Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дизельное . топливо




изомеризат ■*-бензин СГК ■*-

Диэтапливо.

Зимнее

МТБЭ •*-

алхилат ■*-

водород -о-


 

О

Мефлиь

1г!

Л

ЛК-6у

_£~

и,

ГИЗ

Иж-62'С 62-85'С

СГК

Lt;к

кгап

С

ПТМЕЭ

Сн,он

Алк ПВ

ЕЕФ УВГ


 

ДА

а

гх

КТ-1


с,-с, ес, (плф;

С, (БВФ> бенэим /С/С легкий газой. тяжелый оиль

Газой

Черный соляр

Битум

Газы CfBS'C

BS-165'C

С 165 3S0'C

Gt;3S0'C


 


«ро ■*-


Клаус


Рис. 11.6. Поточная схема НПЗ глубокой переработки сернистой нефти

или 11.2,в+11.5,в позволят осуществить глубокую переработку не­фти с преобладающим выпуском либо автобензина, либо дизельного топлива. Однако очевидно, что схема ГПН по типу 11.2,а + 11.5, в (то есть КК + ГК) обладает большей технологической гибкостью в отно­шении регулирования потребного соотношения ДТ;Б и выпуска зим­них или арктических сортов малосернистых дизельных и реактив­ных топлив для сверхзвуковой авиации.

На рис. 11.6 представлен один из вариантов поточной схемы пер­спективного НПЗ глубокой переработки сернистых нефтей. В состав этого НПЗ входят:

- комбинированная установка неглубокой переработки нефти ЛК-бу;

- комбинированная установка углубленной переработки мазута КТ-1 (без висбрекинга);

- установка деасфальтизации и деметаллизации гудрона;

- установка гидрокрекинга деасфальтированного гудрона;

- установки гидроизомеризации и селективного гидрокрекинга легкого бензина, каталитической гидродепарафинизации прямогон-


Е>
-«■ газы _ шоллшиим -*• ацсшииишщ
*
ЭЛОУ-АВТМ
а 8 a 5 s Sis— Аеасфалыяияацаш I § '5 >3 «9 1шнмт^анш^н^
в U
даппилляшы
*• асфальт
Селективная очистка
-». экстракты

ной дизельной фрак- гЧ **■»■ ции, алкилирования; - установки по про­изводству метил-третбутилового эфи­ра, водорода, серы и битума.

рофимолш
Депарафинизация |~
деларафшшлш ■ ♦ ♦ _________!
-е>н,я
Гидроочистка
1111 базовые масла Рис. 11.7. Поточная схема маслоблока НПЗ топливно-масляного профиля

Эта схема перс­пективного НПЗ по­зволяет получить вы­сокооктановые ком­поненты автобензи­на, такие, как изоме-ризат, риформат, ал-килат, МТБЭ, бензи­ны каталитического и гидрокрекинга и се­лективного гидрокре­кинга, сжиженные

газы С3 и С4, столь необходимые для производства неэтилирован­ных высокооктановых автобензинов с ограниченным содержанием ароматических углеводородов, а также малосернистые дизельные и реактивные топлива летних и зимних сортов.

Глубина переработки нефти на таком НПЗ составит около 90%.

В мировой и отечественной нефтепереработке в настоящее вре­мя широкое распространение получила схема ГПН с включением в состав НПЗ процесса замедленного коксования.

При переработке газоконденсатного сырья с исключительно низ­ким содержанием смолисто-асфальтеновых веществ и металлов на перспективном НПЗ представляется возможность обходиться без использования процессов вакуумной перегонки и деасфальтизации, направляя остаток атмосферной перегонки - мазут - непосредственно на установку либо гидро-, либо каталитического крекинга.

На рис. 11.7 приведена поточная схема маслоблока НПЗ топлив­но-масляного профиля, являющаяся наиболее распространенной при получении высококачественных смазочных масел.

Концентрированные (твердые) нефтяные остатки глубокой пе­реработки нефти (асфальты или тяжелые гудроны глубоковакуум­ной перегонки) - наименее ценная и трудноперерабатываемая со-



о. "Я ------- J Клаус!----------»•
Н^азЛГХ-
сухой гая пропан бутан
♦- бензин ГИЗ
♦- бенэцм СГК
*• бензин КЯ
о
■fr W,S на Клвус ■с* cyrofl гоз о пропан+пропилен r-j—с* бупшн-f бутилен J |—к- бензин XX ■дцзпммиим» ■ тяжелый газойль

ставляющая не­фти. Из-за высо­кой их коксуемо­сти и значитель­ного содержания металлов они практически не могут непосред­ственно перераба­тываться катали­тическими про­цессами.

------ J ЛГ/С |---- 4*/Г~|
ЦЩ5
алкилат
—чгоигяэ!
тйжплий гудрон (>6О0 *су _
—»- бааяуы
газы ТКК бензин ТКК газойль ТКК порошкоший коке и, *> Н, +СО топламный газ
ткк
щ-
Рис. 11.8. Поточная схема перспективного НПЗ безостаточной переработки нефти

Только часть из них может ис­пользоваться как сырье для получе­ния (или как ком­понент) битумов, пеков, связующих материалов, по­скольку потреб­ность в таких не­топливных неф­тепродуктах зна­чительно меньше по сравнению с объемом нефтя­ных остатков, образующихся при глубокой переработке нефти. Сле­довательно, нетопливное направление использования или перера­ботки тяжелых нефтяных остатков может позволить лишь частич­но, а не полностью решить проблему безостаточной переработки нефти.

При решении проблемы безостаточной переработки нефти в пос­ледние годы наблюдается тенденция к использованию отработанных в смежной топливной отрасли промышленности технологий перера­ботки твердых горючих ископаемых. Так, из внедренных на НПЗ США, Западной Европы и Японии можно отметить следующие тер-; модеструктивные процессы «угольного» происхождения:

,630


Таблица 11.4 Технологическая структура НПЗ различных типов

 

 

Процессы,которые входят (+) или могут входить ("\|) в состав НПЗ   Тип НПЗ  
НГП УПН ГПН БОП
1. Электрообезвоживание и обессиливание + + + +
2. Атмосферная перегонка + + + +
3. Гидроизомеризация фр. н.к. - 62 °С < < V V
4. Селективный гидрокрекинг фр. 62 -8S °С < V V V
5. Каталитический риформинг фр. 85-180 "С + + + +
6. Гидроочистка керосиновой фракции у V V V
7. Гидроочистка дизельной фракции + + + +
8. Аминная очистка газов от сероводорода + + + +
9. Газофракционируюшая установка + + + +
10. Производство серы + + + +
11. Вакуумная перегонка - + V V
12. Гидроочистка вакуумного газойля 350-(500-600) °С - + < V-
13. Легкий гидрокрекинг - ' V V V
14. Каталитический крекинг - + + +
15. Гидрокрекинг - V а/ V
16. Алкилирование - + + +
17. Производство метилтретбутилового эфира - V V. V
18. Висбрекинг гудрона -' V - -
19. Глубоковакуумная перегонка - - V я
20. Сольвентная деасфальтизация - - < V
21. Замедленное коксование - - V >/
22. Битумная установка - - л/ V
23. Термоконтактное коксование - - л| л/
24. Парокислородовоздушная конверсия - - - V

- процесс парокислородной газификации тяжелых нефтяных ос­татков «Покс», в котором из газов газификации получают водород для гидрогенизационных процессов НПЗ или смесь водорода и окси­да углерода для синтеза метанола или искусственных жидких топлив;

- комбинированный процесс термоконтактного коксования (ТКК) и парокислородовоздушной газификации (ПКВГ) образующегося


порошкообразного кокса (процесс «Флексикокинг»), в котором кро­ме газов газификации, используемых в тех же направлениях, что и в «Покс», получают значительное количество топливных дистиллятов, которые после соответствующего каталитического облагораживания являются высококачественными компонентами моторных топлив.

Из вышеперечисленных двух процессов предпочтителен второй, в котором газификации подвергается исключительно концентриро­ванный (по углероду) остаток - кокс, выход которого в процессе ТКК почти на порядок меньше, чем количество газифицируемого сырья процесса «Покс» - сложного многоступенчатого и капиталоемкого процесса. К тому же имеется отечественная разработка (технологи­ческий проект) процесса ТКК с блоком газификации, выполненная во ВНИИНП более 30 лет назад.

Предпочтительная поточная схема перспективного НПЗ безоста­точной переработки нефти (топливного профиля) приведена на рис. 11.8. В состав перспективного НПЗ рекомендованы преимущественно оте­чественные процессы, освоенные в промышленном или опытно-про­мышленном масштабе и требующие существенно меньших капиталь­ных затрат по сравнению с зарубежными процессами, такими как «Хай-вал», «Покс», «APT» и др.

Из рассмотрения технологической структуры НПЗ различных типов (табл. 11.4) следует, что для глубокой и безостаточной перера­ботки нефти требуется более высокая степень насыщенности вторич­ными процессами как углубления нефтепереработки, так и облагора­живания нефтяных фракций. Разумеется, что по мере увеличения ГПН будут возрастать удельные капитальные и эксплуатационные затраты. Однако завышенные затраты на глубокую или безостаточную перера­ботку нефтяного сырья должны окупиться за счет выпуска дополни­тельного количества более ценных, чем нефтяной остаток нефтепро­дуктов, прежде всего моторных топлив.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных