ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономические функции, формы и методы государственного регулирования экономикиГосударственное регулирование экономики – комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. Государство отвечает за: - фискальную политику (бюджет, налоги); - монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка); - регулирование внешней торговли; - регулирование распределения доходов. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики: 1 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения. 2 Денежно-кредитная (монетарная) политика – контроль над денежной массой в экономике. Её цель – поддержка стабильного развития экономики. Методы регулирования разделяются на рис. 12.4: 1 Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты). 2 Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
Рисунок 12.4 – Структура государственного регулирования экономики Методы государственного регулирования: 1) социально-экономическое прогнозирование и индикативное планирование, развитие отдельных отраслей, регионов, городов и всей страны; 2) бюджетирование страны, регионов, городов, районов; 3) установление ставок налогообложения цен и тарифов на монопольные товары и услуги, экономических нормативов и квот; 4) денежно-кредитная эмиссия и установление максимальной величины процентной ставки за пользование кредитами; 5) поддержание курса национальной валюты; 6) установление правил и процедур материальной поддержки многодетных семей, пенсионеров, инвалидов; 7) финансирование проектов развития, имеющих общегосударственное значение. Выбор цели и методов государственного регулирования определяется общим социально-экономическим положением страны, соотношением интересов различных слоев населения, господствующим политическим режимом и другими факторами внутреннего и внешнего характера. Внешнеэкономическое регулирование. Формы регулирования: 1 Государственные целевые программы (социальные); 2 Прогнозирование; 3 Моделирование ситуаций. Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции. Причины регулирования рис. 12.5: Рисунок 12.5 – Роль государства в экономике
1 Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.); 2 Наличие частного и общественного характера производства; 3 Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы); 4 Научно-технический прогресс; 5 Тенденция к монополизации; 6 Наличие международной конкуренции. Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками, исходя из интересов определённых социальных групп. Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства: - формирование правовой основы экономической деятельности; - создание общественных благ; - регулирование внешних (побочных) эффектов; - проведение антимонопольной политики; - создание инфраструктуры экономики; - государственное предпринимательство; - перераспределение доходов; - макроэкономическая стабилизация; - проведение фискальной политики; - поддержка малого бизнеса; - регулирование внешнеэкономической деятельности; - поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.
Финансовая система
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально - экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Структура финансовой системы государства представлена на рис. 12.7. Рисунок 12.7 – Структура финансовой системы государства С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений. Задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направлении их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, платежей, государственных пошлин, сумм, полученных от продажи казённых предприятий и т.п. Госбюджет – основной государственный финансовый фонд. Основные источники его пополнения – налоги и сборы, поступающие от субъектов хозяйствования и физических лиц. Основные направления использования – расходы на государственное управление, безопасность государства, экономические и социальные программы рис. 12.8. Целевые бюджетные фонды (ЦБФ) – фонды, образованные при госбюджете за счёт отчислений предприятий и других субъектов хозяйствования и предназначенные на строго определённые цели. Внебюджетные фонды – образуются за счёт отчислений предприятий и физических лиц и используются чаще всего в экономике и социальной сфере. Образуются и функционируют вне бюджета (фондодержателем обычно является министерство, государственная или частная организация).
Рисунок 12.8 – Структура формирования бюджета государства
Государственный кредит – это финансовые ресурсы, которые государство привлекает у субъектов хозяйствования и населения на условиях займа. Обычно необходимость в госкредите возникает при дефиците бюджета. Государственное имущественное и личное страхование – это фонды, которые формируются из страховых взносов субъектов хозяйствования и физических лиц. Фондодержатели страховых фондов – государственные или частные страховые организации. Особенностью этих фондов является то, что страховое возмещение производится только тем организациям и физическим лицам, у которых наступили «страховые случаи». Местные финансы сосредоточены в местных бюджетах и местных ЦБФ территориально-административных единиц. Задачи местных финансов - такие же, как и общегосударственных, но применительно к своему региону. Источниками образования местных бюджетов и ЦБФ являются, в основном, местные налоги, а также дотации из госбюджета. Используются средства местных бюджетов на социальные и экономические нужды региона. Финансы предприятий, в свою очередь включают финансы предприятий: - материального производства; - непроизводственной сферы. Их задачей является формирование предприятием своих денежных фондов, эффективного их использования, получение максимальной прибыли, обеспечение финансовой устойчивости. Примеры фондов: амортизационный фонд, фонды потребления и накопления, образуемые из прибыли и т.д. Используются на расширение и развитие предприятия и социальное развитие коллектива. Финансы предприятий материальной сферы – ведущее звено всей финансовой системы, поскольку именно в процессе хозяйственной деятельности предприятий формируются источники финансовых ресурсов как самого предприятия, так и государства в целом.
Лекция 13 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|