Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






VI. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ




VI. 1 Введение

Один из основных принципов тренировочного процесса заключается в пере-
ходе от простого к сложному. В технике настольного тенниса это означает следу-
ющее:

- переход от медленной игры к быстрой;

- переход от игры по диагонали к игре по прямой;

- переход от игры по заданной схеме к свободной игре;

- переход от простых однотипных ударов к сложным комплексным приемам;

- переход от ударов без вращения к ударам с сильным вращением;

- переход от ударов с одинаковым вращением к ударам со сменой вращения;

- переход от игры с одинаковым темпом к игре со сменой темпа.

Впрочем, существуют разные мнения относительно применения этих принци-
пов при тренировке начинающих спортсменов. Главное разногласие заключается
в том, как разучивать атакующие удары. Одни считают, что лучше начинать с уда-
ров с вращением, другие - что без вращения. Сторонники изучения атаки при
помощи ударов с вращением выдвигают следующие аргументы: ребенку проще
играть, используя движения с широкой амплитудой на некотором удалении от
стола и бить по падающему мячу после прохождения им верхней точки траекто-
рии полета. Противники такого подхода утверждают, что при разучивании атаки
проще ударить по мячу плоско; кроме того, проводить контратаку удобнее, когда
мяч находится в высшей точке после отскока.

По статистике в мире больше распространен подход, когда обучение начина-
ется с плоских ударов, а позже подключается вращение. Причина кроется в том,
что новичку легче попасть по мячу, когда он бьет ракеткой, находящейся в нейт-
ральной позиции, то есть когда мяч отскакивает от поверхности ракетки под уг-
лом 90 градусов. И даже когда теннисист овладевает некоторыми основами тех-
ники, в такой модели тренировки можно найти свои плюсы: применяя атаку без
вращения игрок с самого начала учится играть быстро, короткими движениями и
близко к столу. Кроме того, теннисист параллельно осваивает технику завершаю-
щего удара без вращения (смэша).

При такой модели обучения, когда новички сразу начинают разучивать удары
с вращением, снимается проблема, связанная с небольшим ростом начинающих

229


Глава VI. Методика тренировки

спортсменов. У детей часто возникают трудности с приемом высоких мячей вбли-
зи стола, при игре же с вращением такой проблемы не возникает. С другой сторо-
ны, гораздо сложнее играть мяч по касательной, чем "в лоб". К тому же, когда
спортсмен приобрел определенный опыт в выполнении ударов с вращением,
трудно заставить его встать ближе к столу и начать выполнять короткие удары без
вращения.

Методика тренировки, где обучение начинается с разучивания ударов с вра-
щением, в деталях описана в нескольких пособиях (особенно немецких) по на-
стольному теннису. Но на практике эта методика не дает никаких особых резуль-
татов. Очевидно, что ее недостатки перевешивают достоинства. На сегодняшний
день самым лучшим считается начинать обучение с плоских ударов, а затем пе-
реходить к ударам с верхним (атакующим) и нижним (защитным) вращением.
При обучении также рекомендуется обращаться не только к форхэнд ударам с
вращением, но и к бэкхэнд ударам с вращением. Таким образом, общеприня-
тым считается обучение игре сначала без вращений, а потом уже с вращениями.
Вопрос лишь в том, насколько быстро нужно включать в тренировку новые эле-
менты. Хорошо продуманный процесс обучения, основанный на современных
методиках для начинающих, позволяет сократить время усвоения базовой тех-
ники игры.

Достижение хороших результатов в большом спорте возможно, если уже в
молодом возрасте развиваются необходимые физические и двигательные навы-
ки, а также учитывается психоэмоциональный аспект. Систематическая работа
над развитием вышеперечисленных навыков в возрасте от б до 15 лет дает воз-
можность, при условии достаточного количества тренировок, достичь отличных
результатов в спорте уже в зрелом возрасте.

При тренировке детей необходимо учитывать специфические цели и задачи
их обучения и не забывать о том, что их тренировка не может быть приравнена к
упрощенной тренировке взрослых спортсменов. При тренировке детей нужно
также учитывать стадии развития ребенка. Программа тренировок должна
строиться с учетом долгосрочных целей. Предъявляемые к юным теннисистам
требования должны увеличиваться постепенно. При обучении детей важно знать,
что идеальный возраст для восприятия движений - это 7-8 лет и до 12 лет. В этот
период детям надо освоить множество технических приемов. Ребенок должен
повторять движения вслед за тренером, и эти повторения должны быть
многократными. Замечания, высказываемые тренером, должны быть макси-
мально практичными и простыми. Дети также должны обладать определенной
долей свободы, чтобы иметь возможность воплощать в жизнь свои собственные
идеи.

Хорошая координация движений является необходимым условием для эф-
фективных тренировок, закрепления полученных знаний и правильного исполь-


230


настольный ТЕННИС


VI.2. Тренировка техники игры

зования движений. При тренировке детей и молодых спортсменов в каждый курс
обучения технике игры должны быть включены упражнения на координацию.

При работе с детьми и подростками от 7 до 18 лет нужно учитывать, что часто
между биологическим возрастом ребенка и его подлинным развитием, сущест-
вует большая разница. Эта разница может варьироваться в пределах 2-3 лет. На
практике это означает, что дети одного биологического возраста могут находить-
ся на разных стадиях развития как физически, так и в других сферах. Например,
некоторые 12-летние дети могут быть развиты на 10 или даже на 14 лет, что со-
ставляет огромную разницу. Некоторые дети хорошо усваивают технику игры, но
поскольку физически они несколько отстают от своих сверстников, то им не уда-
ется достичь ожидаемых результатов. С такими детьми необходимо терпение,
нужно поддерживать их в тренировочном процессе, и со временем, когда их
фактическое развитие догонит их биологический возраст, будут достигнуты соот-
ветствующие результаты. Всегда есть определенная группа детей, которые, в ос-
новном благодаря тому, что они опережают в развитии своих сверстников, дости-
гают очень хороших результатов, даже несмотря на ограниченные познания в тех-
нике игры. Существует большая опасность, что когда сверстники догонят их в сво-
ем развитии, и результаты сравняются, у таких детей исчезнет мотивация.

Дети, у которых хорошие задатки к настольному теннису, а развитие соответ-
ствует их возрасту, имеют наилучшие шансы. Достаточно часто эти дети начинают
верить, что одного таланта, без прилежных тренировок, достаточно для того, что-
бы достичь наилучших результатов. В этом случае на плечи тренера ложится за-
дача помочь ребенку понять особенную ситуацию развития и спортивного роста.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных