Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЭМЫ ГОМЕРА, ОБРАЗЫ, КОМПОЗИЦИЯ, ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС

 

Гомеровские поэмы были записаны в 6 веке до нашей эры, они относятся к архаическому периоду. Ионийский с вкраплениями. "Илиаду" и "Одиссею" записали в Аттике группа учёных, и те стали каноническими. Греки абсолютно все знали "Илиаду" и "Одиссею". И история, и литература, и военное дело – всё возводили к Гомеру. В 6 веке до нашей эры – развитие личности. Классический. В древности была нераздельность всех искусств. Игры на кифаре без слов у греков вроде бы не было. Как исполнялись поэмы Гомера, мы не знаем.

 

"Илиада"

 

10й год осады Трои. Это только маленькая часть. "Эпоса об Эдипе" и аргонавтов там нет, как и самой истории войны. Он рассказывает только о 10 годе осады, о гневе Ахилла. Остальное мы знаем только по другим мифам.

Герои: Ахилл, Менелай, Агамемнон, Одиссей. Данайцы и прочие.

Взятие Трои, троянский конь, гибель Трои, Приама, Кассандра – это не существует в Илиаде.

Сюжет один исчерпывающий сюжет – "гнев Ахилла". Жанр – героический эпос, там почти все герои, кроме одного, герои. Но Гомер восхищается и "витией" тоже.

 

СЮЖЕТ:

 

К началу поэмы война шла уже 9 лет, и у осаждавших были трофеи. У Ахилла – дочь троянского жреца.

 

1я книга: поссорился с из-за того, что тот лишил его почетной доли добычи. Жрец бога старый Хрис пришел к и принес богатый выкуп за дочь, попавшую в плен и доставшуюся. отказал Хрису, и тогда тот, обратясь к, попросил бога отплатить грекам за оскорбление. Разгневанный девять дней и ночей метал стрелы в стан греков. На десятый день собрал вождей, и прорицатель объяснил причину гнева пришлось вернуть Хрисеиду отцу, но, не желая лишиться своей доли добычи, он потребовал, чтобы отдал ему свою пленницу, Брисеиду. уступил, но поклялся покинуть ряды ахейцев. О своей обиде он рассказал матери, морской богине, и попросил ее вымолить у наказание. выполнил просьбу и пообещал ей передать победу троянцам.

 

2я книга: принесла сыну радостное известие. Тем временем на начался вечерний пир, на который во дворец собрались все боги. Ночью послал обманчивый сон, обещая близкую победу. Наутро накануне наступления решил проверить боевую готовность своих воинов и предложил им вернуться домой. Воины, не подозревая об обмане, побежали к кораблям, и вождям стоило многих усилий возвратить их обратно. Упорнее всех возражал, наводившему порядок в войске,, который бранил и остальных вождей и призывал воинов прекратить воевать ради обогащения корыстолюбивых царей. Выступление - первое свидетельство протеста воинов против злоупотребления предводителей - еще не находит поддержки у масс. Поэтому портретная характеристика, очень четкая и выразительная, явно отрицательна:

 

Муж безобразнейший, он меж Данаев пришел к Илиону,

 

Был косоглаз, хромоног, совершенно горбатые сзади

 

Плечи на персях сходились; глава у него подымалась

 

Вверх острием и была лишь редким усеяна пухом

 

Напряженная сцена заканчивается фарсом: палкой колотит, тот дрожит, плачет, вызывая всеобщий смех.

 

3я книга: После совершения жертвоприношений вожди готовят к бою свои дружины. Длинный перечень греческих кораблей служит напоминанием о грозной опасности для Трои. Тем временем посылает к троянцам вестницу богов, чтобы предупредить их о приготовлениях врагов. выстраивает троянское войско, но перед боем предлагает единоборством с решить спор. посылает в Трою за царем, а идет, чтобы привести. В башне у Скейских ворот вокруг собрались троянские старейшины. Древние, мудрые старцы сравниваются с цикадами, непрерывно стрекочущими на ветвях деревьев.

 

4я книга: Поединок и заканчивается победой. Но опрокинутого на землю и полузадушенного спасает, окутывает его густым облаком и, сделав невидимым, уносит с поля боя. А на во дворце ссорятся и спорят боги., сочувствующий троянцам, вынужден уступить, ненавидевшей троянцев и мечтавшей об их погибели. Подстрекаемый троянец Пандар ранит стрелой, нарушая перемирие. Война вновь возобновляется, и, считая троянцев ответственными за нарушение клятв, говорит своим воинам: пусть погибнет Троя

 

6я книга: Ожесточенно сражаются люди и боги. Погибает виновник нарушения перемирия Пандар. На защиту своего сына, троянца, бросается, которую ранит копьем, он же ранит самого бога войны и обращает в бегство. Когда боги покидают поле боя, идет в Трою, чтобы поручить матери и другим троянкам совершить жертвоприношение и молить ее о спасении. Но отвергла моления. У городских стен встречается со своей женой, которая в сопровождении кормилицы, несущей на руках сына, спешит к крепостным воротам, напуганная известием о наступлении греков., рыдая, молит, ради нее и сына не возвращаться на поле брани. понимает её страх, но уходит, хотя знает, что Троя, которую он защищает с такой самоотверженностью, обречена на гибель, однако он должен исполнять свой долг

 

Затем: На рассвете собирает богов и, запретив им вмешиваться в дела людей, отправляется на гору Иду, чтобы следить за военными действиями. Оттуда он поражает молнией войско греков и передает победу троянцам. Несмотря на все попытки и помочь грекам, объявляет, что греки будут терпеть поражение, пока не перестанет гневаться на. Но тот тщетно пытается примириться с, предлагая вернуть Брисеиду и в придачу богатые дары. Он готов отдать в жены любую из своих дочерей и семь городов в приданое. отказывается от примирения. На совете вождей греки решают отправить в Трою разведчиков, чтобы выведать намерения противника. В свою очередь посылает в стан греков своего лазутчика. и убивают троянца, а затем, проникнув в лагерь фракийцев, союзников Трои, нападают на спящих воинов и убивают их. Утром война возобновляется. во главе троянского отряда прорывается к греческим кораблям и пытается поджечь их, чтобы отрезать грекам путь к отступлению. Положение греков безвыходно. Тогда друг упрашивает разрешить ему выйти с войском и отогнаать от судов троянцев. соглашается и отдает свои боевые доспехи, но советует ему не увлекаться преследованием врагов. забывает о предостережении друга и у крепостных стен погибает от руки. снимает доспехи с убитого. Греки прилагают все усилия к тому, чтобы унести с поля боя его тело. Весть о гибели друга доходит до; безоружным он выбегает из шатра и криком отпугивает троянцев. Горе беспредельно. Желая отомстить за смерть, он забывает о гневе и примиряется с. По просьбе выковывает оружие и доспехи для. приносит их сыну. Наутро выходит в бой. приказывает всем богам принять участие в сражении. На сторону греков встали,, и, троянцам помогали,,, и бог реки. Сам остался наблюдать на. преследует троянцев, тщетно разыскивая среди них. Тела убитых он бросает в реку, и выходит из берегов, грозя поглотить в своих водах. Вмешательство, преградившего огнем путь реке, спасает от гибели. Около Скейских ворот догоняет. Трижды обегают они вокруг крепостных стен, прежде чем начать поединок. на золотых весах взвешивает жребии обоих. Жребий "тяжкий к упал". погибает в поединке. Умирая, он предсказывает гибель здесь же, у Скейских ворот, от руки своих мстителей - и. издевается над телом поверженного врага, привязав труп к своей колеснице. Ночью к приходит душа и молит о погребении. устраивает другу торжественные похороны, а затем в течение многих дней объезжает на колеснице его могилу, волоча за собой тело. Но бог, держа над свой золотой щит, охраняет его тело от тления и повреждений. хочет даже похитить тело, но ему мешают и. Наконец в сопровождении вестника богов к отправляется старец, надеясь выкупить тело сына.

 

23я книга – оплакивание Патрокла.

 

24я книга – финальная песня, как Приам ночью пришёл в палатку Ахилла и попросил тело Гектора. Ахилл понимает горе отца и обещает отдать тело за выкуп.

 

"Одиссея"

 

Рамочная композиция. Начало – на острове, вынут к Феакам, на пиру у Феаков рассказывает от 1 лица свои приключения.

1 исчерпывающий сюжет на протяжении всей поэмы. Всего 24 песни.

 

СЮЖЕТ:

 

Поэма о герое-Одиссее. Родом с Итаки (слева на карте). Троянская война закончилась, все давно приехали. Агамемнон был убит женой, Менелай привёл Елену. Этого в поэме подробно нет. Одиссей же никак десять лет не может доехать до Итаки, т.к. он разгневал Посейдона. Выколол глаз сыну циклопа Полифему. Посейдон заставил корабль Одиссея скитаться по морям, была и Каллипса, и Сцилла, и Харибда, и сирены. Потом он стал мужем нимфы. Но он очень хотел домой к Пенелопе и Телемаху.

 

"Одиссея " начинается с того, то на Олимпе ведётся разговор о том, что Одиссея уже можно вернуть домой. На далеком острове, в середине моря, удерживает, желая сделать его своим мужем. Боги решают отпустить домой. летит на остров Итаку проведать дом, его сына Телемаха и жену. На Итаке собрались женихи, "многобуйные мужи", которые расхищают добро и бесчинствуют в его доме. принимает облик старого друга и советует Телемаху тайно от женихов отправиться на поиски отца. Телемах навещает в Пилосе старца, затем посещает и, которые лишь недавно вернулись в Спарту после долгих скитаний. Пока Телемах путешествует, собирая сведения об отце, которого он никогда не видел, и знакомится с его былыми соратниками, женихи, напуганные действиями Телемаха, сговариваются о том, чтобы подстеречь его, когда он будет возвращаться, и убить. Рассказ о Телемахе прерывается описанием совета богов. Вновь просит за, одновременно заботясь также о судьбе Телемаха. поручает ей охранять Телемаха. же летит к. (книга 5я)

 

Одиссей сделал себе плот и уплыл от Каллипсы, но Посейдон ещё об этом не знал, и Одиссея выкинуло бурей на берег, и он заснул там. На острове был царь, царица, царевна. Она встретила Одиссея и взяла в дом отца. Там он рассказывает предысторию (как раз рамочная композиция)

 

Первое приключение ожидало и его спутников, покинувших разоренную Трою, в стране киконов, где они разрушили город и увезли с собой богатую добычу. Затем буря отнесла корабли в страну лотофагов, пищей которых служит цветущий лотос. Тот, кто отведает лотос, навсегда забудет отчизну и останется с лотофагами. пришлось насильно забрать на корабль тех, кто успел попробовать лотоса. Далее мореплаватели попали в страну (циклопов), одноглазых великанов, живущих без всяких законов вдали друг от друга в горных пещерах. и его спутники подошли к пещере киклопа Полифема. съел нескольких пришельцев, а остальных оставил у себя в пещере, заложив выход из нее огромным камнем. предложил вина, тот выпил и пожелал узнать имя гостя. отдал остатки вина и сказал, что его имя Никто. Когда пьяный великан уснул, накалил на огне палицу и вонзил ее в единственный глаз. На крик великана к пещере сбежались остальные, но на вопрос о том, кто мучает его, услышали ответ: "Никто" - и негодуя разошлись. Утром слепой отодвинул камень, чтобы выпустить из пещеры овец и баранов, сам сел у входа, ощупывая спины животных. Но подвязал под брюхо самых крупных баранов своих уцелевших товарищей, таким же образом прицепился сам и благополучно выбрался на волю. Герои отплыли, но отныне их повсюду преследовал гнев, отца ослепленного. На острове царя ветров получил от в подарок мех с завязанными в него ветрами, чтобы уже ничто не препятствовало мореплавателям вернуться домой. Когда же показались знакомые очертания берегов Итаки, измученный задремал, а его спутники, заподозрив, что он скрывает что-то от них, развязали мех и выпустили ветры. Поднялась буря, и корабли вновь отнесло к острову. Но разгневанный прогнал. В стране великанов-лестригонов, где "паства дневная с ночною сближается паствой", то есть в стране самой короткой ночи, потерял почти всех своих спутников. Лестригоны разбили в щепки одиннадцать кораблей, людей нанизали на колья и унесли в город на съедение. Уцелел лишь один корабль, на котором мореплаватели достигли острова Эи, где жила дочь волшебница (Цирцея). В центре лесистого острова стоял дворец, вокруг которого бродили ручные волки и львы. провел в плену у целый год, и при расставании волшебница приказала ему спуститься в царство мepтвых к знаменитому прорицателю. На далеком севере, в стране киммерийцев, где "печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков ночь безотрадная... искони окружает живущих", нашел вход в страну смерти. Спустясь туда, совершил жертвоприношения и вызвал души умерших. Души отведали жертвенной крови и вновь обрели дар речи. побеседовал с, с матерью, встретил,, и многих других боевых товарищей. Увидел он судью подземного царства Миноса,, а также и Сизифа, осужденных на вечные муки за совершенные ими преступления. Из страны мертвых он вновь вернулся к, снарядил свой корабль и отправился далее. Новая опасность ожидала путников возле острова, которые своим дивным пением заманивали мореплавателей и убивали. залепил всем спутникам уши воском, а себя приказал привязать канатами к мачте и взял с друзей слово, что они не развяжут его, несмотря на все его просьбы. Благодаря этой хитрости он сумел спастись и услыхать чарующее пение. За островом показались две необыкновенные скалы. На одной из них жила шестиголовая пожирательница людей, а на другой - чудовищная, которая трижды в день извергала из себя черные воды и трижды вновь поглощала бурлящий поток. Чтобы спастись от, подвел свой корабль к скале, которая тотчас же схватила и проглотила шестерых его товарищей. Далее они причалили к острову Тринакрии, где паслись стада бога. запретил товарищам приближаться к стадам, но пока он спал, его голодные спутники зарезали и съели несколько самых лучших коров. По просьбе разгневанного послал бурю, и корабль был разбит в море молнией. Все мореплаватели погибли, лишь один был выброшен волной на остров Огигию, к.

 

Алкиной даёт ему корабль. Феаки, которые умели плыть по морю быстрее самых быстролетных птиц, доставляют на Итаку. На обратном пути их корабль замечает. Разгневанный на феаков за то, что они помогли вернуться домой, превращает их корабль в скалу.

 

Возвращаясь к Пенелопе, он встречает там женихов, которых много набралось за 20 лет. Афина превращает Одиссея в нищего старца. Свинопас рассказывает ему, какой бардак там творится. Женихи, воры.

 

Пенелопа всё время прядёт, а ночью распускает, оттягивая момент называния имени "избранника". Одиссей встречается с Пенелопой в виде странника. Она хочет его накормить, предлагает служанке омыть ему ноги. Та видит старый знакомый шрам. Узнаёт. Пенелопе ничего не известно. Пёс узнал и умер от радости.

 

Одиссей пришёл на пир женихов. Единственный сумел натянуть лук. Убил всех женихов, даже того, кого не хотел убивать, так как до этого оружие всё убрал. Одиссея заканчивается, когда он всех убивает и расправляется с воровавшими служанками.

 

"ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС"

 

Где и когда жил Гомер, был ли он автором 2х поэм, гомеровских гимнов. Может быть, каждая поэма имела своего автора.

 

"Хоридзонты" – разделители, так считавшие. Все биографии Гомера легендарны. Много городов спорили за право быть родиной Гомера. Древние греки не знали, кто Гомер, а аббат д'Обиньяк (17 век) решил, что Гомера не было. Доказывал, что очень много недостатков, повторений. "Гомер" с греческого "слепой" не может быть сказителем. Он считал, что это были разные авторы.

 

Вольф жил на 100 лет позже, заключил, что поэма – плод творчества многих певцов-сказителей. Он был уверен, что письменности не было. Но письменность была. А повторения всё-таки есть.

 

"Унитарии " – учёные, считавшие, что у поэмы был один автор

 

" Аналитики " – уверены, что это было народное творчество.

 

Много теорий "между":

 

А)Теория первоначального ядра. Было первоначальное ядро, потом добавляли своё, меняли что-то.

 

Б) Лахман: "Теория малых песен". Кто-то воедино собрал их и построил поэму.

 

В) Теория поздних вставок.

 

В начале 20 века в основном все были аналитиками. Они расходились в понимании древних текстов. С 20х годов 20 века побеждают "унитарии" – почему взяты именно эти сюжеты?

 

В поддержку аналитиков:

 

10 песен "Илиады" не связаны с "Гневом Ахилла" никак.

 

20я песня – очень много повторений

 

2я песня – каталог кораблей и вождей.

 

Елена приказывает Парису посмотреть со стены на героев и описывает их, хотя война идёт уже 10 лет.

 

Но есть художественное и композиционное единство.

 

Историчность сюжета доказана Шлиманом. Многое, описанное Гомером,так и было. Нашли 7 городов, 1 из которых был Троей, воевавшей с ахейцами.

 

Племенной строй, почти нет железа.

 

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Поэмы Гомера написаны шестистопьем. Есть такт "палец" – спондей. - _ _ (палец), - - _ (спондей). Первые 5 слогов и дактиль, и спондей, последние – всегда спондей. У греков было чередование долгих и кратких, а не ударных и безударных.

 

Гексаметр – 6 строк, в середине – цезура. После 3 или 4 строки. Рифмы не было (только в комедиях).

 

2 плана: воины, нападающие на Трою, и боги, сидящие на Олимпе.

 

Почему эти поэмы такие знаменитые? Они примитивно-реалистичные, реализм весьма примитивный, очаровательный. Одиссей – хитрый, Патрокл – хороший друг. Нет внутренних переживаний и анализа их. "Энциклопедия древности" – тех людей, которые воюют. Но Гомер может всё бросить и описывать историю шрама или другие посторонние вещи. Ретракдация – замедление, перечисление.

 

Автор пока не умеет рассказывать две вещи, происходящие одновременно.

 

Божественное вмешательство. Боги с грубыми, мелочными, отрицательными чертами. Всегда антропоморфные, боги такие же, как люди. Ссорятся, мирятся.

 

Художественный метод – он не жалеет эпитетов. Ахилл – 46 эпитетов, "быстроногий", "высокоумный". Афина – "совоокая", "воинственная".("Тарас Бульба", "Мёртвые души" – ориентированы на Гомера, Гоголь тоже может всё бросить и описывать что-то постороннее, не важное для повествования). Женские образы у Гомера: Пенелопа, Бресенда. Готовые поэтические образы.

 

У Гомеровских поэм нет личности. Его мнения мы не знаем.

 

Эпическое раздолье, но в сущности сжатый рассказ. Распространённые "Гомеровские сравнения". Эпитеты не связаны с событиями (если Ахилл спит, он всё равно быстроногий). Любование Гомера словом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А главное, не пей, сынок, не пей! | Со Дня снятия блокады Ленинграда


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных