Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по работе с источниками




Составление планов

План — это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет» произведения.

Примером плана к книге (правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы) является обычное оглавление.

Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление об ее содержании и схеме построения. План как форма записи обычно значительно более подробно, чем оглавление книги, передает содержание частей текста.

Правильно составленный план прочитанного произведения свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

По форме членения и записывания планы могут быть подразделены на простые и сложные.

Сложный план в отличие от простого имеет еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание частей, основных пунктов.

План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это план-схема.

План представляет собой независимую, самостоятельную фор­му записи благодаря ряду достоинств:

- краткость записи, что позволяет сравнительно легко переде­лывать его, совершенствуя как по существу, так и по форме;

· наглядность и обозримость, проявляющиеся в возможности последовательно изложить материал.

- включенность элементов, свидетельствующих об обобщении содержания произведения, что позволит в дальнейшем развить ни положения в тезисах, конспектах, рефератах.

Хорошо продуманный план помогает уяснить содержание ис­точника, способствует ускоренной проработке материала

Вдумчивое чтение всегда сопровождается составлением — в уме или на бумаге — плана, отражающего логику, последовательность изложения.

План помогает активно читать источник, и нет смыс­ла откладывать его составление до повторного чтения, как иногда советуют. Это ухудшает первоначальное восприятие материала. \

По­тому в отличие от конспектов и тезисов, которые действительно есть смысл составлять только после полного прочтения материала и внимательного с ним ознакомления, пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, под первым впечатлением.

Потом, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточ­няться. Иногда полезно составить не один, а несколько вариантов плана или отдельных его частей, особенно при новых обращениях к источнику.

Подзаголовки книги и оправданное содержанием деление текста на абзацы облегчают создание плана.

Составляя сложный план, объединяют несколько пунктов под одним заглавием или, наоборот, детализируют некоторые пункты, разбивая их на более мелкие.

Другими словами, возможны два способа работы:

1) разрабатывают подробный простой план, а далее преобразуют его в сложный, группируя части пунктов под общими для них заголовками (основными пунктами сложного плана);

2) составляют краткий простой план и затем, вновь читая текст, преобразуют его в сложный, подыскивая детализирующие пункты.

Второй путь требует больших затрат времени и приемлем лишь при продолжительной работе над фундаментальным произведением.

План лишь помогает узнать, о чем рассказывает источник, но не передает фак­тического содержания, а лишь скупо, схематично фиксирует его. Отсюда вывод: планом можно пользоваться, чтобы оживить в па­мяти хорошо знакомый материал или слабо запомнившийся текст.

Когда же план как форма записи не может выполнить тех за­дач, которые стоят перед читателем, приходят на помощь другие виды записей: конспекты, тезисы, рефераты.

Конспектирование

это — «систематическая, логически связная запись, отража­ющая суть текста». Конспект — универсальный документ, который должен быть понятен не только его автору, но и другим людям, знакомящимся с ним. По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания.

Конспекты можно условно подразделить на несколько видов.

План-конспект. Готовится с помощью предварительно сделан­ного плана произведения, который разрабатывается специально для написания конспекта. Может использоваться и план, состав­ленный ранее в качестве самостоятельной записи. Каждому во­просу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта..

При наличии навыка составление плана- конспекта не требует много времени. Благодаря своим преимуществам — краткости, простоте и ясности формулировок — он становится незаменимым пособи­ем, если необходимо быстро подготовить доклад, выступление.

Однако по прошествии продолжительного времени с момента написания конспекта работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника.

Как вариант плана-конспекта составляется схематический план-конспект, т.е. схема, отражающая логическую структуру.

Этапы работы:

1) составьте план прочитанного текста;

2) пе­редайте суть каждого пункта плана кратко и доказательно — в виде текста или схемы;

3) запишите план (схему) с пояснениями.

Вопросно-ответный конспект. Это один из самых простых видов плана-конспекта. На пункты плана, выраженные в вопроситель­ной форме, даются точные ответы.

Этапы работы:

1) составьте план прочитанного текста;

2) сфор­мулируйте каждый пункт плана в виде вопроса;

3) запишите от­веты на поставленные вопросы.

Тезисный конспект. Представляет собой сжатый, в форме крат­ких тезисов, пересказ прочитанного или услышанного. Такой кон­спект быстро составляется и запоминается; учит выбирать глав­ное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения.

Этапы работы:

1) составьте план прочитанного текста;

2) сфор­мулируйте кратко и доказательно каждый пункт плана в виде те­зиса, выберите разумную и эффективную форму записи;

3) запи­шите тезис.

Цитатный конспект.

Это конспект, созданный из отрывков под­линника — цитат.

При этом цитаты должны быть связаны друг с другом цепью логических переходов.

Цитатный конспект — прекрасный источник дословных вы­сказываний автора, а также приводимых им фактов.

Этапы работы:

1) прочитайте текст, отметьте в нем основное содержание, главные мысли, выделите те цитаты, которые вой­дут в конспект;

2) вы­пишите их в тетрадь;

3) прочтите написанный текст, сверьте его с оригиналом;

4) сделайте общий вывод.

Скоростной конспект. Такой конспект требует применения сле­дующих приемов скоростного конспектирования.

Рубрикация (выделение цветом). Как это ни странно, но писать конспект с использованием нескольких цветов не только не мед­леннее, но в ряде случаев даже быстрее и легче, чем писать одним цветом. Древние переписчики книг поняли это, наверное, первы­ми. Именно они в своих рукописных книгах новую главу начинали с красной, т. е. красивой, строки. Кроме того, первая буква ими зачастую художественно вырисовывалась цветными чернилами. Особенно красиво это выглядело на фоне незначительного от­ступления от края строки. Уже в более поздние времена этот при­ем и получил название — рубрикация.

Разноцветно оформленные рубрики не только привлекают внимание автора кон­спекта, но и акцентируют его внимание на соответствующей толь­ко этому цвету специфической информации.

Вполне закономерно будет ввести при конспектировании не только красную, но и зе­леную, синюю и оранжевую нити.

Например, формулировки тео­рем можно выделять красным цветом, определения — зеленым, а комментарии и примеры — синим и т.д.

Ранжируя таким спосо­бом свой конспект, Вы пропускаете информацию через свой смысловой фильтр и устанавливаете для себя уровень ее со­держательной значимости. Таким образом, происходит автома­тическое установление взаимосвязи между различными смысловыми отрезками конспекта.

В печатных из­даниях для подобных целей используют смену шрифта.

Сокращения. Большинство первокурсников считают, что секрет удачного конспектирования — в сокращении объема информации. И начинают писать, например, вместо «делать» — «д-ть», вместо «естественный» — «ес-ый» и т.д. Конспект, состоящий из таких сокращений, не так просто прочитать потом. Вместо того чтобы готовиться к экзамену по конспекту, студент тратит время на его расшифровку.

Целесообразнее сокращать, оставляя корень слова, а слова, состоящие из 5—7 букв, вообще не сокращать. Иногда время, потраченное на обдумывание, как сократить слово, превышает время его полного написания.

Можно сокращать любые часто встречающиеся названия, например «Великая Отечественная война» будет выглядеть как ВОВ. Также удобно сократить часто встречаю­щиеся имена, например, иногда в газетах пишут не «Владимир Владимирович Путин», а ВВП.

Иероглифика. В основе этого приема — использование значков, символов.: ∑ ║ ∞ ↑ ↓ ≈ ≤ ≥

Знаки читаются соответственно: сумма, параллельно, бесконечность, возрастает, убывает, приблизительно равно, не меньше, не больше..






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных