Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основной целью реформирования было уничтожение двоеверия на русской земле.




Алексей Михайлович Романов

В наше время мало кто знает, что до начала правления в Московии царя Алексея Михайловича, на русских землях существовало двоеверие. Иными словами, простой народ исповедовал не только правоверие, то есть христианство греческого обряда, пришедшее из Византии, но и старую дохристианскую Вѣру своих Прѣдковъ – ПРАВОСЛАВИЕ. Вот это больше всего волновало царя Алексея Михайловича Романова и его духовного наставника христианского патриарха Никона. Ибо православные староверы жили своими устоями и не признавали никакой власти над собой.

Патриарх Никон решил покончить с двоеверием весьма оригинальным способом. Для этого под видом реформы в церкви, якобы из-за несоответствия греческих и славянских текстов, он приказал переписать все богослужебные книги, заменяя фразы «правоверная вера христианская» на «православная вера христианская».

В сохранившихся до наших времён старых дониконовских записях мы можем видеть старую запись «правоверная вера христианская». Это был очень интересный подход Никона к делу проведения реформ. Во-первых, не нужно было переписывать множество древних славянских, как тогда говорили «харатейных книг» и летописей, в которых описывались достижения и победы дохристианского православия. Во-вторых, стирались из памяти народа жизнь во времена двоеверия и само первоначальное значение ПРАВОСЛАВИЕ. Ибо после такой церковной реформы любой текст из богослужебных книг или древних летописей можно было трактовать, как благодатные деяния христианства на русских землях. Кроме того Патриарх разослал по Московским церквям «Память об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного».

Так началась реформа, равно как и протест против неё, приведший к церковному расколу. Протест против церковных реформ Никона был организован бывшими товарищами патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

Церковный Собор лѣта 7162 от С.М. (1654)
(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

Они указывали патриарху на самочинность таких действий, и тогда в 1654 году он устраивает Собор, на котором в результате давления на участников добивается провести книжную справу по древним рукописям - греческим и славянским. Однако у Никона равнение шло не на древние обряды, а на современную греческую практику того времени.

Все действия патриарха Никона привели к тому, что церковь раскололась на две враждующие между собой части.

Сторонники старых традиций обвиняли Никона в трёхъязычной ереси и потакании язычеству. Так христиане называли ПРАВОСЛАВИЕ, то есть старую дохристианскую Вѣру. Раскол охватил всю страну.

Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году ( С. Милорадович, 1885 год)

Это привело к тому, что в 1667 году большой Московский Собор осудил и низложил Никона, а всех противников реформ предал анафеме.

Суд над патриархом Никоном ( С. Д. Милорадович, 1885 год)

С той поры, приверженцев новых богослужебных традиций, стали называть «никонианами», а приверженцев старых обрядов и традиций стали называть «раскольниками» и преследовать. Противостояние между «никонианами» и «раскольниками» временами доходило до вооружённых столкновений, пока на стороне «никониан» не выступили царские войска.

 

Во избежание крупномасштабной религиозной войны часть высшего духовенства Московской Патриархии осудило некоторые положения в реформах Никона. В богослужебной практике и государственных документах вновь стали использовать термин ПРАВОВЕРИЕ. Для примера обратимся к духовному регламенту Петра I. Вот, что написано в данном документе:

 

«Регламент духовный» 1721 года:

«…Державнейший Царь Всероссийский, Петр Первый премудре на пользу отечества державы Своея уставил в лето 1718.

А яко Христианский Государь, правоверия же и всякаго в церкви Святей благочиния блюститель, посмотрев и на духовныя нужды, и всякаго лучшаго управления оных возжелав, благоволил уставити и духовное Коллегиум, которое бы прилежно и непрестанно наблюдало, еже на пользу церкви, да вся по чину бывают, и да не будут нестроения, еже есть желание Апостола, или паче Самаго Бога благоволение…»

Как мы можем видеть, даже в 18-ом веке Петра I называют Христианским Государем Правоверия благочиния блюстителем. А вот о ПРАВОСЛАВИИ в данном документе нет ни слова. Нет его и в издании Духовного регламента 1776 и 1856 годов.

Подведём небольшие предварительные итоги:

До 988 года н.э. у славян на Руси существовала своя Старая Вера, которая называлась ПРАВОСЛАВИЕ. В конце десятого века Киевский правитель, каган Владимир крестил Русь по греческому закону, то есть сделал христианство государственной религией, заменив Старую Веру. В 1054 году н.э. произошёл раскол христианской церкви на западную и восточную. С этого времени восточная христианская церковь, с центром в Константинополе, стала называться «ортодоксальной», то есть правоверной, а, исповедывающие христианство по греческому обряду – ортодоксами или правоверными. В «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, термин «православие» встречается только в современном переводе, а в оригинальном тексте используется термин «правоверие». Попытка Патриарха Никона заменить в богослужебных книгах «правоверие» на «православие» привела в 17 веке к расколу христианской церкви.

Исходя из вышесказанного, возникает следующий вопрос:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных