Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возобновление деятельности товарных бирж в России




 

Современный этап в деятельности российских бирж начался в июле 1990 г. регистрацией Московской товарной биржи (МТБ). Далее в течение 1990—1991 гг. в России происходил настоящий "биржевой бум", было зарегистрировано примерно 800 бирж. Однако если их оценивать с точки зрения общепринятых стандартов в отношении бирж, то лишь незначительная часть организаций, именовавших себя биржами, могла называться ими, да и то с определенной натяжкой. Большинство же представляло собой обычные посреднические конторы.

Биржи, созданные в этот период, являлись чем-то средним между ярмаркой, крупнооптовым торговым домом и собственно биржей. Можно отметить ряд черт, которые не позволяли их с полным правом отнести к биржам:

• нерегулярность и иногда нефиксированность дней и часов торгов;

• универсальный характер номенклатуры товаров, присутствие большого количества небиржевых товаров;

• отсутствие или незначительное число однотоварных специализированных секций;

• нестандартизованность партий;

• несовершенство методов котировки, а иногда и отсутствие ее.

Главным центром биржевой торговли являлась Москва, хотя со временем биржевая торговля активизировалась и в других регионах страны.

Инициаторами создания товарных бирж в тот период чаще всего выступали коммерческие центры и территориальные управления Государственного комитета по материально-техническому снабжению СССР, которые действовали обычно при поддержке местных органов. В некоторых случаях учредителями бирж становились крупные промышленные предприятия, заинтересованные в налаживании стабильных хозяйственных связей в условиях ухудшающейся экономической ситуации. Региональные биржи, возникавшие при участии местных коммерческих структур, чаще стремились к налаживанию торговли информацией, а не к организации собственно биржевой торговли.

Создание отечественных бирж в тот период шло в специфических экономических условиях и в некоторых аспектах отличалось своеобразием. Прежде всего, в отличие от зарубежных бирж, отечественные биржи создавались как коммерческие организации. При этом, стремясь получить максимальные льготы, организаторы бирж часто использовали весьма "оригинальные" правовые формы создания бирж. Например, с целью получения льготного налогового статуса Киевская специализированная биржа зарегистрировалась как малое предприятие, что, как известно, не является организационно-правовой формой. В то же время Всесоюзная товарная биржа АПК в Рязани организовалась в форме акционерного общества открытого типа, хотя в стране не было реального фондового рынка.

Самыми распространенными формами стали:

• товарищество (общество) с ограниченной ответственностью;

• акционерное общество закрытого типа.

В тот период главной целью учредителей бирж была быстрая окупаемость внесенных средств с высокой прибыльностью первоначальных капиталовложений. При этом явно недостаточным, а иногда и просто низким был класс и качество услуг самих участников этих бирж, к тому же часто назначавших непомерно высокую цену за свои услуги.

Состав участников на отечественных биржах в тот период был довольно сложным. Как правило, присутствовали две группы участников: инвесторы (учредители и собственники торговых мест) и торговые предприниматели (владельцы брокерских контор и фирм).

Учредителями считались инициаторы создания биржи, подписавшие учредительное соглашение и внесшие первоначальные взносы. В отличие от зарубежных бирж, где доля основателей обычно ограничивается 3—5% от разрешенного к подписке капитала, в нашей стране фиксированного предела доли учредителей не было и на большинстве бирж она колебалась от 15 до 30%. В отдельных случаях все голосующие акции распределялись между учредителями.

Обычно за учредителями закреплялось первоочередное право на получение дивидендов либо по фиксированной норме на отдельную акцию, скажем, 25—30% по итогам года, либо в определенной доле от чистой прибыли общества, например 10%. При ликвидации биржи уставный капитал возвращался учредителям, т.е. они на время существования биржи как бы сдавали его в аренду, не утрачивая на него права собственности.

Учредителям давалось, как правило бесплатно, право открыть одну или несколько брокерских контор, что также составляло важную привилегию. Иногда за ними резервировалось первоочередное право приобретения освобождающихся брокерских мест.

Владельцы брокерских мест, даже покупая их, все равно не становились их собственниками, так как в отличие, например, от американских бирж они не становились полноправными участниками биржевого рынка.

Отличительную особенность отечественных бирж составляет и группа посетителей. Их разделяют на постоянных, внесших фиксированную плату за право торговать в течение определенного периода, и разовых, получающих доступ на один или несколько дней. Наличие группы посетителей в первые годы существования российских бирж означало, что формально считающиеся закрытыми многие биржи на самом деле являлись смешанными. Плата за место постоянного посетителя являлась фактически разновидностью дополнительного биржевого налога на право вести торговлю на формально закрытом рынке, что к тому же не освобождало от необходимости вносить биржевой сбор за совершенные сделки. Таким образом, на отечественных биржах ни постоянные, ни разовые посетители не могли быть признаны в качестве участников.

Поскольку традиция организации биржевых торгов в России к 90-м годам давно исчезла, каждая из вновь образовывавшихся бирж выбирала свою схему деятельности.

Существенная разница имелась и в трактовке понятия "маклер". На старых биржах России маклер — это торговый деятель. На новых биржах — это, как правило, ведущий торги. Старые маклеры проходили не только внутрибиржевую аттестацию, как сейчас брокеры, а еще утверждались министром торговли и промышленности, приводились к присяге, звание их было пожизненным, если не было с их стороны отказа или их не лишали прав. Официальный статус маклера — главное отличие от современного брокера.

 

Управление биржей

 

В первые два года биржевого движения (1990—1991 гг.) еще отсутствовала законодательная база для развития товарных бирж, что затрудняло государственное регулирование и контроль биржевой торговли, зачастую создавая ситуацию беспорядка и хаоса на товарном рынке. Первый проект Закона РСФСР "О товарной бирже и биржевой торговле" был подготовлен еще в июле 1990 г. Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходившие от самих бирж. Но все они, к сожалению, так и остались в то время проектами.

Первым документом, регламентирующим биржевую деятельность, стало Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. "О деятельности товарных бирж в РСФСР", которое утвердило Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Приказом Государственного Комитета по антимонопольной политике в мае 1991 г. было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Однако эти документы регулировали лишь самые общие моменты деятельности бирж и оставляли нерешенными многие важные вопросы.

В настоящий момент основным нормативным документом, регулирующим биржевую торговлю, является Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Основной идеей закона стало положение о том, что участие в бирже является не формой капиталовложения, а средством получения прибыли от собственно посреднической деятельности. Конечным результатом последовательного проведения этой идеи в жизнь было бы формирование биржи как бесприбыльной, некоммерческой организации. Однако на момент принятия Закона введение исключительно такого статуса для российских бирж не было целесообразным. Поэтому в Законе предусматривалась возможность создания биржи в форме как коммерческой, так и некоммерческой организации.

Другим важным положением Закона стало довольно строгое определение понятия биржевых товаров и прямой запрет на совершение биржевых сделок в отношении отдельных видов имущества. Эта мера была направлена на приближение уровня биржевой торговли к классическому образцу. Из сферы деятельности товарной биржи были исключены торговая и инвестиционная (с 1 января 1994 г.) деятельность, а также иная деятельность, непосредственно не связанная с организацией биржевой торговли. Биржевой товар определяется в Законе как не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе это может быть стандартный контракт или коносамент на указанный товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Закон определил и основы управления товарными биржами. Высшим органом управления при всех правовых формах бирж является общее собрание. К его исключительной компетенции относятся:

• осуществление общего руководства деятельностью биржи, определение ее целей и стратегии развития;

• определение правил внутреннего распорядка;

• утверждение, изменение и дополнение учредительных документов;

• выборы и утверждение биржевого комитета, биржевого совета и ревизионной комиссии.

Постоянно действующими органами управления биржей являются; биржевой комитет и исполнительная дирекция (в ТОО и 000); биржевой совет и правление (в АО).

Биржевой комитет (совет) по сути подобен наблюдательному совету, представляющему всех членов и охраняющему их интересы. Осуществляет текущий контроль за деятельностью биржи и обычно проводит еженедельные заседания. Это контрольно-распорядительный орган текущего управления, имеющий право решать любой вопрос, не входящий в компетенцию общего собрания. Функции комитета:

• заслушивать отчеты исполнительной дирекции (правления), вносить поправки к правилам торговли;

• подготавливать решения общего собрания;

• устанавливать порядок и сроки внесения дополнительных вкладов в уставный капитал, размеры всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов;

• подготавливать решения о приеме новых членов, создании и прекращении дочерних предприятий, филиалов и представительств;

• утверждать дни и часы биржевых торгов, курсовых дней, наблюдать за котировкой цен, изданием биржевого бюллетеня и т.д.

Решения биржевого комитета обязательны для всех членов и сотрудников.

Главное отличие биржевого комитета (совета) от других постоянно действующих структур заключается в том, что это выборный орган. Он состоит из полномочных представителей членов-участников, а также квалифицированных специалистов, не имеющих статуса полномочных представителей. Обе категории лиц, входящих в биржевой комитет, должны пройти процедуру выборов на общем собрании.

Собрание назначает главу исполнительной дирекции (правления) и его заместителей, которые набирают сотрудников отделов биржи. Руководят деятельностью дирекции (правления) в наших условиях либо президент либо главный управляющий.

Правление — орган текущего непосредственного руководства, состоит в отличие от биржевого комитета либо из назначенных, либо принятых по найму лиц. Исключение составляют председатель арбитражной комиссии и его заместители, которые выбираются арбитрами, а не членами биржи.

Текущая организационно-хозяйственная деятельность включает:

• разработку программ биржевой деятельности и процедур биржевых торгов:

• налаживание взаимодействия между членами биржи;

• установление связей с партнерами;

• ведение финансового, бухгалтерского и статистического учета;

• предоставление платных услуг;

• контроль за соблюдением правил торговли и оформление сделок;

• обучение сотрудников биржи.

Исполнительная дирекция самостоятельно определяет численность сотрудников и их структуру, уровень оплаты труда, их права и обязанности.

Исполнительный директор (президент) полномочен действовать от имени биржи без доверенности, представлять ее во всех государственных органах, учреждениях, заключать договоры, распоряжаться имуществом и средствами биржи.

На отечественных биржах существуют и специальные коллегиальные органы, такие, как арбитражные комиссии, экспертные бюро.

Принятие биржевого законодательства вызвало дальнейшие изменения в деятельности товарных бирж. Многие биржи отказались от выплаты дивидендов и перешли к бесприбыльной форме организации товарной биржи. Первой к такой форме перешла РТСБ. Ее концепция "нулевых дивидендов", о которой было официально объявлено еще в 1991 г., стала в то время сенсацией, но вскоре примеру РТСБ последовали и другие биржи. Изменилась целевая ориентация участников биржевой торговли: они стали стремиться извлечь прибыль не из вложения средств в биржу, а из проводимых ими на бирже посреднических операций. Многие биржи стали менять ассортимент товаров, обращавшихся на бирже, отказываясь от небиржевых товаров, занялись разработкой стандартных контрактов.

В 1993 г. пополнилась законодательная база организации срочной торговли — было разработано и утверждено "Временное положение о клиринговом учреждении".

Начиная с 1993 г. в деятельности российских бирж наблюдаются существенные перемены. Прежде всего отмечалось резкое падение деловой активности, снижение биржевых оборотов, а затем и закрытие целого ряда бирж. Причин для этого было несколько: начавшаяся либерализация цен и экономическая реформа, снятие ряда ограничений деятельности промышленных предприятий, изменения в системе налогообложения.

Начавшуюся после принятия Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" перерегистрацию бирж прошли далеко не все организации, называвшие себя на тот момент биржами. Так, к середине 1992 г. перерегистрировано было только около 270 бирж. А на начало 1995 г. в России, по данным Роскомстата, насчитывалось 160 бирж.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных