ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Народ-богоносец или народ-атеист?Как россияне верили в Бога накануне 1917 года
В современном российском обществе существует огромный интерес к религии, церкви и обрядам. Согласно всероссийскому социологическому опросу, проведенному в декабре 1997 года, 32,1% молодых людей в возрасте 16 - 26 лет верят в Бога (против 2% в 1980-е годы), 27% сомневаются, 13,9% безразличны к вопросу веры и лишь 14,6% не верят[1]. О возрождении интереса к религиозным обрядам говорят следующие данные по С.-Петербургской епархии (Петербург и Ленинградская область), которые можно считать типичными для всей России. За два года, 1991 - 1992,было совершено обрядов крещения 327,2 тыс., венчания 6,8 тыс. и отпевания 72 тыс., другими словами, львиная доля новорожденных прошла обряд крещения, 6,3% новобрачных венчались и 41% умерших отпевались в церкви. Важно отметить, что обряд крещения совершили свыше 212 тыс. взрослых, поскольку число новорожденных составило 115,2 тыс., а крещений - 327,2 тыс.[2]. В последующие годы процесс возвращения людей в лоно Православной церкви набирал силу, о чем свидетельствует быстрый рост числа приходов и духовных пастырей. В таблице 1 содержатся впервые публикуемые данные об изменения числа приходов и приходского духовенства в С.-Петербургской епархии в послевоенное время. В 1945 - 1959 годах, благодаря относительно либеральной политике в отношении церкви, число приходов увеличилось с 46 до 58, а численность приходского духовенства - со 116 до 180 человек. В 1960 - 1962 годах под нажимом государства приходы стали закрываться, а численность духовенства сокращаться - КПСС начала готовить россиян к жизни в условиях коммунизма. После смещения Н.С. Хрущева в 1964 году и до начала перестройки в 1985-м под влиянием нарастающих экономических и социальных трудностей политика наступления на церковь была остановлена, а с началом перестройки государство постепенно перестает вмешиваться в дела веры, что привело к невиданному и неожиданному оживлению церковной жизни и увеличению числа верующих.
Таблица 1. Динамика числа приходов и приходского духовенства в С.-Петербургской епархии в 1945 – 2000 гг. (на 31 декабря).
* Священники, дьяконы и псаломщики. ** Число духовенства на 1947 г.
Все это произошло после 80 лет мощной антирелигиозной пропаганды, промывания мозгов от рождения до смерти! Возникают два вопроса. Если религиозная вера не стала предрассудком, невзирая на титанические усилия атеистов, то, наверное, крепки были корни? Чем объясняется религиозный ренессанс в десятилетие бурной модернизации России? Давайте попробуем оценить крепость корней, другими словами, степень религиозности народа до революции 1917 года. Методика, которая применяется современными социологами для оценки религиозности, к сожалению, нам не подходит. Давно нет людей, которых нам хочется опросить, да и смогли ли бы правильно понять неграмотный или малограмотный крестьянин и рабочий наши вопросы и захотели ли бы на них отвечать, ведь люди разных эпох и менталитетов по-разному верят. Живые свидетельства современников важны и интересны, но они очень разноречивы и фрагментарны, получить на их основе общую картину затруднительно, если вообще возможно. Одним казалось, что после отмены крепостного права и других Великих реформ 1860-1870-х годов вера скудела, другим, наоборот, - росла. Одни жаловались на то, что посещаемость церкви падала, посты не соблюдались, церковные браки вытеснялись гражданскими, официальная церковь находилась в кризисе и т. д.; другие свидетельствовали об огромном росте числа сектантов, то есть о том, что религиозная вера принимала другие формы. «Как они нерелигиозны - в сущности! - писала известный этнограф О.П. Семенова-Тян-Шанская (1863 - 1903) о рязанских крестьянах. - Только при приближении старости в мужицкую душу изредка начинает закрадываться суеверный страх загробного возмездия. Да и тогда, разве они православные, как их считают? Нисколько»[3]. Между тем Л.Н. Толстой оценивал религиозность крестьян высоко, а Ф.М. Достоевский считал русских народом-богоносцем. Чтобы избежать субъективизма, для оценки уровня религиозности XIX - начала XX века мы воспользуемся статистическими данными о совершении православными таинств исповеди и причастия накануне Пасхи, которые ежегодно собирались во всех приходах с начала XVIII века, с царствования Петра I. Император преследовал в первую очередь религиозные цели, однако не забывал и о финансах - за пропуск исповеди полагался штраф, который был отменен только при Екатерине II. Эти данные являются важным показателем религиозности именно простого народа, который полагал, что только человек, соблюдающий все православные обряды и таинства, и есть настоящий христианин, даже если исполняет их чисто внешне. Еще одно принципиальное требование к верующему состояло в соблюдении постов, понимаемых простым народом прежде всего как воздержание в течение определенного времени от скоромной пищи и интимных отношений. О чем же говорит исповедная статистика, которая охватывала все православное население Европейской России в возрасте старше 7 лет - от 17 млн. человек в 1780 году (за более раннее время данные сохранились очень плохо) и до 80 млн. в 1913-м? (См. табл. 2).
Таблица 2. Пропуск исповеди и причастия во время Великого поста лицами православного исповедания по неуважительным причинам в 1780 – 1913 гг.
Источник: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и Правового государства. Т. 2. С. 327.
Как видим, доля лиц, пропускавших исповедь и причастие по неуважительным причинам, или, как говорили люди того времени, «по нерадению», была мала - от 2% в 1780 году до 7% в 1913-м. Пропуск исповеди по уважительным причинам, к которым относились болезнь и временное отсутствие, давал еще 2-3%, следовательно, всего пропускали церковь от 4% в 1780 году до 10% в 1913-м от общего числа прихожан. Таким образом, активность прихожан была высокой - 90-96%, намного выше, чем сейчас при выборах президента, причем за 133 года она мало изменилась. Цифры как будто говорят о том, что горожане были прилежнее крестьян: процент лиц, пропустивших исповедь по нерадению, среди крестьян поднимался до 11, а среди горожан - лишь до 8. Дело, однако, было не в нерадении, а отдаленности храмов. В каждом городе были церкви, в то время как в большинстве сельских поселений их не было, а ближайшая находилась нередко в десятках километрах от места жительства. Вследствие этого в губерниях, например северных, где были распространены мелкие поселения, даже самому ревностному христианину не удавалось посетить церковь, особенно в апреле, когда дороги были не просто труднопроходимы, а непролазны. Именно погода и состояние дорог являлись существенным фактором для крестьян, поэтому процент посещаемости исповеди каждый год изменялся без всякой заметной тенденции. В городе подобные препятствия к посещению церкви отсутствовали, потому-то и доля исповедовавшихся горожан была более или менее стабильной. Среди отдельных сословий наибольшая активность наблюдалась, как и следовало ожидать, у духовенства, затем у дворян и чиновников, потом у лиц военного и городского сословий, чаще других пропускали исповедь крестьяне, но это являлось, как мы только что сказали, скорее следствием независимых от человека обстоятельств, чем лености или антирелигиозных настроений. Только у дворянства с некоторой натяжкой обнаруживается правильное возрастание доли лиц, пропускавших исповедь, - 2, 3, 4, 4, 7, что может говорить о какой-то тенденции, но это увеличение было все же крайне незначительным, чтобы на этом основании делать какие-либо выводы о падении веры. У других сословий процент нерадивых то увеличивался, то уменьшался, что говорит об отсутствии какой-либо тенденции и о влиянии каких-то привходящих обстоятельств - погода для крестьян, военные учения для солдат и т. п. Приведенные цифры рисуют столь высокую религиозную активность паствы, что закрадывается мысль: не фальсифицировали ли священники исповедную статистику, как это частенько делали избирательные комиссии во время выборов в советское время (может быть, кто-нибудь помнит эту сакраментальную цифру - 99,8)? Думаю, что нет. Прежде всего, в этом не было заинтересованности, а для любого действия должен быть мотив. Сведения собирались для внутреннего пользования. Правда, Синод полученные сведения обобщал и представлял императору в годовом отчете наряду со многими другими данными, но упоминания о подтасовке, взысканиях за плохую статистику или поощрениях за хорошие цифры в документах Синода не встречаются. Священникам не ставилось в упрек существование нерадивых, да ведь и доходы причта зависели не от начальства, а от паствы, которая платила ему за совершение обрядов. Пропустившие исповедь не преследовались. Стоит обратить внимание и на то, что среди них находились духовные лица. Если священники не скрывали даже нерадивость своих коллег и их жен и детей, зачем же им было скрывать нерадивость простых мирян?! Взятка? Для крестьянина было намного легче прийти на исповедь, чем лишиться даже 10 коп. Наконец, в колебаниях процента нерадивых прихожан просматривается закономерность: ранняя весна и плохие от обилия талой воды дороги - больше пропусков, поздняя весна и хорошие по-зимнему дороги - меньше пропусков исповеди. На мой взгляд, подозрения в фальсификации не имеют под собой серьезных оснований. Посещение исповеди можно понимать как показатель внешнего благочестия, так как оно контролировалось общественным мнением, церковными и отчасти светскими властями, которые непосещение исповеди могли трактовать как указание на принадлежность к расколу. Но вот соблюдение постов менее поддавалось контролю, поэтому данные о строгости соблюдения запретов могут пролить дополнительный свет на степень религиозности населения. Во время постов христианин должен был ограничивать себя в пище и в плотских радостях. Всякое веселье и проявление жизнерадостности осуждалось, светская музыка и пение, а также танцы запрещались. Ослабление поста разрешалось больным, детям, престарелым и находящимся в особенных телесных трудах, например армии во время походов. Разрешение солдатам употреблять мясо во время походов Петр I выхлопотал у константинопольского патриарха еще в 1716 году. По свидетельству современников, ограничения на пищу во время поста православными соблюдались, в особенности простыми людьми. Богатые люди могли разнообразить растительную или рыбную пищу таким образом, что запреты и не чувствовались[4]. Однако состоятельных людей в России было очень мало, доля так называемого среднего класса в населении, по моим подсчетам, в начале XX века равнялась всего 5,5%. А простые люди в пост обыкновенно употребляли) кашу, сваренную на воде, отварные горох и грибы, кислую капусту и квас, и потому пост не казался им приятным разнообразием. Сказать, сколько людей соблюдали запреты на пищу в посты, мы не можем, так как подобная статистика не велась. Петр I попытался в 1720 году такой учет ввести. Но потом от этой мысли отказался. Сохранился отчет одного священника из Шлиссельбургского уезда от февраля 1721 года. Согласно ему, в Великий пост 1720 года из 1042 человек постились около 60%, а не постились 40%[5]. Правда, в числе лиц, не соблюдавших запрета, были военные и другие люди, на которых распространялись послабления. Общие же оценки говорят о том, что посты соблюдались. Например, историк Н.И. Костомаров, полагаясь на свидетельства современников, считал, что в XVII веке «обычай свято сохранять посты наблюдался как бедными поселянами, так и царями, и боярами»[6]. Известный этнограф С. В. Максимов (1831 - 1901) - «знаток русской жизни, ее духа, ее форм, ее юмора», по словам А.П. Чехова, утверждал на основании собственных наблюдений и материалов, присланных в Этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева в 1898 - 1901 годах: «Наш народ не только соблюдает посты во всей строгости церковного устава, но идет в этом отношении значительно далее, устанавливая сплошь и рядом свои постные дни, неизвестные церкви»[7]. В отношении запрета на интимные отношения тот же С.В. Максимов заметил: «Кроме воздержания в пище, крестьяне считают необходимой принадлежностью поста и половое воздержание: считается большим грехом плотское сожительство с женой в постное время, и виновные в таком поступке не только подвергаются строгому внушению со стороны священника, но выносят немало насмешек и от своих односельчан, так как бабы до тонкости разбираются в таких вещах и по дню рождения младенца прекрасно высчитывают, соблюдали ли супруги «закон» в посты»[8]. Однако мы можем оценить строго статистически степень соблюдения запрета на интимные отношения следующим образом. На время Великого поста, который продолжался 7 недель между февралем и маем (время поста было скользящим), в большинстве случаев март целиком приходился на пост, так как по юлианскому календарю Пасха приходилась на интервал между 22 марта и 25 апреля. Если бы все православные люди соблюдали запрет, то в год, когда март целиком попадал на время поста, через 9 месяцев - в декабре - наблюдалась бы нулевая рождаемость. Чем меньше соблюдалось воздержание в Великий пост, тем больше была бы рождаемость в декабре, и наоборот. Следовательно, колебания рождаемости через 9 месяцев после поста могут служить показателем строгости его соблюдения. Этот своего рода тест имеет преимущество перед другими, поскольку касается интимной стороны жизни человека, закрытой от других и не поддающейся прямому контролю общественного мнения - ведь женщина могла ответить на нескромный вопрос, что родила через 7 или 8 или 8,5 месяца. Мы располагаем всероссийскими данными о рождаемости по месяцам за 1867-1910 годы, которые показывают, что через 9 месяцев после окончания Великого поста (обычно в декабре) у православных и вообще у всех христиан наблюдалась минимальная рождаемость, а через 10 месяцев после поста (обычно в январе) - максимальная. Пик рождаемости в январе - несомненная компенсация за воздержание во время поста. Следовательно, отношение максимальной рождаемости через 10 месяцев после Великого поста к минимальной рождаемости через 9 месяцев после Великого поста покажет нам, сколько людей соблюдали воздержание во время Великого поста. Для чистоты эксперимента исключим из анализа 13 лет, когда хотя бы один день марта не попадал на время поста: 1868, 1871, 1874, 1877, 1882, 1885, 1888, 1891, 1893, 1896, 1904, 1907, 1909 гг.[9] (см. табл. 3). Таблица 3. Уменьшение рождаемости через 9 месяцев после Великого поста, 1867 – 1910 гг. (в %)
Подсчитано по: Движение населения в Европейской России за [1867 - 1910] год. СПб. 1872 – 1916.
Есть, правда, одно важное обстоятельство, которое надо принять во внимание. Соблюдать половое воздержание можно было по религиозным соображениям и по всяким другим - здоровье, усталость, депрессия и т. п. Дело в том, что существовало естественное снижение потенции у мужчин и женщин в холодные, темные и часто не слишком сытые зимние месяцы: в декабре - феврале, а также (и особенно) в марте - переходном месяце от холода к теплу, когда все продовольственные запасы от предыдущего года у крестьян (не забывайте, что это 82% населения страны в 1870 году и 80% в 1913-м) заканчивались и когда им нередко приходилось ограничивать себя в пище. Вот как описывает необыкновенно тяжелый март 1872 года А.Н. Энгельгардт, профессор химии и народник, хозяйствовавший 15 лет (1862 - 1887) в своем имении в Смоленской губернии: «Весною нынешнего года крестьянам пришлось совсем погибать. Ни хлебу, ни корму; всю солому с крыш потравили (отдали на корм скоту. - Б. М.), кислой капустой, у кого оставалась, овец кормили, даже семя льняное, у кого было оставлено для посева, все потравили. Каждый думал не столько о себе, сколько о скоте, как бы поддержать его до выгона на пастбище. В конце марта и начале апреля положение было ужасное»[10]. Конечно, не каждый март был столь тяжел. Но тем не менее в марте питание крестьянина ухудшалось, деньги заканчивались, а его «сожительство с женой, - как свидетельствовала Семенова-Тян-Шанская, - находилось в тесной связи с его сытостью или голодом, а также с выпивкой»[11]. Вследствие этого потенциал человека несколько истощался и, значит, разница между минимумом зачатий в марте и максимумом в апреле отчасти объяснялась естественным понижением потенции в марте. Как же нам оценить степень этого понижения? Сначала посмотрим, как обстоит дело в настоящее время. В 1989 году в России, когда подавляющее число людей посты уже не соблюдали и не голодали, именно на февраль и март приходится наименьшее число зачатий - соответственно на 15 и 13% меньше, чем в апреле. Кто-то подумает, что несопоставимо? Вот вполне сопоставимые данные. У ортодоксальных евреев, у которых вообще нет длительных постов и полового воздержания, в 1867-1910 годах, как раз тех, которые мы изучаем, в феврале - марте зачатий было также на 13 - 17% меньше, чем в апреле. Итак, если бы наши прабабушки и прадедушки вообще не соблюдали полового воздержания во время Великого поста, то все равно зачатий в феврале - марте и, следовательно, рождений в ноябре - декабре было бы примерно на 14% меньше, чем в апреле. Поэтому наши данные из таблицы 3 нужно уменьшить на 14% (см. табл. 4).
Таблица 4. Доля населения, практиковавшая половое воздержание во время Великого поста по религиозным соображениям, 1867 – 1910 гг. (в %)
На основании приведенных данных можно предположить, что значительная часть православных и католиков воздерживалась от половых контактов во время поста (для протестантов воздержание не требовалось). В 1860-е годы доля лиц, соблюдавших воздержание, достигала у православных 24%, а у католиков - 12%, Обратите внимание, что даже число внебрачных детей, а значит, и внебрачных связей, в Великий пост существенно понижалось. Однако процент лиц, соблюдавших воздержание, со временем снижался, у православных - прямолинейно, а у католиков и протестантов - как тенденция, и к 1901 - 1910 годам он упал у православных до 14%, у католиков и протестантов - до 6%. В течение всего пореформенного времени процент лиц, соблюдавших пост, среди крестьян был выше, чем среди горожан, в малых и средних городах - выше, чем в крупных городах, а у лиц, состоявших в законном браке, выше, чем у лиц, имевших внебрачные связи (то есть у женщин, рожавших вне брака). Еще в 1860-е годы около четверти православных соблюдали половое воздержание во время Великого поста, причем тогда в этом отношении существовало значительное различие между крестьянами и горожанами. Начиная с 1870-х годов вместе с уменьшением процента лиц, соблюдавших воздержание, различие между городом и деревней стало уменьшаться и в 1901 - 1910 годах составило 9% против 14% в 1867 - 1870 годах. Таким образом, в 1860-е годы среди православных во время Великого поста от плотских удовольствий воздерживались около 24%, а в 1910 году - 14%. Много это или мало? На мой взгляд, очень много. Почти каждый четвертый в середине XIX века и каждый седьмой в 1910 году, то есть приблизительно 11 - 12 млн. в 1867 году и столько в 1910-м взрослых людей в молодом и зрелом возрасте! Ведь рожали молодые женщины от молодых мужчин, поскольку средний возраст невест составлял 21 - 22 года, женихов 24 - 25, и после 40 лет женщины рожали мало. Пусть попробуют современные женатые мужчины и женщины в возрасте 21 - 45 лет в течение 49 дней воздерживаться от радостей интимных отношений! Думаю, выдержат не многие. Следует также иметь в виду, что церковь относилась достаточно снисходительно к нарушениям запрета, особенно на 2 - 6-й неделях Великого поста, не считая это большим грехом[12]. И несмотря на это, миллионы людей предпочитали воздержание. По-видимому, до середины XIX века практически все православные люди воздерживались от супружеских отношений на первой и последней, или Страстной, неделе Великого поста. Снижение рождаемости также наблюдалось через 9 месяцев и после других постов. Но зафиксировать уровень воздержания во время этих постов невозможно, так как они не захватывали полностью какой-либо месяц, а учет рождаемости велся именно по календарным месяцам. Можно лишь констатировать, что строгость соблюдения всех постов в течение последней трети XIX - начала XX века постепенно снижалась, так как различия в рождаемости по месяцам постепенно сглаживались. Что мы знаем о воздержании в более раннее время? Современники дружно говорят о соблюдении постов. Статистические данные о рождаемости стали собирать с начала XVIII века, но за XVIII век они плохо сохранились, а за первую половину XIX века пока не обработаны историками. Ответить на вопрос нам помогут данные о датах рождения 439 зажиточных дворян XVI - XVII веков, которые сделали имущественные или денежные вклады в монастыри на помин души. Данные показывают, что в декабре рождаемость падала до минимума, а в январе по сравнению с декабрем увеличивалась на 29%[13]. Теперь нам нужно решить, следует ли в данном случае вносить поправку на снижение потенции в марте ввиду физического ослабления организма? Вклады делали богатые люди, чье питание не зависело, а потенция и фертильность мало зависели от времени года. Следовательно, если и следует вносить поправку, то не такую существенную, как мы делали для 1867 - 1910 годов. Можно предположить, что в XVI - XVII веках доля лиц, соблюдавших воздержание во время Великого поста, находилась между 15% (29 - 14) и 29%, то есть составляла около 22% - примерно столько же, сколько и в 1860-е годы. Отсюда можно заключить, что благочестие православных россиян в течение четырех столетий находилось на одном, достаточно высоком, уровне и, возможно, обнаружило легкую эрозию только в конце XIX - начале XX века. Однако снижение доли лиц, посещавших церковь, на 2 - 3% или доли лиц, соблюдавших половое воздержание во время постов, на 10% вряд ли можно считать революцией или наступлением эры атеизма. Это становится особенно наглядным, если сравнить Россию с другими европейскими странами. Например, во Франции уже в середине XIX века исповедь на Пасху пропускали от 50 до 80% населения в зависимости от сословия. Итак, подавляющее большинство православных посещали церковь, соблюдали обряды и миллионы отказывались от скоромной пищи и интимных отношений во время постов. О чем говорят эти факты? О том, что степень религиозности и в начале XX века была высока и церковь оказывала огромное влияние на поведение людей. Вспоминаются слова С.Ю. Витте: «Нигде в цивилизованных странах нет такого количества безграмотных, как у нас в России. Можно сказать, что русский народ, если бы он только не был народом христианским и православным, был бы совершенным зверем; единственное, что отличает его от зверя, - это те основы религии, которые переданы ему механически или внедрены в него посредством крови. Если бы этого не было, то русский народ при своей безграмотности и отсутствии всякого элементарного образования был бы совершенно диким»[14]. Слова оказались пророческими. В 1917 году заинтересованные люди сознательно поколебали основы религиозности народа, и последствия этого не замедлили проявиться. Когда Временное правительство в марте 1917 года освободило солдат от обязательного соблюдения обрядов и таинств, что было истолковано скорее как рекомендация воздерживаться от соблюдения обрядов, доля солдат православного вероисповедания, совершивших причастие на Пасху 2 апреля 1917 года, сразу упала до 10%, в то время как на Пасху 1916-го причастились почти все[15]. Что за тем последовало, хорошо известно. О чем же тогда говорит постепенный отказ людей от соблюдения полового воздержания во время постов? Это свидетельствует лишь о том, что в пореформенной России имела место медленная секуляризация массового сознания. Однако секуляризация - это отнюдь не атеизация. Напомню принципиальное отличие секуляризации от атеизации. Секуляризация - это освобождение различных сфер жизни общества и человека, социальных отношений и институтов от религиозного санкционирования. Скажем, во время венчания на царство осуществлялся обряд помазания, сообщавший, как полагали, правителю Божью благодать. Теперь обряд секуляризировался или десакрализовался - приносится клятва на конституции или на Библии. Однако никто не отрицает значение обряда. Атеизация означает отрицание религии, воинственное безбожие. С повышением образовательного уровня людей и в ходе модернизации во всех странах происходит секуляризация сознания, которая не обязательно сопровождается ростом безбожия, хотя это не исключается. Например, в начале XX века атеизация, по-видимому, затронула значительную часть российской интеллигенции, о чем красноречиво говорит следующий факт. Однажды, в 1904 году, после одного из заседаний Московского психологического общества, объединявшего более 230 членов, долго и много спорили о бессмертии души. Под конец кто-то предложил поставить вопрос на баллотировку: голоса разделились, и, как констатировал один из участников, «бессмертие прошло большинством одного голоса»[16]. Конечно, голосованием вопросы веры не решаются. Однако широкое распространение атеизма среди дореволюционной интеллигенции подтверждается многими современниками. Просвещение не ведет к атеизму - в современном, модернизированном обществе религиозность принимает другие формы. Слепая или сердечная вера вытесняется осмысленной религиозностью. Уже в средние века христианская церковь на Западе выдвинула три логических доказательства существования Бога - онтологическое, которое так изящно сформулировал позже, в XVII веке, философ Р. Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую», другими словами, если я мыслю Бога, значит, он существует; космологическое: поскольку все в мире имеет причину, то должна же быть причина всех причин, то есть Бог; телеологическое: наличие целесообразности и гармонии, повсюду разлитых во Вселенной, служит доказательством бытия Бога. И. Кант, которого потрясали звездное небо над головой и нравственный закон внутри человека, предложил четвертое - нравственное - доказательство: «Если нет высшего существа, если наша воля не свободна и душа делима и разрушима, как материя, тогда нравственные идеи и правила теряют все свое значение», другими словами, наличие совести доказывает присутствие в нашем сердце Бога. С тех пор попытки рационализации веры не прекращались, как не прекращались и попытки эти доказательства опровергнуть. «Наша уверенность в действительности внешнего мира, - говорит Вл. Соловьев, - в такой же степени покоится на вере, как и наше убеждение в бытии Бога... Религиозная вера формально ничем не отличается от уверенности в бытии внешнего мира»[17]. В новое и новейшее время многие выдающиеся ученые, сделавшие великие открытия, которые нередко воспринимались как подрывающие идею Бога, были глубоко верующими (И. Ньютон, М.В. Ломоносов, И.П. Павлов, Ч. Дарвин и многие другие) и полагали, что вопрос о бытии Бога не поддается решению научными средствами, а является делом веры, что наука и вера в Бога могут жить, не исключая друг друга, так как наука и вера имеют свои особенные задачи. Вот почему, когда атеизм и материализм перестали быть в России государственной религией, многие люди почувствовали потребность в истинной вере и пришли в церковь. Они пришли, наверное, еще и потому, что даже тогда, когда они не ходили в церковь и забыли Бога, церковные колокола продолжали звучать у них в душе.
Примечания 1. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи// Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107 - 110. 2. Данные о совершении обрядов в 1991 - 1992 гг. и об изменении числа приходов и численности духовенства взяты из ежегодных отчетов С.-Петербургской епархии за 1946 - 2000 гг., хранящихся в Архиве епархии. Автор выражает благодарность ректору С.-Петербургской духовной академии Преосвященному Епископу Тихвинскому Константину за предоставленную возможность воспользоваться этими данными. Данные о брачности, рождаемости и смертности взяты из: Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М. 1994. С. 13, 100, 152, 222 - 223; Санкт-Петербург и Ленинградская область в 1994 году. Статистический ежегодник. СПб. 1995; За строками цифр. Санкт-Петербург. 1995. СПб. 1996. С. 22, 54. 3. Семенова-Тян-Шанская О.П. Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний. СПб. 1914. С. 104. 4. Пыляев М.И. Старое житье. Очерки и рассказы. СПб. 1897. С. 11 - 12. 5. Описание Архива Александро-Невской лавры. Пг. 1916. Т. 3. С. 359 - 360. 6. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М. 1992. С. 180. 7. Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск. 1995. С. 543. 8. Там же. С. 545. 9. Всеобщий календарь на 1871 год. СПб. 1870. С. 61 - 62. 10. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872 - 1887. М. 1937. С. 68. 11. Семенова-Тян-Шанская О. П. Указ. соч. С. 59. 12. Правила Православной церкви. С толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийского: В 2 т. М. 1994. Т. 1. С. 328 (Третье правило св. Дионисия, Архиепископа Александрийского). См. также: Смирнов С.М. 1) Древнерусский духовник. М. 1913. С. 114 - 115; 2) Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины (тексты и заметки). М. 1913. С. 206 - 207; Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М. 1997. С. 27. 13. Kaiser, Daniel Н. The Seasonobility of Family Life in Early Modern History. // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1992. Vol. 46. P. 21 - 50. Расчеты Кайзера сделаны по григорианскому календарю, но это не меняет дела, так как в этом случае в XVI - XVII вв. март всегда приходился на Великий пост. 14. Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. М. 1994. Т. 1. С. 378 - 379. 15. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М. 1995. С. 34. 16. Трубецкая О.Н. Князь С.Н. Трубецкой: Воспоминания сестры. Нью-Йорк. 1953. С. 65. 17. Цит. по: Журнал Московской патриархии. 1958. № 3. С. 70.
[1] Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи// Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107 - 110. [2] Данные о совершении обрядов в 1991 - 1992 гг. и об изменении числа приходов и численности духовенства взяты из ежегодных отчетов С.-Петербургской епархии за 1946 - 2000 гг., хранящихся в Архиве епархии. Автор выражает благодарность ректору С.-Петербургской духовной академии Преосвященному Епископу Тихвинскому Константину за предоставленную возможность воспользоваться этими данными. Данные о брачности, рождаемости и смертности взяты из: Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М. 1994. С. 13, 100, 152, 222 - 223; Санкт-Петербург и Ленинградская область в 1994 году. Статистический ежегодник. СПб. 1995; За строками цифр. Санкт-Петербург. 1995. СПб. 1996. С. 22, 54.
[3] Семенова-Тян-Шанская О.П. Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний. СПб. 1914. С. 104.
[4] Пыляев М.И. Старое житье. Очерки и рассказы. СПб. 1897. С. 11 - 12. [5] Описание Архива Александро-Невской лавры. Пг. 1916. Т. 3. С. 359 - 360. [6] Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М. 1992. С. 180. [7] Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск. 1995. С. 543. [8] Там же. С. 545. [9] Всеобщий календарь на 1871 год. СПб. 1870. С. 61 - 62.
[10] Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872 - 1887. М. 1937. С. 68. [11] Семенова-Тян-Шанская О. П. Указ. соч. С. 59. [12] Правила Православной церкви. С толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийского: В 2 т. М. 1994. Т. 1. С. 328 (Третье правило св. Дионисия, Архиепископа Александрийского). См. также: Смирнов С.М. 1) Древнерусский духовник. М. 1913. С. 114 - 115; 2) Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины (тексты и заметки). М. 1913. С. 206 - 207; Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М. 1997. С. 27.
[13] Kaiser, Daniel Н. The Seasonobility of Family Life in Early Modern History. // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1992. Vol. 46. P. 21 - 50. Расчеты Кайзера сделаны по григорианскому календарю, но это не меняет дела, так как в этом случае в XVI - XVII вв. март всегда приходился на Великий пост.
[14] Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. М. 1994. Т. 1. С. 378 - 379. [15] Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М. 1995. С. 34. [16] Трубецкая О.Н. Князь С.Н. Трубецкой: Воспоминания сестры. Нью-Йорк. 1953. С. 65. [17] Цит. по: Журнал Московской патриархии. 1958. № 3. С. 70.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|