют экскурсии в природу, музеи, зоопарк, ботанический сад, оранжерею, сельскохозяйственное производство, научно-исследовательский институт, пришкольный учебно-опытный участок и пр. В зависимости от места проведения изменяется содержание экскурсии. По содержанию экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, экологическими и комплексными с учётом учебного содержания отдельных курсов биологии.

Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 5 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсийв природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ.

Экскурсии в природу по всем разделам школьной биологии, проводимые по различным темам и в различное время года, имеют общую структуру.

Структура экскурсии. В структуру экскурсии должны войти: общее введение о месте проведения экскурсии, тема, познавательная задача, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельная работа учащихся, отчёты учащихся с демонстрацией собранного материала, дополнительные сведения учителя, заключительная обобщающая беседа.

Г лавное для каждой экскурсии - активная творческая познавательная деятельность учащихся. Для её организации необходимо чётко определить, что надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.

Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учащихся. Учитель определяет задачи экскурсии, основные понятия, которые будут отрабатываться на экскурсии; выбирает место проведения; разрабатывает маршрут; заранее посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащимися; определяет места остановок для объяснений, самостоятельных наблюдений, отдыха.

Учащиеся также должны быть готовы к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии, её задачами, вопросами, на которые они должны найти ответ, разбивает учащихся на группы, назначает в группе старшего, распределяет между группами задания для самостоятельной работы. В зависимости от содержания и задач экскурсии школьники обеспечиваются соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, папки для гербария, копалки, сачки, баночки, лупы и т. п. Предварительно учитель может ознакомить учащихся с маршрутом экскурсии и требованиями к поведению во время экскурсии.

Работа учителя завершается составлением плана и конспекта экскурсии.

План экскурсии

1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.

2. Маршрут экскурсии. Маршрут - это не путь движения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

3. Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.

4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5-7 мин.).

5. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин.).

6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10-15 мин.).

7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3-5 мин.).

8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.

9. Общее заключение по экскурсии (в природе).

10. Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.

Проведение экскурсии. Экскурсия не должна быть очень продолжительной и походить на урок или тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.

Экскурсию лучше всего начать с описания места её проведения (природного ландшафта, искусственно созданных условий). Учитель, обращает внимание учащихся на время года, на состояние неживой и живой природы, даёт характеристику местности или проводит беседу на основании их непосредственного наблюдения.

Затем учитель проводит вводную беседу или рассказ, конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала. Далее учитель распределяет между учениками задания для самостоятельной работы, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин.). Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание учащихся на изучаемый объект или явление. Задания могут быть одинаковыми для всей группы или разными для отдельных групп, состоящих из двух-четырёх человек. Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии. В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции. Учитель должен помнить, что природный материал нужно собирать в ограниченном количестве и только тот, который действительно понадобится в учебном процессе на последующих уроках.

Б.Е. Райков дал учителю ряд полезных советов по проведению экскурсий (1920). В методике обучения биологии они известны как «Десять заповедей экскурсионного дела».

1. Помни, что экскурсия - не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

 

62. Модели реализации химического образования в средней школе.

Для того чтобы определить основные задачи химического образования, достаточно ответить на простой вопрос: «Что должно остаться в голове у школьников от уроков химии?». Если речь не идет о школьниках, ориентированных на будущую профессиональную работу в области химии, то ответ может быть такой: задача школьного химического образования - дать детям грамотное представление о свойствах веществ и их превращениях в природе. Ребята должны знать, из чего состоят предметы вокруг них, и что с этими предметами может происходить при различных воздействиях: как горят дрова, из чего состоит воздух, почему ржавеет железо, как можно собрать разлившуюся ртуть и т.д.

Химия - наука, в первую очередь, экспериментальная. Современная средняя школа из-за недостатка материальных ресурсов постоянно скатывается в сторону "бумажной химии". Нередки ситуации, когда хороший ученик умеет расставлять коэффициенты в сложном уравнении, но не имеет представления о том, как выглядят участники реакции, и даже не знает, твердые они или жидкие. Для того чтобы исправить эту ситуацию, необходимо увеличить число лабораторных занятий и резко улучшить оснащение учебных химических лабораторий (кабинетов). Каждая школа должна быть оснащена кабинетом химии с минимально необходимым набором оборудования и реактивов.

Другая проблема связана с логической структурой и теоретическим содержанием школьного химического образования. Теоретические модели, структуры и терминология современной химии стремительно развиваются и усложняются. Современная химия, конечно же, должна находить отражение и на школьном уровне. Теоретическую химию уже нельзя излагать на уровне середины прошлого века. В принципе, школьникам можно наглядно объяснить любые химические понятия, например, такие как двойственная природа электрона, элементарная стадия реакции или водородный показатель. Эти объяснения, однако, должны быть и научно обоснованными, чтобы у школьников не сложилось представление о том, что атом - это набор стрелок, химическая связь - это "палка", соединяющая атомы, а электрон - вращающийся волчок. В последние годы научный уровень школьных программ и учебников несколько вырос, однако ясного и четкого изложения теоретической химии никому еще добиться не удалось.

Химия - это самостоятельная научная дисциплина, имеющая четкий предмет и систему законов и правил. Интеграция химии с физикой, биологией и математикой не сводит ее к этим наукам. Одни и те же объекты, например атомы или нуклеиновые кислоты, изучаются разными науками по-разному. Поэтому химию нельзя включать в один общий предмет "Естествознание", она должна сохранить свою индивидуальность. В то же время, учебные планы по химии, физике и математике должны быть элементарно согласованы. Например, периодический закон удобно изучать после того, как в физике пройдено строение атома, а водородный показатель - после того, как в математике введено понятие логарифма.

Важная задача профильного химического образования - подготовка учеников к высшей школе.

Прежде всего, следует разграничить понятия "профильное обучение" и "профильная школа".

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть, созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти старшеклассников.

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных