ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Действовать в медиальном залогеМедиальный залог — одна из характеристик, которую наши основатели постулировали для self. Разрабатывая теорию self в теории творческого приспособления, они опирались на две парадигматические ситуации: ребенок в ситуации игры, художник в ситуации
Жан-Мари Робин творчества. Теоретическое рассмотрение творческого акта многим обязано Отто Ранку (о книге «Искусство и художник» они написали, что она «выше всяких похвал»). Теоретическое рассмотрение ребенка в ситуации игры, по-моему, в значительной мере опирается на работы Джорджа Герберта Мида — хотя об их влиянии зачастую не упоминается, — который в 1930-х годах опубликовал книгу «Mind, Self and Society» («Разум, self и общество»), в которой разработал понятие self, черпая большую часть своей аргументации в исследовании поведения ребенка в ситуации игры. Медиальный залог — это понятие заимствовано из грамматики древнегреческого языка. Этот особый способ спряжения глаголов связывает активное и пассивное значение. Когда действие возвратно, в древнегреческом языке используется медиальный залог, который похож на наши глагольные формы с возвратными местоимениями. Этот залог указывает на то, что субъект определенным образом заинтересован в действии, в которое он включен; что он действует сам (активно) для себя (как адресат этого действия, пассивно), включаясь в это действие лично. Художник в ситуации творчества полностью включен в свой акт. Живописец активно воздействует на холст, и краска, которую он кладет, возвращается к нему в форме восприятий и ощущений, которые в тоже время управляют продолжением осуществляемого им акта и т. д. То же самое можно сказать о ребенке в ситуации игры. В таком взгляде, который уточняет концепцию self, заключена ключевая идея, связанная с самим понятием self, которую я излагал выше, когда говорил о рефлексивности. Возможно, это уместно сопоставить с понятием «плавающего внимания», которое психоаналитики ис- Быть в присутствии другого 271 пользуют для обозначения их способа слушания пациента. В зачаточной форме здесь можно увидеть начало медиального залога, присутствия «в начале/в конце», если можно так выразится. Но медиальный залог, который определяет self в гештальт-терапии, не ограничивается сферой внимания. Он глобален, интегрирован и интегрирует разные составные элементы опыта: сенсорные, моторные, аффективные и т. д. Спонтанность Вторая фундаментальная характеристика self — это спонтанность. Эта спонтанность, за которую ратовали основатели гештальт-терапии, очень близка медиальному залогу. Перлз и Гудмен охотно связывали спонтанное с преднамеренным, а иногда противопоставляли то и другое. Конечно, терапевтическая работа с замедлением действий и слов за счет расширения непосредственного осознавания, как может показаться, способствует осмысленному в ущерб спонтанному. В каком-то смысле это «экспериментальный невроз» эготического типа, порожденный терапевтической ситуацией, выходом из которой должна быть вновь обретенная творческая спонтанность. На этом основании спонтанность терапевта не должна походить не некую импульсивность или реактивность. Спонтанность пилота аэробуса в трудной ситуации не может быть приравнена к моей, если я поставлю себя на его место! Спонтанность джазового пианиста, когда он импровизирует, не приводит к тому же результату, что и спонтанность пятилетнего ребенка, открывающего для себя фортепиано. Морено обычно определял спонтанность как способность дать ответ, соответствующий новой ситуации, или новый ответ на старую ситуацию. Спонтанность психотерапев- 272 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 273
та может выразиться в желании поддержать пациента: взять его за плечо, пошутить с ним, не скрывать своих ответных эмоций... но такая спонтанность не может иметь своим единственным оправданием собственное переживание терапевта. Спонтанность терапевта составляет один из ингредиентов атмосферы ситуации тем более, что требование контроля целых кусков опыта часто наложено на пациента и тем самм способствует генезису его патологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|