Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Доходы домашнего хозяйства




Доходы домашнего хозяйства — часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у от-

дельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.

На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е годы оказали серьезное влияние такие факторы, которые характеризовали социально-экономическое положение страны, а именно:

• глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;

• инфляция, которая на протяжении первой половины 90-хгодов носила гиперинфляционную форму;

• задержка выплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;

• многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.

Все эти факторы снижали реальные денежные доходы граждан России. Среднедушевые денежные доходы за 1994—1998 гг. возросли в 4,7 раза, а потребительские цены за тот же период — в 18,17 раза, т.е. реально среднедушевые денежные доходы снизились в четыре раза. Реально располагаемые денежные доходы населения за 1995 г. и начало 2000 г., по оценке Госкомстата РФ, сократились на 40% и составили чуть более 60% к декабрю 1995 г.

Валовой доход домохозяйств. Это денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений).

В 1998 г. на одного члена домохозяйства приходилось в среднем распределяемых ресурсов1 761,1 руб. в месяц, в том числе:

Валовые доходы, как показывают данные, занимают главенствующее положение. Эта их роль сохраняется не одно десятилетие, ибо накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности всегда стояли на низком уровне.

В валовых доходах преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников:

1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг,

путевок и т.п.;

2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

3) государственные социальные выплаты (трансферты) —пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

В нашей стране соотношение между этими тремя источниками в последние пятьдесят лет резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источника стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние место проживания — в городе или на селе (рис. 13.2).

Из рис. 13.2 видно, что денежные доходы в городе составляют почти 9/10 всех валовых доходов, тогда как стоимость натуральных поступлений невелика (всего 7%). В сельской местности положение меняется. Доля денежных доходов меньше на 20 процентных пунктов, а стоимость натуральных продуктов достигает почти трети всех доходов. Различия имеют место и в накоплениях. В сельской местности население беднее, поэтому и накопления меньше.

Рис. 13.2. Структура располагаемых ресурсов домохозяйств в 1998г.

(по материалам выборочного обследования бюджетов домохозяйств)

Кроме того, денежные доходы домохозяйств пополняются за счет натуральных поступлений (например, производимых в подсобных хозяйствах продуктов или выполнения для собственного потребления услуг, а также полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства).

Денежные доходы. В основу деления доходов положены разные признаки.

1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на:

• заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;

• доходы от предпринимательской деятельности;

• доходы от ценных бумаг;

• арендную плату за переданное во временное пользование имущество;

• страховое возмещение;

• доходы от реализации имущества;

• выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов);

• прочие.

2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

• регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

• периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);

• случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

3. В зависимости от надежности поступления различают доходы:

• гарантированные (госпенсии, доходы по госзаймам);

• условно-гарантированные (оплата труда);

• негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Государственное регулирование оплаты труда. В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В течение 1994—1995 гг. государство предприняло попытку ограничить значительное увеличение размера заработной платы на частных предприятиях путем обложения налогом на прибыль фактических расходов на оплату труда, превышающих нормативную величину. Однако эта мера вместо ограничения привела к появлению так называемой «конвертной оплаты», т.е. оплата сверх нормы не включалась вообще в фонд оплаты и с нее не взимался никакой налог. Не достигнув поставленной цели, это мероприятие было ликвидировано.

В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в декабре 1991 г. принят Закон «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. Согласно Закону предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума.

Реальное значение МРОТ из-за инфляции постоянно падает. Правительство РФ, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, осуществляет ее индексацию. За период с 1991 по 1997 г. МРОТ 16 раз повышался, однако, несмотря на изменения он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. С 1 января 2000 г. официально МРОТ повышен до 200 руб. в месяц, но при расчетах пособий, штрафов, налогов новый размер МРОТ учитываться не будет.

Для государственных бюджетных организаций (школ, вузов, больниц, театров и т.д.) в 1992 г. установлена Единая тарифная сетка (ETC), определившая уровень оплаты и ее дифференциацию по категориям работников. Она классифицирует работников бюджетной сферы на 18 разрядов и каждому разряду определяет свой коэффициент от 1 до 10,07 (так, 8-й разряд имеет коэффициент 2,16). Тарифная ставка первого разряда устанавливалась в момент введения ETC в размере 1800 руб., остальные разряды определялись путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на коэффициент. За период с момента введения до настоящего момента тарифная ставка 1-го разряда менялась несколько раз и в 1998—1999 гг. составила 90 деноминированных рублей с учетом доплаты. С 1 апреля 2000 г. тарифная ставка 1-го разряда повышается на 20%.

Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей с учетом разряда и коэффициентов ETC. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5—2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.

Сравнение среднемесячной оплаты работников здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки с прожиточным минимумом трудоспособного человека показывает, что она составляет от 95 до 123% этого минимума. Следовательно, денежные доходы такой важной сферы, насчитывающей около 20% всех занятых в экономике, обеспечивают им лишь скромные потребности. Те домохозяйства, члены которых заняты не только в этой сфере, должны ограничивать свои потребности минимумом товаров и платных услуг. Возможность накопления у данных семей почти полностью отсутствует.

Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета.

Ограничение максимального размера оплаты труда государство установить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, — договором с отдельным работником.

Государственные социальные трансферты. К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты — пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.

Пенсионной системой в России охвачено 38,3 млн. престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Идет

процесс ухудшения демографической ситуации. В настоящее время соотношение работающих и пенсионеров составляет 1,7:1, а к 2010 г., по некоторым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1: 1 (в то время как в развитых странах — 2,2—2,4: 1). На 1 января 1999 г. средний размер месячных пенсий с учетом компенсационных выплат составил 403 руб., что к величине прожиточного минимума равно 72,1%. В 2000 г. этот размер был поднят в среднем до 521 руб., в том числе трудовых пенсий — до 526 руб., социальных пенсий — до 394,5 руб. Пенсии выплачиваются из внебюджетного социального Пенсионного фонда.

Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования РФ получают пособия. Наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности и пособия на детей. Лица, потерявшие работу, получают пособие по безработице из Государственного фонда занятости населения РФ, который с 1 января 2001 года будет ликвидирован.

Расширение рыночных отношений в России вызвало резкое расслоение в обществе и социально-имущественную дифференциацию населения. Поляризация общества усугубляется. Это можно видеть, сравнивая децильные группы домохозяйств самых обеспеченных и самых необеспеченных. В 1998 г. десятипроцентная группа самых богатых располагала доходом в 2023,5 руб. в месяц (в среднем на одного члена домашнего хозяйства), а десятипроцентная группа самых бедных — 204,5 руб. в месяц, т.е. почти в 10 раз меньше. Такой разрыв несколько больше, если сравнивать денежные Доходы населения страны в целом (13 раз). Первый показатель более адекватно отражает реальное положение населения России. Анализ доходности в разрезе домохозяйств дает возможность учесть демографические, региональные и внутрисемейные факторы распределения и использования совокупного дохода, в том числе и в его неденежной и натуральной форме. Кроме того, большое влияние на денежные доходы домохозяйств оказывают место проживания (в городской или сельской местности), а также численность, в том числе количество детей в семье.

С учетом этих факторов, а также возможности несколько регулировать доходность внутри домашнего хозяйства (т.е. влияние фактора общего бюджета) соотношение между минимальным и максимальным уровнями по денежному доходу десятипроцентных групп у домохозяйств несколько благоприятнее, хотя и незначительное.

В России все большая доля населения становится бедняками. Бедность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России прожиточный минимум был официально введен в 1997 г., хотя расчеты его отдельными экономистами делались и раньше.

Соотношение среднедушевых распределяющих ресурсов домохозяйств и прожиточного минимума свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения России, а динамика этого соотношения — об ухудшении положения. В 1997 г. доля всех домохозяйств ниже величины прожиточного минимума составила 25,7%, а в 1998 г. — 30,4%.

Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бедность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в сельской местности выше, чем в городе (в 1998 г. 36,3 и 28,3% соответственно). Малоимущие и крайне бедные домохозяйства — это семьи, воспитывающие трех и более детей. Так, доля бедных домохозяйств ниже прожиточного уровня (в семьях которых воспитывают трех и более детей) составила в 1998 г. 69,2%. Особенно удручающее положение в домохозяйствах, в составе которых имеются безработные — 60% таких домохозяйств находятся за чертой бедности. В то же время домохозяйства одиноких пенсионеров были несколько в лучших условиях. Их доля ниже прожиточного уровня составила всего 15% (1998 г.).

Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных