Примечание. Эпоха (наиболее общее понятие) - стиль (выражается в разных видах искусства) - направление (более мелкое ответвление стиля, как правило, проявляется лишь в одном виде искусства) - течение (часто проявляется как отдельная манера письма в живописи).
Эпоха/стиль/
направление в искусстве
| Хронологические рамки
| Основные характеристики
| Представители (или характерные произведения)
|
Первобытное общество
| Палеолит (2,5 млн. лет до н.э. – 10 тыс. до н.э.)
Мезолит (10 тыс. до н.э. – 5 тыс. до н.э.)
Неолит (6 тыс. до н.э. – (9. 500 лет до н.э.)
| Схематические изображения, мифологизация образов, аморфность и случайность изображений, животные изображаются детальнее, чем человек.
| Росписи в пещере Альтамира,
Вилендорфская Венера,
Стоунхендж.
|
Древний Египет
| (3 тыс. до н.э. – 11 в – 5 в. д.н.э.)
| Строгие каноны избражения человеческой фигуры (только в профиль, фараон всегда выше остальных, одна нога всегда делает шаг вперед), монументальность как проявление мировоззрения, обращенного к вечности, эмоциональная нейтральность, связь с религией
| Росписи храмов и гробниц,
Пирамиды в Гизе и др. Связь архитектуры с живописью
|
Античность
| Др. Греция (3 тыс. д.н.э. -1 вв. д.н.э.)
Др. Рим (5 вв. д.н.э. – 5 вв. н.э.)
| Греция: Понятие о пропорциях, идеализация внешнего облика; ордерная система в архитектуре; развитие ДПИ; чернофигурная и краснофигурная вазопись
Рим: заимствование достижений греческой культуры, строительство городов и городских сооружений, развитая инженерия
| Гр. Храмы (Парфенон, храм Ники Аптерос, Эрехтейон)
Скульптура Дорифора, Агесандра, Мирона
Вазопись
Рим. Конные статуи
Фаюмский портрет
Глиптика (резьба по драг. и полудрд. камню)
|
Средневековье
| Кон. 4 – нач. 14 в.
| Теоцентризм (влияние религии на все сферы жизни, в т.ч. на искусство). Романский стиль и Готика. Византийское искусство – храмы и иконопись. Витражи и книжная миниатюра. Искусство как средство приобщения к религии.
| Храмы
Икопись
Витражи
|
Ренессанс (Возрождение)
| 13 – нач. 17 вв. (14-15 вв. – расцвет, или Высокое Возрождение)
| Возрождение лучших традиций античного искусства, стремление к гармонии во всех видах искусства, учение о перспективе, понятие об анатомии, точные пропорции и тонкая цветопередача, световоздушная перспектива
| С. Ботичелли
Филиппо Липпи (раннее Возр.)
Микеланджело
Леонардо да Винчи
Ф. Брунеллески (арх.)
А. Дюрер (Позднее В.)
|
Барокко (стиль)
| 17 век
| Вычурность, роскошь, изобилие деталей, ассиметричность, стремление поразить масштабами, контрастность и динамизм в живописи, светотеневые эффекты
| Л. Бернини (арх. и ск.)
П. П. Рубенс
Ф. Снейдерс
А. Ван Дейк
|
Классицизм (стиль)
| 17 век
| Стремление к симметрии и порядку в композиции, патриотизм, сдержанный колорит
| Н. Пуссен
Отдельно (не классицизм):
Эль Греко
Д. Веласкес
Рембрандт ван Рейн
|
Роккоко
| 18 век
| Изысканность, вычурность, изображение идеальной беззаботной жизни на лоне природы. Нежные тона, разбеленный колорит, мягкость форм
| Ж. Фрагонар
А. Ватто
Ф. Буше
|
Сентиментализм
(стиль)
| 18 век
| Тонкие цветовые нюансы, мягкость тона, психологизм, передача внутреннего мира натуры
| Ф. Рокотов
Д. Левицкий
В. Боровиковский
|
Классицизм (стиль), позже – ампир
| 18 век
| Четкая, логически выстроенная композиция, строгое деление искусства по жанрам
| Ж.-Л. Давид
Д. Рейнольдс
Ж.-А. Гудон (ск.)
|
Романтизм (стиль)
| 18-19 век
| Динамизм в композиции, героизация личности, цветовые контрасты
| Ф. Гойя
Т. Жерико
Э. Делакруа
|
Реализм (стиль) и натурализм как отдельное течение
| 19 век
| Точное изображение с натуры с подробной цветопередачей без «приукрашений», реальный мир как он есть
| Г. Курбе
Ж. Милле
К. Коро
|
Неоклассицизм и академизм
| 19 век
| Правильность форм и пропорций, утонченный декоративизм, респектабельность
| Д. Энгр
|
Импрессионизм (направление)
| последняя треть XIX - начало XX вв.
| Стремление передать впечатление, мимолетность мгновения, передать атмосферу. Использование чистых цветов, смешение красок происходит при восприятии на расстоянии (оптически). Пленерная живопись.
| К. Моне
Э. Мане
О. Ренуар
Э. Дега
О. Роден (скульптура)
|
Постимпрессионизм (направление)
| начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.
| Изображение не только мимолетной действительности, но и сущностных элементов окружающего мира, присутствует стилизация. В отличие от импрессионистов, применяли черный цвет.
| П. Сезанн
П. Гоген
В. ван Гог
А. де Тулуз-Лотрек
|
Пуантилизм или Дизизионизм (течение)
| около 1885 г.
| Манера письма отдельными мазками точечной формы, ответвление импрессионизма (неоимпрессионизм)
| Ж. Сёра
П. Синьяк
К. Писсаро
|
Модерн, стиль (ар нуво, югенстиль, сецессион и др. названия)
| конец XIX - нач. XX в.
| Эклектика, эстетизация жизни и окружающего быта, обращение к природным и этническим мотивам
| Г. Климт (живопись)
О. Бёрдсли
Г. Эйфель
А. Гауди (архитектура)
Ф. Шехтель (архитектура)
|
Модернизм (собирательное обозначение ряда направлений в искусстве) 20-30 гг. XX в.Некоторые исследователи используют как синоним аванграда (авангардизм).
Имеет ряд направлений и течений (см. ниже)
|
Футуризм (направление)
| 20-30 гг. XX в.
| “Искусство будущего”, отрицание традиционной культуры и ценностей, приемы, близкие к мультиприкации, передача стремительности движения
| Ф. Маринетти
Д. Балла
К. Карра
|
Дадаизм (течение)
| 1916 - 1922 гг.
| Художественное “хулиганство” как способ самовыражения. Реакция на последствия Первой мировой войны, отражение бессмысленности существования. Сочетание каракулей, пятен, случайных предметов. Коллажи.
| М. Дюшан
Т. ван Дусбург
Р. Хаусман
|
Кубизм (направление)
| зародилось в первое десятилетие XX в.
| Выявление геометрической структуры объема, деление предмета на плоские грани и уподобление его простейшим геометрическим фигурам.
| П. Пикассо
Б. Кубишта
Л. Попова
|
Экспрессионизм (направление)
| первое десятилетие XX в.
| Выражение эмоционального состояния автора; болезненная реакция на проблемы цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения.
| Э. Мунк
|
Фовизм (направление)
| начало XX в.
| Стихийная динамика письма, интенсивность цвета, упрощенность форм
| А. Матисс
А. Дерен
Р. Дюфи
|
Примитивизм (стиль в живописи)
| начало XX в.
| Стилизация народного и традиционного искусства, культ “наивного искусства”, искусство художников - “самоучек” или стилизация под подобное искусство
| А. Руссо
Н. Пиросмани
К. Медведева
|
Абстракционизм (направление)
| возник в первое десятилетие XX в.
| Принципиальный отказ от изображения форм реальной жизни, нефигуративные композиции, импровизации
| М. Ларионов (лучизм),
В. Кандинский (лирическая абстракция),
К. Малевич (супрематизм)
П. Мондриан
|
Сюрреализм (направление)
| 1920-е гг.
| Бесконтрольное, автоматическое воспроизведение образов сознания и подсознания, причудливые образы и сочетания
| С. Дали
Р. Магритт
М. Эрнст
|
Поп-арт (направление)
| 1950—1960-х гг.
| “Общедоступное искусство”, использование реальных предметов, изображений, упаковок для создания новых (чаще ироничных) образов
| Р. Лихтенштейн
Э. Уорхолл
Р. Гамильтон
|
Функционализм (направление)
| 1930-1940 гг.
| В архитектуре: соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным процессам, отказ от всего, что не соответствует практическому назначению.
| ле Корбюзье
А. Якобсен
Я. Ауд
|
Магический реализм (художественный метод)
| середина XX в.
| Художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.
| М. Шагал
М. Чюрлёнис
К. Виллинк
|
Арт повера (Arte Povera)
| 1960-х — 1970 гг.
| Искусство “между природой и индустрией”, использование промышленных или нехудожественных материалов
| А. Боэтти
Я. Куннелис
М. Мерц
|
Оп-арт
| вторая половина XX в.
| Передача оптических иллюзий
| В. Вазарелли
К. Крус-Диес
Э. Матос
|
Гиперреализм
| с 1970-х гг.
| Принципы фотореализма, чрезмерная детализация объектов, иллюзия реальности
| Ж. Боден
Э. Кристенсен
Ч. Клоуз
|