Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Переход к кочевому скотоводству.




Главным прорывом из века бронзы, из мира авестийских ариев, в железный век, век сако-скифских племен, был прорыв в хозяйственной деятельности, и, соответственно, в образе жизни. Знамением прорыва стало сложение кочевого скотоводческого хозяйства.

Переход к кочевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные незаселенные и неиспользовавшиеся ранее междуречные степные пространства. Изменившиеся в позднеандроновскую эпоху стадо, где крупный рогатый скот все более заменялся лошадью, не требующей повседневного ухода и способной тебеневке, позволило в начале I тысячелетия до. н.э. резко удлинить маршруты перекочевок и сделать их сезонными.

Однако, с ростом стада и специализацией хозяйства, возросла зависимость населения степи от погодных и климатических колебаний и состояния пастбищ.

Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Продолжающаяся имущественная дифференциация привела к правлению на одном полюсе богатых семей, владевших огромными табунами, а на другом - обедневших безлошадных общинников, которые занимались земледелием в поймах степных рек.

Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство.

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен.

Сакские племена.

Объединение сакских племен в племенные союзы произошло в VII – III вв. до н.э. Саки делились на следующие племена:

саки - тиграхауда - «носящие остроконечные шапки» (Семиречье);

саки - хаомаварга - «изготовляющие напиток хаому» (река Мургаб);

массагеты - (река Сырдарья );

даи, парадарайя (заморские) - (Приаралье);

саки – апасиаки (водные) - (Приаралье, в пустыне Кызылкум);

аргипеи и исседоны - (Центральный Казахстан);

аримаспы «стерегущие золото грифы» - (Алтай и Восточный Казахстан).

Сакские племена Казахстана были прямыми потомками андроновского населения – ариев и туров, дахов и данов Авесты. Этот неоспоримый вывод подтверждают археологи, проводящие прямые линии связей между андроновской и сакской культурами, а также антропологи, установившие генетическую преемственность населения сакского времени от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что с начала сакской эпохи у обитателей казахстанских степей появляются монголоидные примеси центральноазиатского происхождения, сказавшиеся на их облике.

В суждениях о социальном устройстве сакского общества скудость письменных источников заставляет более полагаться на археологический материал. Действительно, различия между громадными погребальными сооружениями знати и рядовыми погребениями наглядны и впечатляюще убеждают в далеко зашедшей дифференциации общества. Сакские «цари» и «царицы», упоминаемые античными источниками, обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско.

 

Усуни и кангюи.

Непосредственными продолжателями сакских традиций были, в первые века до н.э., усуни в Семиречье и царство Канг (Кангюй) в присырдарьинских оазизах и западной части Семиречья.

В III в. до н.э. на территории Семиречья на смену сакским племенам пришли усуни, которые заняли в Семиречье земли саков-тиграхауда. Общество усуней достигло высокого уровня государственности. Усуньский племенной союз был сложным образованием, в котором складываются классовые патриархально-феодальные отношения и формы государственности. Усуньское государство образовалось в 177 г. до н.э., в него вошли потомки сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана. Письменные источники указывают на довольно сложную государственную иерархию, состоявшую из родоначальников и племенных вождей, над которыми возвышался великий бек (гуньмо), узурпировавший право наследования власти. Усуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. (Письменные сведения об усунях оставил китайский путешественник Сыма Цянь.) Верховный правитель усуней назывался гуньмо. Столица усуней город Чигучен (Город Красной Долины) располагался на берегу Иссык-Куля.

В последнее время изучено много памятников усуней. Среди них заслуживают особого внимания несколько могильников на правобережье реки Или: Капчагай, Утеген, Кызылауыз, Калкан и в Иссыккульской долине: Чильпек, Каракол. Усуньские могильники содержат десятки и даже сотни курганов. Ювелирные изделия, оружие, украшения усуней отражали их религиозные представления. Золотые украшения усуни выполняли методом зерни. Этот метод предполагал напаивание золотых шариков на основу. Самый известный памятник эпохи найден в Каргалинском ущелье – это диадема с изображением модели Вселенной (она отражала представление усуней об устройстве вселенной). Ювелир, выполнивший Каргалинскую диадему жил в I в. до н.э.

На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». В III в. до н.э. кангюи занимали территорию бассейна Сырдарьи и предгорий Каратау. Столицей (ставкой) канглов (кангюев) был г. Битянь. Один из крупных городов кангюев – Кокмардан. Правители кангюев управляли страной, получая власть по наследству. Среди кангюев был распространен культ предков.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А.М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи считают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н.э. под влиянием переселения на Сырдарью тюрских племен, стали менять свой этнический облик и язык.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных