Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЕК. АРХИТЕКТУРА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.




Санкт-Петербург был задуман Петром I для того, чтобы укрепить позиции Россия на Балтийском море, на отвоёван­ной у шведов земле. Название его тогда звучало немно­го иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покро­вителем русского монарха). 16 мая 1703 г. на Заячьем ост­рове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре пе­реименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Проектировал Петро­павловскую крепость и её собор щвейцарец Доменико Джованни Трезини. Петропавловский собор выглядит весьма необычно для православно­го храма: над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колоколь­ни. Скромное убранство собо­ра противоречило традициям мос­ковской архитектуры XVII в. Неслучайно он стал символом Петербур­га — в нём заложены основы свое­образного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колоколь­ня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались по­вторить эту деталь в других важней­ших зданиях города (например, в Адмиралтействе).

Первые каменные дома для дво­рян начали возводить на Васильевском острове (дворец Александра Даниловича Меншикова - сподвижника Петра I; Кунсткамера; здание Двенадцати коллегий — ми­нистерств Петровской эпохи). Здание Двенадцати коллегий (Трезини) очень не­обычно по своему архитектурному замыслу и нетрадиционно для русской архитектуры: оно состоит из 12 одинаковых частей, расположен­ных на одной линии. Здание развёр­нуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней.

Здание Адмиралтейства (оно вмещало всё необходимое для строительства кораблей: верфи, мастерские и склады) было осно­вано в 1704 г., рядом с ним посели­лись мастера-корабелы и моряки. Неподалёку от Адмиралтейства Пётр I заложил свой первый дворец, названный Зимним. Царь в нём почти не жил, называя его «конторой», но каждый день здесь бывал и работал.Чуть выше по течению Невы рас­полагался Летний дворец (Трезини), который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Это одно из старейших зданий города. В настоящее время музей является филиалом Русского музея. Петр I очень гордился окру­жавшим это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные растения. Сад тог­да не был похож на современный. В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы. Их выса­живали на фигурных клумбах, кото­рые образовывали орнаменты, похо­жие на ковровые узоры. Подобные парки в России называли регулярны­ми или французскими, так как мода на них пришла из Версаля (рези­денции французских королей под Парижем).

Петербург был построен по евро­пейским меркам необычайно быст­ро, за несколько десятилетий. В пер­вые годы после его основания там ещё бродили дикие звери - а спустя всего семь лет улицы Петербурга уже осве­щало около тысячи фонарей.

После петровских времен, в годы правления Анны Иоанновны, в Петербурге появились но­вые архитекторы: М. Г. Земцов (церковь Святых Симеона и Анны), П. М. Еропкин, И. К. Коробов (перестроил здание Адмиралтейства - на нём появился знаменитый шпиль — «адмиралтейская игла» с флюгером в форме корабля) – все они учились у европейских мастеров и продолжали их традиции в архитектуре. Именно поэтому архитектурный облик Санкт-Петербурга так сильно отличается от того, как выглядели и выглядят другие города России.

Во времена царствования Елизаветы Петровны (1 пол.18 в.) в русской архитектуре расцвёл стиль барокко (основные черты: пространственный размах, сложность и криволинейность форм, пышность и обилие украшений). Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей («русское барокко» - допетровская архитектура Руси - «московское узорочье», характеризовавшееся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта (ярусные храмы – восьмерик на четверике). Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов.

Главным представителем русского зрелого барокко был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли построил в Санкт-Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (не сохранился; теперь на этом месте расположен Михайловский (Инженерный) замок). Затем Растрелли возвёл новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дво­рец Петра I (в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. 5 зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр). Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущест­во империи. Зимний дворец представлял со­бой целый город, не покидая которо­го можно было и молиться, и смот­реть театральные представления, и принимать иностранных послов.

Растрелли работал и в окрест­ностях Петербурга. Им был постро­ен и расширен Большой дворец в Петергофе, а также Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (за­городной резиденции Елизаветы). Фасады этого дворца щедро украшены объёмными архитектур­ными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают гори­зонтальную протяжённость здания длиной 306 м.

Растрелли строил в Петербурге не только дворцы, но и великолепные церкви и соборы. Они соединяют традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко. Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор) (!не путать со Смольным институтом, построенным Кваренги в 1806 г.) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. В результате такого оригинального архитектурного решения возникает необычная иллюзия размеров собора. По мере приближения собор визуально уменьшается, не теряя своей величественности.

Cо второй половины 18 века основным стилем в архитектуре становится классицизм, который характеризуется простотой и чёт­костью планов. Один из первых образцов этого стиля — огромное здание Академии художеств, возводившееся на протя­жении почти четверти века (1763— 1788 гг.). Авторами проекта были вице-президент, а позднее ректор академии Александр Филиппович Кокоринов и француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. Чистота классици­стических пропорций и одноцвет­ный фасад сущест­венно отличали это сооружение от построек барокко. План здания академии строго симметричен, составлен из простейших геометри­ческих фигур: корпуса постройки образуют квадрат, а огромный внут­ренний двор — круг.

В России архитектурные стили ча­сто существовали одновременно. На­иболее ярко это проявилось в твор­честве итальянца Антонио Ринальди. Под Петербургом по его проектам были со­оружены здания, напоминающие постройки французского рококо, — дворец Петра III, павильон «Катальная горка» и Китайский дворец. Мраморный дворец сочетает элементы классицизма (мерно чередующиеся пилястры и окна с наличниками строгого рисунка) и рококо (обли­цованные разноцветным мрамором полукруглые завершения некоторых окон, причудливая башенка с часами, спрятанная во дворе).

А вот Иван Егорович Старов придерживался кано­нов классицизма. Самое знаменитое его произведение — Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина-Тав­рического в Петербурге. Старов создал классицистиче­ский тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками).

Джакомо Кваренги, итальянец по происхождению и по­клонник римских древностей, был последовательным представителем классицизма: воз­вёл в Петербурге Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт благородных девиц и др.

Однако самыми удачными соору­жениями архитектора были, навер­ное, прекрасно вписанные в пейзаж загородные дворцы в окрестностях Петербурга, например, в Царском Селе - Александровский дворец (для любимого внука Екатерины II, будущего императора Александра I).

Чарлз Камерон тоже был страстным по­клонником античности и ярким представителем классицизма. Участвуя в перестройке Екатери­нинского дворца в Царском Селе, Камерон создал но­вый архитектурный ансамбль, который оказал на русскую архитектуру конца XVIII — начала XIX в. огромное влияние. Это так называемая «Камеронова галерея», окружённая колоннадой.

С одной стороны галереи располо­жена лестница, ведущая к пруду, а с другой — висячий сад и павильон «Агатовых комнат».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных