ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРАВЛЕНИЕ ПО БИМЕТАЛЛУПромышленность открывает новые технические возможности обработки традиционных материалов, применения их в иных, не использовавшихся ранее сочетаниях. Биметалл (двойной металл) в декоративное искусство пришел сравнительно недавно — в 50-е гг. нашего столетия, хотя в промышленности находил широкое применение еще в XIX в. Это двух- или трехслойная пластина, металлы которой соединены индустриальным способом горячей прокатки и представляют монолитное целое. Способом травления верхний слой может быть снят, обнажая таким образом поверхность нижнего. Этот прием используется и в иных материалах — во фреске (техника сграфито), в нанесении золота на сталь (златоустовская наводка), он дает хороший декоративный эффект в железе, соединенном с медью Этот технологический при- 1 ем может быть использован I как при изготовлении стопок, I блюд, так и в ювелирных ук- I рашениях (броши, браслеты, 1 кулоны). Нельзя не обратить 1 внимание на характерную осо- | бенность большинства изобра- I жений на изделиях из биметалла. Изображения фигур или лепестков имеют округлые мягкие очертания, почти отсутствуют тонкие линии или заостренные окончания. Объясняется это тем, что кислота их или съедает, или оставляет край неровным, что в данном случае особенно заметно (рис. 77). По своему характеру узор по биметаллу приближается к кистевой росписи, что объясняется техникой его нанесения. Так, намеченный рисунок должен быть покрыт резервирующим слоем (нитролаки, асфальтобитумные лаки). Лак наносится кистью, и ее мазки полностью воспроизводятся в меди. Для большего эффекта участки, покрытые медью, могут быть слегка подчеканены с обратной стороны, чтобы придать им большую рельефность, выпуклость. С этой же целью медь полируют пастой «крокусом» (окись меди), а остальной фон оксидируют (искусственно окисляют) путем нагрева изделия и погружения в щелочную ванну (650 г едкого натра и 250 г нитрита натрия на 1 л воды). Этим достигается глубокий черный тон железа. В плоских изделиях (панно) с целью придать большую массивность загибается край. Форма выпуклых предметов (тарелки, блюда) может быть выколочена молотком с закругленной ударной частью на толстой доске, резине или торце чурбака. Еще более объемные предметы (чаши) чеканят на смоле или гудроне. При травлении кислотой медь выделяет пары (мышьяковистые соединения), поэтому необходимо проводить работу в вытяжном шкафу.
Для травления лучше применять стеклянную посуду, использовать резиновые перчатки или щипцы во избежании Перед нанесением резервирующего состава (лака) поверхность металла следует обезжирить, т. е. протереть бензином, ацетоном или спиртом. После обработки кислотой и щелочью металл необходимо промыть в чистой проточной воде. Чтобы предупредить дальнейшее окисление, нужно натереть поверхность изделия воском, парафином или любым бесцветным лаком (капаловым, дамарным, цапоном). Эффект, подобный работе с биметаллом, может быть достигнут травлением меди или латуни. В этом случае необходимо особенно внимательно следить за ходом травления и в зависимости от толщины пластины вовремя прекратить его. Достаточна глубина протравленных участков в 0,5—0,7 мм. После промывки изделие слегка оксидируют и расчищают для более четкого выявления фактуры поверхности. Травление по металлу открывает перед художником большие декоративные возможности. Вещи из биметалла (и травленого металла) позволяют изъять из технологического процесса сложные приемы наводки через огонь, применявшиеся раньше. Техника травления может быть заменена гальваническими покрытиями с последующими механической и химической обработками. Металл может сниматься и наращиваться. Рисунок при этом накладывается разнообразными способами: ручным (кистевым), трафаретом, штамповкой, фотопечатью и др. ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО Ювелиры обрабатывают в основном драгоценные металлы, но употребляют также и цветные — медь, мельхиор, нейзильбер, томпак, сплавы.
Материалы, применяемые ювелирами, должны быть мягкими, хорошо плавиться, коваться. Наряду с золотом и серебром красная медь обладает всеми необходимыми для художественных работ качествами и потому чаще всего употребляется для ювелирных работ (рис. 78). Заготовка металла Металл для ювелирных изделий обычно заготовляется самим мастером. Для литейных работ необходим березовый уголь леткал. Ямку, вырезанную в леткале, нужно смазать глиной и вставить туда тигель из огнеупорной глины. В тигель кладут металл с бурой, накрывают плоским куском угля и прогревают на паяльной лампе (или паяльном аппарате);! Вначале пламя должно быть широким и мягким, а когда уголь раскалится — острым и сильным. Расплавленный металл, не ослабляя пламени, сливают в эйнгус — чугунную форму, смазанную маслом. Если отливают большое количество металла, его плавят в графитовом тигле в электрическом горне. Отлитый в эйнгусе металл вальцуют в холодном состоянии, придавая ему необходимую форму в зависимости от характера работы. Эта операция делает металл ломким и твердым, поэтому его надо периодически отжигать до малинового цвета.' Монтировка изделий; Из пластины выпиливают или вырезают основной каркас вещи. Обычно он делается ажурным — это подчеркивает его изящество и экономит металл. На спаянный каркас монтируются детали: листики, завитушки, камни. Припой приготовляется на леткале. Сплав может быть напильником превращен в мелкий порошок и смешан с пережженной бурой. Употребляют также вальцованный и мелко нарезанный ножницами припой, который накладывают на место соединения деталей и продувают острым пламенем. Перед пайкой детали должны быть хорошо подогнаны и скреплены биндрой. При качественной пайке детали прочно соединяются и /швы почти незаметны. Декоративные элементы украшения могут быть выполнены в самых различных техниках: чеканке, гравировке, литье. Для их обработки применяется насмолка или наклейка сургучом, зажим в специальные приспособления. Закрепка камней. Крепление камней и заготовка гнезд — самая важная операция. Прочно удерживая камень, конструкция гнезда в то же время должна способствовать выявлению декоративных качеств камня. Для усиления игры света камни-самоцветы шлифуют. Шлифовка бывает алмазная, ленточная, гладко-выпуклая. Изумруды, топазы, корунды, турмалины, аметисты обрабатывают в технике ленточной шлифовки. Бирюза, гранат; опал, сердолик, кварц, малахит и агат шлифуют в виде сферических форм, называемых кабашонами. Для закрепления камня в глухой каст отрезают ленту металла, плотно охватывающую камень и равную его высоте, и спаивают изнутри. На оправочном ригеле выравнивают цар- гу (ободок) и припаивают к основанию. Опиливают основание после травления. Края царги обжимают камень (глухой, непрозрачный). Иногда для лучшего светового эффекта по краю напаивают ажур. При этом камень вставляют снизу и закрепляют несколькими зажимами. Камню может быть дано боковое освещение. Для этого в ободке пропиливают сквозной рисунок. В другом варианте спиливают верхнюю половину готовой царги и между верхней и нижней частью впаивают сканый или зерневой узор. Узор на краях ободков может быть нанесен и надфилем. В рамочную оправу вставляют финифтяные вставки и камень. Их особенность в том, что сверху на оправу припаивают рамку, а вставку вводят с обратной стороны. Снизу вставку или удерживают лапками, или припаивают оловом. Крапановая оправа удерживает камень не всем краем, а лишь отдельными выступами — крапанами. Крапановая оправа менее прочна, чем глухая кастовая, но дает хороший обзор камню. Оправы такого рода имеют много разновидностей, но суть их заключается в следующем. На опору, которая выглядит так же, как и обычная царга, снаружи напаивают широкую полосу, верхняя, выступающая часть которой достаточна для закрепления камня. Затем пропиливают пазы, образующие зубья — крапаны. Камень устанавливают на опору и прижимают крапанами сначала слегка, а после корректировки — более плотно. Затем крапаны укорачивают и опиливают, острые грани сглаживают. Оправа шатон имеет вид короны и дает камню хорошую обзорность. Очень часто она используется для бриллиантов и имеет много разновидностей. Конструкцию оправы шатон определяет конусная ободковая оправа. Пазы пропиливают надфилем и образовавшиеся зубья припаивают к кольцу. Существует несколько видов так называемых корнеровых оправ, принцип конструкции которых заключается в том, что камень закрепляют закругленными выступами. Ободковая оправа может быть открытой. В этом случае камень крепится одновременно краем оправы и корнерами закругленными выступами. Основой служит ободковая оправа, царга которой плотно охватывает камень, а корнеры Прижимают его. Встроенные оправы представляют собой пластину с высверленным гнездом для камня. Оправа каре имеет вид просверленной квадратной пластины, в которой камень удерживается четырьмя кбрнерами. Корнеры чеканятся из лепестков — заусенцев металла, надрезанных штихелем. В набивной оправе, применяемой чаще всего для закрепления мелких граневых камней, корнеры припаиваются в ви- % де штифтов. Обработанные концы штифтов, так же как и обжатая основа, удерживают камень. После проверки прочности закрепления камней изделие еще раз полируют на войлочном или фетровом кругу. ТЕХНИКА МОНТИРОВКИ ИЗДЕЛИИ Пайка Техникой пайки прекрасно владели мастера Киевской Руси, Рязани, Новгорода. Пайка металлов предусматривает опредё-, ленные условия: припой должен хорошо соединяться с поверхностью металла; поверхность металла не должна окисляться; припой и металл должны взаимно проникать друг в друга. Ввиду трудоемкости процесса пайки сравнительно с другими видами скрепления в наши дни она имеет весьма ограниченное применение. В ювелирном дел? чаще других применяют два вида пайки: пайка мягкими припоями с температурой плавления до 400—500° и пайка припоями с температурой плавления свыше 500°. Мягкие припои. Легкоплавкие припои включают олово, свинец, висмут, кадмий. Самый низкоплавкий припой состоит из четырех частей висмута, двух частей свинца, одной части олова и одной части кадмия. Этот припой плавится даже при температуре 60°С. Оловянно-свинцовые припои: 1) ПОС-ЗО включает олова 30%, сурьмы 2%, свинца 68%; температура плавления 180—240°; 2) ПОС-18 состоит из олова — 18%, сурьмы — 1,5%, свинца — 79,5%; температура плавления 180—260°. Свинцово-серебряный припой ПСР-3 имеет серебра 3%, свинца 97%; температура плавления 296°. Мягкие припои употребляются для пайки всех металлов, кроме алюминия. Эти припои не следует применять для пайки деталей, несущих большие нагрузки. Применяют их также для пайки деталей или вещей с камнями, эмалью, деревом и т. д., которые нельзя нагревать. Пайка производится паяльниками нагреваемыми и электрическими, сделанными из красной меди. Твердые припои. Латунные припои. Латунные припои используются в пайке латуни, меди, бронзы, железа — металлов с высокой температурой плавления. В состав их входят медь и цинк в разных пропорциях: припой медно-цинковый (марка ПМЦ-54) имеет 54% меди и'46% цинка; температура плавления 881°; в припой ПМЦ-50 медь и цинк входят в равных долях; температура плавления 865°; ПМЦ-42— меди 42% и цинка 58%; температура плавления 807°. Цвета припоев соотцетственно от желтого до белого. При необходимости сделать ряд паек в каждой последующей применяется более легкоплавкий припой. Используя эти припои, следует иметь в виду, что при перегреве цинк растворяет металл, образуя раковины. Серебряные припои. Серебряные припои применяются длй пайки многих металлов: серебра, латуни, меди, бронзы, железа. Серебряные припои обеспечивают изделию прочность и пластичность. Вещь можно подвергать дальнейшей обработке, не опасаясь, что швы разойдутся. Для пайки латуни применяется припой ПСР-4, содержащий 48% цинка, 4% серебра, 48% меди; температура его плавления 825°. Для пайки серебра можно рекомендовать припой ПСР-12, температура плавления 785°, или более прочный ПСР-65, где цинка — 15%, серебра — 65%, меди — 20%; температура плавления 721°. Медь и бронзу можно паять ПСР-45, где цинка — 25%, серебра — 45%, меди — 30%; температура плавления 720°. В ювелирных работах используются припои, состоящие из серебра 875-й пробы и латуни. Слабый припой содержит 1 г серебра, 0,5 г латуни, крепкий —4 г серебра, 1 г латуни. В филигранных работах может быть применен припой, включающий 4 г серебра 875-й пробы и 2 г красной меди. Флюсы. Качество пайки во многом зависит от правильности примененного флюса. Флюсы делятся на две группы. В одну из них входят флюсы, разрушающие окисные пленки металлов: соляная кислота, хлористый цинк, борная кислота и бура; в другую — флюсы, образующие защитное покрытие очищенного металла: канифоль, воск. Соляная кислота используется для пайки цинковых (или оцинкованных) изделий. Хлористый цинк включает цинк, травленный в соляной кислоте. Выпускается в виде порошка и растворяется в воде 1:4. Используется при пайке мягкими оловянно-свинцовыми припоями. Плавится при температуре 263°. Другой флюс состоит из смеси 75% хлористого цинка и 25 % нашатыря. Плавится при температуре 175°. На одну часть порошка берут 3—4 части воды. Бура употребляется в качестве флюса при пайке меди, латуни, бронзы, железа и других металлов. Перед пайкой буру лучше прожечь, чтобы выпарить воду. Плавится бура при температуре 741°. После пайки для удаления корки буры изделие нужно прокипятить в 15%-ном растворе серной кислоты. * Буру может заменить стеклянный порошок. Для его приготовления нужно стекло нагреть и бросить в холодную воду,| а затем растолочь в порошок. Жидкое стекло можно приготовить, сплавив соду с порош-/ ком стекла. Этот сплав можно растворить в воде и применят^ как флюс. 1 Плавиковая кислота может быть использована при пайке чугуна медью и латунью. • 1 Сварка Самым экономичным и прочным способом неразъемного соединения деталей служит сварка. В наши дни существует много способов сварки. При изготовлении художественных изделий наибольшее распространение нашли кузнечная, газовая и электросварка. Кузнечная сварка известна с древнейших времен и практиковалась в обработке железа и стали. Лучше всего сваривается сталь, содержащая мало углерода (0,2%). В прошлом она называлась кузнечным железом. Из нее изготовлялись подковы, цепи, дверные петли и ручки, замки, решетки, светцы, подсвечники. Кузнечная сварка распадается на ряд операций: подготовка концов, нагрев и сварка с проковкой. Детали могут быть сварены встык, внахлестку, вразруб. Встык свариваются тонкие, предварительно утолщенные на концах прутки (запас металла при проковке). Внахлестку свариваются детали толщиной до 100 мм. Концы их должны быть скошены и слегка выпуклы. При этом шлак будет выжиматься от выпуклого центра к краям. Сварка вразруб применяется, если прутки не тоньше 50—60 мм. Концы их нагревают, утолщают, один вытягивают клином, а другой разрубают. Подготовленные концы нагревают в кузнечном горне до 1300—1350°, т. е. до белого каления. Флюсом для удаления окалины служат кварцевый песок или бура. Концы очищают от шлака, встряхивая или постукивая их. Отделка изделий. Законченный вид художественное изделие приобретает после отделки. Существует ряд технологич«- ских способов отделки — механических, химических и гальванических. Крацевание — обработка поверхности изделий металлическими щетками. Этот способ обработки может быть и подготовительным (перед химическим и гальваническим). В литых изделиях после крацовки поверхность приобретает матовый блеск, выявляющий фактуру материала. Иногда крацовке подвергается только обратная сторона изделий (передняя полируется). Крацовка может производиться вручную или на станке. Щетки бывают стальные или латунные. В зависимости от обрабатываемого металла толщина стальной проволоки колеблется от 0,15 до 0,2 мм (железо, чугун). Мягкие и драгоценные металлы крацуются латунными щетками с проволокой толщиной от 0,1 до 0,2 мм. При крацевании изделие смачивается слабым (3%-ным) раствором поташа. При обработке поверхности не следует сильно прижимать изделия к щетке — могут остаться полосы. Гладкая и чистая поверхность может быть получена и шабровкой с помощью специального инструмента — шабера. Шабер представляет собой трехгранное острое лезвие, одной из граней которого снимается с изделия стружка. Во избежание неровной поверхности шабровку следует производить в разных направлениях. Шлифовка. Шлифовка — процесс, предшествующий полировке. Шлифовать можно шкуркой или пемзой (вручную). Инструментами для шлифовки служат также войлочные круги с абразивными зернами. Вместо них могут употребляться круги, сшитые или склеенные из сукна, деревянные круги, обтя- нутыекожей с наклеенными абразивными порошками большей или меньшей зернистости. Порошок приклеивают столярным клеем. Сработанный абразив удаляют горячей водой и наклеивают новый. Полирование. Полировкой придается поверхности зеркальный блеск. Вручную полируются изделия из драгоценных металлов — серебра, золота. Полировка осуществляется твердым камнем — кровавиком или стальным закаленным поли- ровником. Тот и другой могут иметь различные удобные для полировки формы. Нажимая на полировник, сглаживают выступы, царапины, неровности. При этом поверхность смачивается мыльным раствором. При механическом полировании войлочные круги заменяют хлопчатобумажными, натертыми зеленой«полировочной пастой — крокусом. Покрытия. Для того чтобы предохранить от коррозии металл, его покрывают другим, более стойким к окислению. Способов покрытия существует много. Сусальные покрытия. Этот способ состоит в том, что поверхность вещи покрывается тончайшими листочками золота, серебра или сплава серебра с медью. Его широко применяли с глубокой древности, золотя купола, шпили и кресты. Использовали этот способ и при отделке архитектурных декоративных деталей в помещениях. Сейчас тонкие листы серебра или золота получают механическим путем и брошюруют в книжки, состоящие из 60 листиков, проложенных папиросной бумагой. Чтобы получить матовое золочение, используют морданный лак. Этот лак приготовляется из старой натуральной олифы, хорошо растертого сурика и вишневого клея. Поверхность вещи покрывают морданным лаком и до высыхания на о!лип накладывают листочки сусального золота. Берут их не рукой, а мягкой кистью, смазанной топленым маслом. Чтобы получить блестящую поверхность, применяют иной способ. Составляют смесь из глины, пчелиного воска, мыла, сала и яичного белка, варят ее и наносят на изделие. Затем поверхность просушивают, шлифуют, смачивают и сразу же покрывают золотом. I После просушки изделие нужно полировать агатовым лощилом. I Если золотят железные вещи, то их поверхность предварительно несколько раз окрашивают железным, свинцовым суриком или охрой, растертыми на масле. При горячем покрытии изделие (после соответствующей обработки) погружают в жидкий металл. Образующийся слой хорошо противостоит окислению металла. При этом нужно выдерживать одно условие — температура плавления вещи должна быть гораздо выше температуры плавления металла — покрытия. Образовавшийся слой можно шлифовать, оксидировать разными способами. Недостаток металлизации — несколько рыхлая поверхность покрытия, которую приходится пропитывать лаками. Лаки. Лаки, эмали и краски относятся к неметаллическим покрытиям. Предупреждая коррозию, они декоративно обогащают изделие. К положительной стороне их следует отнести простоту нанесения и экономичность. Лак — это растворенная смола. В качестве растворителей сейчас используются ацетон, эфир, спирт, бензол, бензин, скипидар. Наполнителями служат виды смол копаллы, шеллак, даммара, канифоль (виды смол), битумы, глифталь, бакелит, виниловые смолы (искусственные), силиконы. При нагреве все они хорошо распускаются в растворителях. Если использовать вместо масла нитросоединения (ацетон, нитролак), получатся эмалевые краски. Их свойство — быстрое высыхание и блестящая, как бы полированная поверхность. Окраску удобнее всего производить методом распыления, но для небольших окрашиваемых поверхностей может быть применена и кисть. Стальные изделия можно покрывать нитроэмалями на ни- троцеллюлозных лаках и бекелитовых смолах. Алюминиевые сплавы хорошо окрашивать цинковыми белилами на бекелитовых смолах. Хотя медь имеет свои окислы, препятствующие дальнейшему разрушению металла, иногда для сохранения золотистого цвета ее покрывают спиртовым лаком или лаком «цапон». Химические способы отделки. За исключением золота ее- тественные цвета металлов невыразительны. Между тем с помощью химической обработки им можно придать различные насыщенные цвета и многообразные оттенки. Так, бронза и латунь могут быть густо-коричневыми, серо-зелеными, вишнево-красными и охристо-зелеными. Черный цвет стали может иметь теплые и холодные оттенки, блестящую и матовую поверхность. Оксидирование и патинирование — способы химической отделки, заключающиеся в образовании химических соединений на поверхности металла — окисей или сернистых соединений. Для лучшего сохранения оксидировок их покрывают бесцветным лаком. Цветовая гамма оксидированных металлов чрезвычайно обширна. Так, алюминий с серной кислотой дает звучный темный тон. Олифа на поверхности нагретого чугуна дает стойкую темно-коричневую пленку. Стальные полированные изделия, погруженные в расплавленную селитру, покрывают темно-синим цветом. Сталь можно обработать и следующим образом. Составить раствор из 700 г каустической соды, 250 г нитрата натрия и 200 г нитрита натрия на один литр воды. Погрузить стальное изделие в раствор и кипятить до полной окраски. Самый распространенный способ отделки меди и ее сплавов — обработка серной печенью. Этот состав приготовляется из одной части серы и двух частей поташа, которые сплавляют и помешивают до получения однородного состава. Сплав может долго храниться. При использовании его растворяют в воде (5—10 г на литр). При подогреве раствора или изделия процесс окисления протекает более интенсивно. Таким же образом патинируется и серебро. Может применяться и сернистый аммоний (20 г на литр). Обрабатывая латунь в растворе гипосульфита и азотно-кис- лого свинца, можно получить большой подбор цветов — почти всего спектра. Раствор приготовляют следующим образом. Гипосульфит (130 г) растворяется в 1 л горячей воды. Азотнокислый свинец (35 г) также растворяют в 1 л воды. Затем растворы смешивают. Предварительно изделие очищают в азотной кислоте и промывают. После обработки его сразу же покрывают прозрачным лаком во избежание дальнейшего окисления. Основные техники художественной обработки металла, освещенные в книге, не исчерпывают всего богатства приемов большой отрасли. Более подробные сведения можно почерпнуть в предлагаемой специальной литературе. Необходимо помнить и о соблюдении противопожарных мер, мер безопасности при устройстве специальной мастерской. Помещение должно быть оборудовано вытяжными шкафами. Особую осторожность следует соблюдать при работах с кислотами, используя прорезиненные фартуки, рукавицы, за щитные очки. Осторожность нужна и при обработке деталей н механических щетках и наждачных кругах, проводить которую нужно только в защитных очках. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|