Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Валютная система Российской Федерации




Национальная валютная система — форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством; составная часть денежной системы страны.

Основа национальной валютной системы — установленная законом денежная единица государства.

Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.

Основа валютной системы Российской Федерации — российский рубль, введенный в обращение в 1993 г. и заменивший рубль СССР. В СССР в 1922—1992 гг. законодательно было установлено весовое количество золота в рубле1. С переходом к российскому рублю золотое содержание рубля не было зафиксировано.

Валютный режим СССР принципиально отличался от системы курсообразования и конвертируемости валют стран с развитой рыночной экономикой:

1) курс советского рубля по отношению к валютам зарубежных стран был твердо фиксированным;

2) в стране действовала плановая конвертируемость денежных единиц. Это означало, что все предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах, установленных жестким планом;

3) рубль являлся замкнутой валютой — в контрактных договорах цены не выражались в рублях2;

4) советские рубли и другие валютные ценности в крупных размерах не могли вывозиться из страны за границу советскими и иностранными гражданами, а также предприятиями;

5) советское валютное законодательство запрещало иностранцам приобретение предприятий, земельной собственности и другой недвижимости в СССР;

6) основой внешнеэкономических связей СССР на мировом социалистическом рынке являлся переводный рубль, который нес основную нагрузку в обслуживании внешнеторгового оборота СССР3.

В условиях административно-командной системы валютный рынок в СССР отсутствовал. Государство являлось единственным законным владельцем иностранной валюты, которая распределялась в соответствии с валютным планом. Монопольное право на совершение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями принадлежало исключительно государству.

Все предприятия, и физические лица обязаны были держать валюту на счетах во Внешэкономбанке СССР.

Развитие валютного рынка и валютных операций в СССР началось в конце 80-х годов. Было покончено с государственной монополией внешней торговли и валютной монополией. В переходный период (с января 1990 г.) наблюдалась множественность валютных курсов рубля.

Официальный курс использовался для экономического анализа, международных статистических сопоставлений.

Специальный курс применялся при валютном обслуживании советских и иностранных граждан.

Коммерческий курс рубля использовался при расчетах по внешнеторговым операциям, иностранным капиталовложениям на территории бывшего СССР и советским инвестициям за границей, а также в расчетах внешнеторгового характера, осуществляемых юридическими лицами, в основном государственными предприятиями. Одновременно с введением коммерческого курса рубля были отменены дифференцированные валютные коэффициенты (ДВК) пересчета контрактных цен по экспорту и импорту1.

Официальный, специальный и коммерческий курсы рубля были твердо фиксированными. Они устанавливались Госбанком СССР.

Биржевой курс был введен в апреле 1991 г., когда начала функционировать валютная биржа Госбанка СССР. С либерализацией цен в январе 1992 г. режим валютного курса рубля подвергся изменениям. С июля 1992 г. вместо множественности валютных курсов введен единый официальный курс российского рубля к доллару США, определяемый на торгах на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), Этот курс используется во внутренних расчетах по внешнеэкономическим сделкам для определения размеров налогообложения, валютных средств на балансах банков, предприятий, организаций.

Валютная система Российской Федерации. В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным банком России по результатам торгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах Российской Федерации — Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Важнейшее значение в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.

Основным законодательным актом в области валютных отношений Российской Федерации является Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», а также другие законы и подзаконные акты. В Законе определены основные понятия: иностранная валюта и валютные ценности, текущие операции платежного баланса, капитальные операции, а также ключевые понятия валютного законодательства — «резидент» и «нерезидент», имеющие различные режимы валютного регулирования.

Валютные ценности — это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, чеки, векселя, аккредитивы) и другие фондовые ценности (акции, облигации и прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте), а также драгоценные металлы — золото, серебро, платина, металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий.

Резиденты — это

• физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся вне России;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в РФ;

• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в России;

• находящиеся за пределами России филиалы и представительства вышеуказанных резидентов;

• дипломатические и иные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.

Нерезиденты — это

• физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

• находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеуказанных нерезидентов;

• находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные иностранные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Операции в иностранной валюте и с ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

1. К текущим валютным операциям относятся:

• переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также осуществление расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

• получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

• переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

• переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

2. В валютные операции, связанные с движением капитала, входят:

• прямые инвестиции — вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

• портфельные инвестиции — приобретение ценных бумаг;

• переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иные права на недвижимость;

• предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;

• предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

• все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Валютные операции в России осуществляют только уполномоченные коммерческие банки, т.е. банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка России (Банка России, ЦБ) на проведение валютных операций.

Существуют три вида валютных лицензий: внутренние, расширенные и генеральные. Наибольшие права предоставляет генеральная валютная лицензия.

На проведение операций с золотом требуется также специальная лицензия ЦБ.

Валютные ценности могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

Покупка и продажа иностранной валюты проводятся через уполномоченные коммерческие банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускаются.

Валютное регулирование осуществляет Центральный банк России. Он устанавливает порядок обязательного перевода, вывоза и пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам; выдает валютные лицензии; проводит валютные интервенции на главных валютных биржах страны — ММВБ и Санкт-Петербургской бирже.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк России, а также Правительство РФ.

Агентами валютного контроля выступают организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

В соответствии с ФЗ РФ от- 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государственной налоговой инспекции» налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного законодательства в пределах их компетенции.

С 1994 г. стала проводиться паспортизация экспортных валютных сделок. При этом по каждой экспортной сделке составляется паспорт, и органы валютного контроля (уполномоченные коммерческие банки) и Государственный таможенный комитет следят за своевременным поступлением валюты.

С 1 января 1996 г. вступила в действие Инструкция по валютному импортному контролю, направленная на совершенствование учета и контроля за импортными операциями. Расчеты так же, как и по экспорту, осуществляются только через уполномоченные банки, оформившие с импортерами паспорта сделок. Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий только при наличии подписанного паспорта сделки. Оплата импортируемого товара по контракту импортера может производиться только со счета импортера в его уполномоченном банке или банком-корреспондентом, действующим по его поручению. Это позволит уменьшить утечку валюты за рубеж.

Валютно-финансовое положение России в конце 1990-х годов продолжает оставаться напряженным: имеют место непогашение крупной части внешнего долга страны, приходящиеся на эти годы, большая дефицитность государственного бюджета и др.

Российский рубль продолжает оставаться замкнутой валютой. Вывозить его в зарубежные развитые и развивающиеся государства можно только в небольших, количествах. Рубль не является валютой международных расчетов. Он не может служить валютой цены и валютой платежа во внешнеторговых контрактах. Банки развитых западных стран не имеют счетов в рублях в своих странах.

Рубль не является полностью конвертируемой валютой даже во внутреннем обороте, хотя его денежные функции значительно расширены.

И на сегодняшний день в России действует жесткая система валютных ограничений. К основным из них относятся:

1) запрещение вывоза, ввоза, провоза российской валюты и других валютных ценностей, выраженных в российской валюте, включая облигации государственных займов, акции и облигации российских предприятий и организаций;

2) все валютные операции на территории страны проводятся по законодательству через уполномоченные банки;

3) все предприятия и организации в соответствии с законом обязаны продавать по официальному курсу 50% их валютной выручки на валютной бирже;

4) вложения средств в экономику развитых и развивающихся стран российскими юридическими и физическими лицами могут осуществляться только по решению ЦБ в каждом отдельном случае.

Следует отметить, что в период 1995—1997 гг. валютное положение российского рубля несколько укрепилось. Это произошло на фоне некоторого снижения темпов спада производства, сокращения темпов инфляции (до 4—4,5% в месяц), незначительного снижения цены на ряд продовольственных импортируемых товаров, увеличения производства отечественной продукции.

Стабилизации валютного курса рубля способствовало установление в 1995 г. валютного коридора в пределах 4300— 4900 руб. за 1 долл. США при центральном курсе в 4600 руб. за 1 долл. США, т.е. отклонение составило ± 6,52%.

Положительная сторона валютного коридора состояла в том, что он позволял сдерживать рост цен, содействовал стабилизации российского рубля.

Валютный коридор внес важный элемент стабильности в функционирование валютных рынков, что практически устранило спекуляцию на валютном курсе рубля, уменьшило импортируемую инфляцию, поскольку постоянное понижение курса рубля — важный дополнительный фактор усиления инфляционного процесса в стране. Стабилизация валютного курса рубля способствовала повышению благосостояния широких слоев населения, текущие доходы которых в долларовом выражении в эти годы повысились.

На укреплении валютного курса рубля сказался и отказ Правительства РФ от прямой эмиссии денежных знаков на покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит в 1995—1997 гг., как отмечалось ранее, стал финансироваться исключительно путем выпуска.государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.) и через получение внешних кредитов международных валютно-финансовых организаций.

Усилилась регулирующая роль государства на валютном рынке. Об этом свидетельствуют проведение ЦБ валютных интервенций на ММВБ и Санкт-Петербургской бирже, принятие в 1994 г. инструкций по валютному экспортному и в 1996 г. по валютному импортному контролю.

В 1995 г. валютные резервы ЦБ существенно возросли и составили 12—13 млрд долл. США.

С 1 января 1996 г. по 1 июля 1996 г. был установлен валютный коридор в рамках 4550—5150 руб. за 1 долл. США. Следует отметить, что отклонения валютного курса от центрального в 4850 руб. за 1 долл. США сузились.

В мае 1996 г. российский валютный рынок вступил в новый этап развития. Правительством РФ и ЦБ был изменен механизм курсообразования. С 17 мая 1996 г. ЦБ в 10 часов московского времени каждого рабочего банковского дня объявлял ежедневные курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском и биржевом валютном рынках. На основе этих курсов ЦБ осуществлял валютно-обменные операции с банками — ведущими участниками межбанковского валютного рынка.

Официальный курс рубля к доллару США устанавливался ЦБ ежедневно как средний курс между объявленными курсами покупки и продажи ЦБ.

Правительство РФ и ЦБ ограничивали колебания текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынках установленными пределами, которые изменялись до 5000 и 5600 руб. за 1 долл. США на 1 июля 1997 г. и до 5500 и 6100 руб. за 1 долл. США на 31 декабря 1997 г., а затем (с 17 августа 1998 г.) с 6 до 9,5 деноминированных рублей за 1 долл. США.

Однако кризис на мировых финансовых рынках, развившийся с октября 1997 г. и 1998 г., резкое снижение мировых цен на нефть, крупный недобор налогов в России, утечка валютных средств за рубеж, падение курсов российских ценных бумаг, возникновение отрицательного сальдо платежного баланса по текущим операциям и в результате — значительное снижение золотовалютных резервов страны — вызвали тяжелейший финансовый кризис в России в августе 1998-го.

Он проявился в крупной девальвации рубля и вспышке инфляции, параличе банковской системы, банкротстве сотен коммерческих банков, нарушении механизма банковских расчетов, крушении фондового рынка и надежд на валютную стабильность. Государство отказалось платить по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами, что означало его фактическое банкротство.

Кризис показал тщетность попыток добиться сколько-нибудь серьезной валютно-финансовой стабильности с помощью паллиативных (временных) мер государственной политики без глубоких рыночных преобразований экономики.

Финансовый кризис оказал резко негативное влияние на положение России в мировой финансовой сфере. Одновременно девальвация рубля в результате кризиса 17 августа 1998 г. укрепила конкурентоспособность России и вместе с повышением мировых цен на нефть дает надежду на выход России в ближайшие годы из тяжелой долговой ямы, особенно по внешним долгам.

Финансовый кризис 1998 г. изменил процедуру установления биржевого курса рубля.

С сентября 1998 г. валютный коридор был упразднен и курс рубля стал полностью плавающим, меняющимся в соответствии со спросом и предложением валюты. ЦБ России вследствие снижения золотовалютных резервов прекратил интервенционные операции, что повлекло за собой значительное снижение валютного курса рубля. ЦБ лишь сглаживает резкие скачки валютного курса.

Для укрепления валютного положения России необходимы:

1) преодоление экономического кризиса;

2) обеспечение экономического роста на основе увеличения инвестиций в производственную сферу;

3) ликвидация бюджетного дефицита;

4) улучшение состояния платежного баланса;

5) контроль за ростом внутреннего и внешнего госдолга.

Платежный баланс

Платежный баланс — это соотношение платежей, произведенных страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Общий платежный баланс страны образуют платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов, а также движение золотых и валютных резервов. Общий платежный баланс страны всегда сбалансирован, т.е. его активные и пассивные операции составляют одинаковую величину.

Различают платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов и балансирующие статьи.

Элементы платежного баланса. Важнейшая составная часть платежного баланса по текущим операциямторговый баланс, отражающий соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за соответствующий период. В платежный баланс по текущим операциям включаются также платежи и поступления по страхованию, комиссионным операциям, туризму, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи по лицензиям за использование изобретений. В платежном балансе отражаются также военные расходы страны за рубежом.

Баланс движения капиталов и кредитов отражает платежи и поступления по экспорту-импорту государственного и частного долгосрочного и краткосрочного капиталов. Сюда входят прямые и портфельные инвестиции, вклады в банках, коммерческие кредиты, специальные финансовые операции и др.

Как отмечалось, состояние платежного баланса по текущим операциям оказывает непосредственное воздействие на валютный курс страны. При хронически пассивном платежном балансе курс валюты падает, при активном — повышается. Следует иметь в виду, что для динамики валютного курса основное значение имеет сальдо платежного баланса по текущим операциям не между двумя странами, а общее сальдо этого баланса по отношению ко всем странам, участвующим в международных расчетах страны.

Важным элементом платежного баланса являются балансирующие статьи, к которым относятся государственные золото-

валютные резервы, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-финансовых организаций.

От платежного баланса следует отличать расчетный баланс, который представляет требования и обязательства страны по отношению к зарубежным странам. В эти требования и обязательства включаются государственные (золотовалютные и прочие) и частные активы, прямые инвестиции, полученные и предоставленные кредиты, обязательства финансовых и нефинансовых корпораций. В отличие от платежного баланса в расчетный баланс входят все требования и обязательства по отношению к другим странам, по которым не произведены платежи.

В СССР основным документом в области внешних платежно-расчетных отношений был Сводный валютный план (платежный баланс СССР), составлявшийся Министерством финансов СССР и Госпланом СССР на основе валютных планов министерств и ведомств и представлявшийся на рассмотрение и утверждение правительства. После одобрения правительством и утверждения сессией Верховного Совета СССР плана экономического и социального развития страны он становился законом. Сводный валютный план включал поступления средств в страну и все платежи иностранным государствам. Он состоял из пяти разделов: торговые операции; услуги; неторговые операции; кредиты и имущества; безвозмездная помощь иностранным государствам.

Показатели сводного валютного плана составлялись в двух категориях валют: в свободно конвертируемых валютах и замкнутых валютах зарубежных стран.

Платежный баланс Российской Федерации впервые был составлен за 1992 г. по методологии Международного валютного фонда. Основным источником валютных поступлений России является экспорт товаров. Основные торговые партнеры России из стран дальнего зарубежья — ФРГ, Финляндия, США, Великобритания, Италия и Китай. В ближнем зарубежье первые места по показателю внешнеторгового оборота занимают Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Молдова. В целом на эти страны приходится более 90% оборота России со странами СНГ.

Структура экспорта России за последние годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему в российских товарных поставках за рубеж превалируют сырая нефть, нефтепродукты, природный газ, а также древесина, продукция целлюлозно-бумажной и химической промышленности.

Основными статьями импорта являются импорт машин и оборудования, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Следует отметить, что общее сальдо платежного баланса России за указанные годы отрицательное; происходит значительная утечка капитала, оседающего на счетах западных банков. Правда, возрастали прямые иностранные инвестиции в Россию. Нерезиденты вкладывали средства в финансовый сектор, предприятия топливно-энергетического сектора — в отрасли, обеспечивающие быструю окупаемость (пищевую промышленность, общественное питание и торговлю).

Значительная часть средств нерезидентами была помещена в государственные ценные бумаги — ГКО—ОФЗ (3,1 млрд долл. США). Помимо ГКО—ОФЗ Правительство РФ эмитировало в первом квартале 1998 г. семилетний еврооблигационный заем в немецких марках на сумму 1,25 млрд немецких марок из расчета 9,375% годовых. Однако в 1998 г. иностранные нерезиденты в условиях все обостряющегося валютного кризиса осуществляли возврат своих средств, что отрицательно сказалось на платежном балансе.

В целом платежный баланс России является дефицитным. Дефицит платежного баланса финансируется за счет переноса платежей по обслуживанию официального внешнего долга, использования новых внутренних и внешних займов органами государственного управления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных