Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как мы по­ка­зы­ва­ем путь, на­прав­ляя и под­зы­вая




На­прав­ляю­щие Зна­ки — это дей­ст­вия, ука­зы­ваю­щие на­­пра­вл­ение. Они на­прав­ля­ют вни­ма­ние то­го, ко­му пред­­н­азн­ач­ены, или же пред­пи­сы­ва­ют ему дви­гать­ся оп­ре­де­­ле­нным об­ра­зом. Гру­бо го­во­ря, они по­доб­ны ука­за­те­лям. В спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ре их при­ня­то на­зы­вать Дейк­ти­че­ски­ми Сиг­на­ла­ми, од­на­ко это на­зва­ние мо­жет лишь за­­п­утать чи­та­те­ля.

Ко­гда мы ука­зы­ва­ем на что-ли­бо, это дей­ст­вие ка­жет­­ся нам столь ес­те­ст­вен­ным, что мы счи­та­ем его чем-то со­вер­шен­но обы­ден­ным. Ме­ж­ду тем дру­гие жи­вот­ные по­ка­зы­вать на­прав­ле­ние поч­ти не уме­ют. Ши­ро­кое при­­м­ен­ение На­прав­ляю­щих Зна­ков свой­ст­вен­но ис­клю­чи­­тел­ьно лю­дям. Ука­зы­ва­ние — от­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность на­ше­го ви­да, бо­лее то­го, мы мо­жем по­ка­зать путь мно­­ж­ес­твом раз­ных спо­со­бов.

Са­мый про­стой На­прав­ляю­щий Знак — это «ука­зы­­в­ание те­лом», един­ст­вен­ная фор­ма ука­зы­ва­ния, ко­то­рую лю­ди де­лят с дру­ги­ми ви­да­ми. Ко­гда вни­ма­ние жи­вот­но­­го, на­хо­дя­ще­го­ся сре­ди се­бе по­доб­ных, вне­зап­но при­вле­­к­ает не­кий раз­дра­жи­тель, оно бы­ст­ро ме­ня­ет по­ло­же­ние те­ла, по­во­ра­чи­ва­ясь к раз­дра­жи­те­лю мор­дой. Это дви­же­­ние, в свою оче­редь, при­вле­ка­ет вни­ма­ние дру­гих жи­вот­­ных, и те так­же раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в на­прав­ле­нии раз­дра­­ж­ит­еля — да­же ес­ли са­ми они по­ка что ни­че­го не за­ме­­т­или. Че­ло­век ис­поль­зу­ет это свой­ст­во жи­вот­ных, ко­гда охо­тит­ся с со­ба­ка­ми, ко­то­рых не­слу­чай­но на­звал «пойн­­т­ер­ами» (англ. «pointer» — «ука­за­тель»).

Лю­ди то­же ука­зы­ва­ют на­прав­ле­ние те­лом, что лег­ко за­ме­тить, на­блю­дая за лю­бым со­б­ра­ни­ем, на ко­то­ром при­­су­тс­тв­ует важ­ная пер­со­на. Вхо­дя в по­ме­ще­ние, мы оп­ре­­д­ел­яем ме­сто­на­хо­ж­де­ние этой пер­со­ны, уви­дев ско­п­ле­ние лю­дей, ко­то­рые по­вер­ну­лись так, что­бы сто­ять ли­цом к зна­ме­ни­то­сти. Ана­ло­гич­но, ес­ли мы за­ме­ча­ем на ули­це груп­пу лю­дей, ко­то­рые об­сту­пи­ли вы­звав­ший их ин­те­рес объ­ект и смот­рят на не­го, в нас про­бу­ж­да­ет­ся лю­бо­пыт­­с­тво. Ко­гда слу­ча­ет­ся не­кое про­ис­ше­ст­вие, про­хо­жие, стре­мясь по­гла­зеть на зре­ли­ще, дви­жут­ся в на­прав­ле­нии, ко­­т­орое ука­зы­ва­ет им по­во­рот тел дру­гих на­блю­да­те­лей, и сбо­ри­ще зе­вак бы­ст­ро пре­вра­ща­ет­ся в тол­пу.

Экс­пе­ри­мент, про­ве­ден­ный на ожив­лен­ной аме­ри­­ка­нской ули­це, по­ка­зал, что, ес­ли один че­ло­век сто­ит, чуть от­кло­нив­шись на­зад, и смот­рит на во­об­ра­жае­мый объ­ект в не­бе, 4% про­хо­жих ос­та­нав­ли­ва­ют­ся и под­ни­ма­ют взгляд. Ес­ли за во­об­ра­жае­мым не­бес­ным объ­ек­том на­блю­да­ет за­­сты­вшая по­сре­ди ули­цы груп­па из пя­ти че­ло­век, ря­дом ос­та­нав­ли­ва­ют­ся, раз­во­ра­чи­ва­ясь в том же на­прав­ле­нии, 18% про­хо­жих. Яс­но, что лю­бо­пыт­ст­во, про­яв­ляе­мое по­­сре­дс­твом ком­му­ни­ка­тив­но­го зна­ка «ука­зы­ва­ние те­лом», за­ра­зи­тель­но.

Ко­гда мы по­во­ра­чи­ва­ем­ся ли­цом к че­му-ли­бо, это не бо­лее чем вспо­мо­га­тель­ный знак. Лю­ди не ис­поль­зу­ют его на­ме­рен­но, «ука­зы­ва­ние те­лом» у нас вто­рич­но и не­­с­ам­осто­ятел­ьно. Са­мый рас­про­стра­нен­ный На­прав­ляю­­щий Знак, ко­то­рый мы по­да­ем соз­на­тель­но, — это «ука­­з­ыв­ание паль­цем». Ко­гда нас ос­та­нав­ли­ва­ют на ули­це и спра­ши­ва­ют, как прой­ти, на­при­мер, в биб­лио­те­ку, мо­жем ог­ра­ни­чить­ся под­роб­ным уст­ным опи­са­ни­ем мар­­шр­ута, но, как пра­ви­ло, по­мо­га­ем се­бе, ука­зы­вая на­прав­­л­ение паль­цем. Мы де­ла­ем это да­же в си­туа­ци­ях, ко­гда без это­го жес­та впол­не мож­но обой­тись. Дан­ный знак мож­но на­блю­дать поч­ти во всех стра­нах ми­ра. В не­ко­то­­рых ре­гио­нах ука­зы­ва­ние паль­цем — та­бу, то­гда этот знак за­ме­ня­ет­ся на «ука­зы­ва­ние го­ло­вой»: го­ло­ва дер­га­ет­­ся в нуж­ном на­прав­ле­нии, гу­бы при этом от­кры­ва­ют­ся и за­кры­ва­ют­ся (или же вы­пя­чи­ва­ют­ся). Ука­зы­ва­ние го­ло­­вой рас­про­стра­не­но в Цен­траль­ной и Юж­ной Аме­ри­ке, сре­ди аф­ри­кан­ских нег­ров, гурк­хов и се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ин­дей­цев.

У зна­ка «ука­зы­ва­ние го­ло­вой» есть осо­бая фор­ма — тай­ное «ука­зы­ва­ние гла­за­ми». Ко­гда я хо­чу пре­ду­пре­дить вас о том, что не­кий че­ло­век толь­ко что во­шел в ком­на­ту, а вы его по­ка не за­ме­ти­ли, я мо­гу мель­ком гля­нуть на это­го че­ло­ве­ка, до­лю се­кун­ды «бу­ра­вить его взгля­дом», а за­тем по­смот­реть на вас, что­бы уви­деть, по­ня­ли вы ме­ня или нет. Впол­не ве­ро­ят­но, мне при­дет­ся по­вто­рить «ука­­з­ыв­ание гла­за­ми» не­сколь­ко раз пре­ж­де, чем вы пой­ме­те мой на­мек. Этот уси­лен­ный ва­ри­ант обыч­но­го «бы­ст­ро­го взгля­да» тре­бу­ет вир­ту­оз­но­го ис­пол­не­ния. Ес­ли я бу­ду вра­щать гла­за­ми че­рес­чур энер­гич­но, это за­ме­тят дру­гие лю­ди, ес­ли слиш­ком вя­ло, вы мо­же­те не по­нять, что я хо­чу вам что-то со­об­щить.

Воз­вра­ща­ясь к ру­ке, са­мо­му важ­но­му ука­за­те­лю, ко­­т­орый име­ет­ся в рас­по­ря­же­нии че­ло­ве­ка, от­ме­тим, что и здесь воз­мож­ны ва­ри­ан­ты. В до­пол­не­ние к «ука­зы­ва­нию паль­цем» лю­ди прак­ти­ку­ют и «ука­зы­ва­ние ру­кой», ко­гда ла­донь вы­прям­ле­на и все паль­цы сло­же­ны вме­сте. Ме­ж­ду «ука­зы­ва­ни­ем паль­цем» и «ука­зы­ва­ни­ем ру­кой» есть тон­кая смы­сло­вая раз­ни­ца. Ко­гда я спра­ши­ваю про­хо­же­го: «Где на­хо­дит­ся во­кзал?» — и он от­ве­ча­ет: «Вон там», на­­пра­вл­ение, ско­рее все­го, бу­дет ука­за­но паль­цем. Ес­ли я спро­шу: «Как мне по­пасть на во­кзал?» — и про­хо­жий ска­жет: «Иди­те вон той до­ро­гой», он с боль­шой ве­ро­ят­но­­стью ука­жет путь ру­кой, дер­жа ее так, что боль­шой па­лец бу­дет на­вер­ху.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, ука­зую­щая ру­ка — это На­прав­ляю­­щий Знак, обо­зна­чаю­щий мар­шрут, ко­то­рым нуж­но сле­­д­овать, в то вре­мя как ука­зую­щий па­лец свя­зан ско­рее с кон­крет­ной це­лью, ко­то­рой мы хо­тим дос­тичь. Мож­но пред­ста­вить се­бе, что па­лец сим­во­ли­зи­ру­ет стре­лу, ко­то­­рую со­вет­чик за­пус­ка­ет в нуж­ном на­прав­ле­нии. Эта ана­­л­огия воз­ник­ла не на пус­том мес­те: в не­ко­то­рых пле­ме­нах рас­стоя­ние до объ­ек­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся уг­лом, ко­то­рый ука­за­тель­ный па­лец об­ра­зу­ет с во­об­ра­жае­мой го­ри­зон­­тал­ьной плос­ко­стью. Ко­гда я спра­ши­ваю: «Где на­хо­дит­ся бли­жай­ший ис­точ­ник?» — на­прав­ле­ние ука­зы­ва­ет­ся паль­цем в поч­ти го­ри­зон­таль­ном по­ло­же­нии, ес­ли ис­точ­­ник рас­по­ло­жен по­бли­зо­сти; ес­ли же ис­точ­ник да­ле­ко, па­лец от­кло­ня­ет­ся вверх под не­ко­то­рым уг­лом. Чем даль­ше на­хо­дит­ся объ­ект, тем боль­ший угол об­ра­зу­ет па­лец с во­об­­р­ажа­емой го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стью — точ­но как стре­ла, ко­то­рая по­ле­тит даль­ше, ес­ли за­пус­тить ее по­вы­ше.

В Гре­ции и от­дель­ных об­лас­тях Ита­лии бы­ту­ет осо­бая фор­ма дан­но­го сим­во­ли­че­ско­го зна­ка — «пры­гаю­щий па­лец». Вы­тя­ну­тый ука­за­тель­ный па­лец слов­но пры­га­ет впе­ред по ду­ге, и ка­ж­дый его ска­чок обо­зна­ча­ет один день, на­чи­ная с ны­неш­не­го. Дан­ный На­прав­ляю­щий Знак обо­зна­ча­ет на­прав­ле­ние во вре­ме­ни, а не в про­стран­ст­ве. При по­мо­щи это­го жес­та на­хо­дя­щие­ся в тол­пе па­рень и де­вуш­ка мо­гут до­го­во­рить­ся о сви­да­нии, не ска­зав друг Дру­гу ни сло­ва. Их «раз­го­вор» про­те­ка­ет при­мер­но так:

 

ПА­РЕНЬ: (Под­ра­зу­ме­ва­ет): «Да­вай встре­тим­ся зав­тра в пять?» Дей­ст­вия: (1) по­ка­зы­ва­ет на де­вуш­ку, по­том на се­бя (= «мы»); (2) ука­за­тель­ный па­лец «пры­га­ет» один раз (= «зав­тра»); (3) по­ка­зы­ва­ет пять паль­цев (= «пять ча­сов»).

ДЕ­ВУШ­КА: (Под­ра­зу­ме­ва­ет): «Зав­тра не мо­гу, мо­гу по сле­зав­тра, то­же в пять». Дей­ст­вия: (1) ка­ча­ет го­ло­вой (= «нет»); (2) ука­за­тель­ный па­лец «пры­га­ет» два­ж­ды (= «по­­сл­еза­втра»); (3) по­ка­зы­ва­ет пять паль­цев (= «пять ча­сов»).

«Ука­зы­ва­ние дву­мя паль­ца­ми», ко­гда на­прав­ле­ние ука­зы­ва­ют боль­шой и ука­за­тель­ный паль­цы, не от­но­сит­ся к чис­лу рас­про­стра­нен­ных На­прав­ляю­щих Зна­ков, но ино­гда этот жест объ­е­ди­ня­ет «ука­зы­ва­ние паль­цем» на объ­ект и «ука­зы­ва­ние ру­кой», обо­зна­чаю­щее мар­шрут.

 

«Пры­гаю­щий па­лец»: ука­за­тель­ный па­лец слов­но пры­га­ет впе­ред, ка­ж­дый «пры­жок» сим­во­ли­зи­ру­ет один день. Жест на ри­сун­ке оз­на­ча­ет «по­сле­зав­тра».

 

 

 

Зна­ки «за­жа­тый боль­шой па­лец» и «боль­шой па­лец вниз». Ко­гда рим­ля­не тре­бо­ва­ли убить гла­диа­то­ра, они ука­зы­ва­ли боль­шим паль­цем вниз. Тре­бо­ва­ние по­ща­дить гла­диа­то­ра вы­ра­жа­лось в том, что боль­шой па­лец за­жи­мал­ся в ку­ла­ке, а не ука­зы­вал вверх, как при­ня­то ду­мать.

 

На­ко­нец, есть еще «ука­зы­ва­ние боль­шим паль­цем», жест с длин­ной и кро­ва­вой ис­то­ри­ей. В Древ­нем Ри­ме этот На­прав­ляю­щий Знак обо­зна­чал смерть. Ко­гда гла­­ди­атор про­иг­ры­вал сра­же­ние, тол­па зри­те­лей ре­ша­ла, со­­хр­анить ему жизнь или по­зво­лить по­бе­ди­те­лю убить по­­б­е­жде­нн­ого пря­мо на аре­не. Ка­ж­дый зри­тель обо­зна­чал свое ре­ше­ние, по­ка­зы­вая боль­шой па­лец. Обыч­но го­во­­рят, что зри­те­ли ука­зы­ва­ли боль­ши­ми паль­ца­ми вниз, го­­л­осуя за смерть, и под­ни­ма­ли боль­шие паль­цы, го­ло­суя за жизнь, но это по­пу­ляр­ное тол­ко­ва­ние не­вер­но. Ес­ли вчи­­тат­ься в ан­тич­ные со­чи­не­ния, ока­жет­ся, что жест «боль­шой па­лец вверх» — это на де­ле «боль­шой па­лец в ку­ла­­ке», а «боль­шой па­лец вниз» — это «ука­зы­ва­ние боль­шим паль­цем». Зри­те­ли смот­ре­ли на аре­ну с вы­со­ты, по­то­му, ука­зы­вая боль­ши­ми паль­ца­ми на гла­диа­то­ра, они ав­то­ма­­т­ич­ески ука­зы­ва­ли вниз. Жи­те­ли Рим­ской им­пе­рии пря­­т­али боль­шие паль­цы, ес­ли хо­те­ли со­хра­нить гла­диа­то­ру жизнь, и ука­зы­ва­ли на не­го, ес­ли же­ла­ли его смер­ти.

 

Мы на­столь­ко при­вык­ли к со­вре­мен­ным фор­мам жес­тов «па­лец вниз» и «па­лец вверх», что при­ве­ден­ное опи­­с­ание древ­них зна­ков ка­жет­ся нам не­прав­до­по­доб­ным, но факт ос­та­ет­ся фак­том: ла­тин­ское вы­ра­же­ние, опи­сы­ваю­щее жест «паль­цы вверх», pollice compresso, бу­к­валь­но оз­на­ча­ет «за­жа­тые паль­цы», и опи­сать этой фра­зой со­вре­­ме­нный жест одоб­ре­ния «па­лец вверх» по­про­сту не­воз­­мо­жно. Ра­зум­но пред­по­ло­жить, что ан­тич­ные жес­ты воз­­ни­кли пу­тем про­сто­го под­ра­жа­ния. Ко­гда древ­ние опус­­к­али боль­шой па­лец, они изо­бра­жа­ли смер­тель­ный удар ме­чом, имея в ви­ду убий­ст­во гла­диа­то­ра. Тем са­мым зри­­т­ели со­об­ща­ли по­бе­ди­те­лю, как бы они на его мес­те обош­лись с по­вер­жен­ным бой­цом. Ес­ли они же­ла­ли со­хра­нить гла­диа­то­ру жизнь, их жес­ты со­об­ща­ли, что смер­тель­ный удар на­но­сить не на­до, что меч нуж­но уб­рать в нож­ны, по­то­му зри­те­ли пря­та­ли боль­шие паль­цы, за­жи­мая их в ку­ла­ке.

Не ис­клю­че­но, что имен­но по­это­му со­вре­мен­ные италь­ян­цы, пря­мые на­след­ни­ки ан­тич­но­го Ри­ма, срав­ни­­тел­ьно ред­ко по­ка­зы­ва­ют боль­шой па­лец, ко­гда хо­тят ска­зать «о'кей», «хо­ро­шо», «от­лич­но», — в от­ли­чие от, на­­пр­имер, фран­цу­зов и анг­ли­чан. Оп­рос по­ка­зал, что этот жест счи­та­ют ес­те­ст­вен­ным и оби­ход­ным 95% жи­те­лей Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции — и лишь 23% италь­ян­цев. Бо­лее то­го, са­ми италь­ян­цы на­зы­ва­ют дан­ный знак «о'кей по-анг­лий­ски» и го­во­рят, что они ви­де­ли его в филь­мах и те­ле­пе­ре­да­чах. По­лу­ча­ет­ся, что жест «боль­шой па­лец вверх», рас­про­стра­нив­ший­ся вслед­ст­вие не­вер­но­го ис­тол­­к­ов­ания со­чи­не­ний древ­не­рим­ских ав­то­ров, се­го­дня «воз­­вр­ащ­ае­тся» в го­род, ко­то­рый по­доб­но­го жес­та ни­ко­гда не знал.

«Боль­шой па­лец вверх» — жест дос­та­точ­но спе­ци­фич­­ный, ме­ж­ду тем боль­шой па­лец мо­жет про­сто ука­зы­вать на­прав­ле­ние. Этот На­прав­ляю­щий Знак не­сет в се­бе от­­т­енок не­при­вет­ли­во­сти, на­прав­ле­ние ука­зы­ва­ет­ся слов­но с вор­ча­ни­ем или раз­дра­же­ни­ем. Ес­ли я силь­но за­нят и ме­ня про­сят по­ка­зать, где на­хо­дит­ся не­кий объ­ект, я мо­гу рез­ко ука­зать боль­шим паль­цем в нуж­ном на­прав­ле­­нии. Дан­ный жест при­ня­то рас­це­ни­вать как не­веж­ли­вый, и сто­ит за­дать во­прос по­че­му. В кон­це кон­цов, я точ­но ука­зал на же­лае­мый объ­ект и не про­иг­но­ри­ро­вал во­прос. От­че­го же спра­ши­ваю­ще­го слег­ка ко­ро­бит рез­кое дви­же­­ние мое­го боль­шо­го паль­ца? Де­ло в том, что этот па­лец ас­со­ции­ру­ет­ся с гру­бой си­лой и «си­ло­вы­ми ре­ше­ния­ми». Ко­гда мы хо­тим фи­зи­че­ски на­да­вить на ко­го-то или на что-то так силь­но, как толь­ко воз­мож­но, мы ис­поль­зу­ем имен­но боль­шой па­лец ру­ки. Ко­гда мы креп­ко дер­жим ка­кой-ли­бо пред­мет в ру­ке, си­ла боль­шо­го паль­ца урав­но­­в­еш­ив­ает си­лу ос­таль­ных че­ты­рех паль­цев. Анг­лий­ская идио­ма, оз­на­чаю­щая «он в на­шей вла­сти», зву­чит как «he is under our thumb» — до­слов­но «он под на­шим боль­шим паль­цем». Ука­за­ние боль­шим паль­цем на­прав­ле­ния под­соз­на­тель­но ас­со­ции­ру­ет­ся с фи­зи­че­ской си­лой. По­да­­вая этот знак, я на­ме­каю на то, что я ку­да силь­нее спра­­ш­ива­ющ­его, по­то­му дан­ный жест не ре­ко­мен­ду­ет­ся по­­д­авать под­чи­нен­но­му, го­во­ря­ще­му с на­чаль­ни­ком. Точ­но так же млад­шие не мо­гут ука­зы­вать на­прав­ле­ние боль­шим паль­цем, от­ве­чая на во­про­сы стар­ших, ес­ли, ко­неч­­но, они не хо­тят по­ка­зать­ся на­ме­рен­но гру­бы­ми.

Из это­го пра­ви­ла есть ис­клю­че­ние: ука­зую­щий боль­шой па­лец вы­гля­дит ес­те­ст­вен­но, ко­гда ука­зы­вае­мый объ­ект рас­по­ло­жен за спи­ной го­во­ря­ще­го. Веж­ли­во бы­ло бы раз­вер­нуть­ся и ука­зать на объ­ект ука­за­тель­ным паль­цем, но, ес­ли осу­ще­ст­вить та­кой ма­невр за­труд­ни­тель­но, ука­­з­ыв­ание боль­шим паль­цем впол­не при­ем­ле­мо. Осо­бый слу­чай — ав­то­сто­пщи­ки, ко­то­рые сле­дят за по­то­ком ма­шин и ука­зы­ва­ют при этом боль­шим паль­цем на до­ро­гу.

 

 

Жи­те­ли од­них стран де­ла­ют «ма­ня­щий» знак, дер­жа ру­ку ла­до­нью вниз, дру­гих — ла­до­нью вверх. На гра­фи­ках по­ка­за­но, как ме­ня­ют­ся пред­поч­те­ния лю­дей от Анг­лии до Се­вер­ной Аф­ри­ки. (Тра­фи­ки из кни­ги Мор­ри­са и др. «Кар­ты зна­ков».)

 

В до­пол­не­ние к На­прав­ляю­щим Зна­кам, слу­жа­щих ука­за­те­ля­ми, есть спе­ци­аль­ная ка­те­го­рия зна­ков, ко­то­рые «ма­нят» ко­го-ли­бо. Они ука­зы­ва­ют од­но-един­ст­вен­ное на­прав­ле­ние — к то­му, кто по­да­ет знак. Это жес­ты ти­па «иди сю­да» или «по­дой­ди бли­же», они бы­ту­ют в раз­лич­­ных ва­ри­ан­тах.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный «ма­ня­щий» знак — «под­­з­ыв­ание ру­кой»: че­ты­ре паль­ца (кро­ме боль­шо­го) син­­хро­нно сги­ба­ют­ся и раз­ги­ба­ют­ся. Од­ни лю­ди де­ла­ют этот жест, дер­жа ру­ку ла­до­нью вверх, дру­гие, на­обо­рот, ла­до­­нью вниз. Ка­кой из этих ва­ри­ан­тов вы­бе­ре­те вы, за­ви­сит от то­го, где вы жи­ве­те. Ес­ли вы анг­ли­ча­нин или фран­цуз, зна­чит, вы под­зы­вае­те лю­дей, дер­жа ру­ку все­гда ла­до­нью вверх, но ес­ли вы италь­я­нец, для вас ес­те­ст­вен­но по­ло­же­­ние ру­ки «ла­до­нью вниз». Де­ло в том, что италь­ян­цы ма­шут ру­кой на про­ща­ние поч­ти так же, как анг­ли­ча­не и фран­цу­зы ко­го-то под­зы­ва­ют. Ес­ли бы италь­ян­ский знак «иди сю­да» был по­хож на анг­лий­ский и фран­цуз­ский, воз­­ни­кла бы пу­та­ни­ца.

Что до ос­таль­но­го ми­ра, в боль­шин­ст­ве ре­гио­нов «под­­з­ыв­анию ру­кой» со­пут­ст­ву­ет ла­донь, смот­ря­щая вверх. Ру­ку ла­до­нью вниз дер­жат в не­ко­то­рых стра­нах Азии и Аф­ри­ки, а так­же в Ис­па­нии и Ла­тин­ской Аме­ри­ке.

«Под­зы­ва­ние паль­цем» в срав­не­нии с «под­зы­ва­ни­ем ру­кой» рас­про­стра­не­но не столь ши­ро­ко. В Анг­лии этот жест име­ет слег­ка на­смеш­ли­вый или сар­ка­сти­че­ский под­текст. Во Фран­ции раз­ни­цы ме­ж­ду дву­мя эти­ми жес­­т­ами поч­ти нет, от­че­го «под­зы­ва­ние паль­цем» там в два раза по­пу­ляр­нее, чем в Анг­лии. В Ита­лии этот жест встре­­ч­ае­тся не­час­то, но все же не так ред­ко, как ва­ри­ант «под­­з­ыв­ания паль­цем», при ко­то­ром ру­ка рас­по­ло­же­на ла­до­­нью вниз: этот знак по­да­ва­ли лишь пять из 300 оп­ро­шен­­ных италь­ян­цев (1,7%).

Еще один ред­кий жест — «под­зы­ва­ние дву­мя паль­ца­­ми»: его ис­поль­зу­ют лишь 8% анг­ли­чан и фран­цу­зов, а италь­­я­нцам он не­зна­ком во­все. Этот знак столь не­по­пу­ля­рен по­то­му, что на­по­ми­на­ет весь­ма рас­про­стра­нен­ный не­при­­ли­чный жест «по­дер­ги­ва­ние дву­мя паль­ца­ми».

Ес­ли че­ло­век зо­вет ко­го-то очень на­стой­чи­во (на­при­­мер, ро­ди­тель под­зы­ва­ет ре­бён­ка, ко­то­рый убе­жал до­воль­­но да­ле­ко), он по­да­ет «ма­ня­щий» знак уже всей ру­кой, от кис­ти до пле­ча, что де­ла­ет этот жест ку­да бо­лее за­мет­­ным. Са­мая по­пу­ляр­ная вер­сия дан­но­го жес­та — «дви­же­­ние ру­ки по ду­ге к се­бе». Она оз­на­ча­ет да­же не «иди сю­да», а «ну да­вай же, ско­рее!».

Еще один «ма­ня­щий» знак, ко­то­рый ис­поль­зу­ют, ко­гда хо­тят по­звать ко­го-то на рас­стоя­нии, — «вра­ще­ние под­ня­то­го ука­за­тель­но­го паль­ца»: че­ло­век под­ни­ма­ет ру­ку вы­ше го­ло­вы, вы­прям­ля­ет ука­за­тель­ный па­лец и на­чи­на­ет энер­гич­но им вра­щать. Дан­ный жест дос­та­точ­но по­пу­ля­­рен в ар­мии, кро­ме то­го, по имею­щим­ся дан­ным, он бы­­т­ует в ря­де бе­ду­ин­ских пле­мен Се­вер­ной Аф­ри­ки, у ко­­т­орых, долж­но быть, его и пе­ре­ня­ли во­ен­ные.

Еще од­но се­ве­ро­аф­ри­кан­ское изо­бре­те­ние — «под­зы­­в­ание по сче­ту». Ко­гда вы ви­ди­те груп­пу лю­дей и хо­ти­те по­до­звать к се­бе толь­ко од­но­го из них, вы по­дае­те жест од­ним ука­за­тель­ным паль­цем. Ес­ли вы хо­ти­те по­до­звать двух лю­дей, вы за­дей­ст­вуе­те ука­за­тель­ный па­лец и сред­ний па­лец. Ес­ли трех — ука­за­тель­ный, сред­ний и бе­зы­­мя­нный паль­цы. Эти ано­маль­ные жес­ты мож­но на­блю­­дать в Ту­ни­се. Ис­поль­зу­ют­ся ли они ши­ро­ко — до сих пор во­прос.

«Под­зы­ва­ние все­ми паль­ца­ми по оче­ре­ди» — знак сар­ка­сти­че­ский и те­ат­раль­ный, его вос­про­из­во­дят, ко­гда хо­тят вы­сме­ять «учи­тель­ские» ма­не­ры. Здесь паль­цы за­ги­­б­аю­тся не вме­сте, а один за дру­гим, на­чи­ная с ми­зин­ца и за­кан­чи­вая ука­за­тель­ным паль­цем, от­че­го ру­ка на­по­ми­на­­ет скла­ды­ваю­щий­ся ве­ер. Ко­ме­дий­ные ак­те­ры ис­поль­зу­­ют этот жест, же­лая по­ка­зать, что их пер­со­наж тща­тель­­но скры­ва­ет раз­дра­же­ние. Дан­ный знак воз­ник как гиб­рид обыч­но­го «под­зы­ва­ния ру­кой» и си­ло­во­го за­хва­та.

На­ко­нец, есть еще «под­зы­ва­ние го­ло­вой». Как пра­ви­­ло, мы под­зы­ва­ем дру­гих лю­дей го­ло­вой лишь в том слу­чае, ес­ли на­ши ру­ки за­ня­ты и не мо­гут вос­про­из­ве­сти ни один «ма­ня­щий» жест. Ис­клю­че­ние из это­го пра­ви­ла — ин­тим­ное «под­зы­ва­ние го­ло­вой», пре­вра­щаю­щее­ся в эро­ти­че­ский жест «иди ко мне». При этом че­ло­век все­го лишь бы­ст­ро дер­га­ет го­ло­вой, что под­ра­зу­ме­ва­ет при­гла­­ш­ение за­нять­ся с ним лю­бо­вью. Со вре­ме­нем это те­ло­­дв­иж­ение из раз­ря­да «серь­ез­ных» пе­ре­шло в ка­те­го­рию «шу­точ­ных», ны­не этот жест вос­про­из­во­дит­ся, ко­гда нуж­но спа­ро­ди­ро­вать эро­ти­че­скую иг­ру.

Кро­ме «ука­зую­щих» и «ма­ня­щих» жес­тов есть еще раз­­ли­чные дви­же­ния ру­ки, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся как На­­пра­вля­ющие Зна­ки об­ще­го пла­на. Знак от­вер­же­ния (ру­ка под­ня­та ла­до­нью впе­ред и слов­но от­тал­ки­ва­ет не­что) слу­жит сиг­на­лом «пой­дем на­зад». «Взмах ру­кой» со­об­ща­ет со­бе­сед­ни­ку, что дви­гать­ся сле­ду­ет в том на­прав­ле­нии, ко­то­рое ука­зы­ва­ет ру­ка. «За­не­сен­ная ру­ка» ука­зы­ва­ет на­верх, «рез­ко опу­щен­ная ру­ка» — вниз.

Ес­ли со­пос­та­вить все эти На­прав­ляю­щие Зна­ки, ока­­же­тся, что, как и бы­ло ска­за­но, че­ло­век уме­ет ука­зы­вать путь луч­ше лю­бо­го дру­го­го жи­вот­но­го. Обыч­но мы не об­­р­ащ­аем на эти зна­ки вни­ма­ния, но ес­ли осоз­нать, ка­кое мно­же­ст­во тон­ких раз­ли­чий су­ще­ст­ву­ет ме­ж­ду раз­ны­ми ти­па­ми на­прав­ляю­щей жес­ти­ку­ля­ции, ста­нет яс­но, что да­же са­ми по се­бе эти зна­ки — ог­ром­ный слож­ный мир, по­зво­ляю­щий оп­ре­де­лять чет­ко и не­дву­смыс­лен­но, где имен­но на­хо­дят­ся ок­ру­жаю­щие нас пред­ме­ты, мес­та и лю­ди.

Вре­мя от вре­ме­ни мож­но столк­нуть­ся с ут­вер­жде­ни­­ем, буд­то де­таль­ное изу­че­ние ма­лых эле­мен­тов язы­ка зна­ков, та­ких, как На­прав­ляю­щие Зна­ки, не не­сет ни­ка­кой поль­зы и по­то­му они не за­слу­жи­ва­ют серь­ез­но­го вни­ма­­ния, од­на­ко это не так. Бы­ва­ет, что не­вер­ное по­ни­ма­ние этих зна­ков чре­ва­то фа­таль­ным ис­хо­дом. Дан­ный те­зис под­твер­жда­ет ис­то­рия двух плов­цов из Се­вер­ной Ев­ро­пы, от­ды­хав­ших у Сре­ди­зем­но­го мо­ря. Бу­ду­чи тре­ни­ро­ван­ны­­ми плов­ца­ми, они уп­лы­ли да­ле­ко от ту­ри­сти­че­ско­го пля­жа и ока­за­лись вбли­зи за­кры­той во­ен­ной зо­ны. Воо­ру­­же­нные ох­ран­ни­ки во­ен­но-мор­ской ба­зы уви­де­ли при­­бл­ижа­ющи­хся плов­цов, пред­по­ло­жи­ли, что те мо­гут быть раз­вед­чи­ка­ми, и ста­ли жес­та­ми под­зы­вать их к бе­ре­гу, что­бы там до­про­сить по всей фор­ме. Под­зы­ваю­щий знак они по­да­ва­ли так, как при­ня­то в сре­ди­зем­но­мор­ском ре­­ги­оне — ма­ха­ли ру­ка­ми, дер­жа их ла­до­ня­ми вниз. Плов­цы, при­вык­шие к то­му, что ла­донь в та­ких слу­ча­ях смот­рит вверх, по­ду­ма­ли, что ох­ран­ни­ки по­да­ют им сиг­нал «плы­ви­те прочь от бе­ре­га». Осоз­нав, что они по­па­ли в за­­пре­тную зо­ну, плов­цы среа­ги­ро­ва­ли со­от­вет­ст­вен­но: раз­­ве­рн­улись и по­плы­ли об­рат­но. Ох­ран­ни­ки, в свою оче­редь, ре­ши­ли, что эти двое — шпио­ны, пы­таю­щие сбе­жать, и за­стре­ли­ли обо­их плов­цов. Зна­ние ти­пич­ных для дан­ной ме­ст­но­сти На­прав­ляю­щих Зна­ков мог­ло спа­сти плов­цам жизнь. Язык зна­ков ва­жен для нас, как ни­ка­кой дру­гой.

 

 

Сиг­на­лы «да»/«нет»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных