ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯСечко Александр Владимирович ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВВС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Специальность 19.00.03. – психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)
Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидат психологических Наук Москва – 2006. Работа выполнена на кафедре психологии Военного университета
Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор Корчемный Петр Антонович
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Гандер Дмитрий Владимирович кандидат психологических наук, доцент Жильцов Владимир Анатольевич
Ведущая организация: Военно-воздушная академия имени Ю.А.Гагарина
Защита состоится «26» июня 2006 года в 13:00 часов на заседании диссертационного совета (Д-215.005.08) по психологическим наукам при Военном университете по адресу: 123001, г. Москва, К-001, ул. Большая Садовая д. 14, кафедра психологии.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.
Автореферат разослан «25» мая 2006 года.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук В.Ф.Дубяга
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Современная международная обстановка характеризуется появлением новых угроз. Необходимость обеспечения безопасности Российской Федерации в этих условиях в значительной степени актуализировала проблему повышения качественных параметров Вооруженных Сил и ВВС, в том числе в сфере профессиональных кадров. Успешное выполнение стоящих перед военной авиацией ответственных и сложных задач во многом определяется уровнем развития у летного состава профессиональных, моральных и психологических качеств. Возможности летного состава не всегда отвечают требованиям действительности. Качественный анализ летного состава ряда частей показывает, что некоторые руководящие должности замещены летчиками и штурманами, не имеющими классной квалификации. В полковом звене практически нет специалистов старше сорока лет. Снижение уровня профессионализма и современное состояние авиационного парка привело к росту авиационных катастроф, происшествий и предпосылок к ним. В технологии обучения изменились управленческие и обучающие принципы. Командиры среднего звена не управляют подчиненными, так как не летают с ними. Налет у летчиков более высокого ранга не боле 40-50 часов, что не позволяет им расширить сложность выполняемого задания. Психологическая и профессиональная неготовность к полету, отсутствие возможности ее устранить на земле и в воздухе делает профессиональную жизнь невостребованной и морально ущербной. По этой причине многие офицеры прекращают летную деятельность, стремясь получить новую профессию, находясь еще в трудоспособном состоянии. Очень часто с профессией военного летчика и штурмана расстаются лейтенанты, вчерашние выпускники, столкнувшиеся с первыми бытовыми, материальными трудностями, сопутствующими ратному труду. Но в своем большинстве, пришедшие в военную авиацию - это одержимые небом люди, ради своего любимого дела, полетов, готовые ко многим лишениям. Но даже у таких офицеров есть предел толерантности, который когда-то наступает. Длительный процесс сопротивления негативным обстоятельствам сопровождается глубокими психическими переживаниями, для которых характерны настроения с отрицательной психотонизацией: фрустрации, приступы депрессии, подавленность. Хроническая напряженность приводит к истощению психики, после чего следует апатия, повышенная раздражительность, циничное отношение к службе, профессиональная деградация. Наиболее точно такое состояние летного состава отражает термин «burnout» - выгорание, появившийся в мировой психологии в 80-е годы двадцатого столетия и приковавший к себе интерес психологов многих стран. В настоящее время эта проблема находится в зоне повышенного внимания в отечественной и зарубежной психологии, в связи с мощным отрицательным эффектом, которое выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Проблема выгорания стала предметом научного анализа благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов (Е. Аronson, R.
Вrodsky, Р. Вrill, D. Direndonck, J. Edelwich, Н. Frenberger, R. Golembiewsky, S. Jackson, М. Leiter, Т. Маrek, С. Маslach, А. Рines, W. Schaufeli и др.), не потеряла своей актуальности и в наши дни, о чем свидетельствует большое количество публикаций на эту тему. Только за последнее десятилетие опубликовано свыше 1500 статей и аналитических обзоров, посвященных исследованию различных аспектов феномена профессионального выгорания. В отечественной психологии одними из первых на проблему выгорания обратили внимание В.В. Бойко (1996), Н.Е. Водопьянова (1997), В.Н. Дружинин (2001), А.А. Гришина (1997), Л.А. Китаев-Смык (1983). В.Е. Орел (1999), Т.В. Форматок (1994). Вопросам исследования феноменологии, структуры, закономерностей становления, проявления и развития выгорания уделяется внимание в диссертационных исследованиях В.Е. Орла (2005), А.А. Рукавишникова (2001), СВ. Умняшкиной (2001), Е.С. Старченковой (2002), М.В. Борисовой (2003), С.А. Калашниковой (2004), О.В. Крапивиной (2004). Проблемами отрицательного влияния профессиональной среды на психику авиатора занимались П.А. Корчемный (1979,1990), В.Л. Марищук (1964,1982), К.К. Платонов (1960), В.А. Пономаренко (1985,1992,1995,1998), В.Т. Юсов (1967,1984), теоретические выводы и практические рекомендации которых имеют большое значение в практике изучения и профилактики профессионального выгорания летного состава. В тоже время проблема профессионального выгорания латного состава ВВС в военной психологии практически не исследована. Имеется сравнительно небольшое количество работ, рассматривающих выгорание в технических и операторских профессиях. Остается острой потребность в совершенствовании комплекса мероприятий по обеспечению условий, способствующих предупреждению профессионального выгорания, поддержанию психического здоровья летного состава на уровне, позволяющем минимизировать текучесть авиационных кадров и поддерживать требуемый уровень боеспособности авиационных подразделений и частей. Актуальность обозначенной проблемы, её недостаточная научная разработанность предопределили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования. Объект исследования - профессиональная деятельность летного состава полкового звена ВВС РФ. Предметом исследования - профессиональное выгорание летного состава. Цель исследования - на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования профессионального выгорания летного состава выявить детерминанты, обусловливающие ее развитие в процессе профессиональной деятельности, поведенческие последствия, на этой основе обосновать и апробировать программу по профилактике и коррекции профессионального выгорания летного состава ВВС РФ. В соответствии с целью были определены задачи исследования: 1. На основе изучения теоретико-методологических основ профессио-
нального выгорания и особенностей профессиональной деятельности разработать теоретическую модель исследования профессионального выгорания летного состава. 2. Выявить основные психологические детерминанты, влияющие на инициацию, развитие профессионального выгорания и его последствия. 3. Разработать программу предупреждения и коррекции профессионального выгорания летного состава. В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие взаимосвязанные предположения: • профессиональное выгорание летного состава - это продолжительное состояние высокомотивированных на успех профессионалов, испытывающих трудности в личностной самореализации средствами профессии и имеющего характерную структуру в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижении; • проявление и интенсивность профессионального выгорания летного состава детерминировано особенностями профессиональной деятельности, ее содержательными аспектами, а также индивидуальными характеристиками самих профессионалов; • профилактика, предупреждение и коррекция профессионального выгорания летного состава возможны путем комплекса организационных и психотерапевтических методов когнитивно-поведенческого подхода. Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход к анализу исследуемых явлений (Б.Ф. Ломов), основополагающие принципы психологии: детерминизма, развития, активности, единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), целостного развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции личностно-социально-деятельностного подхода (А.В. Барабанщиков, П.А. Корчемный, В.Л. Марищук, Н.Ф. Феденко,); целостного развития личности профессионала (К.А. Абульханова-Славская, ЕА. Климов, А.К. Маркова); основные теоретические концепции психических состояний и их исследования в трудовой деятельности (В.А. Бодров, В.А. Ганзен, Л.В. Куликов, Н.Д. Левитов, АО. Прохоров); основные принципы экспериментальной психологии и психодиагностики (А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Дружинин и др.); современные теоретические подходы и эмпирические исследования профессионального выгорания (Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Т.Н. Ронгинская, А.А. Рукавишников, М.Я. Соловейчик, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, Е. Аronson, R. Вrodsky, Р. Вrill, D. Direndonck, J. Еdelwich, Н. Fredenberger, R. Golembiewsky, S. Jackson, М. Leiter, Т. Маrek, С. Маslach, А. Рines, W. Schaufeli и др.). Научная новизна и теоретическая значимость исследования: 1. Феномен профессионального выгорания рассмотрен применительно к военно-авиационной деятельности, что позволило ввести категорию «профессиональное выгорание» в военно-авиационную психологию. 2. Обоснована возможность проявления профессионального выгорания в системах человек-техника применительно к военно-авиационной деятельности ввиду наличия в ней большого количества ситуаций, предъявляющих по-
вышенные требования к эмоциональной сфере и находящих свое отражение в виде негативных психических состояний, а также экспериментального выявления признаков профессионального выгорания. 3. Разработана теоретическая модель исследования профессионального выгорания летного состава ВВС РФ, которая базируется на методологических принципах деятельного опосредования профессионального выгорания летного состава, как системного многоуровневого феномена, позволяющая провести экспериментально-психологическое изучение и коррекцию профессионального выгорания. 4. Показано, что основными факторами профессионального выгорания летного состава ВВС РФ выступают: «Оценка обмена ресурсами», «Справедливость и тепло», «Усталость активных», «Неудовлетворенность работой», «Мотивация ранимых», которые обусловлены взаимовлиянием переменных, отражающих организацию профессиональной среды и личностные качества офицера. 5. Выявлены закономерные реакции летного состава, находящегося в состоянии профессионального выгорания в виде деградации установки на военную службу, смещения потребности в летной работе в сферу решения второстепенных задач, уменьшения карьерных притязаний, способности реализации потенциальных возможностей, планирования самореализации в условиях гражданской жизни. 6. Обоснована программа предупреждения профессионального выгорания летного состава, основанная на коррекции организационных условий деятельности и методах когнитивно-поведенческой терапии. Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональное выгорание летного состава - это продолжительное состояние высокомотивированных на успех профессионалов, испытывающих трудности в личностной самореализации средствами профессии, и имеющего характерную структуру в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. 2. Модель профессионального выгорания в качестве системообразующего рассматривает механизм удовлетворения - неудовлетворения иерархически структурированных потребностей и связанных с ними интересов и включает в себя: а) континуум профессиональное выгорание - профессиональная вовлеченность; б) потребности личности в самореализации; в) социальные, организационные и социально-психологические условия профессиональной среды; г) возможные последствия выгорания. 3. Профессиональное выгорание у летного состава по своей структуре проявляется в эмоциональном истощении, профессиональной отстраненности и редукции профессиональных достижений в основном, детерминировано факторами «Оценки обмена ресурсами», «Справедливости и тепла», «Усталости активных», «Неудовлетворенности работой», «Мотивации ранимых», которые включают в себя качество организации деятельности, перспективы и возможности служебного роста офицеров, профессиональные и нравственные качества командира, стилевые особенности управления подразделением, содержательные аспекты деятельности, возможности по удовлетворению
центральной потребности (годовой налет) и отдельные качества личности, обеспечивающие острое реагирование на стресс факторы профессиональной среды. 4. Профессиональное выгорание является составной частью механизма обеспечения динамического равновесия психики и профессиональной среды, позволяющее человеку дозировано и экономно расходовать энергетические ресурсы, что требует постоянного учета динамики развития ее структурных элементов, которые проявляются постепенно, поочередно и циклично, возможно и острое, единовременное проявление всех симптомов; наиболее полно оно представлено на заключительных, необратимых стадиях, характеризующихся отклонениями в психических и соматических состояниях; его последствия отрицательно сказываются на исполнении профессиональной деятельности и межличностных отношениях. 5. Для летного состава, характерны деструктивные поведенческие реакции, проявляющиеся в деградации установки на военную службу: желании сменить субъективно привлекательную работу, смещении центральной потребности в сферу решения второстепенных задач, уменьшения карьерных притязаний, способностей реализации потенциальных возможностей и выстраивания планов по самореализации в гражданской жизни. 6. Комплексная программа, включающая меры организационного характера, психологическое воздействие методами когнитивно-поведенческой терапии и повышение психологической компетентности руководящего состава позволяет в большей мере скорректировать элемент эмоционального истощения. Симптом редукции профессиональных достижений в большей степени зависит от удовлетворения центральной потребности, основным показателем которой является годовой налет. Практическая значимость исследования: 1. Выявленные закономерности функционирования психики офицерского, в частности летного состава, могут быть учтены органами государственного и военного управления при реализации программы реформирования ВВС и Вооруженных сил, совершенствования боевой подготовки и организации профессиональной деятельности в авиационных частях. 2. Теоретические положения о сущности профессионального выгорания, факторах, детерминирующих его возникновение и развитие у военных профессионалов, о методах предупреждения и психологической коррекции могут быть включены в содержание учебных дисциплин при подготовке военных авиаторов и психологов. 3. Результаты исследования могут быть использованы должностными лицами авиационных частей, соединений и других формирований в интересах сохранения здоровья летного состава, поддержания оптимальных социально-психологических условий в воинских коллективах и сохранения высококвалифицированных авиационных кадров. Методика и эмпирическая база исследования: При проведении диссертационного исследования был использован комплекс исследовательских методов и психодиагностических методик, объединенных единым замыслом констатирующего и формирующего экспери-
ментов. Достоверность, полноту и необходимый объем информации обеспечивало параллельное применение комплекса обсервационных, праксиметрических, субъективно-оценочных методов и формализованных методик, обработка которых производилась на IВМ РС с использованием программ статистической обработки данных SРSS-10 и Ехсеl. В исследовании, которое проводилось на базе частей 16 и 37 ВА, дислоцирующихся в Волгоградской, Иркутской, Московской, Смоленской, Читинской областях и Приморском Крае приняло участие 303 офицера. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой на общенаучные принципы и принятые в психологии методы исследования; обоснованные выводы психологической науки по данной проблеме; применением адаптированных и стандартизированных психодиагностических методик; подтверждением полученных результатов последовательно проведенными констатирующим и формирующим экспериментами; репрезентативностью исследуемой выборки; применением методов математической статистики. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе формирующего эксперимента. Материалы исследования были представлены в ходе работы Юбилейной конференции, посвященной 120 - летию Московского психологического общества (Москва 2005 г.). Межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (Москва 2005 г.). Ход исследовательской работы и полученные выводы неоднократно рассматривались на заседании кафедры психологии Военного университета МО РФ, использовались в ходе занятий со слушателями и курсантами Военного университета с дальнейшей реализацией полученных знаний в войсках при организации психологической работы с офицерским составом. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I - Теоретические и методологические основы исследования профессионального выгорания. Глава II - Экспериментально-психологическое исследование профессионального выгорания летного состава. Глава III - Психологическая профилактика профессионального выгорания летного состава. Общий объем диссертации - 201 страница, из них 155 - основного текста. Работа содержит 14 рисунков и 27 таблиц. П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Появление термина «burnout» (выгорание) в середине 80-х годов двадцатого столетия сразу вызвало интерес в мировой психологии и приковало внимание исследователей и практиков к этой проблеме. Центральное место в развитии научной концепции выгорания заняли работы С. Маslach и ее коллег, чья модель выгорания стала общепризнанной и созданный на ее базе инструментарий по измерению феномена лежит в основе большинства исследований, посвященный этой проблеме. Согласно первоначальным взглядам С. Маslach и S.В. Jackson выгора-
ние является трехмерным конструктом и получило определение синдрома эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, которое возникает у индивидов, работающих с людьми. За рубежом обосновывались одномерные ((истощение) А. Рines, Е. Аronson), двухмерные ((истощение и деперсонализация) D.V. Direndonck, W.В. Schaufeli) и четырехмерные ((истощение, деперсонализация, редукция и зависимость) Е. Iwanicki, R. Schwab) конструкты выгорания. Однако, большинство специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени выгорания. В процессе накопления эмпирических данных и их теоретического осмысления наблюдалась эволюция в понимании сути явления и его основных причин. С. Маslach определяет выгорание как реакцию на связанный с работой стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от клиента, негуманному отношению к нему, который часто появляется у персонала, работающего с людьми. Интерперсональный подход (С. Маslach) в качестве основной причины выгорания рассматривает межличностные взаимоотношения профессионала с субъектами деятельности, характеризующиеся чрезмерной эмоциогенностью. В индивидуальном подходе А. Рines пришла к выводу, что главной причиной выгорания является неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере. По ее мнению выгорание с наибольшей вероятностью возникает у высоко мотивированных специалистов, отождествляющих себя с работой, считающих ее высоко значимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию. Личность без высокой первоначальной мотивации может испытывать стресс, одиночество, депрессию, экзистенциальный кризис или усталость, но не выгорание. Представители организационного подхода (Е. Iwanicki, R. Schwab) рассматривают факторы рабочей среды в качестве основного источника выгорания. J. Саrooll и W. White высказывали мысль об интегральном подходе к исследованию выгорания, которое рассматривается как экологическая дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды. В дальнейшем и С. Маslach вместе с М. Leiter выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Таким образом, исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры. Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое зна-
чение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом. Анализ исследований показывает, что основные усилия были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. В отечественной психологии проблема выгорания удостоилась пристального внимания исследователей лишь в последние годы. Первые публикации отечественных ученых Н.Е. Водопьяновой (1997), В.Н. Дружинина (2001), А.А. Гришиной (1997), Л.А. Китаева-Смык (1983), В.Е. Орла (1999), Т. В. Форманюка (1994) в большей степени носили постановочный характер или описывали конкретные эмпирические результаты. В последнее время наметился значительный прогресс отечественной психологии в исследовании феноменологии, структуры, закономерностей становления, проявления и развития выгорания. Этим вопросам уделяется внимание в диссертационных исследованиях В.Е. Орла (2005), А.А. Рукавишникова (2001), СВ. Умняшкиной (2001), Е.С. Старченковой (2002), М.В. Борисовой (2003), С.А. Калашниковой (2004), О.В. Крапивиной (2004). Результатом исследования феномена выгорания, проводимого В.Е. Орлом (2005) и его коллегами стала концепция выгорания, дающая представление о выгорании, его структуре, особенностях влияния на личность профессионала и жизнедеятельности в целом, источниках возникновения и динамике развития. Выгорание рассматривается как общепрофессиональный дезадаптационный феномен, представляющий собой целостное, динамическое психическое образование в единстве мотивационных, эмоциональных и оценочных компонентов, формирующееся в профессиональной деятельности и отрицательно влияющее на ее результативность. Автор делает вывод о специфичности выгорания как самостоятельного психического феномена, интегрирующего в единое целое традиционные состояния и отличающийся от них по степени необратимости и устойчивости во времени, приближаясь по этим параметрам к психическим свойствам. Это положение является противоречивым в части традиционного подхода отечественной психологии, рассматривающего структуру психики в виде свойств личности, психических состояний, процессов и образований. В зарубежной и отечественной психологии продолжается дискуссия по поводу понимания, к какой категории психических явлений относится профессиональное выгорание. Одними авторами оно рассматривается как процесс (С. Сhemiss, J. Еdelwich, R. Вrodsky), другими как состояние (С. Maslach и S.В. Jackson, Н.В. Гришина). В психологической науке в настоящее время существуют определенные подходы, позволяющие объективно отнести выгорание к той или иной категории психических явлений. Основываясь на подходах Л.В. Куликова, Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова были сделаны выводы о том, что профессиональное выгорание является продолжительным состоянием высокомоти-
вированных на успех профессионалов, испытывающих трудности в личностной самореализации средствами профессии, и имеющего характерную структуру в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Состояние выгорания достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния вовлеченности (еngagement), предложенного С. Маslach, которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. В ходе теоретического анализа была определена возможность возникновения профессионального выгорания в профессиях, связанных не только с социальным взаимодействием. На этой основе была проанализирована деятельность летного состава ВВС РФ в целях выявления условий, детерминирующих возникновение и развитие данного синдрома. Проведенный анализ исследований по проблемам психологического обеспечения летной работы П.А. Корчемного, В.Л. Марищука, К.К. Платонова, В.А. Пономаренко, В.Т. Юсова, значительный опыт автора в летной и психологической работе в авиационных частях позволили выявить предпосылки возникновения и развития профессионального выгорания у летного состава в современных условиях. Правомерность выводов о возможности возникновения выгорания подтвердили предположения В.Н. Дружинина и В.Е. Орла о том, что феномен излетанности летного состава, описанный в начале XX века по своему характеру напоминает синдром профессионального выгорания. Оно определяется как потеря направленности летного состава на выполнение своей профессиональной деятельности. Летчик теряет интерес к своему делу, у него появляется боязнь полетов, неуверенность в своих силах, потеря ответственности за исход полета. Анализ деятельности показал, что помимо выполнения обязанностей по управлению летательными аппаратами, летный состав исполняет ряд обязанностей, которые традиционно не берутся во внимание специалистами, изучающими психогенность легкой деятельности. В первую очередь, это социально-педагогическая деятельность, рассматривающая офицера в качестве командира, педагога, в обязанность которого входит обучение, воспитание, забота о подчиненных, отстаивание их прав и социальная защита. Это традиционные, рассматриваемые на ранних этапах развития теории, условия возникновения выгорания. Рассматривая закономерности взаимоотношения структурных элементов и противоречий системы человек - профессиональная среда и допуская возможность возникновения состояния выгорания только у высоко мотивированных на профессиональный успех лиц, сделан вывод об ограниченных возможностях по удовлетворению центральной потребности летного состава, основным показателем которой является годовой налет. Это не позволяет летному составу развиваться, совершенствоваться в профессиональном плане и осуществлять самореализацию средствами профессии. Возникает чувство невостребованности и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Неудовлетворенность усиливается необходимостью выполнения несвойственных функций, плохим материальным положением и социально-бытовыми условиями, которые являются предпосыл-
кой социально-психологической напряженности в коллективе, и находят отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих психики военнослужащего. Таким образом, теоретический анализ подходов к пониманию сущности, структуры, детерминант профессионального выгорания и содержания деятельности летного состава ВВС позволяет говорить о возможности проявления этого явления у военных летчиков и штурманов. В целях создания модели исследования профессионального выгорания летного состава, явление было проанализировано с позиции системного подхода: выделения компонентного состава, структуры, функций объекта в их взаимосвязях, а также системообразующих факторов. В результате сделан вывод о том, что профессиональное выгорание является сложным, целостным, полифункциональным и полиструктурным явлением, имеющим следующие уровни анализа: • физиологический уровень первой иерархической подструктуры включающего нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; • психофизиологический уровень включает вегетативные реакции, изменения психомоторики и сенсорики; • психологический (личностный) уровень изменение психических функций и настроения человека; • социально-психологический уровень характеризует поведение, деятельность и отношения человека. Рассмотренные в практике исследования выгорания факторы и имеющиеся модели выгорания позволили предложить оригинальную модель, позволяющую исследовать явления с позиций системного подхода, основополагающих принципов психологии: детерминизма, развития, активности, единства сознания и деятельности, целостного развития личности. Согласно этой модели, элементы профессионального выгорания проявляются не всегда в классическом трехмерном конструкте. В первую очередь наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, теряется интерес к профессиональной деятельности, снимается с себя ответственность за ее результат, прекращается профессиональное самосовершенствование. На ранних стадиях количественные показатели элементов выгорания имеют не пропорциональные значения. В динамике развития они проявляются в большинстве своем постепенно, поочередно и циклично. Степень выгорания, низкая, средняя или высокая характеризуется определенной комбинацией высокого или низкого уровня эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Вся симптоматика наиболее полно представлена на заключительных, необратимых стадиях, характеризующихся отклонениями в психических и соматических состояниях. Возможно и острое, единовременное проявление всех симптомов. Модель (см. рис.1) изучения профессионального выгорания в качестве системообразующего рассматривает механизм удовлетворения - неудовлетворения иерархически структурированных потребностей и связанных с ними интересов. Противоречивая ситуация между высшими потребностями в
Рис.1 Модель исследования профессионального выгорания летного состава
уважении, самоактуализации и возможностями по их удовлетворению средствами профессии предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере летного состава. В качестве психогенных, выступают систематически воздействующие негативные факторы социального, организационного и социально-психологического характера, которые находят свое отражение в профессиональном выгорании, величина которого определяется также и личностными особенностями летного состава. Личность, находящаяся в состоянии профессионального выгорания находится в поиске возможностей для удовлетворения интересов и потребностей в самореализации, которые находят выход вне профессиональной деятельности. Теоретический анализ проблемы профессионального выгорания показал необходимость её более глубокого изучения у летного состава ВВС РФ в реальных условиях. Решение второй задачи по выявлению основных психологических детерминант, влияющих на инициацию, развитие профессионального выгорания и его последствия производилось путём организации комплексного эксперимента, в ходе которого исследованию подвергались следующие элементы: • содержание и структура профессионального выгорания летного состава, взаимовлияние личностных черт, детерминирующих силу ее проявления и последствия; • организационные и социально-психологические условия возникновения и развития профессионального выгорания; • последствия профессионального выгорания. В качестве переменных, детерминирующих проявления синдрома профессионального выгорания предварительно были выделены: 1. Демографические и общие данные, такие как возраст; официальный и неофициальный статус; наличие и объективность оценки результатов деятельности офицера; достижения в служебной деятельности, куда отнесены классная квалификация, образование, воинское звание, должность, государственные награды, участие в боевых действиях, 2. Социально-психологические, включающие возможность удовлетворения материальных, бытовых, потребностей, качество культурно-досуговой работы; социально-психологический климат в воинском коллективе; стиль управления воинским коллективом, личностные и профессиональные качества руководителя. 3. Организационные условия, включающие в себя качество организации Деятельности; летную нагрузку, объем, ритмичность деятельности; степень загруженности свойственными и несвойственными функциями. 4. В качестве личностных рассмотрены факторы, выделенные Р. Кеттелом. В результате проведения факторного анализа были выявлены факторы, обусловливающие высокую степень профессионального выгорания летного состава. В последующем применен множественный линейный пошаговый регрессионный анализ и бинарная логическая регрессия, в результате чего получена информация, позволившая выделить переменные, имеющие
наибольшее значение в выделенных факторах и оценить степень влияния составляющих синдрома выгорания на деятельность, поведение, настроение летного состава. Выделенные факторы (см. табл.1): «Оценка обмена ресурсами», «Справедливость и тепло», «Усталость активных», «Неудовлетворенность работой», «Мотивация ранимых» объясняют более 65 % суммарной дисперсии Таблица 1 Психологические факторы профессионального выгорания летного состава
профессионального выгорания и включают переменные, имеющие ярко выраженную специфичность, характерную для профессии военнослужащего и военного летчика. Наиболее важными, обусловливающими уровень развития высокой степени выгорания переменными, являются плохая организация деятельности: ограничение перспективы и возможностей служебного роста офицеров, низкие профессиональные и нравственные качества командира, излишний демократизм и попустительство в стиле управления подразделениями, неудовлетворенность зарплатой, ограниченный налет и качества личности, обеспечивающие силу реагирования. Это эмоциональная неустойчивость, замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, застенчивость и склонность к критике. Переменные необходимости выполнения летным составом несвойственных функций и отзывчивости командира являются сквозными и включены в ряд факторов, обусловливающих профессиональное выгорание. Изучение профессионального выгорания показывает что, в сущности,
оно является элементом, интегрированным в механизм психологической зашиты, позволяющим человеку дозировать, экономно расходовать энергетические ресурсы. Последствия выгорания отрицательно сказываются на исполнении обязанностей профессиональной деятельности и межличностных отношениях. Оно является индикатором, отражающим начало и протекание процесса разрушительного воздействия внешних обстоятельств на психику человека. Индивидуальные личностные особенности авиатора позволяют находиться определенное время в этих условиях без серьезных для психики и организма последствий. Это составная часть механизма обеспечения динамического равновесия психики и профессиональной среды, нарушение которого вызывает определенные реакции, рассматриваемые на социально-психологическом, психологическом, психофизиологическом и физиологическом уровнях. Была выдвинута рабочая гипотеза о том, что летный состав, находящийся в состоянии выгорания имеет закономерные реакции в виде отношений к профессиональной деятельности и социальному окружению, настроения и поведения. Исходя из теоретической модели, были выделены переменные, изменение которых с определенной долей вероятности обусловливается силой проявления профессионального выгорания и его составляющих элементов: истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. С целью сокращения числа переменных и определения парных взаимосвязей между ними был проведен факторный анализ, получена интеркорреляционная матрица и оценена значимость связей. С целью определения связи и получения расчетов, позволяющих прогнозировать значения зависимой переменной, отталкиваясь от значений элементов профессионального выгорания был проведен множественный пошаговый линейный регрессионный анализ для зависимых переменных, измеренных в интервальных шкалах. Вероятность возникновения зависимых переменных, измеренных в биноминальной шкале, была рассчитана по методу бинарной логической регрессии. Родовым понятием, с помощью которого можно охарактеризовать последствия профессионального выгорания летного состава, является деградация установки на военную службу. Возникает желание сменить субъективно привлекательную работу. Наблюдается тенденция к смещению центральной потребности в сферу решения второстепенных задач, уменьшению карьерных притязаний, способностей реализации потенциальных возможностей, выстраиванию планов по самореализации в гражданской жизни. Наличие высоких показателей выгорания и его отдельных элементов негативно отражается на эмоциональных, когнитивных и поведенческих отношениях между членами воинского коллектива, определенным образом формируя внутреннюю структуру межличностных отношений в подразделении. Еще в большей степени деформируются отношения к непосредственным начальникам в виде недооценки их профессиональных и личностных качеств, что вносит коррективы, затрудняющие процесс управления воинским коллективом. У лиц, имеющих высокую степень выгорания, обнаружена тенденция к увеличению частоты употребления алкогольных напитков,
повышающей риск общей деградации личности. Решение третьей задачи осуществлялось посредством анализа детерминант профессионального выгорания и возможностей психологической науки по устранению этого влияния, на основе чего спланирован и проведен формирующий эксперимент, в котором методами когнитивно-поведенческой терапии и оптимизацией организационных условий произведена попытка коррекции выгорания у летного состава. В качестве зависимой переменной выступала степень проявления составляющих профессионального выгорания. В качестве независимых переменных выступал комплекс изменяемых показателей организационной среды, а также черты характера и свойственные им паттерны поведения, корректируемые методами когнитивно-поведенческой терапии. Программа эксперимента проводилась по методу ех-роst-fасtо с дальнейшим психокоррекционным воздействием. Разработка программы предупреждения и коррекции профессионального выгорания у летного состава строилась исходя из: 1. Анализа психологических факторов, детерминирующих возникновение и развитие профессионального выгорания. 2. Сложившихся организационных условий в подразделениях (наличие возможности выполнения прямых функциональных обязанностей (средний годовой налет в подразделении) и реализуемые командованием подразделений управленческие стили. 3. Реальных возможностей командования авиационной части, органов воспитательной работы, психолога части влиять на условия, детерминирующие возможность возникновения и развития синдрома профессионального выгорания у летного состава. Анализ психологических факторов, обусловливающих возникновение и развитие профессионального выгорания летного состава, позволил определить способы воздействий и реализовать их в экспериментальной программе, эффективность которой проверена в формирующем эксперименте, проводимом с тремя экспериментальными и одной контрольной группами (см. табл. 2). К этим способам относятся: - совершенствование организации повседневной деятельности авиационного подразделения; - психологическое консультирование командования частей и подразделений в целях развития и коррекции стилевых черт профессионально-управленческой деятельности; - организация мероприятий по формированию планов движения личного состава и формирования кадрового резерва; - проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных мероприятий с целью обучения новым поведенческим навыкам. Экспериментальное обоснование программы предупреждения и кор-
Таблица 2 Программа предупреждения и психокоррекции профессионального выгорания летного состава.
рекции профессионального выгорания летного состава осуществлялось посредством ее применения в условиях деятельности четырех авиационных эскадрилий отдельного смешанного авиационного полка, выполняющего задачи по перевозке грузов, личного состава, различных видов разведки в период сентябрь - ноябрь 2005 года. Работа с летным составом проводилась по 2-4 часа 2 раза в неделю, в основном, в послеобеденное время, дни свободные от полетов и подготовки к ним. В рамках формирующего эксперимента принимало участие три экспериментальные и одна контрольная группы, по 12 офицеров, сформированных методом попарного уравнивания. Качественный состав групп и некоторые характеристики организационных условий представлен в таблице № 3. Таблица 3 Характеристики экспериментальных и контрольной групп
В целях развития психолого-педагогической компетентности командования 2 ЭГ и 3 ЭГ были проведены лекционные и консультативные занятия, в результате которых расширилось их представление о закономерностях функционирования психики авиатора, функциях и закономерностях управления в организации. Далее, в ходе совместной работы с командованием части, 2 ЭГ и 3 ЭГ выявлены и реализованы на практике резервы улучшения организации профессиональной деятельности. Ими стали: заблаговременное планирование военно-служебной нагрузки; сокращение времени на общие построения и увеличение роли командиров звеньев и экипажей в доведении приказаний и организации решения поставленных задач с одновременным усилением требовательности к обратной связи; ограничение выполнения несвойственных функций (по мере возможностей на время эксперимента); значительное увеличение групповых занятий по тактике, аэродинамике, авиационной технике, самолетовождению, боевому применению с выдачей индивидуальных еженедельных заданий, и последующего заслушивания и оценки каждого авиатора; организация практических занятий по выживаемости в безлюдной местности в осенний и зимний периоды; организация регулярных стрельб из личного оружия; увеличение в распорядке дня времени на спортивные мероприятия (волейбол, малый теннис, посещение бассейна и сауны); предоставление служебного времени для работы в читальном зале библиотеки гарни-
зонного дома офицеров; индивидуальные беседы с целью оценки офицера, обсуждения его служебных перспектив, раскрытия объективных возможностей его самореализации в профессиональной области, доведения предварительно выработанного плана передвижения личного состава в подразделении и части; усиление внимания к качеству и объективности подведения итогов деятельности в подразделении и экипажах. Следующим разделом, включенным в комплекс мероприятий по предупреждению и психологической коррекции профессионального выгорания летного состава стали регулярно проводимые психологическое консультирование, индивидуальные и групповые тренинги. Показанием для их проведения стали выявленные в ходе констатирующего эксперимента зависимости между выгоранием и некоторыми личностными чертами авиаторов, а также возможности когнитивно-поведенческой терапии по оценке и коррекции неадекватных аспектов мышления, представлений и поведения, негативным образом влияющих на психику летного состава с заостренными личностными чертами. В этой части эксперимента принимала участие 1 ЭГ и 3 ЭГ. При таком построении плана исследования достигнута возможность как отдельного оценивания эффективности воздействия организационных методов (2 ЭГ), методов когнитивно-поведенческой терапии (1 ЭГ), так и их комплексного влияния (3 ЭГ). С каждым из 24 офицеров было проведено несколько индивидуальных консультаций, с использованием терапевтических техник, предложенных А. Эллисом и А. Беком, индивидуальных прививок от стресса по методу Д. Мейхенбаума общим объемом от 3-х до 4-х часов. Параллельно, начиная со второго месяца проведения формирующего эксперимента, по одному часу в неделю с 1 ЭГ и 3 ЭГ проводились ассертивные тренинги, тренинги социальной компетентности. Также был использован тренинг прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, относящийся к группе поведенческих методик. Он применяется с целью выработки способности к произвольному мышечному расслаблению и таким образом преодолению эмоционального напряжения, возникающего при тревоге, страхе, волнении, гневе и других кратковременных состояниях, характерных для синдрома профессионального выгорания. Для проверки результативности экспериментальной работы был использован непараметрический Т - критерия Вилкоксона, применяемый для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Результаты экспериментального воздействия представлены на рисунке №2. В результате формирующего эксперимента установлено, что синдром выгорания, как и любое психическое состояние, является подвижной структурой В большей степени коррекции подвержена переменная эмоциональной угнетенности, как методом изменения организационных условий деятельности, так и методами когнитиво-поведенческой терапии.
1 эг до воздействия 1 эг после воздействия 2 эг до воздействия 2 эг после воздействия 3 эг до воздействия 3 эг после воздействия кг 1-й замер кг 2-й замер Рис.2. Общие результаты формирующего эксперимента. Показатель деперсонализации менее динамичен, но также подвержен коррекции в случае щадящего влияния отрицательно влияющих факторов, имеющих значительную долю суммарной дисперсии. Показатель редукции профессиональных достижений является подструктурой, которая наиболее остро реагирует на ограничение возможности удовлетворения центральной потребности (полетах) и в тоже время, является наиболее инертным объектом коррекции. Ш.ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ Анализ эволюции подходов к пониманию сущности, структуры, содержания явления, изучение механизмов, факторов, обусловливающих явление, функциональных взаимосвязей структурных элементов профессионального выгорания, выявление сущностных признаков явления позволили сделать вывод о возможности рассмотрения феномена профессионального выгорания применительно к воинской деятельности и военным профессиям, военным летчикам и штурманам. В отличие от других видов производственных стрессов, профессиональное выгорание возможно только у высокомотивированных на профессиональный успех лиц. Профессиональное выгорание является продолжительным состоянием, характерным для профессионалов, испытывающих трудности в личностной самореализации средствами профессии, находятся в профессиональной ситуации, предъявляющей высокие требования к эмоциональной сфере и имеющего характерную структуру в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Синдром профессионального выгорания имеет свои неповторимые, характерные только для него особенности, отличающие его от других психических явлений. Эти особенности определяются через своеобразие отношений между элементами системы на физиологическом, психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях.
В динамике развития симптомы выгорания проявляются в большинстве своем постепенно, поочередно и циклично. Степень выгорания, низкая, средняя или высокая характеризуется определенной комбинацией высокого или низкого уровня эмоционального истощения, деперсонализации и личных достижений. Вся симптоматика наиболее полно представлена на заключительных, необратимых стадиях, характеризующихся отклонениями в психических и соматических состояниях. Возможно и острое, единовременное проявление всех симптомов. Концептуальная модель профессионального выгорания в качестве системообразующего рассматривает механизм удовлетворения - неудовлетворения иерархически структурированных потребностей летного состава. Противоречивая ситуация между высшими потребностями в уважении, самоактуализации и возможностями по их удовлетворению средствами профессии предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере летного состава и находит свое отражение в профессиональном выгорании, величина которого определяется личностными особенностями летного состава. В качестве психогенных выступают систематически воздействующие на психику летного состава негативные факторы социального, организационного и социально-психологического характера. Профессиональное выгорание является составной частью механизма обеспечения динамического равновесия психики и профессиональной среды, позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, а дисфункциональными являются его следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и межличностных отношениях. Определено, что профессиональное выгорание имеет возможность трансформации в континууме профессиональное выгорание - профессиональная вовлеченность. Составляющие элементы выгорания также имеют свои антиподы: эмоциональный подъем, включенность в работу и самоэффективность. В ходе исследования выявлено, что детерминанты выгорания у летного состава имеют не только традиционный характер, но и ярко выраженную специфичность, характерную как для профессии военнослужащего в целом, так и особенностям летной деятельности. Это плохая организация деятельности; ограниченные перспективы и возможности служебного роста офицеров; низкие профессиональные и нравственные качества командира; излишний демократизм и попустительство в стиле управления подразделениями; необходимость выполнения несвойственных функций; ограниченные возможности по удовлетворению центральной потребности, показателем которого является годовой налет; качества личности, обеспечивающие острое реагирование на стресс факторы профессиональной среды. Основными путями предупреждения, профилактики и коррекции профессионального выгорания являются создание условий, обеспечивающих полноценную летную работу авиационных частей и социальных условий, обеспечивающих достойное существование летного состава:
- совершенствование организации повседневной деятельности авиационного подразделения; - активизация работы по повышению психологической компетентности командования частей и подразделений, развитию и коррекции стилевых черт профессионально-управленческой деятельности; - организация мероприятий по формированию планов движения личного состава и формированию кадрового резерва; - проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных мероприятий с целью обучения новым поведенческим навыкам. IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В целях сохранения психического здоровья и предупреждения профессионального выгорания летного состава органам военного управления, командованию ВВС, соединений и частей предлагается: 1. Правительству РФ необходимо пересмотреть подходы к финансированию ВВС, которое позволит решить социальные проблемы военнослужащих, обеспечить уровень денежного содержания с точки зрения социальной справедливости, закупать авиационную технику до количественного уровня, обеспечивающего поддержание научно-обоснованного уровня натренированности. Это позволит поднять социальный статус летного состава, обеспечить его деятельностью, к которой профессионально предназначен, что будет в большей степени содействовать сохранению здоровья летного состава, обеспечивать более продолжительный срок службы офицера и преемственность поколений. 2. В целях экономии авиационного топлива и поддержания летной натренированности целесообразна закупка и включение в штат частей спортивных для истребительной и специально спроектированных, облегченных вариантов транспортных самолетов для бомбардировочной авиации. Также необходимо разработать Курсы Боевой подготовки, допускающие возможность повышения классной квалификации в результате выполнения общей программы полетов на тренировочных и боевых самолетах. 3. Командованию ВВС необходимо обратить внимание на негативные последствия использования летного состава не по предназначению и рассмотрения возможности по полному укомплектованию подразделений охраны и обеспечения. 4. В кадровой работе всех уровней обратить внимание на совершенствование методов оценки военнослужащих, подбор и выдвижение на должности командиров эскадрилий и полков офицеров, обладающих высоким уровнем развития нравственных и профессиональных качеств, способных к пониманию проблем и отстаиванию интересов подчиненных, в то же время требовательных, способных организовать деятельность подразделений и частей офицеров. 5. Командованию соединений и частей, при решении задач боевой подготовки помимо летной подготовки в большей степени уделить внимание специальной подготовке, необходимой в ходе боевых действий: тактической,
аэродинамике, самолетовождению, боевому применению, практическим стрельбам и занятиям по выживанию в безлюдной местности и физической подготовке. На основе понятных военнослужащим критериев и показанных результатов, должна даваться объективная оценка каждому офицеру, которая наряду с результатами в летной работе должна стать основой планирования его служебной перспективы. 6. На всех уровнях управления необходимо обратить внимание на организацию культурно-досуговой работы и создание инфраструктуры для содержательного отдыха (тренажерные залы, сауны, библиотеки, офицерские клубы и т.д.), как объектов, которые рассматриваются летным составом в качестве желаемой и часто недоступной альтернативы тем видам деятельности, которыми занимается летный состав вместо полетов. 7. Структурам воспитательной работы организовать планомерную деятельность с привлечением квалифицированных психологов по диагностике и психологической коррекции профессионального выгорания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|