Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Сечко Александр Владимирович

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛЕТНОГО

СОСТАВА ВВС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 19.00.03. – психология труда, инженерная психология,

эргономика (психологические науки)

 

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидат психологических

Наук

Москва – 2006.

Работа выполнена на кафедре психологии Военного университета

 

Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук, профессор

Корчемный Петр Антонович

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Гандер Дмитрий Владимирович

кандидат психологических наук, доцент

Жильцов Владимир Анатольевич

 

 

Ведущая организация: Военно-воздушная академия

имени Ю.А.Гагарина

 

Защита состоится «26» июня 2006 года в 13:00 часов на заседании диссертационного совета (Д-215.005.08) по психологическим наукам при Военном университете по адресу: 123001, г. Москва, К-001, ул. Большая Садовая д. 14, кафедра психологии.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

 

Автореферат разослан «25» мая 2006 года.

 

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук В.Ф.Дубяга

 

 

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Актуальность исследования. Современная международная обстанов­ка характеризуется появлением новых угроз. Необходимость обеспечения безопасности Российской Федерации в этих условиях в значительной степени актуализировала проблему повышения качественных параметров Вооружен­ных Сил и ВВС, в том числе в сфере профессиональных кадров. Успешное выполнение стоящих перед военной авиацией ответственных и сложных за­дач во многом определяется уровнем развития у летного состава профессио­нальных, моральных и психологических качеств.

Возможности летного состава не всегда отвечают требованиям дейст­вительности. Качественный анализ летного состава ряда частей показывает, что некоторые руководящие должности замещены летчиками и штурманами, не имеющими классной квалификации. В полковом звене практически нет специалистов старше сорока лет. Снижение уровня профессионализма и со­временное состояние авиационного парка привело к росту авиационных ка­тастроф, происшествий и предпосылок к ним. В технологии обучения изме­нились управленческие и обучающие принципы. Командиры среднего звена не управляют подчиненными, так как не летают с ними. Налет у летчиков более высокого ранга не боле 40-50 часов, что не позволяет им расширить сложность выполняемого задания. Психологическая и профессиональная не­готовность к полету, отсутствие возможности ее устранить на земле и в воз­духе делает профессиональную жизнь невостребованной и морально ущерб­ной. По этой причине многие офицеры прекращают летную деятельность, стремясь получить новую профессию, находясь еще в трудоспособном со­стоянии. Очень часто с профессией военного летчика и штурмана расстаются лейтенанты, вчерашние выпускники, столкнувшиеся с первыми бытовыми, материальными трудностями, сопутствующими ратному труду. Но в своем большинстве, пришедшие в военную авиацию - это одержимые небом люди, ради своего любимого дела, полетов, готовые ко многим лишениям. Но даже у таких офицеров есть предел толерантности, который когда-то наступает.

Длительный процесс сопротивления негативным обстоятельствам со­провождается глубокими психическими переживаниями, для которых харак­терны настроения с отрицательной психотонизацией: фрустрации, приступы депрессии, подавленность. Хроническая напряженность приводит к истоще­нию психики, после чего следует апатия, повышенная раздражительность, циничное отношение к службе, профессиональная деградация.

Наиболее точно такое состояние летного состава отражает термин «burnout» - выгорание, появившийся в мировой психологии в 80-е годы два­дцатого столетия и приковавший к себе интерес психологов многих стран. В настоящее время эта проблема находится в зоне повышенного внимания в отечественной и зарубежной психологии, в связи с мощным отрицательным эффектом, которое выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов.

Проблема выгорания стала предметом научного анализа благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов (Е. Аronson, R.

 

 

Вrodsky, Р. Вrill, D. Direndonck, J. Edelwich, Н. Frenberger, R. Golembiewsky, S. Jackson, М. Leiter, Т. Маrek, С. Маslach, А. Рines, W. Schaufeli и др.), не по­теряла своей актуальности и в наши дни, о чем свидетельствует большое ко­личество публикаций на эту тему. Только за последнее десятилетие опубли­ковано свыше 1500 статей и аналитических обзоров, посвященных исследо­ванию различных аспектов феномена профессионального выгорания.

В отечественной психологии одними из первых на проблему выгорания обратили внимание В.В. Бойко (1996), Н.Е. Водопьянова (1997), В.Н. Дру­жинин (2001), А.А. Гришина (1997), Л.А. Китаев-Смык (1983). В.Е. Орел (1999), Т.В. Форматок (1994). Вопросам исследования феноменологии, структуры, закономерностей становления, проявления и развития выгорания уделяется внимание в диссертационных исследованиях В.Е. Орла (2005), А.А. Рукавишникова (2001), СВ. Умняшкиной (2001), Е.С. Старченковой (2002), М.В. Борисовой (2003), С.А. Калашниковой (2004), О.В. Крапивиной (2004).

Проблемами отрицательного влияния профессиональной среды на пси­хику авиатора занимались П.А. Корчемный (1979,1990), В.Л. Марищук (1964,1982), К.К. Платонов (1960), В.А. Пономаренко (1985,1992,1995,1998), В.Т. Юсов (1967,1984), теоретические выводы и практические рекомендации которых имеют большое значение в практике изучения и профилактики про­фессионального выгорания летного состава.

В тоже время проблема профессионального выгорания латного состава ВВС в военной психологии практически не исследована. Имеется сравни­тельно небольшое количество работ, рассматривающих выгорание в техни­ческих и операторских профессиях. Остается острой потребность в совер­шенствовании комплекса мероприятий по обеспечению условий, способст­вующих предупреждению профессионального выгорания, поддержанию пси­хического здоровья летного состава на уровне, позволяющем минимизиро­вать текучесть авиационных кадров и поддерживать требуемый уровень бое­способности авиационных подразделений и частей.

Актуальность обозначенной проблемы, её недостаточная научная раз­работанность предопределили объект, предмет, цель и задачи диссертацион­ного исследования.

Объект исследования - профессиональная деятельность летного со­става полкового звена ВВС РФ.

Предметом исследования - профессиональное выгорание летного со­става.

Цель исследования - на основе теоретического анализа научных под­ходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследова­ния профессионального выгорания летного состава выявить детерминанты, обусловливающие ее развитие в процессе профессиональной деятельности, поведенческие последствия, на этой основе обосновать и апробировать про­грамму по профилактике и коррекции профессионального выгорания летного состава ВВС РФ.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. На основе изучения теоретико-методологических основ профессио-

 

нального выгорания и особенностей профессиональной деятельности разра­ботать теоретическую модель исследования профессионального выгорания летного состава.

2. Выявить основные психологические детерминанты, влияющие на ини­циацию, развитие профессионального выгорания и его последствия.

3. Разработать программу предупреждения и коррекции профессиональ­ного выгорания летного состава.

В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие взаимосвя­занные предположения:

• профессиональное выгорание летного состава - это продолжительное состояние высокомотивированных на успех профессионалов, испыты­вающих трудности в личностной самореализации средствами профес­сии и имеющего характерную структуру в виде эмоционального ис­тощения, деперсонализации и редукции профессиональных достиже­нии;

• проявление и интенсивность профессионального выгорания летного состава детерминировано особенностями профессиональной деятель­ности, ее содержательными аспектами, а также индивидуальными ха­рактеристиками самих профессионалов;

• профилактика, предупреждение и коррекция профессионального выго­рания летного состава возможны путем комплекса организационных и психотерапевтических методов когнитивно-поведенческого подхода.

Теоретико-методологическую основу исследования составили систем­ный подход к анализу исследуемых явлений (Б.Ф. Ломов), основополагающие принципы психологии: детерминизма, развития, активности, единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), целостного развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции личностно-социально-деятельностного подхода (А.В. Барабанщиков, П.А. Корчемный, В.Л. Мари­щук, Н.Ф. Феденко,); целостного развития личности профессионала (К.А. Абульханова-Славская, ЕА. Климов, А.К. Маркова); основные теоретические концепции психических состояний и их исследования в трудовой деятельности (В.А. Бодров, В.А. Ганзен, Л.В. Куликов, Н.Д. Левитов, АО. Прохоров); основ­ные принципы экспериментальной психологии и психодиагностики (А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Дружинин и др.); современные теоретические подходы и эмпирические исследования профессионального выгорания (Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Т.Н. Ронгинская, А.А. Рукавишников, М.Я. Соловейчик, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, Е. Аronson, R. Вrodsky, Р. Вrill, D. Direndonck, J. Еdelwich, Н. Fredenberger, R. Golembiewsky, S. Jackson, М. Leiter, Т. Маrek, С. Маslach, А. Рines, W. Schaufeli и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Феномен профессионального выгорания рассмотрен применительно к военно-авиационной деятельности, что позволило ввести категорию «про­фессиональное выгорание» в военно-авиационную психологию.

2. Обоснована возможность проявления профессионального выгорания в системах человек-техника применительно к военно-авиационной деятельно­сти ввиду наличия в ней большого количества ситуаций, предъявляющих по-

 

вышенные требования к эмоциональной сфере и находящих свое отражение в виде негативных психических состояний, а также экспериментального вы­явления признаков профессионального выгорания.

3. Разработана теоретическая модель исследования профессионального выгорания летного состава ВВС РФ, которая базируется на методологиче­ских принципах деятельного опосредования профессионального выгора­ния летного состава, как системного многоуровневого феномена, позволяю­щая провести экспериментально-психологическое изучение и коррекцию профессионального выгорания.

4. Показано, что основными факторами профессионального выгорания летного состава ВВС РФ выступают: «Оценка обмена ресурсами», «Справед­ливость и тепло», «Усталость активных», «Неудовлетворенность работой», «Мотивация ранимых», которые обусловлены взаимовлиянием переменных, отражающих организацию профессиональной среды и личностные качества офицера.

5. Выявлены закономерные реакции летного состава, находящегося в со­стоянии профессионального выгорания в виде деградации установки на во­енную службу, смещения потребности в летной работе в сферу решения вто­ростепенных задач, уменьшения карьерных притязаний, способности реали­зации потенциальных возможностей, планирования самореализации в усло­виях гражданской жизни.

6. Обоснована программа предупреждения профессионального выгорания летного состава, основанная на коррекции организационных условий дея­тельности и методах когнитивно-поведенческой терапии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное выгорание летного состава - это продолжительное состояние высокомотивированных на успех профессионалов, испытывающих трудности в личностной самореализации средствами профессии, и имеюще­го характерную структуру в виде эмоционального истощения, деперсонали­зации и редукции профессиональных достижений.

2. Модель профессионального выгорания в качестве системообразующего рассматривает механизм удовлетворения - неудовлетворения иерархически структурированных потребностей и связанных с ними интересов и включает в себя: а) континуум профессиональное выгорание - профессиональная во­влеченность; б) потребности личности в самореализации; в) социальные, ор­ганизационные и социально-психологические условия профессиональной среды; г) возможные последствия выгорания.

3. Профессиональное выгорание у летного состава по своей структуре проявляется в эмоциональном истощении, профессиональной отстраненно­сти и редукции профессиональных достижений в основном, детерминирова­но факторами «Оценки обмена ресурсами», «Справедливости и тепла», «Ус­талости активных», «Неудовлетворенности работой», «Мотивации ранимых», которые включают в себя качество организации деятельности, перспективы и возможности служебного роста офицеров, профессиональные и нравствен­ные качества командира, стилевые особенности управления подразделением, содержательные аспекты деятельности, возможности по удовлетворению

 

 

центральной потребности (годовой налет) и отдельные качества личности, обеспечивающие острое реагирование на стресс факторы профессиональной среды.

4. Профессиональное выгорание является составной частью механизма обеспечения динамического равновесия психики и профессиональной среды, позволяющее человеку дозировано и экономно расходовать энергетические ресурсы, что требует постоянного учета динамики развития ее структурных элементов, которые проявляются постепенно, поочередно и циклично, воз­можно и острое, единовременное проявление всех симптомов; наиболее полно оно представлено на заключительных, необратимых стадиях, характе­ризующихся отклонениями в психических и соматических состояниях; его последствия отрицательно сказываются на исполнении профессиональной деятельности и межличностных отношениях.

5. Для летного состава, характерны деструктивные поведенческие реак­ции, проявляющиеся в деградации установки на военную службу: желании сменить субъективно привлекательную работу, смещении центральной по­требности в сферу решения второстепенных задач, уменьшения карьерных притязаний, способностей реализации потенциальных возможностей и вы­страивания планов по самореализации в гражданской жизни.

6. Комплексная программа, включающая меры организационного харак­тера, психологическое воздействие методами когнитивно-поведенческой те­рапии и повышение психологической компетентности руководящего состава позволяет в большей мере скорректировать элемент эмоционального исто­щения. Симптом редукции профессиональных достижений в большей степе­ни зависит от удовлетворения центральной потребности, основным показате­лем которой является годовой налет.

Практическая значимость исследования:

1. Выявленные закономерности функционирования психики офицерско­го, в частности летного состава, могут быть учтены органами государствен­ного и военного управления при реализации программы реформирования ВВС и Вооруженных сил, совершенствования боевой подготовки и органи­зации профессиональной деятельности в авиационных частях.

2. Теоретические положения о сущности профессионального выгорания, факторах, детерминирующих его возникновение и развитие у военных про­фессионалов, о методах предупреждения и психологической коррекции мо­гут быть включены в содержание учебных дисциплин при подготовке воен­ных авиаторов и психологов.

3. Результаты исследования могут быть использованы должностными ли­цами авиационных частей, соединений и других формирований в интересах сохранения здоровья летного состава, поддержания оптимальных социально-психологических условий в воинских коллективах и сохранения высококва­лифицированных авиационных кадров.

Методика и эмпирическая база исследования: При проведении диссертационного исследования был использован комплекс исследовательских методов и психодиагностических методик, объ­единенных единым замыслом констатирующего и формирующего экспери-

 

ментов. Достоверность, полноту и необходимый объем информации обес­печивало параллельное применение комплекса обсервационных, праксиметрических, субъективно-оценочных методов и формализованных методик, обработка которых производилась на IВМ РС с использованием программ статистической обработки данных SРSS-10 и Ехсеl.

В исследовании, которое проводилось на базе частей 16 и 37 ВА, дис­лоцирующихся в Волгоградской, Иркутской, Московской, Смоленской, Чи­тинской областях и Приморском Крае приняло участие 303 офицера.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечи­валась опорой на общенаучные принципы и принятые в психологии методы исследования; обоснованные выводы психологической науки по данной про­блеме; применением адаптированных и стандартизированных психодиагно­стических методик; подтверждением полученных результатов последова­тельно проведенными констатирующим и формирующим экспериментами; репрезентативностью исследуемой выборки; применением методов матема­тической статистики.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе форми­рующего эксперимента. Материалы исследования были представлены в ходе работы Юбилейной конференции, посвященной 120 - летию Московского психологического общества (Москва 2005 г.). Межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (Москва 2005 г.). Ход иссле­довательской работы и полученные выводы неоднократно рассматривались на заседании кафедры психологии Военного университета МО РФ, использо­вались в ходе занятий со слушателями и курсантами Военного университета с дальнейшей реализацией полученных знаний в войсках при организации психологической работы с офицерским составом.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I - Теоретиче­ские и методологические основы исследования профессионального выгора­ния. Глава II - Экспериментально-психологическое исследование профес­сионального выгорания летного состава. Глава III - Психологическая профи­лактика профессионального выгорания летного состава. Общий объем дис­сертации - 201 страница, из них 155 - основного текста. Работа содержит 14 рисунков и 27 таблиц.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Появление термина «burnout» (выгорание) в середине 80-х годов два­дцатого столетия сразу вызвало интерес в мировой психологии и приковало внимание исследователей и практиков к этой проблеме.

Центральное место в развитии научной концепции выгорания заняли работы С. Маslach и ее коллег, чья модель выгорания стала общепризнанной и созданный на ее базе инструментарий по измерению феномена лежит в ос­нове большинства исследований, посвященный этой проблеме.

Согласно первоначальным взглядам С. Маslach и S.В. Jackson выгора-

 

 

ние является трехмерным конструктом и получило определение синдрома эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, которое возникает у индивидов, работающих с людьми.

За рубежом обосновывались одномерные ((истощение) А. Рines, Е. Аronson), двухмерные ((истощение и деперсонализация) D.V. Direndonck, W.В. Schaufeli) и четырехмерные ((истощение, деперсонализация, редукция и зависимость) Е. Iwanicki, R. Schwab) конструкты выгорания. Однако, боль­шинство специалистов признает необходимость учета именно трех состав­ляющих для определения наличия и степени выгорания.

В процессе накопления эмпирических данных и их теоретического ос­мысления наблюдалась эволюция в понимании сути явления и его основных причин. С. Маslach определяет выгорание как реакцию на связанный с рабо­той стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от клиента, негуман­ному отношению к нему, который часто появляется у персонала, работающе­го с людьми. Интерперсональный подход (С. Маslach) в качестве основной причины выгорания рассматривает межличностные взаимоотношения про­фессионала с субъектами деятельности, характеризующиеся чрезмерной эмоциогенностью. В индивидуальном подходе А. Рines пришла к выводу, что главной причиной выгорания является неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере. По ее мнению выгорание с наибольшей вероятно­стью возникает у высоко мотивированных специалистов, отождествляющих себя с работой, считающих ее высоко значимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию. Личность без высокой первоначальной мотивации может испытывать стресс, одиночество, депрессию, экзистенциальный кризис или усталость, но не вы­горание.

Представители организационного подхода (Е. Iwanicki, R. Schwab) рас­сматривают факторы рабочей среды в качестве основного источника выгора­ния. J. Саrooll и W. White высказывали мысль об интегральном подходе к ис­следованию выгорания, которое рассматривается как экологическая дис­функция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды. В дальнейшем и С. Маslach вместе с М. Leiter выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа про­фессиональной деятельности.

Таким образом, исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сфе­ру ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сфе­рой. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его струк­туры. Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с ра­ботой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в про­цессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компо­ненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффектив­ность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое зна-

 

 

чение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Анализ исследований показывает, что основные усилия были направ­лены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной дея­тельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Неко­торые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержа­тельные аспекты деятельности как самостоятельные.

В отечественной психологии проблема выгорания удостоилась при­стального внимания исследователей лишь в последние годы. Первые публи­кации отечественных ученых Н.Е. Водопьяновой (1997), В.Н. Дружинина (2001), А.А. Гришиной (1997), Л.А. Китаева-Смык (1983), В.Е. Орла (1999), Т. В. Форманюка (1994) в большей степени носили постановочный характер или описывали конкретные эмпирические результаты. В последнее время наметился значительный прогресс отечественной психологии в исследова­нии феноменологии, структуры, закономерностей становления, проявления и развития выгорания. Этим вопросам уделяется внимание в диссертационных исследованиях В.Е. Орла (2005), А.А. Рукавишникова (2001), СВ. Умняшкиной (2001), Е.С. Старченковой (2002), М.В. Борисовой (2003), С.А. Калашни­ковой (2004), О.В. Крапивиной (2004).

Результатом исследования феномена выгорания, проводимого В.Е. Ор­лом (2005) и его коллегами стала концепция выгорания, дающая представле­ние о выгорании, его структуре, особенностях влияния на личность профес­сионала и жизнедеятельности в целом, источниках возникновения и динами­ке развития. Выгорание рассматривается как общепрофессиональный дезадаптационный феномен, представляющий собой целостное, динамическое психическое образование в единстве мотивационных, эмоциональных и оце­ночных компонентов, формирующееся в профессиональной деятельности и отрицательно влияющее на ее результативность. Автор делает вывод о спе­цифичности выгорания как самостоятельного психического феномена, ин­тегрирующего в единое целое традиционные состояния и отличающийся от них по степени необратимости и устойчивости во времени, приближаясь по этим параметрам к психическим свойствам.

Это положение является противоречивым в части традиционного под­хода отечественной психологии, рассматривающего структуру психики в ви­де свойств личности, психических состояний, процессов и образований. В за­рубежной и отечественной психологии продолжается дискуссия по поводу понимания, к какой категории психических явлений относится профессио­нальное выгорание. Одними авторами оно рассматривается как процесс (С. Сhemiss, J. Еdelwich, R. Вrodsky), другими как состояние (С. Maslach и S.В. Jackson, Н.В. Гришина).

В психологической науке в настоящее время существуют определен­ные подходы, позволяющие объективно отнести выгорание к той или иной категории психических явлений. Основываясь на подходах Л.В. Куликова, Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова были сделаны выводы о том, что профес­сиональное выгорание является продолжительным состоянием высокомоти-

 

вированных на успех профессионалов, испытывающих трудности в лично­стной самореализации средствами профессии, и имеющего характерную структуру в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Состояние выгорания достаточно своеоб­разно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния вовле­ченности (еngagement), предложенного С. Маslach, которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью.

В ходе теоретического анализа была определена возможность возник­новения профессионального выгорания в профессиях, связанных не только с социальным взаимодействием. На этой основе была проанализирована дея­тельность летного состава ВВС РФ в целях выявления условий, детермини­рующих возникновение и развитие данного синдрома. Проведенный анализ исследований по проблемам психологического обеспечения летной работы П.А. Корчемного, В.Л. Марищука, К.К. Платонова, В.А. Пономаренко, В.Т. Юсова, значительный опыт автора в летной и психологической работе в авиационных частях позволили выявить предпосылки возникновения и раз­вития профессионального выгорания у летного состава в современных усло­виях. Правомерность выводов о возможности возникновения выгорания под­твердили предположения В.Н. Дружинина и В.Е. Орла о том, что феномен излетанности летного состава, описанный в начале XX века по своему харак­теру напоминает синдром профессионального выгорания. Оно определяется как потеря направленности летного состава на выполнение своей профессио­нальной деятельности. Летчик теряет интерес к своему делу, у него появля­ется боязнь полетов, неуверенность в своих силах, потеря ответственности за исход полета.

Анализ деятельности показал, что помимо выполнения обязанностей по управлению летательными аппаратами, летный состав исполняет ряд обя­занностей, которые традиционно не берутся во внимание специалистами, изучающими психогенность легкой деятельности. В первую очередь, это со­циально-педагогическая деятельность, рассматривающая офицера в качестве командира, педагога, в обязанность которого входит обучение, воспитание, забота о подчиненных, отстаивание их прав и социальная защита. Это тради­ционные, рассматриваемые на ранних этапах развития теории, условия воз­никновения выгорания. Рассматривая закономерности взаимоотношения структурных элементов и противоречий системы человек - профессиональ­ная среда и допуская возможность возникновения состояния выгорания только у высоко мотивированных на профессиональный успех лиц, сделан вывод об ограниченных возможностях по удовлетворению центральной по­требности летного состава, основным показателем которой является годовой налет. Это не позволяет летному составу развиваться, совершенствоваться в профессиональном плане и осуществлять самореализацию средствами про­фессии. Возникает чувство невостребованности и неудовлетворенности про­фессиональной деятельностью. Неудовлетворенность усиливается необхо­димостью выполнения несвойственных функций, плохим материальным по­ложением и социально-бытовыми условиями, которые являются предпосыл-

 

 

кой социально-психологической напряженности в коллективе, и находят отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих психики военнослужащего.

Таким образом, теоретический анализ подходов к пониманию сущно­сти, структуры, детерминант профессионального выгорания и содержания деятельности летного состава ВВС позволяет говорить о возможности про­явления этого явления у военных летчиков и штурманов.

В целях создания модели исследования профессионального выгорания летного состава, явление было проанализировано с позиции системного подхода: выделения компонентного состава, структуры, функций объекта в их взаимосвязях, а также системообразующих факторов.

В результате сделан вывод о том, что профессиональное выгорание яв­ляется сложным, целостным, полифункциональным и полиструктурным яв­лением, имеющим следующие уровни анализа:

• физиологический уровень первой иерархической подструктуры вклю­чающего нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций;

• психофизиологический уровень включает вегетативные реакции, из­менения психомоторики и сенсорики;

• психологический (личностный) уровень изменение психических функ­ций и настроения человека;

• социально-психологический уровень характеризует поведение, дея­тельность и отношения человека.

Рассмотренные в практике исследования выгорания факторы и имею­щиеся модели выгорания позволили предложить оригинальную модель, по­зволяющую исследовать явления с позиций системного подхода, основопола­гающих принципов психологии: детерминизма, развития, активности, единства сознания и деятельности, целостного развития личности.

Согласно этой модели, элементы профессионального выгорания про­являются не всегда в классическом трехмерном конструкте. В первую оче­редь наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, теряется интерес к профессиональной деятельности, снимается с себя ответствен­ность за ее результат, прекращается профессиональное самосовершенство­вание. На ранних стадиях количественные показатели элементов выгорания имеют не пропорциональные значения. В динамике развития они проявля­ются в большинстве своем постепенно, поочередно и циклично. Степень вы­горания, низкая, средняя или высокая характеризуется определенной комби­нацией высокого или низкого уровня эмоционального истощения, деперсо­нализации и редукции личных достижений. Вся симптоматика наиболее полно представлена на заключительных, необратимых стадиях, характери­зующихся отклонениями в психических и соматических состояниях. Воз­можно и острое, единовременное проявление всех симптомов.

Модель (см. рис.1) изучения профессионального выгорания в качестве системообразующего рассматривает механизм удовлетворения - неудовле­творения иерархически структурированных потребностей и связанных с ни­ми интересов. Противоречивая ситуация между высшими потребностями в

 

 

 
 

Рис.1 Модель исследования профессионального выгорания летно­го состава

 

 

уважении, самоактуализации и возможностями по их удовлетворению средствами профессии предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере летного состава. В качестве психогенных, выступают систематически воздействующие негативные факторы социального, организационного и со­циально-психологического характера, которые находят свое отражение в профессиональном выгорании, величина которого определяется также и личностными особенностями летного состава. Личность, находящаяся в со­стоянии профессионального выгорания находится в поиске возможностей для удовлетворения интересов и потребностей в самореализации, которые находят выход вне профессиональной деятельности.

Теоретический анализ проблемы профессионального выгорания пока­зал необходимость её более глубокого изучения у летного состава ВВС РФ в реальных условиях.

Решение второй задачи по выявлению основных психологических де­терминант, влияющих на инициацию, развитие профессионального выгора­ния и его последствия производилось путём организации комплексного экс­перимента, в ходе которого исследованию подвергались следующие элемен­ты:

• содержание и структура профессионального выгорания летного соста­ва, взаимовлияние личностных черт, детерминирующих силу ее проявления и последствия;

• организационные и социально-психологические условия возникнове­ния и развития профессионального выгорания;

• последствия профессионального выгорания.

В качестве переменных, детерминирующих проявления синдрома про­фессионального выгорания предварительно были выделены:

1. Демографические и общие данные, такие как возраст; официальный и неофициальный статус; наличие и объективность оценки результатов дея­тельности офицера; достижения в служебной деятельности, куда отнесены классная квалификация, образование, воинское звание, должность, государ­ственные награды, участие в боевых действиях,

2. Социально-психологические, включающие возможность удовлетворе­ния материальных, бытовых, потребностей, качество культурно-досуговой работы; социально-психологический климат в воинском коллективе; стиль управления воинским коллективом, личностные и профессиональные качест­ва руководителя.

3. Организационные условия, включающие в себя качество организации Деятельности; летную нагрузку, объем, ритмичность деятельности; степень загруженности свойственными и несвойственными функциями.

4. В качестве личностных рассмотрены факторы, выделенные Р. Кеттелом.

В результате проведения факторного анализа были выявлены факторы, обусловливающие высокую степень профессионального выгорания летного состава. В последующем применен множественный линейный пошаговый регрессионный анализ и бинарная логическая регрессия, в результате чего получена информация, позволившая выделить переменные, имеющие

 

 

наибольшее значение в выделенных факторах и оценить степень влияния составляющих синдрома выгорания на деятельность, поведение, настроение летного состава.

Выделенные факторы (см. табл.1): «Оценка обмена ресурсами», «Спра­ведливость и тепло», «Усталость активных», «Неудовлетворенность рабо­той», «Мотивация ранимых» объясняют более 65 % суммарной дисперсии

Таблица 1

Психологические факторы профессионального выгорания летного со­става

 

№ п/п Факторы Переменные Не стандарти­зированный коэффициент В
        «Оценка обме­на ресурсами» 17.536% сум­марной пис Пер­сии   Н 16РР (робость, нерешительность, сдержанность, боязливость) -1.529
Выполнение несвойственных функций 12.286
Штурман 10.947
Удовлетворенность денежным довольствием - 3.054
Директивный стиль управления -3.054
        «Справедли­вость и тепло» 15.970 % сум­марной диспер­сии   Отзывчивость командира - 2.023
А 16РР(скрытность, обособленность, необщительность) -1.606
Справедливость командира -3.254
Общая оценка качеств командира - 3.203
Годовой налет - 0.076
      «Усталости активных» 14.093 % сум­марной диспер­сии     Выполнение несвойственных функций 12.947
Удовлетворенность организацией деятельности -2.485
          «Неудовлетво­ренность рабо­той» 10.406% суммарной дис­персии     Удовлетворенность работой -0.561
Q1 16 РF (аналитичность мышления, либерализм) 2.335
Попустительский компонент 0.278
Е 16 РF (мягкость, пассивность) -1.318
      «Мотивациии ранимых» 9.623 % суммарной дисперсии   О 16 PF (тревожность, неуверенность) 2.159
Отзывчивость командира - 1.308
С 16 РF (эмоциональная неустойчивость) - 1.366

 

 

профессионального выгорания и включают переменные, имеющие ярко вы­раженную специфичность, характерную для профессии военнослужащего и военного летчика. Наиболее важными, обусловливающими уровень развития высокой степени выгорания переменными, являются плохая организация деятельности: ограничение перспективы и возможностей служебного роста офицеров, низкие профессиональные и нравственные качества командира, излишний демократизм и попустительство в стиле управления подразделе­ниями, неудовлетворенность зарплатой, ограниченный налет и качества лич­ности, обеспечивающие силу реагирования. Это эмоциональная неустойчи­вость, замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, застенчивость и склонность к критике. Переменные необходимости выполнения летным со­ставом несвойственных функций и отзывчивости командира являются сквоз­ными и включены в ряд факторов, обусловливающих профессиональное вы­горание.

Изучение профессионального выгорания показывает что, в сущности,

 

оно является элементом, интегрированным в механизм психологической зашиты, позволяющим человеку дозировать, экономно расходовать энерге­тические ресурсы. Последствия выгорания отрицательно сказываются на ис­полнении обязанностей профессиональной деятельности и межличностных отношениях. Оно является индикатором, отражающим начало и протекание процесса разрушительного воздействия внешних обстоятельств на психику человека. Индивидуальные личностные особенности авиатора позволяют находиться определенное время в этих условиях без серьезных для психики и организма последствий. Это составная часть механизма обеспечения дина­мического равновесия психики и профессиональной среды, нарушение кото­рого вызывает определенные реакции, рассматриваемые на социально-психологическом, психологическом, психофизиологическом и физиологиче­ском уровнях.

Была выдвинута рабочая гипотеза о том, что летный состав, находя­щийся в состоянии выгорания имеет закономерные реакции в виде отноше­ний к профессиональной деятельности и социальному окружению, настрое­ния и поведения. Исходя из теоретической модели, были выделены перемен­ные, изменение которых с определенной долей вероятности обусловливается силой проявления профессионального выгорания и его составляющих эле­ментов: истощения, деперсонализации и редукции профессиональных дос­тижений. С целью сокращения числа переменных и определения парных взаимосвязей между ними был проведен факторный анализ, получена интеркорреляционная матрица и оценена значимость связей.

С целью определения связи и получения расчетов, позволяющих про­гнозировать значения зависимой переменной, отталкиваясь от значений эле­ментов профессионального выгорания был проведен множественный поша­говый линейный регрессионный анализ для зависимых переменных, изме­ренных в интервальных шкалах. Вероятность возникновения зависимых пе­ременных, измеренных в биноминальной шкале, была рассчитана по методу бинарной логической регрессии.

Родовым понятием, с помощью которого можно охарактеризовать по­следствия профессионального выгорания летного состава, является деграда­ция установки на военную службу. Возникает желание сменить субъективно привлекательную работу. Наблюдается тенденция к смещению центральной потребности в сферу решения второстепенных задач, уменьшению карьер­ных притязаний, способностей реализации потенциальных возможностей, выстраиванию планов по самореализации в гражданской жизни.

Наличие высоких показателей выгорания и его отдельных элементов негативно отражается на эмоциональных, когнитивных и поведенческих от­ношениях между членами воинского коллектива, определенным образом формируя внутреннюю структуру межличностных отношений в подразделе­нии. Еще в большей степени деформируются отношения к непосредствен­ным начальникам в виде недооценки их профессиональных и личностных качеств, что вносит коррективы, затрудняющие процесс управления воин­ским коллективом. У лиц, имеющих высокую степень выгорания, обнаруже­на тенденция к увеличению частоты употребления алкогольных напитков,

 

 

повышающей риск общей деградации личности.

Решение третьей задачи осуществлялось посредством анализа детер­минант профессионального выгорания и возможностей психологической науки по устранению этого влияния, на основе чего спланирован и проведен формирующий эксперимент, в котором методами когнитивно-поведенческой терапии и оптимизацией организационных условий произведена попытка коррекции выгорания у летного состава.

В качестве зависимой переменной выступала степень проявления со­ставляющих профессионального выгорания.

В качестве независимых переменных выступал комплекс изменяемых показателей организационной среды, а также черты характера и свойствен­ные им паттерны поведения, корректируемые методами когнитивно-поведенческой терапии.

Программа эксперимента проводилась по методу ех-роst-fасtо с даль­нейшим психокоррекционным воздействием.

Разработка программы предупреждения и коррекции профессиональ­ного выгорания у летного состава строилась исходя из:

1. Анализа психологических факторов, детерминирующих возникновение и развитие профессионального выгорания.

2. Сложившихся организационных условий в подразделениях (наличие возможности выполнения прямых функциональных обязанностей (средний годовой налет в подразделении) и реализуемые командованием подразделе­ний управленческие стили.

3. Реальных возможностей командования авиационной части, органов воспитательной работы, психолога части влиять на условия, детерминирую­щие возможность возникновения и развития синдрома профессионального выгорания у летного состава.

Анализ психологических факторов, обусловливающих возникновение и развитие профессионального выгорания летного состава, позволил опреде­лить способы воздействий и реализовать их в экспериментальной программе, эффективность которой проверена в формирующем эксперименте, про­водимом с тремя экспериментальными и одной контрольной группами (см. табл. 2).

К этим способам относятся:

- совершенствование организации повседневной деятельности авиационного подразделения;

- психологическое консультирование командования частей и подразделений в целях развития и коррекции стилевых черт профессионально-управленческой деятельности;

- организация мероприятий по формированию планов движения личного со­става и формирования кадрового резерва;

- проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных мероприя­тий с целью обучения новым поведенческим навыкам.

Экспериментальное обоснование программы предупреждения и кор-

 

Таблица 2

Программа предупреждения и психокоррекции профессионального выгорания летного состава.

Детерминанты профессионального выгорания Методы экспери­ментального воз­действия Форма Объект воздействия Объем и время воздействия
         
Возможности по удов­летворению централь­ной потребности ех-роst-facto (сложив­шаяся) готовая 1 ЭГ; 2 ЭГ; 3 ЭГ; КГ постоянно
    Стиль руководства командира подразде­ления   ех-роst-facto (сложив­шаяся) готовая 1 ЭГ, 2 ЭГ; 3 ЭГ; КГ постоянно
    Психолого-педагогическое воздей­ствие     Психологическое консультирование командира под­разделения 2 ЭГ; 3 ЭГ 1 час и первую педелю, по мере необходимости
Лекции 2 ЭГ; 3 ЭГ 2 часа в первую неделю
  Профессиональные и личностные качества руководителя   ех-роst-facto (сложив­шаяся) Готовая 1 ЭГ; 2 ЭГ; 3 ЭГ; КГ постоянно
    Психолого-педагогическое воздействие     Психологическое консультирование командира под­разделения     2 ЭГ; 3 ЭГ 1 час во вторую неделю, по мере необходимости
Лекции 2 ЭГ; 3 ЭГ 2 часа во вторую неделю
  Организационные ус­ловия         Корректировка организации профессиональной деятельности     Поиск недостатков     2 ЭГ; 3 ЭГ     первые 2 недели
Консультирование руководство под­разделения 2 часа второй недели
Поиск возможно­стей 3-я неделя
Изменения к ор­ганизации 2-й и 3-й месяц
Субъективное чувство нереализованности и бесперспективности       Корректировка пред­ставлений     Формирование планов движения     2 ЭГ; 3 ЭГ     1-й месяц
Индивидуальные беседы 1 -2 беседы по 15-20 мин 2-го и 3-го месяца
Последствия личност­ных качеств: А-«Шизотимия» С-«Слабостъ-Я» Е-«Конформность» Н-«Тректия» О-«Гипотимия» Q1-«Радикализм»     Методы когнитивно-поведенческой терапии и мышечной релакса­ции.   Индивидуальное консультирование     1 ЭГ; 3 ЭГ 3 месяца по 2 часа в неделю в среднем 2 часа на военносл,
Индивидуальные тренинги 3 месяца по 2 часа в неделю в среднем 2 часа на военносл.
Групповые тре­нинги 3 месяца по 2 часа в неделю

 

 

рекции профессионального выгорания летного состава осуществлялось по­средством ее применения в условиях деятельности четырех авиационных эс­кадрилий отдельного смешанного авиационного полка, выполняющего зада­чи по перевозке грузов, личного состава, различных видов разведки в период сентябрь - ноябрь 2005 года. Работа с летным составом проводилась по 2-4 часа 2 раза в неделю, в основном, в послеобеденное время, дни свободные от полетов и подготовки к ним.

В рамках формирующего эксперимента принимало участие три экспе­риментальные и одна контрольная группы, по 12 офицеров, сформированных методом попарного уравнивания. Качественный состав групп и некоторые характеристики организационных условий представлен в таблице № 3.

Таблица 3

Характеристики экспериментальных и контрольной групп

 

 

  № п/п     средн. воз­раст     средн. общий налет     средн. годов налет     средн. показ. истощ.     средн. показ. деперс.   средн. показ. ре-дукц.     средн. показ. выгор.   дирек­тив­ный ком­понент стиля руково- дства   колле­гиаль­ный ком­понент стиля руково- дства   по­пуст. комп. ком- понент стиля руководства
1 ЭГ 26.83     18,83 20,25 19,75   6.0 6.4 3.4
2 ЭГ 26.75   43.7 17,66 21,41   58,16 13.0 3.0 0.0
З ЭГ 27.47   27.6 17,08 22,83 21,83 61,75 4.3 6.6 5.0
КГ 27.08   91.6 14,25 16,75 16,42 49,92 10.3 4.0 1.6

 

 

В целях развития психолого-педагогической компетентности командо­вания 2 ЭГ и 3 ЭГ были проведены лекционные и консультативные занятия, в результате которых расширилось их представление о закономерностях функционирования психики авиатора, функциях и закономерностях управле­ния в организации.

Далее, в ходе совместной работы с командованием части, 2 ЭГ и 3 ЭГ выявлены и реализованы на практике резервы улучшения организации про­фессиональной деятельности. Ими стали: заблаговременное планирование военно-служебной нагрузки; сокращение времени на общие построения и увеличение роли командиров звеньев и экипажей в доведении приказаний и организации решения поставленных задач с одновременным усилением тре­бовательности к обратной связи; ограничение выполнения несвойственных функций (по мере возможностей на время эксперимента); значительное уве­личение групповых занятий по тактике, аэродинамике, авиационной технике, самолетовождению, боевому применению с выдачей индивидуальных еже­недельных заданий, и последующего заслушивания и оценки каждого авиа­тора; организация практических занятий по выживаемости в безлюдной ме­стности в осенний и зимний периоды; организация регулярных стрельб из личного оружия; увеличение в распорядке дня времени на спортивные меро­приятия (волейбол, малый теннис, посещение бассейна и сауны); предостав­ление служебного времени для работы в читальном зале библиотеки гарни-

 

зонного дома офицеров; индивидуальные беседы с целью оценки офицера, обсуждения его служебных перспектив, раскрытия объективных возможно­стей его самореализации в профессиональной области, доведения предвари­тельно выработанного плана передвижения личного состава в подразделении и части; усиление внимания к качеству и объективности подведения итогов деятельности в подразделении и экипажах.

Следующим разделом, включенным в комплекс мероприятий по пре­дупреждению и психологической коррекции профессионального выгорания летного состава стали регулярно проводимые психологическое консультиро­вание, индивидуальные и групповые тренинги.

Показанием для их проведения стали выявленные в ходе констати­рующего эксперимента зависимости между выгоранием и некоторыми лич­ностными чертами авиаторов, а также возможности когнитивно-поведенческой терапии по оценке и коррекции неадекватных аспектов мыш­ления, представлений и поведения, негативным образом влияющих на пси­хику летного состава с заостренными личностными чертами.

В этой части эксперимента принимала участие 1 ЭГ и 3 ЭГ. При таком построении плана исследования достигнута возможность как отдельного оце­нивания эффективности воздействия организационных методов (2 ЭГ), мето­дов когнитивно-поведенческой терапии (1 ЭГ), так и их комплексного влия­ния (3 ЭГ).

С каждым из 24 офицеров было проведено несколько индивидуальных консультаций, с использованием терапевтических техник, предложенных А. Эллисом и А. Беком, индивидуальных прививок от стресса по методу Д. Мейхенбаума общим объемом от 3-х до 4-х часов.

Параллельно, начиная со второго месяца проведения формирующего эксперимента, по одному часу в неделю с 1 ЭГ и 3 ЭГ проводились ассертивные тренинги, тренинги социальной компетентности. Также был исполь­зован тренинг прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, отно­сящийся к группе поведенческих методик. Он применяется с целью выработ­ки способности к произвольному мышечному расслаблению и таким образом преодолению эмоционального напряжения, возникающего при тревоге, стра­хе, волнении, гневе и других кратковременных состояниях, характерных для синдрома профессионального выгорания.

Для проверки результативности экспериментальной работы был ис­пользован непараметрический Т - критерия Вилкоксона, применяемый для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Результаты экспериментального воздействия представлены на рисунке №2.

В результате формирующего эксперимента установлено, что синдром выгорания, как и любое психическое состояние, является подвижной струк­турой

В большей степени коррекции подвержена переменная эмоциональной угнетенности, как методом изменения организационных условий деятельно­сти, так и методами когнитиво-поведенческой терапии.

 

 

 
 

1 эг до воздействия

1 эг после воздействия

 
 

2 эг до воздействия

2 эг после воздействия

 
 

3 эг до воздействия

3 эг после воздействия

кг 1-й замер

кг 2-й замер

Рис.2. Общие результаты формирующего эксперимента.

Показатель деперсонализации менее динамичен, но также подвержен коррекции в случае щадящего влияния отрицательно влияющих факторов, имеющих значительную долю суммарной дисперсии.

Показатель редукции профессиональных достижений является под­структурой, которая наиболее остро реагирует на ограничение возможности удовлетворения центральной потребности (полетах) и в тоже время, является наиболее инертным объектом коррекции.

Ш.ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Анализ эволюции подходов к пониманию сущности, структуры, со­держания явления, изучение механизмов, факторов, обусловливающих явле­ние, функциональных взаимосвязей структурных элементов профессиональ­ного выгорания, выявление сущностных признаков явления позволили сде­лать вывод о возможности рассмотрения феномена профессионального вы­горания применительно к воинской деятельности и военным профессиям, во­енным летчикам и штурманам.

В отличие от других видов производственных стрессов, профессио­нальное выгорание возможно только у высокомотивированных на профес­сиональный успех лиц.

Профессиональное выгорание является продолжительным состоянием, характерным для профессионалов, испытывающих трудности в личностной самореализации средствами профессии, находятся в профессиональной си­туации, предъявляющей высокие требования к эмоциональной сфере и имеющего характерную структуру в виде эмоционального истощения, де­персонализации и редукции профессиональных достижений.

Синдром профессионального выгорания имеет свои неповторимые, характерные только для него особенности, отличающие его от других психи­ческих явлений. Эти особенности определяются через своеобразие отноше­ний между элементами системы на физиологическом, психофизиологиче­ском, психологическом и социально-психологическом уровнях.

 

В динамике развития симптомы выгорания проявляются в большин­стве своем постепенно, поочередно и циклично. Степень выгорания, низкая, средняя или высокая характеризуется определенной комбинацией высокого или низкого уровня эмоционального истощения, деперсонализации и личных достижений. Вся симптоматика наиболее полно представлена на заключи­тельных, необратимых стадиях, характеризующихся отклонениями в психи­ческих и соматических состояниях. Возможно и острое, единовременное проявление всех симптомов.

Концептуальная модель профессионального выгорания в качестве системообразующего рассматривает механизм удовлетворения - неудовлетво­рения иерархически структурированных потребностей летного состава. Про­тиворечивая ситуация между высшими потребностями в уважении, самоак­туализации и возможностями по их удовлетворению средствами профессии предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере летного состава и находит свое отражение в профессиональном выгорании, величина которого определяется личностными особенностями летного состава. В качестве пси­хогенных выступают систематически воздействующие на психику летного состава негативные факторы социального, организационного и социально-психологического характера.

Профессиональное выгорание является составной частью механизма обеспечения динамического равновесия психики и профессиональной среды, позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ре­сурсы, а дисфункциональными являются его следствия, когда выгорание от­рицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и межличностных отношениях.

Определено, что профессиональное выгорание имеет возможность трансформации в континууме профессиональное выгорание - профессио­нальная вовлеченность. Составляющие элементы выгорания также имеют свои антиподы: эмоциональный подъем, включенность в работу и самоэф­фективность.

В ходе исследования выявлено, что детерминанты выгорания у летного состава имеют не только традиционный характер, но и ярко выраженную специфичность, характерную как для профессии военнослужащего в целом, так и особенностям летной деятельности. Это плохая организация деятельно­сти; ограниченные перспективы и возможности служебного роста офицеров; низкие профессиональные и нравственные качества командира; излишний демократизм и попустительство в стиле управления подразделениями; необ­ходимость выполнения несвойственных функций; ограниченные возможно­сти по удовлетворению центральной потребности, показателем которого яв­ляется годовой налет; качества личности, обеспечивающие острое реагиро­вание на стресс факторы профессиональной среды.

Основными путями предупреждения, профилактики и коррекции про­фессионального выгорания являются создание условий, обеспечивающих полноценную летную работу авиационных частей и социальных условий, обеспечивающих достойное существование летного состава:

 

- совершенствование организации повседневной деятельности авиационно­го подразделения;

- активизация работы по повышению психологической компетентности ко­мандования частей и подразделений, развитию и коррекции стилевых черт профессионально-управленческой деятельности;

- организация мероприятий по формированию планов движения личного со­става и формированию кадрового резерва;

- проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных мероприя­тий с целью обучения новым поведенческим навыкам.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях сохранения психического здоровья и предупреждения профес­сионального выгорания летного состава органам военного управления, ко­мандованию ВВС, соединений и частей предлагается:

1. Правительству РФ необходимо пересмотреть подходы к финансиро­ванию ВВС, которое позволит решить социальные проблемы военнослужа­щих, обеспечить уровень денежного содержания с точки зрения социальной справедливости, закупать авиационную технику до количественного уровня, обеспечивающего поддержание научно-обоснованного уровня натрениро­ванности. Это позволит поднять социальный статус летного состава, обеспе­чить его деятельностью, к которой профессионально предназначен, что будет в большей степени содействовать сохранению здоровья летного состава, обеспечивать более продолжительный срок службы офицера и преемствен­ность поколений.

2. В целях экономии авиационного топлива и поддержания летной натре­нированности целесообразна закупка и включение в штат частей спортивных для истребительной и специально спроектированных, облегченных вариан­тов транспортных самолетов для бомбардировочной авиации. Также необхо­димо разработать Курсы Боевой подготовки, допускающие возможность по­вышения классной квалификации в результате выполнения общей програм­мы полетов на тренировочных и боевых самолетах.

3. Командованию ВВС необходимо обратить внимание на негативные последствия использования летного состава не по предназначению и рас­смотрения возможности по полному укомплектованию подразделений охра­ны и обеспечения.

4. В кадровой работе всех уровней обратить внимание на совершенство­вание методов оценки военнослужащих, подбор и выдвижение на должности командиров эскадрилий и полков офицеров, обладающих высоким уровнем развития нравственных и профессиональных качеств, способных к понима­нию проблем и отстаиванию интересов подчиненных, в то же время требова­тельных, способных организовать деятельность подразделений и частей офи­церов.

5. Командованию соединений и частей, при решении задач боевой под­готовки помимо летной подготовки в большей степени уделить внимание специальной подготовке, необходимой в ходе боевых действий: тактической,

 

аэродинамике, самолетовождению, боевому применению, практическим стрельбам и занятиям по выживанию в безлюдной местности и физической подготовке. На основе понятных военнослужащим критериев и показанных результатов, должна даваться объективная оценка каждому офицеру, которая наряду с результатами в летной работе должна стать основой планирования его служебной перспективы.

6. На всех уровнях управления необходимо обратить внимание на орга­низацию культурно-досуговой работы и создание инфраструктуры для со­держательного отдыха (тренажерные залы, сауны, библиотеки, офицерские клубы и т.д.), как объектов, которые рассматриваются летным составом в ка­честве желаемой и часто недоступной альтернативы тем видам деятельности, которыми занимается летный состав вместо полетов.

7. Структурам воспитательной работы организовать планомерную деятельность с привлечением квалифицированных психологов по диагности­ке и психологической коррекции профессионального выгорания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Может ли на Земле когда‑нибудь наступить царство добра? | Образование, его значение для личности и общества


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных