Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Игральные кости из Киева, Гнёздова и Тетерева




 

Письменность

 

Славяне еще задолго до принятия христианства могли познакомиться с письменностью. Они приходили к грекам на черноморские рынки. После 106 года н. э. из Дакии начался наплыв римских торговцев, а когда в VI и VII веках славяне пришли на Балканский полуостров, им, несомненно, часто представлялась возможность видеть античные письмена и познавать их. Не исключено поэтому, что отдельные наиболее образованные представители славян еще задолго до X века пытались передать в письменной форме известия о славянах. Но это нигде не засвидетельствовано, а вообще неправдоподобно, чтобы славянский народ до принятия христианства знал подлинную письменность и пользовался ею.

 

Все, что до сих пор приводилось в пользу глубокой древности славянской письменности, в частности, все теории о существовании славянских рун, подобных рунам германским, является предположениями, не подтвержденными источниками, а иногда и просто pia fraиs. Правда, германские руны, существовавшие на севере с конца III века, не могли оставаться неизвестными славянам, если принять во внимание разносторонние связи балтийских славян со Скандинавией. Не исключена также возможность их использования для славянского языка. Имена статуй богов в храме Сварожича в Ретре с XI века 55 могли быть написаны латинскими буквами или также скандинавскими рунами; руны принесли с собою на Русь скандинавы. 56 Но тем не менее следует констатировать, что до сих пор не был найден ни один достоверный памятник со славянскими рунами. 57 Все, что приводилось отдельными исследователями, оказалось либо фальшивкой, либо неславянскими текстами, либо какими-то непонятными значками, а не рунами. Это доказал несколько лет тому назад, а недавно вновь подтвердил В. Ягич. 58

Камни из Микоржина

 

Итак, особой письменности, подобной рунам, у славян не было, не было также письма, подобного латинскому или греческому. Единственное, что можно допустить для языческого славянского периода, — использование славянами для сохранения в памяти каких-либо явлений или для выражения определенных просьб различных значков, главным образом зарубок, вырезавшихся обычно на глиняной пластинке или на какой-нибудь деревянной палочке. По-видимому, это имел в виду болгарский черноризец Храбр, когда писал в X веке о балканских славянах в «Сказании о письменах славянских», что «прежде у славян не было книг и что они читали и „гадали" лишь при помощи зарубок и черточек (чрътами и зарубами)». 59 Как выглядели эти примитивные записи, показывают нам так называемые rаbuše (рабуш), raboše (рабош), rovaše (роваш), сохранившиеся до настоящего времени у горных славян на Балканах, в Альпах, а также и в Моравии. 60 На гранях палочки видны различные типы зарубок, из которых каждая имеет свое значение и свою комбинацию.

 

Настоящую письменность славяне узнали только в IX веке от апостола Константина — Кирилла, посланного около 863 года вместе с Мефодием в Великую Моравию крестить тамошних славян и составившего для этой цели специальное письмо, которым он и его ученики писали славянские переводы священного писания и книг церковной службы. 61 В филологической литературе долго шел спор о том, какой из известных двух видов старославянской письменности был более древним или каким именно писали Константин и его друзья. 62 Ныне такой более древней славянской письменностью считают так называемую глаголицу, которая из Македонии распространилась в Моравию, Паннонию, Чехию, Хорватию и Сербию, но сохранилась только в западной оконечности Балканского полуострова. В других местах она была повсюду заменена новой, более легкой, письменностью, так называемой кириллицей, составленной в Болгарии из обычной греческой письменности в начале X века. 63

 

Для обозначения этой письменности существовало в X веке слово pьsati (pisьmo, pisьma — буква), означавшее первоначально «кра сить», что было естественно при примитивной технике письменности того времени. Другим термином, обозначавшим букву, был буки (буква). 64 Хотя современное слово книга также общеславянское и древнее, оно имеет чуждое происхождение, по последним этимологическим данным, чисто ассирийское. 65 Как попало оно к славянам, объяснить пока нельзя.

Рабош из Боснии (по Ягичу)

 

Счет

 

Так как еще индоевропейцы вели счет по десятичной системе и у них существовали числа вплоть до тысячи, 66 то на этом основании мы можем сделать вывод, что и праславяне могли считать до тысячи и именно десятичной системой. Слово sъ-to важно, между прочим, еще и потому, что подтверждает принадлежность славян к восточной индоевропейской группе сатем (санскр. satám, иранск. satem).

 

Однако наряду с десятичной системой славянам была известна также система счета на дюжины, хотя у них и нет специального образования чисел ниже 60 и свыше 60, как у остальных индоевропейцев. Но славяне также издавна и много считали на дюжины, 67 и у них следует это рассматривать как влияние древних вавилонских культур, хотя и нельзя делать на этом основании выводы о соседстве индоевропейской колыбели с Вавилонией, как это сделал когда-то И. Шмидт 68. Как попал счет на дюжины к славянам, неизвестно. Я полагаю, что его принесли вместе с иранскими мерами и весами арабские торговцы в период огромного расцвета восточной торговли, известного нам на Руси и в Центральной Европе в IX и X веках. 69

 

При десятичном счете, в частности при обучении детей счету, главную роль играли десять пальцев на руках. Но так же, как вместо письменности пособием служили разные зарубки на рабуше, точно так же и числа еще до принятия христианства обозначались различными значками для памяти, подобными приблизительно тем, какие употребляют до настоящего времени пастухи в моравских горах или на Балканах 70. Слово число (из читсло) засвидетельствовано уже многими источниками начиная с XI века. 71

 

Исчисление времени

 

Древние индоевропейцы еще в первобытное время различали зиму, лето и весну, а также десять месячных периодов, умели делить месяц на две половины и вести счет суткам по ночам, когда был виден месяц. Однако точно выделять времена года и части суток отдельные индоевропейские народы научились лишь позднее, под влиянием более развитых культур, главным образом вавилонский астрономии, распространившей свое влияние повсюду. В частности, это было точное деление года на четыре части, затем деление его на 12 месяцев и наименование последних, деление месяца на 30 дней, а всего года на 360 дней, разделение суток на два времени и создание недели из семи дней с седьмым днем отдыха. 72

 

У древних славян в конце их языческого периода мы находим не только унаследованную ими индоевропейскую основу исчисления времени, но и некоторые определенные достижения. Славяне различали четыре времени года: зиму, яръ — весну, лето, есень — осень, и так как понятие года не было еще достаточно ясным, то они и исчисляли года по этим временам года, главным образом по зиме или лету. Начало этих времен года, а следовательно, и года нам неизвестны, и вообще понятие года было еще недостаточно развито. Древний индоевропейский термин vetos, обозначавший прошедшее лето и зиму, сохранился у славян в прилагательном vеtъ, vetъchъ в значении «древний», а русское слово «год» или сербское и болгарское «година» означали время вообще, в частности праздничное время. 73

 

Наряду с четырьмя временами года славянам были известны и месяцы (měsęcь), к выделению которых они пришли благодаря наблюдению за изменением луны от полнолуния до полнолуния, 74 что было для них, несомненно, главной основой всего измерения времени вообще. При этом они понимали, что четыре времени года совпадают приблизительно с 12 месяцами, но не смогли уравнять несовпадение лунного года с солнечным. Вообще же нумерация и распределение месяцев были неточны, что лучше всего видно по колебанию месячной номенклатуры. 75 Древние славянские названия до христианского периода и до принятия римского календаря нигде, правда, не записаны, но мы можем восстановить их по названиям, сохранившимся у всех славян до настоящего времени, и по названиям, которые появляются уже в текстах IX и X веков. Эти названия следующие: sěčenъ, suchyj, grudenъ, prosinьcь, studenъ, brězьnъ, travenъ, izokъ, črьvеnь, zarevъ, srърьnъ, vrěsenъ, rjujïnъ, listopadъ, duben, leden, luty, květen, rožen, kosenь, sěnokosъ, lіреnь и еще некоторые другие. Тем не менее трудно установить их последовательность в дохристианский период, поскольку названия эти колеблются в своем размещении внутри года и места их постоянно меняются у различных славянских народов. Поэтому я полагаю, что в эпоху славянского единства не существовало еще точного различия месяцев с соответствующими названиями, но что зимой употребляли разные наименования для морозного времени, весной — для времени цветения берез и для вре мени, когда вырастает трава, летом — для времени, когда жали хлеба, осенью — когда ревут олени и когда опадают листья. Таким образом, была образована серия названий, которые впоследствии, как только славяне расселились и оказались в землях с различным климатом, были размещены различно, так что в X веке одинаковой номенклатуры уже не было, и только с появлением римского календаря из 12 месяцев славянские народы получили постоянные названия различных месяцев.

 

С принятием христианства к славянам проникли новые латинские названия месяцев, новое, более точное деление года, затем деление месяца на четыре недели и на семь дней. 76 Такое разделение недели, а также соответствующие названия дней могли появиться только после принятия христианства. Названия неделя (день отдыха) 77 и суббота имеют явно христианскую основу. Название недели перешло у всех славян и на обозначение недели в целом, только западные славяне наряду с этим словом образовали еще слово, состоящее из местоимения тъ и слова dьпь (чешск. tý-den). 78

 

Сами сутки славяне делили, в зависимости от движения солнца, на утро, jutro, полдень, вечеръ и ночь, а ночь на три части по крику петухов. Часовое исчисление им было неизвестно, оно пришло к ним из Германии и Царьграда лишь позднее. Слово день означало сначала лишь светлую половину суток, но вообще сутки продолжали исчисляться по старому индоевропейскому способу — по ночам.

 

Школа

 

Никакого систематического обучения молодежи чтению, письму, счету и другим предметам не было. Отец учил сына своему опыту, едва сын подрастал настолько, что мог воспринимать его, колдун учил своего ученика, священник — молодого адепта богослужению. Поэтому, если и есть известия из Чехии и России о том, что там уже в X веке существовали школы для обучения молодежи, то все эти школы были церковными, созданными после принятия христианства с целью воспитания местного духовенства. В этих школах учились, конечно, также юноши из знатных родов. Такую школу основал приблизительно в 900 году Спитигнев в городе Будеч, где учился молодой князь св. Вацлав 79; подобная школа была, как сообщает летопись, основана также Владимиром Великим в Киеве 80.

 

ГЛАВА XIII

О характере и культуре славян

 

Мы неоднократно видели в ходе изложения предшествующих глав, что древняя славянская культура не была ни высокой, ни богатой, в особенности по сравнению с античными культурами.

 

В связи с этой отсталостью и относительной необразованностью древних славян в XVIII веке возникло представление о примитивности не только культуры славян, но и их характера. Славян описывали как народ без всяких моральных достоинств, низкого и дикого нрава.

 

Эта точка зрения, высказанная в 1802 году немецким историком Авг. Шлецером и его последователями, 1 дала, и свою очередь, повод к обратной реакции, выразители которой пытались представить древнего славянина человеком, обладавшим характером хотя и отличным от древнего германца, но при всем том прекрасным и нравственно высоким. Согласно этому второму представлению славяне были народом, который предавался дома мирному труду и веселью, не любил войн, воевал только по принуждению и вообще был нрава тихого, бесхитростного, прямого, гуманного — одним словом, был «голубиным» народом, как стали говорить после Я. Коменского.

 

Зачатки этой второй теории можно проследить издавна, но главную основу ей дал известный немецкий философ Гердер, описав в 1791 году характер славян и их будущее в своем труде «Jdeen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit» (XVI книга, гл. 4). Славянские ученые встретили эту точку зрения Гердера с радостью, более того, с восторгом, именно потому, что ее высказал немец, и начиная с XIX века и вплоть до его конца можно проследить, как в книгах, посвященных древней истории славян и их культуре, удерживается гердеровская трактовка древнего славянства, а порой восторженные ревнители ее, как, например, П. Шафарик или Ян Коллар, заходили еще дальше Гердера. Подобные представления удерживались до конца XIX века, например в трудах Крека, Богуславского, Кетржинского, Флоринского и других.

 

Только немецкие исследователи, историки и археологи, когда бы ни приходилось им говорить о древнеславянской культуре, охотно обращались к противоположной точке зрения, шлецеровской. 2 Вновь поднял этот вопрос и дал ему новое направление в 1892 году Собестянский в своей книге «Учения о национальных особенностях характера и юридического быта древних славян» (Харьков, 1892), в которой он хотя и не принижал славянскую культуру, подобно немцам, но решительно выступил против сентиментально-поэтической точки зрения Гердера, Шафарика и Коллара. По мнению Собестянского, славяне не были тихим, «голубиным» народом, а народом таким же воинственным и таким же суровым, как и его соседи.

 

Книга Собестянского вызвала ряд откликов, оценивших положительно его выводы, но вместе с тем она носила также и полемический характер, в целом она все же способствовала тому, что старая некритическая точка зрения Гердера и Коллара уступила место новому, более глубокому исследованию и прежде всего новому изучению источников. С этого времени мы часто встречались со взглядами, близкими взглядам Собестянского. Только Ян Пейскер зашел в своих выводах еще дальше, чем когда-то Шлецер, — до абсурдных крайностей. 3

 

Если мы хотим рассмотреть затронутый вопрос критически, то должны прежде всего знать факты, которые предоставляют нам история и археология в отношении характера славян и высоты их культуры.

 

Действительно, кроме указанных на с. 457 упоминаний в летописях, существует еще значительное число древних сообщений, в которых славянам даются эпитеты: crudeles, crudelissimi, ferocissimi, infidi, ad malum proni — nefandissima, aspera, prava, perversa gens, deterrimum genus и тому подобные, 4 но все эти эпитеты, которым можно найти целый ряд аналогий в характеристике древних германцев, ничего не значат, так как они являются обычным обозначением одной воюющей стороной своего противника, употребленным при описании боев со славянами. «Scelerati», «capita venenata» называл славян Бернар Клервоский, когда в 1147 году выступил против них. 5

 

Такие общие выражения не имеют, однако, значения для познания действительного характера народа. Точно так же не имеют значения определения Киевской и Пражской летописей, так как летописец хотел лишь выразить свое глубокое презрение к языческому образу жизни до принятия христианства.

 

Гораздо больше значат конкретные сообщения о неблаговидных действиях славян, хотя и тут мы не должны упускать из виду, что написаны они врагами их, христианами, о язычниках. Действительно, существует целый ряд сообщений, описывающих, какими жестокими были славяне на войне не только по отношению к врагу на поле боя, но и по отношению к пленным обоего пола, как их мучили, прежде чем, наконец, принести в жертву богам. 6 Однако то же самое мы читаем и в сообщениях о древних германцах. И достаточно обратить особое внимание на отношение германцев к славянам, чтобы жестокость славян стала объяснимой. Славяне просто отплачивали за то, что делали им германцы, которые вообще считали славян низшим народом, бросали славянских детей псам, зазывали славян к себе на пир, а затем убивали их, измеряя их мечом, — каждому, кто был выше, отрубали голову — и самым жестоким образом мучили славян, осмеливавшихся восставать против германского рабства. 7 А раз это известно, то не следует удивляться и взрывам жестокости со стороны славян. Все это — простое следствие ожесточенных боев за свободу, боев между двумя исконными противниками. Эпитеты crudelissimi, nefandissimi ни в коей мере не являются особой характеристикой славян.

 

Других косвенных сообщений о славянах немного, к тому же к ним следует относиться осторожно, поскольку они противоречат иным данным. Упоминания о суровости нравов варваров европейского севера никого не удивляют. 8 Лишь одно вредоносное свойство славян засвидетельствовано не только древними сообщениями, но и всей их историей. Это исконные распри, даже ненависть одних родов и племен к другим, 9 распри, которые мешали объединению племен даже в минуты величайшей опасности и которые стали историческим злом славян.

 

Если же при всем том существует и другой ряд сообщений, в которых те же, кто писал об отрицательных свойствах славян, пишут об их положительных качествах, а иногда даже превозносят добрые свойства славян, то, несомненно, можно верить тому, что славянам действительно принадлежали эти добрые качества.

 

Так, рассказывают, что славяне мягко обращаются с пленными 10 и рабами, что спустя некоторое время отпускают их совсем на свободу, 11 что славяне честны, откровенны, незлонамеренны, 12 что они справедливы, что они заботятся о старых, бедных и больных, 13 что они приветливы с чужеземцами и очень гостеприимны, 14 далее, что они трудолюбивы, терпеливо переносят страдания, 15 а жены их чрезвычайно целомудренны, 16 что славянам свойственна большая любовь к дому и свободе. Видукинд, оставивший ряд сообщений о жестокости германцев, говорит о славянах· «omnem miseriam саrае libertatis postponendes», 17 а Гельмольд добавляет, что славяне готовы были скорее умереть, чем принять христианство и платить Sasům tribut. 18 C этой любовью к свободе и родине связана и храбрость в боях за свободу, о которой также сохранился ряд сообщений, 19 косвенно подкрепленных к тому же тем упорством, с каким западные славяне сопротивлялись натиску немцев или с каким они завоевывали в VI и VII веках Балканский полуостров. О невоинственности славян в смыс ле теорий Гердера и Коллара существует собственно только одно свидетельство в известном рассказе Феофилакта Симокатты, в котором говорится, что три славянина, захваченных в 591 году войском императора Маврикия, объявили императору, что они из народа, который не знает ни войн, ни военного вооружения, а только музыкальные инструменты.. 20 Однако это явная отговорка трех захваченных разведчиков, и к тому же перифраза древних сообщений о гетах. Это свидетельство противоречит всем остальным сообщениям, и основываться на нем нельзя.

 

Из приведенных сообщений характер древних славян и его этическая сторона представляются достаточно ясно. Славянам были свойственны все качества, какими обладали другие древние североевропейские народы: они были жестоки и мстительны, коварны по отношению к своим врагам, но они имели ряд положительных качеств в своем домашнем быту. Однако мы нигде не читали, кроме указанного рассказа Феофилакта, что славяне были невоинственны, что они были тихим, «голубиным» народом, это не подтверждается также всей древней историей славян.

 

Итак, славяне не уступали в этом отношении германцам. Собес-тянский был прав. Но было бы все же ошибкой полагать, что между характером славян и германцев вообще не было различия. Хотя приведенные древние сообщения не указывают на эти отличия, но вся последующая история, а затем и современное психологическое и моральное состояние славянского народа свидетельствуют все же о том, что между чертами германского и славянского характеров существует бесспорное и серьезное различие. Правда, в настоящее время мы не можем говорить о каким-то единстве славянского характера, так как, например, характеры чешского, сербского и русского народов значительно отличаются друг от друга, более того, даже между отдельными ветвями народа имеются большие различия в характере, например между чехами и словаками или между русскими и украинцами. Но тем не менее тут существуют определенные общие черты: так, например, склонность к свободе и демократии, переходящая даже в анархичные формы, склонность к сентиментализму, скептицизму, мистицизму и постоянному размышлению, склонность к увлечению тем или другим делом; и в то же время славяне обладают меньшими способностями завершать дело и утверждать его, обладают меньшей силой воли, зато им свойственна склонность к высокой справедливости и общему миролюбию, к приветливости и искренности. Все эти черты отличают славянский характер от германского, хотя они и не выражены у всех народов одинаково

 

Кроме того, у славян всегда отсутствовал милитаризм, а также стремление к абсолютизму, к могучему сосредоточению индивиду альных сил, а следовательно, и стремление к империализму. Напротив, у них в противовес этому постоянно возникало так называемое славянофильское и братское учение, провозглашавшее справедливость и любовь ко всем и равенство всех.

 

Славянский национализм был всегда иным, чем властолюбивый и узурпаторский национализм германцев, страстно стремившихся к власти над всеми. Никто не говорит о славянах то, что Тацит и Плутарх говорят о германцах 21.

 

Материальная культура, созданная этим характером, долгое время была невысокой. Я уже говорил выше, что было главной причиной этого. Вероятно, не неспособность народа, а его географическое размещение, которое долгое время отделяло славян от крупнейших центров древней цивилизации, и суровые условия, принуждавшие славян к тяжелому земледельческому труду и отвлекавшие их от создания более высоких творений культуры и, в частности, искусства. Однако способность славян к более высокой цивилизации была засвидетельствована позднее тем, как они сумели воспринять римско-германскую и греческо-восточную культуру, когда в VIII-ІХ веках достигли сфер влияния этих культур. Хотя славяне и не сумели быстро создать новые и оригинальные произведения, но зато они сумели воспринять более высокие культуры и творить затем в их духе, освоив их технику. Первое славянское искусство даже с художественной точки зрения не было примитивным, так как славяне быстро проявили большой вкус и умение. А это тоже что-нибудь да значит. Народы проявляют степень своей цивилизации также в том, насколько они умеют воспринимать и развивать дальше то, что создали другие.

 

Культура, достигнутая славянами в X и XI веках, не была единой, как не была полностью единой славянская культура и в доисторическую эпоху.

 

Следует с уверенностью констатировать, что большое, знаменательное деление славян на две культурные сферы: западную и восточную, явилось делом не только поздней истории, даже не только ІХ-ХІ веков — эпохи, когда славяне более всего воспринимали влияние со стороны, — но и делом еще предшествующих, доисторических эпох.

 

Если в доисторическую эпоху славяне находились в своей колыбели между Вислой и Днепром или, возможно, между Одером и Днепром, 22 то уже с древних времен, с начала эпохи бронзы, их западная часть на Одере и Висле имела иные культурные достижения и импульсы, нежели восточная часть — между Карпатами и Днепром. Влияния культуры эпохи бронзы, позднее гальштаттской, галльской с Рейна и Марны, затем германской с низовий Эльбы и Балтийского побережья, как бы мало славяне на них ни реагировали, подготовили иную почву, нежели была та, которую у восточной части славян подготовили влияния степных аборигенов, скифов и сарматов, потом финнов и, наконец, всего Востока и Византии. Следовательно, западное славянство издавна принадлежало к сферам западноевропейской и среднеевропейской культуры, между тем как восточное — к сфере греко-восточной культуры. Таковы сущность и основной характер славянской предыстории с точки зрения их культуры. 23

 

Использованная литература

 

А. Монографии

 

Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. — СПб., 1914.

 

Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян // Сборник отд. русск. яз. и слов. LXXVI. — СПб., 1905.

 

Аристов Н. Промышленность древней Руси. — СПб., 1866.

 

Будилович A. C. Первобытные славяне в их языке и т. д. I—II. — Киев, 1878-1882.

 

Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов // Сборник II отд. Акад. Наук, 1879 и т. д.

 

Владимиров П. В. Поучения против древнерусского язычества. III. — СПб., 1897.

 

Гаркави А. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. — СПб., 1870.

 

Голубинский Е. Е. История русской церкви. 2 изд. — М., 1901.

 

Козловская В. Славянские курганы и городища. — Киев, 1914.

 

Кондаков Н. П. История и памятники византийской эмали. — СПб., 1892.

 

Кондаков Н. П. Русские клады. I. — СПб., 1896.

 

Кондаков Н. П. и Толстой И. Русские древности в памятниках искусства. Вып. І-VІ. — СПб., 1889-1899.

 

Ляскоранский В. Г. История переяславской земли с древнейших времен до половины XIII ст. — Киев, 1903.

 

Caввaumoв П. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия и т. д. — СПб., 1896

 

Самоквасов Д. Я. Могилы русской земли. — М., 1908.

 

Самоквасов Д. Я. Северянская земля и северяне по городищам и могилам. — Μ, 1908.

 

Смирнов Я. И. Восточное серебро. — СПб., 1909.

 

Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным источникам. — СПб., 1893-1903.

 

Стрекалов С. Русские исторические одежды от X до XIII века. — СПб., 1877.

 

Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. I—IV. — М., 1859-1862.

 

Флоринский В. М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. Ч. I—II. — Томск, 1894.

 

Ханенко Б. Древности Приднепровья. II—V. — Киев, 1899-1902.

 

Хвойко В. Древние обитатели среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена. — Киев, 1913.

 

Хвольсон Д. Известия о xoзapax... арабского писателя Ибн-Даста. — СПб., 1869

 

Хойновский И. Краткие археологические сведения о предках славян и Руси. I. — Киев, 1896.

 

Arne T. La Suède et l'Orient. — Upsala, 1914

 

Berneker E. Slavisches etymologisches Wörterbuch. I. — Heidelberg, 1908-1913.

 

Braungart R. Urheimat der Landwirtschaft aller indogermanischen Völker. — Heidelberg, 1912.

 

Brückner A. Mitologja słowiańska. — Kraków, 1918.

 

Charmoy. Relation de Mas'oudy et d'autres auteurs musulmans sur les anciens Slaves // Mémoires de l'Académie de Saint-Pétersbourg. Scr. VI. T. II. 1834.

 

Dalton О. Byzantine art and archaeology. — Oxford, 1911.

 

Friedrich G. Codex diplomaticus et epistolaris regni Bohemiae. I. — Pragae, 1907.

 

Giesebrecht L. Wendische Geschichten aus den Jähren 780-1182. — Berlin, 1843.

 

Hampel J. Alterthümer des frühen Mittelalters in Ungarn. — Braunschweig, 1905.

 

Jacob G. Der nordisch-baltische Handel der Araber im Mittelalters. — Leipzig, 1887.

 

Jacob G. Die Waren beim arabisch-nordischen Verkehr. — Berlin, 1891.

 

Jacob G. Welche Handelsartikel bezogen die Araber des Mittelalters aus nordisch-baltischen Ländern. — Berlin, 1891.

 

Jagič V. Entstehungsgeschichte der kirchenslavischen Sprache. 2 vyd. — Berlin, 1913.

 

Jagič V. Zur slavischen Mythologie. Archiv f. slav. Philologie. XXXVII. 1920, 492-511.

 

Janko J. O pravěku slovanském. — Praha, 1912.

 

Jireček K. Handelsstrassen und Bergwerke von Serbien und Bosnien während des Mittelalters. — Prag, 1879.

 

Jireček К. Staat und Gesellschaft im mittelalterlichen Serbien // Denkschr. vídeňské Akad., tř. hist. fil. — Wien, 1912-1914.

 

Kadlec К. Články uveřejněné v dile Encyklopedja polska. IV. 2. 1912 v Krakově.

 

Kos Fr. Gradivo za zgodovino Slovencev. I—II — Ljubljana, 1903-1906.

 

Kostrzewski J. Wielkopolska w czasach przedhistorycznych. 2 vyd. — Poznań, 1923.

 

Krek Gr. Einleitung in die slavische Literaturgeschichte. 2 vyd. — Graz, 1887.

 

Lindenschmit L. Alterthümer unserer heidnischen Vorzeit I-V. — Mainz, 1858 a d.

 

Lindensihrnit L. Handbuch der deutschen Alterthumskunde. — Braunschweig, 1880-1889.

 

Mansikka V. Die Religion der Ostslaven I. — Helsingfors, 1921.

 

Маринов Д. Жива старина. — Рущук, 1898.

 

Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge. — Leipzig, 1903.

 

Meitzen A. Siedelung und Agrarwesen der Westgermanen atd I. — Berlin, 1895

 

Miklosicli Fr. Etymologisches Wörterbuch der slavischen Sprachen. — Wien, 1886.

 

Miklosich Fr. Lexicon palacoslovenicum. — Vindobonae. 1862-1865.

 

Младенов С. Старите германски елементи в славянските езици. — София, 1910.

 

Murko M. Zur Geschichte des volkstümlichen Hauses bei den Südslaven, Mith. d. anthr. Gesch. in Wien. XXXV-XXXVI. 1906.

 

Niederle L. Slovanské starořitnosti. I-IV. — Praha, 1901-1924.

 

Niederle L. Život starých Slovanů. I—III. — Praha, 1911-1925.

 

Niederle L. Manuel de l'antiquité slave. I. — Paris, 1923.

 

Pastrnek Fr. Dějiny slovanských apoštolů Cyrilla a Methodia. — Praha, 1902.

 

Peisker J. Die älteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen. — Berlin — Stuttgart, 1905.

 

Peisker J. The Expansion of the Slaws. Repr. from the Cambridge Medieval History. Vol. 11. 1914.

 

Rački Fr. Documenta historiae croaticae periodum antiquam illustrantia. — Zagreb, 1877; Reallexicon der germanischen Alterthumskunde. — Strassburg, 1911-1919.

 

Rhamm К. Ethnographische Beiträge zur germanisch-slavischen Alterthumskunde. I—III. — Braunschweig, 1905-1910 (II. 1, Altslaw. Wohnhaus, 1910).

 

Sadowski J. Die Handelsstrassen der Griechen und Römer. — Jena, 1877.

 

Schrader О. Reallexicon der indogermanischen Alterthumskunde. — Strassburg, 1901.

 

Strzygowski J. Altai — Iran und Völkerwanderung. — Leipzig, 1917.

 

Szelagowski Ad. Najstarsze drogi z Polski na wschód. — Krakow, 1909.

 

Tougard A. L'histoire profane dans les Actes des Bollandistes. — Paris, 1874.

 

Viollet-le-Duc. Dictionnaire raisonné du mobilier français. — Paris, 1868— 1875.

 

Vocel J. Pravek země české. — Praha, 1868.

 

Waitz G. Deutsche Verfassungs-Geschichte. — Kiel, 1844-1885.

 

Zibrt С. Dějiny kroje v zemích českých. I. — Praha, 1892.

 

Б. Периодические издания и сборники

 

Византийский Временник (СПб.)

 

Журнал Министерства народного просвещения (СПб.), сокращенно жмнп

 

Известия импер. Академии Наук (СПб.)

 

Известия импер. археологической Комиссии (СПб.)

 

Известия отд. русского языка и словесности импер. Академии Наук (СПб.)

 

Известия русского археологического Института в Константинополе (София)

 

Киевская Старина (Киев)

 

Материалы по археологии России (СПБ)

 

Русский филологический Вестник (Варшава), сокращенно Р. Ф. В.

 

Труды археологических съездов (Москва)

 

Записки импер. Академии Наук (Петроград)

 

Записки Общества истории и древностей (Одесса)

 

Archaeologische-epigraphische Mitteilungen (Vídeň) Archiv für slavische Philologie (Berlín — Vídeň)

 

Bulletin de l'Académie de Cracovie: Sprawozdania z posiedzeń wydz. filolog. (I), wydz. hist. -filoz. (II)

 

Byzantinische Zeitchrift (Mnichov)

 

Český časopis historický (Praha)

 

Ethnologische Mitteilungen aus Ungarn (Budapešť)

 

Izvestja Muz. Društva za Kranjsko (Ljubljana)

 

Ljubljanski Zvon (Ljubljana)

 

Mannus (Berlin)

 

Materialy i prace Komisji językowej (Akademie v Krakově)

 

Monumenta Germaniae: Scriptores

 

Monumenta Poloniae historica (Akademie v Krakově)

 

Památky archeologické (Praha)

 

Rad jugoslavenske Akademije (Zagreb)

 

Revue des Études slaves (Paris)

 

Rocznik slawistyczny (Krakov)

 

Сборник за народни умотворения и т. д. (София)

 

Schriften der Blakan-Kommission der k. k. Akademie (Vídeň)

 

Slavia (Praha)

 

Slovanský přehled (Praha)

 

Slovenské Pohľady (Turčiansky Sv. Martin)

 

Sprawozdania krakovské akademie; viz Bulletin

 

Światowit (Varšava)

 

Записки наукового Товариства имени Шевченка (Львов)

 

Zbiór wiadomósci do antropologii krajowej (Krakov)

 

Zeitschrift für deutsches Altertum (Berlin)

 

Zeitschrift für slavische Philologie (Lipsko)

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

УКАЗАТЕЛИ

Именной указатель

 

А

 

Абд-ар-Рахман ибн Хабиб 199

Абульфеда Исмаил ибн Али (1273— 1331), араб. географ 304

Август, рим. император (27 до н. э. — 14 н. э.) 196

Аврелий Виктор 53

Аврелий Марк, Антонин (121-180), рим. император 54, 105

Агрипна Випсаний (63-12 до н. э.) 97

Адам Бременский (ум. ок. 1085) 122—124, 313, 314, 434, 491

Адонис, др. -греч. миф. герой 209

Ал-Ахталь, араб. поэт 199

Ал-Балхи (X в.), араб. географ 160, 512

Ал-Бекри 162

Ал-Истахри (X в.), араб. географ 160, 162, 246, 386, 512

Александр III Великий, царь Македонии 469, 474

Алексей I (XII в.), визант. император 60

Альфред Пульгаралянд 93

Амартол, визант. хронист (IX в.) 12

Аммиан Марцеллин (330-400), рим. историк 53

Анастасий I (430-518), визант. император 57, 484

Андре, Р. 489

Аничков Е. В. (1866-1937) 298, 309, 522

Анна Комнина (XI в.), визант. царевна 89, 478

Анонимный нотарий короля Белы 173

Анонимный Персидский географ (посл. четв. X в.) 160, 162, 167, 221, 245, 247, 250, 257, 275, 304, 504, 512

Антон, К. 40, 503

Антонович, В. Б. (1834-1908), укр. историк 170, 261

Анучин, Д. Н. (1843-1923), русск. антрополог, географ 19

Аппендини, Φρ. 185

Апсих, аварский полководец 152

Аравантино, П. 486

Аристотель (384-322 до н. э.), др. -греч. философ 355

Арн (VIII в.), зальцбург. епископ 70

Арнаудов, M. 329

Арне Т., швед. археолог 404, 536

Архангельский, А. 503

Аскольд (IX в.), киев. князь 159, 163

Аспарух (VII в.), болг. вождь 85, 87, 156, 484

Астарта, финик. богиня 312

Атлас, др. -греч. миф. персонаж 441

Аттила (ум. 453), вождь гуннской конфедерации 50-52, 142, 235

Афродита, др. -греч. богиня 209, 312

 

Б

 

Баба, домашний дух-демон 301

Баварский аноним (ок. 873 г.) 25, 28, 36, 73, 93, 103, 119, 128, 131, 132, 167, 170, 171, 172, 484, 485, 488, 492, 500

Багалей, Д. И. (1857-1932), укр. историк 168, 497

Бакуфи (XV в.), араб. писатель 304

Бальцер, О. 359

Бандури, А. 40, 76

Баранский, А. 502

Барсов, Н. П. (1839-1889), русск. историк 168, 172, 178, 180

Бауэр, Г. 497

Баян (VII в.), глава аварской конфедерации 58, 170

Бековский, Я.. 12

Белбог, славян. языческое божество 315-316

Беловский, А. 22, 134, 185

Беньковский, проф. 253

Берегини, миф. существа 301, 303, 524

Бернар Клервоский (1091-1153), франц. теолог 458

Бернекер, E. (1874-1937) 133, 509

Бесы, языч. божества 523

Богданов, А. П. (1834-1896), русск. антрополог 19

Богуславский Е., польск. историк 112, 185, 186, 348, 457, 477, 481, 482, 550

Богухвал (ум. 1253), польск. хронист 12, 23, 132

Бож, антский вождь 152, 153, 528

Болеслав Грозный (929-967), чеш. князь 184, 291, 402, 420

Болеслав I Храбрый (992-1025), польск. король 126, 132, 222, 406

Болтин И., русск. историк 185, 497

Бонифаций св. (VIII в.) 208, 227, 229

Бонкало, А. 173

Бопп, Ф. (1791-1867) 14

Борей, др. -греч. божество 441

Борис (IX в.), болг. князь 86, 358, 522

Борис, сын Влад. Святосл. (ум. 1015), ростовский князь 230, 232, 253, 255, 445, 513

Борут (VIII в.), хорутанский князь 70

Бочек, Фр. 402

Боян, легенд. певец 310, 448

Брадке, П. 469

Бремер 471

Бржетислав (XI в.), чешск. князь 202, 207, 233, 285, 515

Брок, П. (1824-1880), франц. антрополог 17

Брюкнер, Α., польск. филолог 107, 119, 317, 348, 408, 438, 469, 471, 479, 488, 491, 509, 520, 522, 525

Буга, К. 471, 472, 473

Будде, Е., русск. филолог 174

Будилович, А. (1846-1908), русск. филолог 40, 471, 498, 503

Будимир, М. 473

Бурхард, епископ Гальберштадтский (XI в.) 314

Буслаев, Ф. И. (1818-1897), русск. филолог 40

Бухтела, К. 186, 488

Быстронь, Я. 200

 

В

 

Вандрак 480

Ванкель, Й. 488, 552

Вановский, Б. 12

Варрон (116-27 до н. э.), рим. писатель и ученый 348

Василий II Болгаробойца (975-1025), визант. император 248

Васильевский В., русск. историк 494, 498

Вацлав (X в.), чеш. князь 190, 202, 213, 223, 247, 248, 250, 257, 258, 291, 368, 409, 420, 421, 423, 456, 520, 548, 551

Велес (Волос), славянск. языч. бог 306-307, 310-312, 317, 356

Венелин, Ю. 248, 484, 494, 497

Венера, рим. богиня 317

Вергилий Марон Публий (70-19 до н. э.), рим. поэт 348

Веркович, С. 185

Веселовский, А. Н. (1838-1906), русск. филолог 209, 210, 302, 525

Вибий Секвестр (VI в.) 108, 118

Видукинд (ум. ок. 1004), нем. хронист 198, 459

Вилибальд (VIII в.), нем. епископ 91

Вилке, Г. 470

Вилы, славянск. миф. существа 301—303

Винаржицкий К., чеш. историк 185

Винитар (IV в.), гот. король 152

Виргилий (VIII в.), зальцбург. епископ 70

Вирхов Р., нем. антрополог 19, 225

Виттиг, В. 402

Владимир Мономах (1053-1125), великий князь киевский 223, 261, 262, 336, 354

Владимир Святославович (ум. 1015), великий князь киевский 143, 149, 164, 169, 207, 221-223, 228, 289, 291, 306, 307, 309-313, 368-369, 402, 523, 524, 547, 548

Войтех, чеш. епископ 207

Войцеховский, Т. 186

Вольдржих, Й. 488, 552

Востоков Α., русск. филолог 40

Всеволод (1139-1146), великий князь киевский 203, 521

Вурдалаки (волкулаки), домашние духи-демоны 301

Вятко, легенд. предок вятичей 176

 

Г

 

Гаваззи, М. 535

Гавелька 552

Гаек из Либочан (XVI в.), чеш. хронист 12, 317

Галерий, рим. император 49, 482

Галл (XI в.), польск. хронист 195, 358, 392, 406

Гамченко С., русск. археолог 170

Ганка, В. 402

Гануш 471, 550

Гардизи, перс. географ 160, 162, 198, 199, 208, 221, 245, 247, 257, 304, 357, 411, 504, 512, 513, 517, 537, 538, 547

Гарольд, епископ 510

Гебауер, И. 40

Гебхарди, Л., нем. историк 185

Гедеонов, С. 497

Гейтлер 478

Геката, др. -греч. богиня 441

Гелленский летописец 484

Геллих, И., чеш. антрополог 18

Гельмольд (ок. 1125-1177), нем. хронист 123, 124, 244, 275, 313-316, 320, 334, 400, 402, 404, 438, 459, 491, 521, 530, 537, 547

Генрих (ум. 1119), ободрит. князь 120, 126, 334

Генрих I Птицелов (876-936), герман. король 489, 509

Генрих II (973-1024), герман. король 108, 121, 309

Георги, Л. 497

Герберт Бранденбургский (XII в.), епископ 320

Герборд 125, 211, 213, 222, 252, 261, 275, 285, 323, 336, 521, 537, 547, 551

Гердер И. Г., нем. философ 457, 458, 460

Герлав, нем. князь 211

Герман (1-я пол. VI в.), рим. полководец 56

Герман, божество, праздник 527

Германарих (IV в.), вождь остготов 136, 141, 145, 155

Геровит (Яровит), славянск. языч. божество 315

Геродот (ок. 484-425 до н. э.), др. -греч. историк 26, 27, 31, 32, 138-140, 144, 145, 151, 185, 245, 357, 387, 472, 502

Герольд, епископ XII в. 401

Гесиод, др. -греч. поэт 397, 472

Гефест, др. -греч. божество 309

Гильфердинг, А. 477

Глеб (XI в.), муром. князь 230, 232, 253, 513

Гомер, др. -греч. поэт 185

Гопф 485

Городцов, В. А. (1860-1945) 176

Готшалк (1043-1066), ободрит. князь 120, 126, 334

Григорий I (VI в.), папа римский 59

Григорий Богослов (ок. 329 — ок. 389), греч. поэт и мыслитель 201, 308

Григорович В., русск. филолог 40

Гримм 348

Грот 47

Грубишиц, К. 185

Грушевский, М. С. (1866-1934), укр. историк 153, 497

Гуер, О. 473

Гумплович, Л. 482

 

Д

 

Дагоберт I (629-638), франк. король 246

Дагоберт III (VIII в.), франк. король 110

Дажьбог, славянск. языч. божество 306-307, 309-311

Далимил (ХIII - нач. XIV в.), чеш. хронист 12

Данковский, словац. историк 185

Дарий I (521-486 до н. э.), перс. царь 31, 139, 151

Дед, домашний дух-демон 301

Дезимир Моравский, князь 485

Деметрикевич, В. 438, 439

Демосфен, др. -греч. оратор 387

Денис, Э. 475

Джонс, В. 13

Диана, рим. богиня 317

Дивы, домашние духи-демоны 301, 523

«Дикие женщины», миф. существа 303

«Дикие мужчины», миф. существа 303

Димитрий Солунский, св. 59, 86, 410

Диоклетиан (245-313), рим. император 315

Дион Кассий (155-235) 53, 99

Дион Хрисостом (I — нач. II в. н. э.), греч. философ и писатель 211

Дир (IX в.), киев. князь 159

Длугош, Я.. (ум. 1480), польск. хронист 12, 23, 184, 317-318, 328, 504, 523, 527

Добровский, Й. (1753-1829), чеш. филолог и общественный деятель 13, 37, 40, 46, 76, 225, 471

Долци, Ф. 185

Домовой, домашний дух-демон 301

Драговит (VIII в.), велетский князь 117

Драконы, домашние духи-демоны 301

Дринов, M. (1838-1906) 22, 55, 475, 478, 494

Дубравиус, С. 12

Духи-демоны домашние 301, 523

Дюммлер, А. 73

 

Ж

 

Жункович, М. 502

 

 

Забелин, И. А. (1820-1908), русск. историк и археолог 494, 497

Занетов, Г. 86, 475

Занетти 45

Захарий (VIII в.), папа римский 489

Захарий Ритор (VI в.), сирийск. хронист 498

Захарьев, С. 185

Зевс, др. -греч. божество 315

Зенон (V в.), рим. император 142

Златарский 484

Злыдени, домашние духи-демоны 301

Зограф, Н. Ю., русск. антрополог 19

Зох, И. 502

Зубатый 506

 

И

 

Иаким (X в.), новгородский епископ 307

Ибн ан-Надим 550

Ибн Русте (кон. IX — нач. X в.), араб. географ 160, 162, 171, 198, 207, 221, 222, 247, 250, 275, 291, 304, 322, 351, 411, 504, 510, 512, 513, 519, 533, 538, 545

Ибн Фадлан (X в.), араб. путешественник 162, 166, 207, 210, 211, 221, 223, 229, 246, 253, 285, 386, 494, 508, 512, 523

Ибн Хаукаль (X в.), араб. путешественник 160, 162, 246, 512

Ибн Хордадбе (ок. 820 — ок. 912), араб. географ 160, 162, 166, 386, 393

Ибн Якуб Ибрагим (X в.), евр. путешественник 19, 128, 162, 199, 202, 207, 218, 220, 224, 244, 247, 291, 355, 366, 386, 402, 428, 432, 538, 545, 547

Игорь (ум. 945), киев. князь 143, 172, 233, 385, 498, 550

Иероним, св. (V в.) 45, 470

Иков К., русск. антрополог 19

Иловайский, Д. (1832-1920), русск. историк 494, 497

Ильинский, Г. А. 286

Илья-пророк 308

Инама-Штернегг, К. 359

Индржих II (XI в.), польск. король 424

Иоанн, экзарх болгарский 258

Иоанн II (2-я пол. VII в.), архиепископ салонский 478

Иоанн VIII, папа римский (IX в.) 207

Иоанн Бикларский (VI в.), аббат 91

Иоанн Диакон, визант. хронист 162

Иоанн Златоуст (Хрисостом) (ок. 350-407), визант. церк. деятель 209, 301

Иоанн Камениата 89

Иоанн Креститель, св. 209, 328

Иоанн (Ян) Менеций (XVI в.) 233, 513

Иоанн Эфесский (2-я пол. VI в.), сирийск. хронист 58, 91, 405, 411

Иордан (VI в.), историк готов 35-38, 46, 47, 50, 53, 55, 65, 84, 93, 97, 136, 145, 146, 152, 155, 165, 166, 235, 410, 475, 477, 495, 496, 498

Иордан, X. 40

Иосиф (X в.), хазарский царь 500

Ираклий (610-641), визант. император 59, 60, 76, 77, 91

Иречек, К. (1854-1918), чеш. историк 475

Исидор (VII в.), визант. хронист 91

Исмир, славян. князь 233

 

Й

 

Йеша (Иеша), славянск. языч. божество 318

 

К

 

Кавчинский 471

Кадлец, К. 337, 339, 528

Кадлубек, В. (ок. 1160 — ок. 1123), польск. хронист 12, 23, 132, 133, 184, 229, 474

Казвини (1203-1283) 199, 207, 389

Каллай, В. 475

Карамзин, Н. М. (1766-1826), русск. историк 497

Карл Великий (ок. 742-814), франк. король 65, 108, 120, 125, 196, 227, 368, 385, 386, 391, 396, 413, 420, 510, 514, 547

Катанчич, М. 40, 76

Каченовский, М. 497

Квашнин-Самарин, Н. 497

Кентжинский В., польск. историк 103, 112, 185, 186

Кеппен, Н. 497

Кетржинский, В. 457, 482

Кий, легенд. основатель Киева 159, 497

Киннамос (род. ок. 1143), визант. хронист 133

Кирилл II, митрополит киевский 206

Клаич, В. 47, 482

Клечевский С., польск. историк 185

Климент (ок. 900), епископ Охридский 73, 349

Ключевский, В. О. (1841-1911), русск. историк 21, 22

Козьма (X в.), пресвитер Болгарский 207, 517, 520-522

Козьма Пражский (ок. 1045-1125), чеш. хронист 128, 203, 207, 219, 233, 252, 257, 261, 285, 291, 300, 328, 433, 530, 537, 551

Коллар, Я.. (1793-1852), чеш. обществ. деятель, археолог и поэт 37, 185, 457, 458, 460

Кольман И., нем. антрополог 19

Коменский, Я. 457

Комит Марцеллин (VI в.), визант. историк 56

Кондаков, Н. П. (1844-1925), русск. археолог и искусствовед 255, 262, 445

Констант II (642-668), визант. император 60

Константин (Кирилл) (827-869), славянск. просветитель 89, 452, 469, 523, 550

Константин II, визант. император 51, 64

Константин IV (668-685), визант. император 60

Константин VII Багрянородный (912-959), визант. император 55, 76, 79-82, 91, 92, 162, 163, 167, 168, 170-172, 178, 179, 257, 339, 399, 408, 410, 479, 500, 530, 537

Кончак (XII в.), половецкий хан 410

Копитар, Б. (1780-1844), чеш. филолог 13, 40, 67, 89, 93, 475, 480, 481

Корш, Ф. 141, 525

Кос, Фр. 47, 482

Коссина Г., нем. археолог 102, 470, 488

Кострома, миф. существо 209, 328. См. также Купало

Котляревский, А. 497, 503

Кох 47

Коцел (IX в.), морав. князь 73

Кочубинский, A. A. 148

Краличек 481

Крантц, А. 502

Крашевский 550

Крек, Гр. 348, 457, 471

Кромер, М. (1512-1589) 12, 475

Крум (803-814), болг. царь 86

Крутой (1066-1105), руянский князь 120, 126

Кубрат (VII в.), болг. вождь 59, 156

Кугнель 489

Кукулевич-Саксинский, Я. 185

Куник, Α. (1814-1899), русск. историк 134, 497

Купало, языч. божество и праздник 328, 527

Куффнер 502

Кухарский Α., польск. историк 185

 

Л

 

Лаврентий, архиепископ из Спалато (XI в.) 369, 446

Лавров, П. 486

Лавровский, П. А. 501

Лада, славянск. языч. божество 318

Ламберт из Герсфельда 489

Ландау, Й. 489

Ландау, X. 533

Лев VI Мудрый (X в.), визант. император 208, 229, 411, 419, 498

Лев Диакон (род. ок. 950), визант. хронист 89, 227, 229, 259, 505, 531

Левец, В. 359

Лелевель, И. (1786-1861), польск. историк 134, 185

Лель, славянск. языч. божество 318, 526

Лех, мифич. предок поляков 23, 133

Леший, домашний дух-демон 301

Линхарт 475

Лиутпрандт, кремонский епископ 162

Лиуфрам (IX в.), зальцбург. епископ 75

Ломоносов, М. В. (1711-1765) 497

Лоренц, Ф. 492

Лотарь I (795-855), франк. император 122

Луипольд (XI в.), архиепископ Майнцкий 489

Лука (XII в.), епископ Новгородский 206

Людевит (IX в.), хорват. князь 80, 406, 433, 521, 548

Людовик IV Заморский (936-954), франк. король 387, 391

Людовик Благочестивый (778-840), франк. император 120, 160

Лют, легенд. предок лютичей 122

Ляпунов, Б. 479

 

M

 

Маврикий (582-602), визант. император 58-60, 448, 460

Маврикий Стратег (VI — нач. VII в.), визант. писатель 208, 229, 275, 337, 339, 340, 355, 411, 419, 521, 537

Маевский, Е. 111, 112, 186

Мазон Г. А., франц. филолог 194

Макаренко H. E., русск. археолог 277, 280

Максимиан, визант. император 482

Максимин (V в.), визант. дипломат 50

Максимович М., русск. филолог 40

Макушев, В. 485

Малала Иоанн (2-я пол. VI в.), сирийско-визант. хронист 12, 308-310

Манич, Л. 479

Маннерт 475

Мансикка В., фин. этнограф 298, 302, 522, 525

Маретич, Т. 47, 479, 481

Мария, Богородица 381, 527

Маркварт, И., нем. историк 485, 498

Маробод (I в.), маркоман. вождь 98

Марс, рим. божество 317

Марциан (ок. 400) 34, 97

Масуди (X в.), араб. географ 80, 125, 128, 153, 157, 160, 162, 166, 199, 208, 210, 212, 213, 221, 224, 227, 230, 301, 387, 485, 492, 512, 520

Матиаш, Я. из Судет 12

Мацийовский, В., польск. историк 134, 185

Машка, К. 488

Мейе, А. (1866-1936), франц. лингвист 147, 183, 469, 473

Мейтцен, Авг. 282, 359, 489

Менандр, др. -греч. поэт 537

Мержва, польск. историк 12

Метелл Целер Α., рим. проконсул 34

Мефодий (ум. 885), славянск. просветитель 73, 89, 469, 481, 522, 523, 452

Мечислав, польск. князь 132, 545

Мешко I (960-992), польск. князь 207, 402, 406, 523, 527

Миккола, Й. 488

Миклошич, Ф. 36, 47, 67, 73, 77, 89, 93, 315, 469, 480, 481, 506, 525

Милидух (IX в.), серб. князь 117

Милкович, В. 475

Миллер, В. Ф. (1848-1913), русск. этнограф и лингвист 494

Миллер, Г. 497

Милоевич, М. 185

Мильке 533

Митридат Евпатор (132-63 до н. э.), понт. царь 140

Михаил III (IX в.), визант. император 88, 91, 158, 197, 496

Михаил Сириец, сирийск. хронист 94, 411, 484

Мицкевич, Α., польск. поэт 185

Моисей Хоренский (VII в.), армян. историк 55, 87, 90, 477

Мокошь, славян. языч. богиня 306-307, 311-312

Мокуша, славянск. миф. существо 312

Монтелиус, Оскар (1843-1921), швед. археолог 106

Мора, домашний дух-демон 301

Морошкин 497

Мука Арношт 118, 123, 489, 491

Мукаддеси (2-я пол. X в.), араб. географ 160

Мунтимир (IX в.), серб. князь 358

Муслим ал-Джерми (IX в.) 160

Мусони, Ф. 71

Мух, Р. 35

Мухар 475

Мюлленгоф К., нем. историк 47, 48, 49, 105, 149

Мюллер, Г. 497

 

H

 

Надеждин Н. И., русск. историк 136

Насир-и-Хосров (XI в.), перс. поэт 199

Негринг, В. 133

Неплаха, хронист XIV в. 317

Непот, Корнелий (ок. 100 — ок. 27 до н. э.) 34

Нестор (XII в.), древнерусск. летописец 12, 45, 518

Никифор, патриарх Константинопольский 484

Никифор II Фока (912-969), визант. император 254

Николай (IX в.), папа римский 250

Николай III (1084-1111), царьград. патриарх 60, 91

Нитш, К. 114

Новакович, С. 81, 152, 479, 485

 

О

 

Облак 480

Ободр, легенд. предок ободритов 120

Овидий Публий Назон, рим. поэт 140

Один, сканд. языч. бог 306

Олаф Тригвасон (995-1000), сканд. король 524

Олег (ум. 912 или 922), киев. князь 159, 161, 169, 171, 337, 385, 497, 498, 550

Ольга (ум. 969), русск. княгиня 232, 356, 410, 515

Опатовицкий 202 Оттон (XII в.), епископ Бамбергский 125, 201, 207, 222, 246, 253, 258, 315, 328, 515, 551

Оттон (XII в.), маркграф Мейссенский 341, 530

Оттон I Великий (912-983), германо-рим. император 108, 222, 509

Оттон II Рыжий (955-983), германо-рим. император 108, 255, 489

Оттон III Чудо Мира (980-1002), германо-рим. император 489

 

П

 

Павел, ап. 23, 45, 470

Павел Диакон (род. ок. 720), лангобард. историк 411

Павлов, Н. 497

Павсаний (II в.), рим. историк 357

Палладий (IV в.), рим. ученый 348

Папанек, Г., словац. историк 185, 186

Папроцкий, Б., чеш. историк 12

Парвань, В., румын. археолог 57

Парки, др. -греч. божества 304

Пастрнек, Ф., чеш. лингвист 481, 492

Пейскер, Я., чеш. историк и социолог 21, 29, 32, 33, 35, 78, 140, 141, 151, 170, 217, 334, 348, 354, 356, 359, 458, 472, 483, 494, 509

Пейсонель 46

Пекосинский, Фр. 134

Пенка, К., нем. антрополог 19

Первольф, И. 53, 475, 477, 497

Переплуты, славянск. миф. существа 301, 303

Перун, славян. языч. бог 306-308, 310-313, 316, 317, 525, 526

Петр, рим. генерал (VI в.) 59

Пеше, Т., нем. антрополог 19

Пешина, Т. из Чехорода 12

Пизамар, славянск. языч. божество 526

Пифей (IV в. до н. э.), др. -греч. мореплаватель 148, 154

Пич, Й. Л. (1847-1911), чеш. археолог 21, 22, 136, 186, 488, 503

Плиний Старший (23-79), рим. писатель и ученый 33, 35, 53, 54, 70, 97, 143, 154, 348, 388

Плутарх (46-120), греч. писатель 461

Плутон, рим. божество 317

Плюскал, Ф. С. 502

Погодин Α., русск. историк 153, 310, 469, 471, 473, 482, 522

Погодин, М. П. (1800-1875), русск. историк 22, 497, 501

Подага, славянск. языч. божество 315

Пожезинский, В. 469

Полель, славянск. языч. божество 318, 526

Полибий, др. -греч. историк 502

Поливка, Ю., русск. лингвист 480, 492

Полудники, бесы полуденные 524

Полудница, домашний дух-демон 301

Помпей Трог (кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.) 32

Помпоний Мела (1-я пол. I в.) 97, 143

Попов, А. 484

Поревит, славянск. языч. божество 526

Поренутий, славянск. языч. божество 526

Потебня, А. (1835-1891), русск. филолог 497

Потоцкий, Я., польск. историк 185

Пресиам (845-852), болг. царь 86

Пржемысл (VIII в.), чеш. князь 217, 248, 257, 259

Прибина (IX в.), морав. князь 73, 75, 548

Прибыслав (XII в.), ободрит. князь 401, 510

Припегало, славянск. языч. божество 315, 527

Приск (VI в.), визант. полководец 59, 220, 224

Приск Панийский (V в.), визант. дипломат к историк 50, 221, 351, 386, 397

Присциан (II в.), рим. грамматик 54

Проб (III в.), рим. император 65, 98

Пров, славянск. языч. божество 315, 323, 550

Прокопий Кессарийский (VI в.), визант. историк 27, 35, 36, 47, 54, 56, 57, 64, 65, 107, 136, 152, 165, 166, 199, 200, 211, 224, 246, 250, 275, 299, 302, 303, 307, 316, 317, 332, 339, 411, 477, 485, 500, 529, 531, 533, 537

Протоген (III в. до н. э.), гражданин Ольвии 32

Псевдо-Цезарь Назианский (VI в.) 36, 47, 201, 217, 485

Птолемей Клавдий (1-я пол. II в. н. э.), греч. географ 30, 31, 34-37, 54, 97, 98, 99, 104, 107, 121, 138, 141, 145, 148, 149, 170, 478, 483, 488, 500

Пурувит, балт. божество 210

Пшибик, П., чеш. историк 12

 

P

 

Равеннский анонимный космограф (ок. VII в.) 25, 28, 53, 500

Радгост (Радогост), славян. божество 309, 313, 316, 491. См. также Сварожич

Радим, легенд. предок радимичей 176

Райич 185

Раковский, Я. 185

Рамм, К. 282-285, 293, 295, 348

Рачки, Фр. 22, 77

Ресслер, Е., нем. историк 47-49, 68

Ретциус, А. (XIX в.), швед. антрополог 16

Ринвит, балт. божество 210

Рогвольд, полоцкий князь 163

Роды и рожаницы, миф. существа 200-201, 304, 505, 513

Рожнецкий, С. 522

Розвадовский, Я.. 21, 22, 29, 469, 472, 473, 488

Розе, В. 421

Роман (X в.), визант. император 498

Роман Лакапен 400

Рост, П. 489

Ростафинский Н., польск. славист 21, 29

Ростислав (IX в.), морав. князь 197

Ругевит (Руивит), славянск. языч. божество 315, 526

Рус, легенд. предок русских 23, 133

Русалки, миф. существа 301-303, 329

Рутар, С. 71

Рюрик (ум. 879), варяжск. князь 158, 159, 163, 164, 177, 180, 406, 497

 

С

 

Садовский 391

Саксон Грамматик (ок. 1140 — ок. 1208), дат. хронист 204, 210, 233, 320, 322, 323, 329, 400, 401, 437, 521, 525, 526

Салин, сканд. археолог 106

Саманиды, династия правителей Мавераннахра (819-999) 385

Само (623-658), славянск. князь 59, 70, 156, 207, 246, 416

Самоквасов, Д. Я. (1843-1911), русск. археолог 22, 165, 242, 384, 430, 494, 533, 535

Самуил (XI в.), болг. царь 551

Сасинек, Ф. 502

Сварог, славянск. языч. бог 303, 309-310, 313-317, 525

Сварожич, славянск. божество 122, 304, 308, 309, 313-315, 320, 323, 451, 527

Святовит, славянск. божество 124, 219, 248, 254, 259, 304, 314-316, 320-323, 329, 439, 527

Святополк (IX в.), морав. князь 73

Святополк (XI в.), русск. князь 232

Святослав (ум. 972), русск. князь 164, 229, 248, 251, 259-261, 394, 496

Северини 185

Семаргл (Семарьгл), славянск. языч. бог 306, 311, 312, 525

Септимий Север (193-211), рим. император 384

Сестренцевич Ст., польск. историк 185

Сива, славянск. языч. божество 315

Сизов, В. И. (1840-1904), русск. археолог 179

Симеон (кон. IX в.), болг. царь 63, 86, 394

Синесий (IV в.) 64

Синеус, легенд. варяжск. князь 158, 163, 497

Сиха, К. 502

Славик 186

Славник, чеш. князь 207

Смичиклас, Г. 475

Смолик 552

Собестянский, И. М. (1856-1896), русск. юрист 458, 460

Соболевский, А. И. (1856-1929), русск. филолог 28, 106, 133, 165, 471, 473, 501

Спицын, A. A. (1858-1931), русск. археолог 144, 181, 238

Спонгольц, С. Ф. (XVII в.), пастор 322

Срба, В. 502

Срезневский, И. (1812-1880), русск. филолог 40, 501, 550

Ставракий (VIII в.), визант. полководец 91

Станоевич 47

Стовик И., русск. историк 502

Стодерталь 481

Страбон (63 до н. э. — 24 н. э.), др. -греч. географ 54, 91, 97, 99, 104, 387

Стрибог, славянск. языч. божество 306-307, 311

Стрончинский, К. 402

Суровецкий В., польск. историк 185

Сухецкий, Г. 185

 

T

 

Тассила (VI в.), бавар. воевода 70, 71

Татищев, В. Н. (1686-1750), русск. историк 185

Тацит Корнелий (ок. 55-120), рим. историк 33, 35, 97, 99, 102, 104, 145, 146, 211, 342, 406, 461, 487, 531

Темперий, рим. божество 317

Тиберий (578-582), визант. император 58

Титмар (975-1018), епископ Мерзебургский 104, 162, 227, 229, 300, 309, 313-315, 323, 335, 393, 409, 527

Томаш из Солуни 446

Томаш Сплитский (XII в.) 185

Томислав (X в.), хорват. король 80

Томсен 162

Тор, скандин. бог 306-308

Траян (98-117), рим. император 52, 54, 196, 248, 253, 384, 476

Тредьяковский, В. К. (1703-1763), русск. поэт и историк 185, 497

Триглав, славянск. божество 246, 260, 315, 323, 437, 527

Троян, славянск. языч. божество 311, 312

Трубецкой, H. 506

Трувор, легенд. варяжск. князь 158, 163, 497

Тунманн, И. 46, 497

Тур, туровский князь 163

Турупит, славянск. языч. божество 210, 526

 

У

 

Убоже, домашний дух-демон 301

Уленбек 348

Ульман 475

Ульпиан 54

Упырь, домашний дух-демон 301, 303

 

Ф

 

Фальк, Я. 398, 401

Фальмерайер 92

Фасмер, М. 471, 472, 473, 499

Федосий Печерский (XI в.), русск. церк. деятель 223

Фельдберг 314, 434, 491

Феодосий I Великий (IV в.), визант. император 61

Феодосий II Малый (408-450), визант. император 50, 221

Феофан (758-817), визант. церк. деятель и хронист 87, 89, 386, 484, 498

Феофил (IX в.), визант. император 160

Феофилакт Симокатта (VII в.), визант. историк 448, 460

Ферстеман 471

Фик, А. 15, 469






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных