Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность операционного менеджмента.




Операционный менеджмент центральной линией проходит через всю деятельность при создании продукта труда (изменений состояния предметов труда) путем превращения необходимых ресурсов в нужные товары (услуги) при определяющей роли операционных менеджеров и оперативной информации.

Операционный менеджмент - это целенаправленная деятельность по управлению операциями при приобретении нужных ресурсов, их трансформации в готовый продукт (услугу) с его (их) поставкой потребителю (на ры­нок). При этом операционный менеджмент является не только определенной системой' управления операциями, в параметрах и показателях которой он отображает­ся, но, одновременно, операционный менеджмент по своему содержанию отражает характер и особенности профессионального мышления менеджера.

Операционный менеджмент - это своего рода структура знаний, в виде кон­кретной системы ценностей, установок и стереотипов. При этом система знаний соединяет накопленный исследовательский потенциал и практический опыт, чем и формирует перспективное мышление.

Таким образом, под операционным менеджментом мы будем понимать систему целенаправленных воздействий органа управления (операционных менеджеров) на объект управления операционную систему производства и реализации продукции (услуг) при существующих ограничениях для достижения основной миссии предприятия.

Цель операционного менеджмента – формирование эффективной системы управления операциями в производстве, сервисе и т.д. Он направлен на построение «управляемых» производственных систем с задачей получения рыночного результата деятельности предприятия, путем выполнения специфических действий и процедур. Основное задание операционного менеджмента – построение «управляемых» производственных систем, путем выполнения специфических действий и процедур для получения рыночного результата деятельности.

Предметом операционного менеджмента являются закономерности планирования, создания и эффективного использования операционной системы организации.

Сочетание в одном целом основных факторов и аспектов деятельности предприятия – рыночных, финансовых, организационных, технологических и др.- требует, чтобы процесс формирования эффективной системы менеджмента осуществлялся на базе рационального управления операциями. Поэтому операционный менеджмент должен быть направлен на достижение эффективности и рациональности в управлении операционными системами.

Эффективность и рациональность можно принять за основные показатели, которые характеризуют операционный менеджмент как определенного рода деятельность организации.

В операционном менеджменте под эффективностью следует понимать степень достижения поставленных перед операционной системой целей. Так для предприятий как производственных систем – это степень удовлетворения потребностей потребителей и получение максимально возможной прибыли. Причем, основной принцип количественной оценки эффективности состоит в сравнении результатов проведения операции и расходов на ее осуществление. Следовательно, эффективность операции может быть однозначно определена таким показателем, как отношение величины ожидаемого полезного эффекта (результата), с учетом вероятности его достижения, к расходам ресурсов на достижение этого эффекта с заданной вероятностью.

В операционном менеджменте под рациональностью понимают достижение максимально возможной эффективности как системы в целом, так и операций в частности, при минимально возможных расходах.

Эффективность и рациональность – это те показатели, которые «формируют» прибыльность организации как операционной системы, которая функционирует в рыночном экономическом пространстве.

Фундамент операционного менеджмента составляют четыре главных компонента - экономика, математические основы исследования операций, технология и организация производства, которые взаимоувязаны и обеспечивают успешную деятельность и развитие производственной системы (организации).

Руководители всех уровней управления операционной системой, которые обеспечивают эффективное и рациональное ведение всей работы на предприятии, называются операционными менеджерами. В принципе всех менеджеров можно считать операционными менеджерами, поскольку они обязаны так руководить своими подразделениями при выполнении закрепленной за подразделениями работы, чтобы те функционировали эффективно и рационально.

Объектом изучения операционного менеджмента являются операции в разных сферах человеческой деятельности. Они олицетворяют собой любую деятельность в производстве, науке, образовании, медицине, экономике и тому подобное, которая связана с творческим процессом. С позиций общего менеджмента под «операцией» понимается процесс, метод или ряд действий, главным образом, практического характера или совокупность целеустремленных актов, мероприятий, направленных на достижение конкретной цели.

Если смотреть сквозь призму операционного менеджмента, то в общем смысле операция – это относительно определенная форма достижения результата (производство товара или услуги), которая подчиняется системе требований и ограничений, задаваемых внешней и внутренней средой. Операция всегда имеет результат или совокупность результатов по итогам ее выполнения. Каждая операция имеет конкретную цель. В этом случае под «целью» операции понимают тот результат, ради которого она проводится. Операция имеет также свойственное только ей определенное задание, решение которого направлено на достижение ее цели.

Сфера деятельности современного менеджера большая – промышленность, бизнес, сервис. Поэтому имеется смысл перечислить основные операции этих сфер, которые особенно нуждаются в умелом управлении (табл.1.).

 

Таблица 1.

Операции в различных сферах деятельности

 

Сфера деятельности Объект Основные операции
     
Промышленность Промышленное предприятие, фирма Проектирование, обслуживание и ремонт промышленного оборудования. Составление графиков работы Управление материальными потоками Управление качеством Контролинг процесса, продукта Поставка материально-технических ресурсов Управление производственным процессом Модернизация и проектирование изделий (продукта) Управление использованием оборудования Управление персоналом Монтаж, демонтаж оборудования Проектирование производства
Бизнес Коммерческий банк График работы кассиров Межбанковские расчеты Инкассация Процесс заключения соглашений Обслуживание и ремонт оборудования Проектирование Размещение Валютные операции Облуживание клиентов
Сервис Авиакомпания пассажирских перевозок Проектирование, обслуживание и ремонт специализированного оборудования Обслуживание и ремонт (текущий, капитальный) самолетов Поставка Составление расписаний полетов Диспетчеризация Управление полетами

 

Любой объект управления в зависимости от состава организационных функций содержит в себе конкретное число операций. Для примера рассмотрим комплекс операций для промышленного предприятия (табл.2).

Таблица 2.

Перечень операций промышленного предприятия

 

Служба, отдел Функция Операции
     
Финансовый отдел Финансы Калькуляция себестоимости Бюджетный контроль Платежи
Отдел кадров Кадры Определение потребности в рабочей силе Определение уровня персонала на современный момент и на перспективу Наем персонала Контроль
Маркетинговая служба Маркетинг Изучение потребностей рынка Прогнозирование спроса Прогнозирование будущих разработок Анализ имеющихся мощностей Расчет времени выполнения заказа Анализ технических возможностей
Производство Инжиниринг   Разработка и выпуск инструментов
Производственный инжиниринг   Изучение методов производства Оценивание выполненной работы Материальное стимулирование
Планирование производства     Планирование Составление расписаний Анализ результатов
Непосредственное производство Обработка Составление Консервирование Сохранение
  Обеспечение качества Контроль качества Оценивание полученных ресурсов Инспекция подразделений
  Техническая Проектирование, реконструкция помещений Проектирование, обслуживание и ремонт технических средств и промышленных сооружений
Научно-технический. аналитический отделы Исследование и разработки Исследование продукта Разработка усовершенствованных спецификаций продуктов Разработка регрессивных направлений
Отдел материально-технического обеспечения Закупки Определение договорных условий поставки с поставщиками ресурсов Изменения в спецификациях на ресурсы Установка потребности в ресурсах
Складское хозяйство Поступление товара Проверка, принятие Присвоение кода (обозначение) Образование единиц складирования Транспортировка
  Складирование товара Определение места Складирование Идентификация и транспортировка Управление Подборка Ручные операции Объединение
Выдача товара Оформление документации на отправление Транспортировка Проверка и выдача

 

Таким образом, операции являются основой основ в деятельности любого производства (сервиса), предприятия (организации). Деятельность любой организации можно рассматривать как ассортимент операций. Выделяют четыре отдельных общих вида деятельности, что истолковываются как операции:

- производство, то есть превращение сырья (ресурса) в продукты;

- поставки продукта потребителю;

- транспортировка, то есть перемещение товаров и людей из одного места в другое без любых физических изменений;

- сервис, то есть операция, направленная на изменение «состояния» потребителя.

Следует отметить, что определенный вид деятельности операционного менеджера, очерченный его профессиональными функциями, также может быть представлен конкретным набором операций. Как пример можно рассмотреть операции с запасами. Руководя такими операциями, операционный менеджер хорошо знает, что запасы могут перемещаться: переходить из одной формы в другую – из запасов материалов в запасы в незавершенном производстве, из запасов в незавершенном производстве – в запасы готовой продукции и тому подобное.

 

Операционный менеджмент является неоднородным как по теоретико-методологическому обоснованию, так и по конкретно-прикладному значению. Это обусловлено тем, что наука и практика могут исповедовать разные концепции операционного менеджмента, выстраивать разнообразные его модели.

Под концепцией, в общем смысле, понимается система взглядов на объект, свойство, явление, процесс и тому подобное.

Применительно к операционному менеджменту, то под концепцией следует понимать:

Систему научных знаний, которые формируют теоретическую базу практики управления операционной системой (операциями);






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных