Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1: О гордости




 

«Что высоко у людей, то мер­зость пред Богом» (Лк.16:15)

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижа­ющий себя возвысится» (Лк.18:14)

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6)

§ 69. Гордости начало есть дьявол, отступив­ший от Создателя своего и сделавшийся из светлого ангела князем тьмы. Этим смертонос­ным ядом как сам заражен, так и наши сердца так сильно заразил, что всю жизнь окаянства того нашего довольно оплакать не можем.

§ 70. Нет ничего опаснее, сокровеннее и труднее гордости. Опасна гордость, ибо для гордых заключа­ется небо и вместо неба ад определяется. «Бог гордым противится», — говорит Писание. Сокровенна гордость, поскольку так глубо­ко в сердце нашем кроется, что и усмотреть ее не можем без помощи кроткого сердцем Иисуса Христа, Сына Божия; и лучше ее узнаем на ближних наших, нежели на себе. Видим прочие пороки, как-то: пьянство, блуд, воровство, хищение и прочее. Ибо часто из-за них себя жалеем и стыдимся. Но гордости не видим. Кто когда себя признал от сердца гордым? Еще не случалось того видеть. Многие себя называют грешниками, но другими так назы­ваться не терпят, и хотя многие из них язы­ком не отзываются, однако не без негодова­ния и огорчения сердечного принимают то. И так этим показывается, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем; на устах смирение показывают, а на сердце не имеют. Ибо истинно смиренный огорчиться и гневаться на укоры не может, поскольку считает себя всякого унижения достойным. Нет ничего труднее гордости, ибо с великой неудобностью и также не без помощи Божией побеждаем ее. Внутри себя носим зло это. В благополучии ли находимся? Она с величани­ем и пышностью, презрением и унижением ближних наших приседит нам. В злополучие ли попадаем? Через негодование, роптание и ху­ление показывает себя. Терпению ли, кротости и прочим добродетелям стараемся обучаться? Кичением фарисейским восстает на нас. И так нигде и никак от нее избавиться не можем: все­гда с нами ходит, всегда хочет господствовать и владеть нами.

§ 71. Как «Бог гордым противится» (Иак.4:6), показывают страшные судьбы Божии, которые нам святое Божие слово представляет, дабы мы, взирая на них, всеми силами береглись от мерзкого и душепагубного этого порока.

Вознеслись прародители наши в раю и воз­желали божеской чести — но лишились и той чести, которую имели, и «скотам несмысленным уподобились» (Пс.48:13), и всякому бедствию под­пали. Вознеслись потомки Ноя и сотворением столпа хотели сотворить себе имя славное — и «смешал» Господь «язык их, так чтобы один не по­нимал речи другого» (Быт.11:3—9). Вознесся фа­раон, царь египетский, против Бога и людей Его хотел озлобить и погубить — и погиб сам со всем воинством в море Чермном, и погряз, как оло­во, в воде глубокой (Исх.14:15,10). Вознеслись Корей, Дефан и Авирон, и Моисею, пророку Божиему и вождю своему, воспротивились — «и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и со­шли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Числ.16:32-33). Возвысил глас хульный на Бога вышнего и на святой град Его Сеннахирим, царь ассирийский, — «и вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек»; сам же поражен был мечом сыновьями своими (Ис.37:36-38). Возвысился Олоферн, вождь войска ассирийского, — и рука женская отсекла гордую главу его (Иудифь 13:8). Возвысился Аман, пер­вый советник персидского царя Артаксеркса, —и «повешен на древе», которое неповинному из­раильтянину Мардохею уготовил было (Есф.7). Возвысился Навуходоносор, царь вавилон­ский, — и услышал глас с небес: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола», и прочее (Дан.4). Вознесся до небес град Капернаум — и слышит от Христа: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низверг­нешься» (Мф.11:23). Вознесся фарисей — и по­шел осужденным в дом свой (Лк.18:14). Так гор­дым противится Бог! Так вознесенных смиряет Господь! Нет ничего более ненавистного Богу в людях, чем гордость. «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

§ 72. Признаки гордости таковы: 1) высшим не покоряется; 2) равным и низшим не уступает; 3) гордость велеречива, высокоречива и многоречива; 4) славы, чести и похвалы всяким образом ищет; 5) высоко превозносит себя и дела свои; 6) других презирает и уничижает; 7) ищет, как бы себя показать; 8) бесстыдно себя хвалит; 9) какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; 10) хвалится и тем добром, которого не имеет; 11) весьма старается скрывать недостатки и пороки свои; 12) не терпит быть в презрении и унижении; 13) не принимает увещания, обличения, совета; 14) самовольно вмешивается в чужие дела; 15) лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается; 16) следовательно, гордость гневлива, 17) гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем пре­вышала. 18) гордость не склонна к любви, ненавистлива. Самолюбие же — корень всех зол. И так гордость — начало и корень всякого греха.

§ 73. Гордость не только сама по себе есть тяжкий и мерзкий грех, но и других грехов при­чиною бывает. Ибо Бог, Который гордым про­тивится, праведным судом от гордого благодать Свою отнимает; сатана же, как дух гордый и человекоубийца, к такому дому, как выметен­ному и убранному, удобно приступает (Мф.12:44). Потому человек, без благодати Божией оставшийся, как немощный и ко всякому злу удобопреклонный, во всякий грех удобно впа­дает. О чем многие как Священного Писания, так и церковные истории свидетельствуют.

§ 74. Конец, к которому гордость приводит, сам Христос означает: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк.14:11). Она высоко воз­носится, но весьма низко падает. Смотри § 71.

§ 75. Много причин, которые низлагают нашу гордость, некоторые из которых здесь приводятся. 1) Люди больше всего гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или силой, или благородством. Но поскольку все это перемене подлежит и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше, то возносить­ся тем, что не наше, весьма несмысленно. Все, что ни имеем, не наше, а Божие; мы лишь сосуды Божиих дарований. Богу дарующему по­добает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку — смиряться, дабы, что имеет, не от­нято было из-за гордости. 2) Низлагает гордость нашу рождение и вос­питание наше. Какое животное с большим тру­дом и болью рождается, чем человек? Знают об этом матери и при таких случаях бывающие. Какое животное в воспитании большего требует смотрения, попечения, питания, оберегания, чем человек? Многие животные тотчас по рождении сами себе достают пищу; а человек сколь­ко чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется! 3) Низлагает гордость нашу нагота наша. Прочие животные не требуют одежды, а человек так беден и убог, что и одежды своей не имеет, а от животных и прочего создания принимает ее. Овца, лисица, волк, заяц, рысь и прочие одевают и греют нас. 4) Низлагают гордость нашу и бедствия наши. Кто большим страстям, тлению, болез­ням, немощам подлежит, чем человек? Кто боль­шему страху, печали, скорби подвержен, чем че­ловек? Отовсюду окружен бедами: сзади — гре­хи, спереди — смерть, сверху — суд Божий, снизу — ад, со сторон — соблазны мира и козни бесовские, внутри — плоть со страстями и похотями. В таком ли бедственном состоянии гордиться? 5) Низлагает гордость нашу конец жизни нашей, ибо прах земной все мы, и в землю пой­дем (Быт.3:19). Мысленно осмотри гробы и от­личи там царя от воина, славного от бесчест­ного, богатого от нищего, крепкого от немощ­ного, благородного от худородного, мудрого от неразумного. Тут мыслью пребывая, хвались
своим благородством, тут превозносись разу­мом, тут величайся богатством, тут возносись честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О бедное создание, бедное по началу, бедное по середине, бедное и по концу! Как обветшалый и гнилой сосуд, как прах земной — таков чело­век, и в землю пойдет. 6) Чем более Христа будем познавать и вспоминать, тем более свою подлость и окаян­ство узнавать, и так смиряться. Христос, Сын Божий, Господь твой, ради тебя смирился — тебе ли, рабу, гордиться? Господь твой ради тебя рабский образ при­нял — тебе ли, рабу, искать господства? Господь твой ради тебя бесчестие принял — тебе ли, рабу, честью возноситься? Господь твой не имел, где головы прикло­нить, — тебе ли, рабу, расширять великолепные здания? Господь твой ноги умыл Своим ученикам — тебе ли стыдно послужить братии своей? Господь твой злословия, поношения, пору­гания, посмеяния, заплевания претерпел — тебе ли, рабу, досадного слова не потерпеть? Он неповинно и ради тебя терпел — тебе ли, виноватому, и для себя не терпеть? Не заслу­жили ли грехи твои того? Господь твой за распинателей Своих молил­ся: «Отче! Прости им» (Лк.23:34), — тебе ли, рабу, на оскорбивших тебя гневаться, злиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная, трава, сено, пар, вмале являющийся и исчеза­ющий. Но смотри и берегись, чтобы и тебя Хри­стос Господь твой не постыдился, если ты смирения и кротости Его стыдишься. Говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов вроде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Сво­его со святыми Ангелами» (Мк.8:38). Стыдится же Христа и слов Его тот, кто не следует Его смирению, кротости, терпению, а с миром хо­чет в гордости царствовать. 7) «Бойся, — говорит Василий Великий гор­дящемуся, — падения, подобного дьяволу, ко­торый против человека вознесшись, ниже чело­века пал, и которого попирал, тому в попрание отдан» (В слове о смирении).

§ 76. Худо и мерзко пред Богом гордиться всякому по вышеуказанным причинам; но хуже тому, которого и состояние несчастья должно приводить в смирение. Худо гордиться санови­тому, благородному господину, богатому; но хуже того — простому, худородному, рабу, ни­щему. Так и о прочих разумей, как всякий это может признать.

§ 77. Поскольку, как сказано выше, так глу­боко в сердце нашем смертоносный гордости яд укоренился, то должно часто взирать на глу­бочайшее смирение Сына Божия и тому учиться у Него, как Он Сам говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Должно притом и просить Его усердно, чтобы, пагубный тот яд лечением благодати Своей выгнав, подал дух смирения, за которым вос­последуют и прочие Его дарования. Ибо «сми­ренным Бог дает благодать» (Иак.4:6).

 

Глава 2: О зависти

 

 

«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и свар­ливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак.3:14-16).

§ 78. «Зависть есть печаль о благополучии ближнего», — говорит Василий Великий в Сло­ве о зависти. Опечалился Каин, и поникло лицо его. А отчего? Поскольку видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он из-за своей лености отринут. Старший брат блудного сына, как, идя с поля, услышал ликование и пение в доме отца своего и узнал, что веселье то было из-за брата его, которого благоутробный отец здоровым вновь обрел, осердился и не хотел войти в дом отца своего, и быть участником веселья того (Лк.15:25—30). Праведна причина веселья: брат его «был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Но он на то не смотрит, то ему не любо, что ради брата его телец упитанный заколот и ради благополучия его отец его со всем домом ликует. Так зависть печалится о добре ближнего и благополучие бра­та своим неблагополучием считает! Эту печаль бесполезную приписывает зависти и святой Златоуст, говоря: «Зависть благополучие ближ­него своего считает своим неблагополучием» (Беседа 52 на Книгу Бытия).

§ 79. Зависти корень и начало есть гордость. Гордый, поскольку хочет выше прочих вознес­тись, не может терпеть, чтобы кто-нибудь ему равен, а тем более выше в благополучии был, потому и негодует о возвышении его. Смирен­ный же завидовать не может, ибо видит и при­знает свое не достоинство, прочих же достой­нее себя считает; потому и о дарованиях их не­годования не имеет. Страсть эта есть только у тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире, и так о себе высоко мечтая, прочих ни во что вменяют. Так негодует гордый Саул на кротко­го и смиренного Давида, что ему более похва­лы приписали ликующие жены, как сам при­знал и сказал Саул: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» (1Цар.18:8). Почему и начал гнать неповинного.

§ 80. Цель зависти — чтобы того, кому за­видует, видеть в неблагополучии. Она тогда рождается, когда другого начинается благопо­лучие; тогда перестает, когда перестает его бла­гополучие и начинается злополучие. Так зави­стью праотцы наши с высокого блаженства в бедственное состояние низринуты. Зависть Каина научила восстать на брата своего Авеля и убить. Зависти дело, что Иосиф продан во Египет. Зависти приписать должно, что иудеи Христа, Господа и Благодетеля своего на Крест вознесли. Так от гордости начинается зависть, от зависти — ненависть, от ненависти — злоба; злоба к неблагополучнейшему приводит кон­цу. Почему и святой Златоуст говорит: «Корень убийства зависть» (На Бытие беседа 54-я).

§ 81. Зависть — мучительная страсть и сме­ха или, скорее, плача достойна, ибо таким ядом дьявольским человеческое заражено сердце. Прочие страсти некое, хотя мнимое, услажде­ние имеют, а завистливый грешит, а вместе с тем и мучается. Неугодна Аману, врагу иудейско­му, как сам признает, ни слава, которой возве­личил его царь, ни богатство, которым изоби­ловал, ни та честь, что к царице с царем на пир позван был; этого, говорит: «Всего не доволь­но для меня». Что тому причиною? Не обидел ли тебя кто, Аман? Не похитил ли кто твоих пожитков? Или не оклеветал ли кто тебя перед царем? Здоров ли сам, или домашние твои? Или не смущает ли тебя страх неприятельский? Нет! Нет ничего того. Что тогда? Что смущается сер­дце твое? О чем скорбишь посреди такой сла­вы и богатства? Что склоняешь голову свою? Что дряхл и уныл ходишь? Что темнеет лицо твое? Чего тебе, первому советнику царскому, недостает? Одного только скипетра и державы царской не имеешь. «Нет, — говорит Аман, — всего этого не довольно для меня, ибо вижу Мардохея в благополучии. Всего этого не до­вольно для меня, когда вижу Мардохея Иудеянина во дворе царском. Ничто меня — ни сла­ва, ни честь, ни богатство — не веселит, по­скольку вижу Мардохея у царя в милости» (Есф.5). Так завистливый грешит и вместе с тем казнь принимает, беззаконничает и мучается! И от этого видеть можно, как гнусен порок зависти и посмеяния достоин! Печалиться о том, что ближний веселится; сетовать и снедаться, что брат в благополучии цветет — не смеха ли дос­тойное дело? Всякий это может признать, толь­ко дьяволу свойственно такое дело: дьяволу печально и несносно, что христиане спасают­ся и вечную получают славу, от которой он низ­ринут в вечную погибель и бесчестие.

§ 82. Из вышесказанного всякому видно, сколь и пагубна эта страсть. Поскольку: 1) Собственный грех есть дьявола, который этой язвой прародителей наших, а с ними и нас умертвил. Ибо дьявольское дело есть радовать­ся о погибели человеческой и печалиться о спасении, что зависти свойственно. 2) Демон не завидует подобному демону, но человеку; а человек человеку, брат брату, срод­ный сродному, подобный подобному завидует, который должен «радоваться с радующимися и плакать с плачущими», как учит апостол (Рим.12:15); чему нельзя не удивиться или, более того, чего оплакать достойно невозможно. Так-то сатана ядом своим заразил сердце наше! 3) Зависть, как сказано в § 78, приводит ко всякому неблагополучнейшему концу тех, на которых вооружается. 4) Зависть и тем завидует, от которых бла­годеяние получает; ей и доброхот немил, она и благодетеля гонит. Кто больший иудеям благо­детель был, чем Христос, Спаситель мира? Мертвецов их воскресил, слепых просветил, прокаженных очистил и прочие чудесные бла­годеяния сотворил. Но зависть на то не смот­рит. Она советует: «Что нам делать? Этот Чело­век много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него» (Ин.11:47-48). Она не рас­суждает, не почитает высокого добра, а поуча­ется убить благодетеля. Питай, одевай, береги, защищай, обогащай, утешай завистливого, как хочешь, — ему то неприятно. Поскольку ты бла­гополучен, тебя все любят, хвалят, почитают. Это уязвляет его сердце, которого любовь и бла­годеяние твое исцелить не может. И до тех пор уязвлять будет, пока не увидит тебя в бедствии. 3) Зависть и тех, которыми обладает, к бед­ственному приводит концу. Ибо, кроме того, что вечному мучению повинными их делает, и временному бедствию подвергает. Так Каин сте­нает и трясется; Аман, вознесенный на дерево, которое Мардохею израильтянину готовил, погибает. Поэтому святой Златоуст говорит: «Завистливый, желая погубить иного, и самого себя губит» (Беседа 55 на евангелиста Иоанна). Но, хотя бы не было какого-то другого внешне­го бедствия завистливому, довольно ему внут­реннего, довольно того, что внутри снедается, мучается и терзается собственным мучителем.

§ 83. Средство против этого злого и пагуб­ного недуга такое примечается: 1) Гордость, от которой зависть, как сказа­но, рождается, должно с помощью Божией от­ложить, и так, без злого корня, и злого плода не будет. «Зависть, — говорит Августин, — есть дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет». 2) Поучаться в любви ближнего — так зависть упадать будет. Ибо «любовь не завидует», — говорит апостол (1Кор.13:4). И хотя в сердце и будет ударять пагубная эта стрела, но оно ду­хом любви действию ее станет противиться и побуждать себя, и нехотящего, к благодарению Бога, что ближний в благополучии находится. Так всякое внутреннее зло исцеляется и, как говорят, клин клином вышибается. Должны мы принуждать себя ко всякому добру и делать не то, что злое сердце хочет, а чего вера и совесть христианская требует: «употребляющие усилие восхищают царствие небесное» (Мф.11:12). Так противимся злобе и мщению, роптанию и ху­лению и прочим страстям и принуждаем себя к терпению и прочему благочестию. Что сначала не без трудности, но после с помощью Божией удобно будет. 3) Думать и без сомнения верить, что в мире этом нет ничего великого и удивления достой­ного, и нет истинного блаженства, кроме веч­ного и небесного. А когда в этом мнении нахо­диться будем, то и зависть ослабеет и недействи­тельна будет. Ибо зависть рождается от благополучия ближнего; но когда благополучие временное, то есть честь, богатство и прочее, благополучием истинным считать не будем, то и завидовать тому не будем. Если, земное пре­зрев, будешь искать небесного, то ни чести, ни славе, ни похвале, ни богатству, ни благород­ству не будешь завидовать, ибо несравненно лучшего желаешь. Князь и вельможа не зави­дует похвале сапожника, портного, столяра и прочих мастеров, поскольку намного лучшую имеет. Так и временному, жалкому и, так ска­зать, мнимому не завидует тот, кто постоянно­го и истинного вечного блаженства ищет. Хо­чешь ли от мучительной этой язвы не снедать­ся и не повредиться? Вменяй временное все как ничто, и так не будет она в тебе иметь места.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных