Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Туринская плащаница




Хранящаяся в Италии Туринская плащаница представляет собой льняное полотно длиной 4,3 м и шириной

1 м. На этом полотне, исторически считавшимся подлинным погребальным покровом Иисуса, видно двойное (голова к голове) изображение умершего на распятии человека – и верхней, и нижней части его тела.

История Плащаницы ясно прослеживается по меньшей мере до четырнадцатого века, но ряд важных факторов указывает на то, что она гораздо древнее – в частности, известны некоторые исторические упоминания, относящиеся к предыдущим столетиям. В авторитетном труде, посвященном возможной истории Плащаницы, Иен Уилсон утверждает, что она была увезена из Палестины около 30 г. н. э. и побывала после этого в древнем Эдес-ском царстве, в Константинополе, Франции, Швейцарии и, наконец, Италии[414].

Помимо исторических данных существует также ряд научных факторов, указывающих на древнее происхождение Плащаницы. Обнаруженные на ней образцы пыльцы показывают, что она была изготовлена в Палестине – не исключено даже, что в первом веке, – а исследования полотна и переплетения нитей выявили сходство Плащаницы с ткаными в первом веке полотнами.

Однако появились и более важные указатели возраста Плащаницы. Некоторые исследователи утверждают, что с помощью передовых методов, таких как фотографическое увеличение и компьютерный анализ, удалось определить, что одна из монет, лежавших на глазах погребенного,– это лепта Понтия Пилата, чеканившаяся в 29-32 гг. н. э. Этот результат мог бы сыграть решающую роль в определении возраста полотна[415].

Изучение библейских вопросов, связанных с видом захоронения, о котором свидетельствует Плащаница, не выявило никаких расхождений с новозаветными текстами. То, что тело обертывали вдоль и располагали именно так, как видно на Плащанице, подтверждается как недавно открытыми кумранскими обрядами захоронения, так и «Еврейским сводом закона» («Законы о трауре»). Дальнейшие исследования показали, что головной плат сначала скручивали, а затем обматывали вокруг головы, о чем также говорится в Евангелии от Иоанна (11:44, 20:5-7), иудейской Мишне (Шаббат 23:5) и «Законах о трауре».

Некоторые считают, что тело человека, которое было завернуто в Плащаницу, не было омыто, но в «Законах о трауре» сказано, что при определенных условиях омовение неуместно – например, если человек был казнен или умер насильственной смертью. Использование нескольких полос полотна, описанное в Евангелии от Иоанна, наблюдается и в Плащанице, так как в этом случае полотно тоже, судя по всему, накладывалось полосами.

Еще один аспект связан с описанием погребения Иисуса в Евангелиях. В них сказано, что Иисус был похоронен поспешно, а женщины собирались вернуться и завершить необходимые действия позже (Лк.23:54-24:4; Мк.15:42, 16:1-3), что служит еще одним объяснением возможных «нарушений» погребального ритуала[416].

Одно из отличительных свойств Туринской плащаницы, выделяющих ее среди других подобных религиозных реликвий, – то, что она является предметом постоянных и тщательных научных исследований. В октябре 1978 г. группа высококвалифицированных ученых провела над Плащаницей целый ряд экспериментов[417]. Три главных вопроса, на которые они искали ответы, были связаны с природой пятен крови, просматривающихся на полотне, со структурой изображения и с причиной его появления. В частности, было установлено, что следы крови настоящие и что Плащаница, скорее всего, не является подделкой. Изображение не было результатом нанесения на полотно краски, красителя, порошка или какого-либо другого инородного вещества. Изображение образовано окислившимися, обезвоженными, слипшимися волокнами ткани, что напоминает эффект от опаливания, но точная причина его появления не установлена. Другие свойства изображения – его трехмерная, поверхностная и ненаправленная природа – стали настоящей загадкой для ученых[418].

Описание человека, который, видимо, был погребен в Плащанице, тоже оказалось познавательным. Патологоанатом, участвовавший в исследованиях, а также другие медики определили, что человек был распят и умер, его тело находилось в состоянии трупного окоченения. Раны были такими же, как те, что описаны в евангельском повествовании о распятии Иисуса. Самое интересное в этом исследовании то, что Плащаница свидетельствует о многих отклонениях от правил – таких же отклонениях, как и при казни Иисуса.

И Иисус, и человек в Плащанице имели черепные травмы, нанесенные многочисленными острыми предметами; их лица были покрыты множеством синяков; оба перенесли жестокое бичевание (на Плащанице насчитали более 100 ран от ударов); на плечах у них были следы от грубого тяжелого предмета; у обоих были травмированы колени. Кроме того, у обоих были и обычные раны, наносимые при распятии, в частности, пробитые ступни и запястья. Необычно то, что у обоих, вопреки принятой практике, не были перебиты голени, но оба имели полученную после смерти рану в груди, из которой истекала кровь и водянистая жидкость. Оба были поспешно похоронены в дорогом полотне, причем погребены индивидуально[419].

Все эти сходства – а их более десятка – указывают на то, что похороненный в Плащанице человек мог быть Иисусом. Крайне маловероятно, чтобы это могли быть случайные совпадения, особенно в отношении нетипичных обстоятельств. Кроме того, между ними, судя по всему, нет расхождений. Следует также помнить, что Плащаницу хранили сотни лет как подлинный погребальный покров Иисуса – задолго до того, как стали возможны подобные научные эксперименты. Хотя последний факт никак не подтверждает подлинность Плащаницы, он может служить дополнительным свидетельством связи между Иисусом и человеком, который был похоронен в Туринской плащанице[420].

Материалистические попытки объяснить такие явления, как трехмерное, поверхностное и ненаправленное изображение, а также дополнительные детали, в частности, его явная и ненасыщенная природа, оказались несостоятельными. Не было предложено ни одной жизнеспособной альтернативной теории, которая объясняла бы все данные. Ученые заявили, что не могут объяснить изображение на Плащанице с помощью каких бы то ни было естественных процессов. С научной точки зрения изображение представляет собой «загадку»[421].

Пожалуй, еще удивительнее то, что на Плащанице не осталось никаких следов разложения; это значит, что тело находилось в полотне сравнительно недолго. Кроме того, патологоанатом отмечает, что ткань, скорее всего, не разворачивали, потому что многие следы крови (в том числе, ее сгустки) остались нетронутыми, тогда как разворачивание нарушило бы эти следы. Еще интереснее то, что появление изображения, возможно, было вызвано каким-то светом или тепловым излучением, исходившим от тела в состоянии трупного окоченения [422]. В целом совокупность фактов указывает на то, что тело покинуло полотно каким-то пока еще не известным нам образом. Так как есть вероятность, что похороненный в Плащанице человек и есть Иисус, мы также располагаем некоторыми возможными эмпирическими свидетельствами Его Воскресения[423].

Но все эти заключения подверглись серьезной критике осенью 1988 г. Небольшие образцы вещества, взятые с Плащаницы, были отправлены в три разных лаборатории в Англии, Швейцарии и США. После проведения тестов было объявлено: радиоуглеродное датирование указывает на то, что Плащаница была сделана в позднем Средневековье.

Надо признать, что это стало серьезным возражением против мнения о том, что Плащаница была погребальным покровом Иисуса. Если полотно действительно было сделано в Средние века, оно представляет собой либо подделку, либо даже настоящий погребальный покров какой-то другой жертвы распятия, но не Иисуса. Во втором случае оно все равно служит источником ценной информации о смерти в результате распятия, но тогда другие гипотезы, опирающиеся на предположение, что это было погребальное покрывало Иисуса, оказались бы, конечно же, ошибочными.

Однако многие ученые оспаривают проведенные в 1988 г. исследования, указывая на их серьезные недостатки. Например, во многих крупных лабораториях производились предварительные исследования различных образцов тканей, даты изготовления которых были известны, но результаты оказались ошибочными – с расхождением во много столетий! Что касается Плащаницы, образцы брались не с трех разных участков ткани, а с одного – так называемого «угла Раеса». Хотя это самая загрязненная часть знаменитого полотна, на ней не было проведено контролируемое распознание и устранение загрязняющих веществ.

Некоторые ученые были недовольны отсутствием экспертной оценки перед началом исследования. Кроме того, тестирование, судя по всему, проводилось не слепым методом, как планировалось изначально. Сообщают, в частности, что даты не относящихся к Плащанице контрольных образцов были отмечены заранее, чтобы и в дальнейшем их можно было отделить от образцов Плащаницы.

Но, пожалуй, самый большой недостаток этого радиоуглеродного датирования заключался в том, что в 1982 г. было проведено тайное датирование волокон Плащаницы, результаты которого расходились с результатами 1988 г. на сотни лет – и, с учетом погрешности, указывали на первый век н. э.! Наконец, некоторые ученые даже отмечали, что если изображение на Плащанице появилось в результате Воскресения Иисуса, то из-за молекулярных изменений, вызванных опаливающим воздействием, полотно может казаться моложе из-за нейтронного потока.

Таким образом, проведенный в 1988 г. радиоуглеродный анализ представляется менее авторитетным, чем может показаться на первый взгляд. По крайней мере, он не носит решающего характера. Это связано прежде всего с тем, что все три образца были взяты с одного участка Плащаницы, который мог подвергнуться воздействию разных факторов.

Кроме того, очень важно осознавать, что практически вся остальная информация о Плащанице опровергает результаты датировки, указывающей на Средние века. Опровержение вытекает из исследования пыльцы, из вероятности того, что на глаза покойного были положены монеты Понтия Пилата, из изучения ткани и исторического пути, который Плащаница, видимо, проделала по Европе. Итак, мы видим, что результаты одних научных исследований расходятся с результатами других. Каким следует отдать предпочтение? Разумеется, по этому поводу высказывались самые разные мнения. Хочется надеяться, что дальнейшие исследования и экспертные оценки прольют свет на этот вопрос. Мы только можем сделать заключение, что средневековая датировка в настоящий момент не доказана [424].

Несмотря на поднятые вопросы, следует признать, что проведенное в 1988 г. радиоуглеродное датирование все же представляет серьезное возражение против утверждения, что Плащаница была погребальным покровом Иисуса. Однако результаты этого датирования неубедительны – из-за недостатков исследования и из-за других вышеупомянутых факторов. В любом случае, мы должны понимать, что даже если Плащаница не принадлежала Иисусу, это никак не отражается на сути христианства. Хотя в Новом Завете рассказывается о том, как были обнаружены погребальные пелены Иисуса, в нем нигде не утверждается, что Плащаница подлинная.

Если же Туринская плащаница служила покровом Иисуса, то мы располагаем веским доказательством Его смерти и даже, возможно, Воскресения. Мнение о поддельности Плащаницы встречает серьезные возражения; даже если в нее было завернуто тело другой жертвы распятия, она все равно служит источником важных и надежных сведений о смерти Иисуса. В любом случае, мы узнаём несколько фактов, большинство из которых, следует отметить, не связаны с личностью похороненного в Плащанице человека.

1) Мы снова видим, какие раны обычно наносились во время распятия: жертву вначале избивали, затем ей пробивали запястья и ступни. К другим, менее очевидным деталям относятся повреждения коленей (возможно, в результате падения) и раны на плечах (скорее всего, от несения части креста).

2) Мы видим также некоторые аспекты, нетипичные для обычной процедуры распятия; в этих аспектах человек на Плащанице тоже схож с Иисусом. Среди них: черепные травмы от острых предметов, отсутствие перебитых голеней, нанесенная после смерти рана в груди и истечение крови и водянистой жидкости.

3) Кроме того, индивидуальное, но поспешное погребение в дорогом полотне – довольно необычно для осужденного «преступника».

4) Есть веские причины считать, что человеку на Плащанице приходилось приподниматься и опускаться, чтобы дышать. Кровь из обоих запястий стекала по рукам, образовав подтеки в форме буквы V – это указывает на то, что распятый находился в двух основных положениях.

5) Есть веские причины полагать, что похороненный в Плащанице человек воскрес из мертвых, так как: отсутствуют следы разложения; ткань, судя по всему, не разворачивали; и тело, возможно, оставило опаленный отпечаток. Если человек на Плащанице был Иисусом, на что указывают сходства в нетипичных аспектах (см. пункт 2), то пункт 5 служит возможным свидетельством в пользу Воскресения Иисуса.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных