Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление дебиторской задолженностью




Дебиторская и кредиторская задолженности определяются в основном условиями расчетов предприятия с покупателями и поставщиками. В основу управления дебиторской задолженностью положены два подхода:

• сравнение дополнительной прибыли с затратами и потерями, возникающими при изменении политики расчетов за реализованную продукцию;

• сравнение и оптимизация размеров и сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженностей.

При первом подходе учитывается, что с увеличением дебиторской задолженности связаны не только дополнительные расходы по финансированию этого увеличения и потери из-за увеличения безнадежных долгов, но и увеличение объема реализации продукции из-за смягчения условий расчетов с потребителями и получение дополнительной прибыли.

Поэтому прежде чем принимать решение о том, продавать продукцию с отсрочкой платежей или нет, необходимо сравнить затраты, связанные с появлением дополнительной дебиторской задолженности, с приростом прибыли в результате увеличения выручки от реализации. Если прирост прибыли больше, следует увеличить кредит покупателям.

Пример. Предприятие ежегодно продает в кредит 600 тыс. ед. продукции по цене 10 грн за единицу при ее себестоимости 7,5 грн; средний период погашения дебиторской задолженности — 25 дней; средняя норма прибыли на капитал — 20 %. Если смягчить условия расчетов с дебиторами, то прогнозируется увеличение объема реализации продукции на 15 %. При этом средний период погашения дебиторской задолженности увеличится до 45 дней, а сумма безнадежных долгов — на 100 тыс. грн. Определить, целесообразно ли идти на либерализацию условий кредита покупателям.

Решение.

1. Определяем дополнительную прибыль от увеличения объема реализации продукции:

60000 *0,15 (10 - 7,5) = 225 тыс. грн.

2. Теперь определим увеличение средней суммы дебиторской задолженности. Для этого вычислим среднюю сумму дебиторской задолженности (по себестоимости) при условиях расчетов:

Ø старых

Ø новых

3. Отсюда прирост дебиторской задолженности

Δ ДБЗ = 832,2 - 308,2 = 524 тыс. грн.

4. Определим издержки, связанные с финансированием дополнительной дебиторской задолженности (упущенную выгоду):

524* 0,2 =104,8 тыс. грн.

5. Тогда прирост прибыли от изменения условий расчетов составит

225 - 104,8 - 100 = 20,2 тыс. грн.

 

Второй подход к управлению дебиторской задолженностью заключается в максимальном использовании возможностей сокращения финансового цикла за счет привлечения для финансирования дебиторской задолженности средств в расчетах с кредиторами за товары (работы, услуги). Для этого составляют баланс дебиторской и кредиторской задолженности и осуществляют контроль за сбалансированностью дебиторской задолженности за товары (работы, услуги) с кредиторской задолженностью за сырье и материалы. Финансовые менеджеры стараются так организовать расчеты с покупателями и поставщиками, чтобы уменьшить разность между средним периодом погашения дебиторской задолженности и средним периодом погашения кредиторской задолженности (за счет увеличения последнего). При этом надо учитывать возможные потери для предприятия, отказавшегося от скидок, которые предоставляют поставщики при более быстрой оплате счетов.

Известны следующие способы управления средствами в расчетах с дебиторами:

Ø не предоставлять отсрочку платежа без предварительной проверки финансового состояния покупателя;

Ø получить от покупателя договор о залоге имущества на сумму отсроченного платежа;

Ø продать счета дебиторов факторинговой компании или факторинговому отделу банка;

Ø застраховать средства в расчетах от убытков по безнадежным долгам;

Ø постоянно контролировать счета дебиторов, применяя к ним метод АБВ (см. п. 6.3);

Ø оценивать реальное состояние дебиторской задолженности (выявлять сомнительные долги, оценивать вероятность появления суммы безнадежных долгов);

Ø контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей;

Ø разработать систему договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и форм оплаты (предварительная оплата, обычно со скидкой; частичная предварительная оплата в сочетании с продажей в кредит; передача на реализацию; выставление промежуточного счета — эффективно при долгосрочных контрактах, обеспечивает регулярное поступление денег по мере выполнения отдельных этапов договора; получение банковской гарантии на возмещение банком соответствующей суммы в случае невыполнения дебитором своих обязательств; применение гибких цен, которые согласуются с индексом инфляции и фактическим сроком оплаты товаров);

Ø установить премиальную систему оплаты труда для персонала отдела сбыта в зависимости от эффективности мероприятий по увеличению продаж и получению платежей за отгруженную продукцию.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных