Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР




 

(% ВВП)
Страна            
Австралия 27,06 25,82 25,58 26,29 27,29 н.д.
Австрия 42,70 42,45 40,90 41,03 41,67 42,52
Бельгия 44,16 43,10 42,37 42,90 43,95 44,64
Великобритания 35,67 34,17 32,81 33,59 33,05 32,88
Венгрия 40,18 39,85 37,56 36,86 38,45 38,92
Германия 36,97 37,37 35,03 35,70 36,45 36,68
Голландия 39,09 38,18 36,15 35,88 36,33 н.д.
Греция 32,57 30,49 31,08 32,49 33,71 33,51
Дания 48,18 47,76 46,46 46,61 47,16 48,58
Израиль 33,77 31,35 30,58 30,87 29,64 30,52
Ирландия 28,76 27,59 26,76 26,67 27,26 28,29
Исландия 36,79 33,88 33,33 34,46 35,31 35,55
Испания 33,26 30,92 31,44 31,22 32,06 32,58
Италия 43,27 43,39 41,54 41,37 42,75 42,64
Канада 32,33 31,42 30,54 30,37 30,69 30,56
Люксембург 35,55 39,05 38,00 37,50 38,49 39,34
Мексика 21,00 17,42 18,53 19,51 19,59 19,68
Новая Зеландия 33,72 31,11 31,05 31,40 32,99 32,09
Норвегия 42,60 41,99 42,64 42,70 42,30 40,78
Польша 34,29 31,74 31,25 31,78 32,07 н.д.
Португалия 35,25 30,71 30,04 32,02 31,19 33,44
Словакия 29,32 29,08 27,73 28,34 28,08 29,63
Словения 37,18 36,99 36,73 36,28 36,55 36,81
США 26,06 23,29 23,71 24,01 24,38 25,44
Турция 24,22 24,64 26,20 27,83 27,64 29,31
Финляндия 43,13 42,85 40,79 42,03 42,83 44,00
Франция 43,18 42,46 41,58 42,86 44,00 45,04
Чехия 36,04 33,76 32,55 33,35 33,78 34,10
Чили 22,50 17,21 19,53 21,22 21,39 20,23
Швейцария 29,08 28,74 26,50 27,02 26,92 27,05
Швеция 46,30 46,56 43,06 42,29 42,35 42,78
Эстония 31,70 35,35 33,23 31,91 32,11 31,84
Южная Корея 26,52 25,53 23,24 24,01 24,76 24,31
Япония 28,15 26,96 27,59 28,64 29,52 н.д.
Средняя по ОЭСР* 34,72 33,62 32,83 33,27 33,73 34,46
Россия 36,04 30,88 31,12 34,34 34,80 33,56
Россия (без учета нефтегазовых доходов) 24,87 22,69 22,48 23,59 23,63 22,90

 

(слайд 8)

Другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему, — это соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли. Величина данного показателя в странах ОЭСР составляет 12: 1, в России — примерно 2: 1.

В налоговых системах разных стран часто проводят различие между прямыми и косвенными налогами. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами.

Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от большинства развитых стран. Доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях ниже по сравнению с удельным весом косвенных налогов. Это обусловлено незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей - налогом на доходы физических лиц.

Налоговую систему конкретной страны характеризуют также применяемые типы налогообложения. Так, для налоговой системы РФ характерно пропорциональное (налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы, налог на прибыль и т.д.).

3 вопрос. Основные политико-правовые характеристики налоговых систем.

(слайд 9)

Помимо уровня развития экономики и отношений собственности, определяющее значение для построения налоговой системы государства имеют факторы политико-правового характера.

К числу наиболее важных можно отнести следующие:

1. Сложившиеся в стране пропорции в распределении хозяйственно-экономических функций, социальных ролей между центральной государственной администрацией и местными органами власти.

В зависимости от величины расходов, которые ложатся на бюджеты различных уровней, выделяют 3 группы стран:

а) страны, в которых расходы местных органов власти весьма значительны и составляют 20-30 % от ВВП (Дания, Норвегия, Швеция)

б) страны со средним уровнем расходов местных органов власти – 10-20 % от ВВП. (Нидерланды, Англия, Италия, Ирландия)

в) страны с незначительной долей местных расходов менее 10 % от ВВП (Бельгия, Германия, Франция, Испания, Россия).

Налоги - важный, но не всегда основной источник местных бюджетов. В местные бюджеты поступают различные неналоговые доходы (например, доходы от продажи государственной или муниципальной собственности, а также различные займы). Значительная часть доходов местных бюджетов формируется за счет государственных трансфертов (дотации, субвенции).

2. Роль налогов среди источников доходов бюджетов различных уровней.

В разных странах различается как количество местных налогов, так и их доля в бюджетах. Так в Англии 2 местных налога, во Франции - 50, в Бельгии - 100, в России – 3 + 1. Доля налогов в местных бюджетах составляет в Италии- 9 %, в Германии-20 %, во Франции и Дании более 40 %. Величина доли расходов местных органов власти не может служить основой степени экономической и финансовой самостоятельности.

3. обстоятельством, определяющим характер налоговой системы, является степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

Основное содержание этого контроля составляет право налоговой инициативы, т.е. какому уровню власти и в какой степени принадлежит право вводить и устанавливать налоги.

(слайд 10)

Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:

1. «разные налоги»;

2. «разные ставки»;

3. «разные доходы».

(слайд 11)

Разные налоги – суть состоит в том, что разные уровни власти вводят свои налоги. При этом существует полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. При этой системе центральный орган власти устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит в действие общегосударственные (федеральные) налоги – а органы на местах — местные налоги.

(слайд 12)

Разные ставки – суть в том, что основные условия взимания налога и максимальный размер налоговой ставки устанавливает центральный орган власти, а местные органы власти определяют только ставку налога, зачисляемый в местный бюджет. Эта форма оставляет меньше самостоятельности местным органам власти, но в большей степени защищает интересы налогоплательщиков.

(слайд 13)

Разные доходы – при этой форме свобода правовых действий местных органов власти незначительна, поскольку в данном случае распределяются средства, которые собираются централизованно. Порядок и условия раздела устанавливаются федеральным центром либо по потребностям конкретных регионов, либо по другим критериям (численность населения).

 

4. Система налогового законодательства Российской Федерации

(слайд 14)

Система российского налогового законодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. В рамках этой совокупности различают федеральные законы, законы и акты субъектов федерации, ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.

В основу российского законодательства положена концепция системы законов о налогах прямого действия, которая предусматривает исключение издания конкретизирующих и развивающих данные налоги подзаконных актов.

(слайд 15)

Наиболее общие подходы к вопросам налогообложения закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, в статье 57 главы 2 сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Общие принципы налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации (1 часть). В первую очередь Кодекс провозглашает, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. В нем также перечислены налоги и другие платежи, определены права, обязанности и ответственность субъектов налоговых отношений.

Законы Российской Федерации включают законы общего действия («Закон о налоговых органах РФ») и законы о конкретных налогах (2 часть Кодекса).

Указы Президента Российской Федерации устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; рассчитывается индекс инфляции при применении специальных налоговых режимов и т. д.

Согласно статье 4 Кодекса, федеральные и региональные органы исполнительной власти в предусмотренных Кодексом пределах могут издавать нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Однако эти акты не правомочны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, определенным Кодексом.

Акты Министерства финансов Российской Федерации в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение и нарушение их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т. п.

Письма, указания и разъяснения не носят нормативный характер и в основном рассматривают частные налоговые ситуации.

Необходимо подчеркнуть, что методические пособия не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение — регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов, деятельности органов управления.

Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации имеют важное значение для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда служат для защиты интересов налогоплательщиков, позволяя им обжаловать незаконные решения налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международно-правовыми договорами.

Вопрос (ст. 13, 14, 15)

Федеральные налоги. Размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды, устанавливаются законодательными актами РФ. Эти налоги взимаются на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки определяются законами субъектов федераций или решениями органов государственной власти краев областей, автономных округов. К ним относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

 

Местные налоги и сборы предусмотрены законодательством как дополнение перечня действующих федеральных и республиканских налогов. Эти налоги позволили более полно учесть разнообразие местных потребностей и видов доходов для местных бюджетов. К ним относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. торговый сбор.

 

Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных