Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мифологическое будущее Карелии 1 страница




1. Задача

Запустить процесс производства различий внутри региона и на его границах с другими сообществами. Для этого — собрать «каркас системы идентичностей», который далее можно было бы продолжать и бесконечно ветвить. Его предметность не столь важна, так как он — род медиума, который позволяет людям структурировать и направлять в трансреальность энергию, которую не могут вместить нынешние формы действия. Единственное требование к предметности — она должна укореняться в автохтонном субстрате: ландшафтном, ментальном, историко-культурном.

Идеальное «древо региона» укоренено в территории, а ветвями уходит

в трансреальность и там бесконечно ветвится. Идеал — Древняя Греция, где каждый прибрежный полис — уникальный обособленный мир, и в то же время — вовлечен в контакты (торговые и культурные) со всей известной тогда ойкуменой.

2. Дифференциация топосов

В случае Карелии мы имеем уже

готовую предструктуру внутренней

дифференциации, укорененную в

ландшафте: сеть озер, которых бес-

1 http://kitezh.onego.ru/ozero.html.

конечно много и которые равномерно покрывают весь регион. Каждое озеро, во-первых, уникальное ландшафтное образование (береговая линия, прилегающие леса и с/х угодья, прибрежные строения, святилища и населенные пункты). Во-вторых, в силу своей индивидуальности, каждое озеро — потенциальный носитель мифологии топоса и связанного с ним сообщества. Озеро может выступать как «инструмент индивидуации» сообщества.

Карелия может рассматриваться как «Древняя Греция наизнанку» (озера = острова наоборот): бесконечная внутренняя береговая линия, разделенная на обладающие индивидуальным лицом озерные топосы, потенциально — носители уникальной культуры и мифологии. Множественность топосов обеспечивает бесконечность ветвления — в трансреальность Карелия выходит не как некое схожее единство, но как живое многообразие. Это до бесконечности увеличивает плотность культурно-экономических связей. В частности, в экономическом плане мы продвигаем не единичный бренд, а мегабренд, который включает в себя бесконечную серию вариаций (каждое озеро — свой вариант), причем эти вариации еще сложным образом взаимодействуют друг с другом. Это дает неисчерпаемое количество культурно-экономических ниш. По своей «внутренней емкости» Карелия, как система различий, становится соразмерна полноценной стране или даже континенту.

При раскрутке проекта не обязательна непосредственная территориальная связь сообщества со своим топосом. Связь опосредуется мифом. То-пос может выступать, например, как объект паломничества и поклонения на расстоянии. То есть в процесс вовлекаются не только и (не столько!) обитатели окрестностей данного озера, но и люди, удаленные от него и способные воспринимать его через призму экзотики. Первичный пиар должен быть рассчитан именно на удаленную от топоса публику, а не на тех, кто веками жил рядом с ним и сливал в него помои. Скажем, жителей столичного Петрозаводска легче соблазнить не Онежским озером, а маленькой ламбушкой,1 затерянной в дальнем лесу, обитателей ее окрестностей — наоборот. Отсюда прямой выход в трансреальность: «озерный культ» базируется в Сети, а его поклонники могут жить хоть в Японии, приезжая время от времени в качестве туристов-паломников. Это новое отношение к топосу неизбежно захватит и его непосредственных обитателей: им захочется соответствовать этому культу (в том числе по экономическим соображениям).

3. Прототип проекта

Экспериментальный образец предлагаемой операции — история вокруг озера Лох-Несс. Началось все с чьей-то шутки, потом в дело включились энтузиасты поиска динозавров со всего света, началось массовое паломничество туристов и одержимых. Наконец, «припекло» местных жителей, и они настолько прониклись легендой, что создали «комитет защиты лохнесского чудовища» от туристов и исследователей-ловцов. Результат:

затерянный в шотландской глубинке поселок обрел лицо в глобальном масштабе и основал трансконтинентальную «лохнесскую индустрию».

4. Существо проекта

В эпоху Кастанеды и Пелевина эффективный «озерный миф» должен иметь не «лохнесскую», а психоделическую и религиозно-эзотерическую подоснову. Заселять озера нужно не динозаврами, а духами. Озера издревле кишат божествами, водяными, русалками, утопленниками и т. п., что неизбежно оставило крючки в подсознании. В этом смысле нет ничего необычного в том, чтобы рассматривать озеро как медиум при общении с оккультными силами, как окно в иную реальность. Можно подключить остаточные мифы карело-финского населения.

Базовая посылка: озеро как идеальное место для медитации. Идеал — «тибетизация» Карелии, превращение ее в «страну священных озер». В идеале каждое озеро в Карелии должно иметь свой уникальный миф и свой медитативный культ. Вокруг этого культа структурируется сообщество, завязываются транснациональные контакты и возникает сопутствующая экономическая деятельность (в том числе такая, которая прямо не связана с культом и туризмом).

Сакрально-психоделическая доминанта проекта отражает «обратно-древнегреческий» характер карельского ландшафта. В обоих случаях береговая линия (острова и озера) замкнута на себя, что предопределяет «полисный» тип социальной структуры. Но греческий ландшафт — это береговая линия, обращенная «наружу», в бескрайнее море, а карельский ландшафт — береговая линия, обращенная «внутрь» и вглубь.

5. Механизм реализации

Мотивационные механизмы (для разных групп): естественное любопытство, притягательность игры, разумный расчет, эффект самовнушения и «синдром голого короля» (перечитайте сказку — там дан образец успешного пиара на пустом месте). Добровольная помощь потусторонних сил также приветствуется.

I этап. Рождение феномена

Вдруг выясняется, что некоторые (многие) озера Карелии у людей в соответствующем (медитативном) состоянии способны вызывать видения и галлюцинации. У каждого озера — своя специфика: свой ряд видений; уникальный настрой сознания, в который вводит озеро, или наоборот, — в который нужно предварительно войти, чтобы озеро «открылось» медиуму; избранный круг вопросов и проблем, в решении которых «духи озера» могут оказать помощь. Проще говоря, одни озера расширяют фило-

1 Ламбущка — небольшое лесное озеро (А. П.).

софскО-метафизический опыт, другие — помогают решить любовные проблемы, третьи — дают успех в бизнесе, и т. д. и т. п.

Появляются люди, которые всем этим озабочены, выходят с этим в интернет, привлекают энтузиастов-паломников из других регионов. На ту же тему выходит несколько книг типа Кастанеды, только более документальных и «рецептурных» по стилю; отыскиваются «трактаты карельских шаманов» и «старинные рукописи старообрядцев». Выдвигается гипотеза, что каждое озеро Карелии обладает какими-то скрытыми свойствами. В Сети появляются многочисленные отчеты об «исследовательских экспедициях» к затерянным в тайге озерам с целью выяснить их оккультный потенциал. Паломники, погружаясь в медитацию, потом описывают и сравнивают свой опыт. Отчеты — иногда разноречивые, иногда (о чудо!) показывают сходные эффекты. При этом для строгости опыта используются разные техники входа в «измененное состояние». Местные жители там и сям изумленно наблюдают этих паломников в действии.

II этап. Первые отклики в СМИ

Эта информация начинает просачиваться в местные СМИ и на телевидение. Сначала — в специфических рубриках и передачах (типа «Очевидное-невероятное»). «Эксперты» разного рода пытаются объяснить эти феномены, каждый на свой вкус. Объяснений множество: естественнонаучные (геомагнитные аномалии и выделение каких-то газов), медицинские (ребята объелись грибов), фантастические (озера как организмы типа Соляриса), оккультные (в каждом озере живет свой дух-посредник) и даже православные (в озерах являются души миссионеров, которых в древности там утопили язычники-карелы). Где-то отыскивают «потомка карельских шаманов», и он объясняет, что его предкам все это было давно знакомо. Упоминает что-то о забытой древней науке, которая насчитывала 19 000 озерных духов и 800 видов медитативных практик, с помощью которых с ними общались. Кастанеда отдыхает.

III этап. Репрессии

Движение приобретает некий оттенок скандальности, поскольку часть адептов, очевидно, употребляет психоделики. Официальные представители проекта, естественно, от этого усиленно открещиваются, утверждая, что единственный психоделик — озерная вода, что вызывает еще большие подозрения. Появляется заявление медиков о том, что некоторые водоросли, обитающие в воде некоторых карельских озер, производят природный ЛСД. По рукам ходят списки этих озер. К этим «секретным озерам» направляются толпы «страждущих».

Обеспокоенное этим энтузиазмом, правительство Карелии принимает репрессивные меры, заведомо нелепые, чрезмерные и противоречивые. В официальных СМИ появляются разоблачительные публикации, по ТВ выступают научные эксперты, доказывающие, что это — гигантская мис-

тификация, что ничего нет и быть не может. Подключаются разнообраз-ные комитеты озабоченных матерей, дети которых увлекаются «новой сек-той» и т. п. У особо популярных озер и мест медитации появляются ми-лицейские патрули. МВД после борьбы с «оборотнями» логично переключается на розыск шаманов, леших и водяных. Наконец, запрещается брать иоду из всех озер и подходить к ним ближе, чем на 100 метров, мотивируя это опасностью для здоровья. Но бум только растет.

В конце концов, глава Карелии обращается в Думу, Совет Федерации, лично к президенту РФ и пытается перетащить бум на общероссийский уровень. Некий известный депутат утверждает с думской трибуны, что ЛСД в озерах есть, что он сам пробовал эту воду и разговаривал с духами. Наркотик туда, очевидно, подсыпало НАТО, чтобы окончательно споить русский народ. Предлагаются всякие безумные проекты, типа: осушить все озера, засыпать их хлором или окропить святой водой (чтобы изгнать духов). В ходе этих репрессий в общероссийском сознании рождается новый имидж Карелии («оккультной психоделической страны»).

IV этап. Реабилитация

В определенный момент глава Карелии «вдруг прозревает», меняет свою позицию на 180 градусов, увольняет нескольких чиновников («которые ввели его в заблуждение») и объявляет новый культ уникальным достоянием республики. Он публично, перед телекамерой, выпивает стакан воды, доставленный из самого психоделического озера. Далее в телеобращении к согражданам он разворачивает социально-экономический позитив этого феномена (типа, «никто не понял, а я вдруг сам это открыл»). Начинается официальная поддержка озерного культа и всех его культурных и экономических приложений.

Примечание к этапам III —IV

Если ныне действующее правительство Карелии не захочет в это играть, тогда сценарий меняется. Репрессии провоцируются «снизу» (это не так сложно сделать, учитывая глупость чиновников), а «реабилитационная программа» продается альтернативной силе, которая способна выйти на выборы (эта сила будет поддерживать проект изначально, уже начиная с этапов I-III).

V этап. Полная реализация

Пользуясь поддержкой влиятельных сил, озерный культ выходит из «молодежно-андеграундной» фазы и становится затравкой для серьезных культурных, экономических и политических инноваций.

6. Результат

1. Оформляется новая общественно-политическая и конфессиональная доктрина Карелии. Озера-топосы при этом играют двоякую роль: и как

принцип структурирования внутренней жизни региона, и как основа живой практики местного культа.

2. Карелия превращается в высокодифференцированную систему с мощной привязкой к ландшафту и входом в глобальную экономику. Вокруг каждого озерного топоса вырастает свой вариант карельской идентичности, со своими (и притом подчеркиваемыми) особенностями в культуре, стиле жизни, экономических практиках.

3. Формируется узнаваемый глобальный образ (мегабренд) Карелии как «страны священных озер», «страны психоделических озер». Этот образ идет как на экспорт, так и для внутреннего потребления.

4. Новый образ служит основой для налаживания экономических и культурно-информационных связей с другими регионами России и всем миром.

5. Новый образ становится удобным и уже раскрученным мегабрендом для успешного продвижения на мировые рынки местных культурно-экономических практик:

а) паломничество, экологический туризм, с сопутствующей инфраструктурой. Каждое озеро (а их тысяча) является потенциальным объектом паломничества, туризма. Разумеется, к некоторым особо почитаемым озерам доступ возможен только для очень солидных клиентов;

б) видео-, аудио- и компьютерная индустрия (в т.ч. кино, музыка, игры), отсылающая к «карельской психоделике», «карельским культам». Учитывая, что культы бесконечно ветвятся (по числу озер), тематический запас неисчерпаем;

в) произведения изобразительного искусства и различных «народных промыслов», подаваемые как выражение новообретенной «карельской экзотики» либо ее осмысление. Вариантов «карельского стиля» будет множество — по числу озер, так как каждое — отдельный источник вдохновения;

г) производство мебели и предметов интерьера (здесь подключается лесная промышленность), выдержанных в специфическом «карельском психоделическом стиле» и его многочисленных вариантах. Часть этих предметов может подаваться как «сакральная утварь» и «предметы культа». Особое направление — составление «озерных коллекций». Скажем, тысяча (по числу озер) вариантов кого-нибудь культового предмета. Причем каждая вариация имеет развернутое метафизическое обоснование;

д) уникальный архитектурный стиль (стили), вырастающий из стиля озерных храмовых сооружений. Стиль скорее всего — деревянный и малогабаритный, что дает прекрасные возможности для экспорта (дачные домики, медитативные беседки для сада и т. п., — еще одно приложение лесного комплекса);

е) экспорт запечатанной в бутылки психоделической «живой воды». Причем из каждого озера — несколько марок воды, в зависимости от сезона. Из «особо священных» озер вода поставляется только на заказ, малыми партиями по высокой цене (для истинных ценителей);

ж) особая психоделическая «карельская кухня», скажем, на лесных трапах, грибах и озерной рыбе, с сетью ресторанов по всему миру. Кухня так же имеет много вариантов. Разумеется, есть и напитки (не считая «психоделической воды»). Кроме этого — сеть доступных забегаловок и продуктов типа «фаст-фуд», которые придают бодрость (или наоборот — вызывают релаксацию) по особым рецептам карельских шаманов (например, пиво на «психоделической воде» + «психоделическая вобла» из священного озера);

з) индустрия «кареловедения»: множество специалистов и писателей, на разные лады объясняющих карельский миф, пишущих книги, статьи, дающих интервью и прогнозы, обучающих жить «по-карельски» и т. п. База этой индустрии — собственная полиграфия (опять отсылка к лесному комплексу);

и) и т. д., поскольку «специфически карельским», в тысяче «озерных вариантов», может быть все что угодно.

7. Философский базис

Не будет ли весь проект грандиозной мистификацией и обманом? На самом деле речь идет не о мистификации, а о вовлечении в игру, точнее — в нечто пограничное между игрой и реальностью. Проект по своей сути — постмодерн-фундаменталистский, т. е. принципиальная разница между реальностью и игрой, реальностью и мифом, внутренним и внешним сознанию исключается априори даже по настроению. Эти различия — часть мифологии модерна, т. е. нечто антинаучное и несерьезное. Пока в оккультные силы озер никто не верит, этих сил действительно нет. Когда в них верят, строят в соответствии с этой верой свою жизнь и добиваются успехов — они есть, ибо их воздействие на реальность очевидно даже для скептиков (экономический успех и т. д.). Это значит, что вопрос о том, реальны ли духи Карельских озер, сводится к вопросу о том, способны ли они нам помочь. Если они нам могут помочь, то с очевидностью реальны, а неверие в них — абсурдно, иррационально и ненаучно (постмодерн-фундаменталистское доказательство божественного присутствия).

8. Особое достоинство проекта

С точки зрения обычного пиара, проект настолько бредовый, что можно не беспокоиться насчет авторских прав. Заказчику можно раскрыть итоговую картинку, социально-экономическое обоснование, даже схему реализации, но без нашей поддержки «собрать все вместе» он не сможет, — у него все развалится. Ведь тут основное — не «пиар», а создание мифологии, целого культа (множества культов). Успех реализации проекта напрямую зависит от экзистенциальной наполненности этого мифа (системы мифов). Обычные пиарщики и имиджмейкеры в этих сферах «плывут»...

Раздел 4 Маркетинг города

4.1. Роль городов и специфика городского маркетинга

Роль городов в системе территориальных образований

Города притягивают к себе все больше и больше населения земного шара. Половина населения мира живет теперь в городах и городских поселениях (табл. 4.1). Другая половина тоже все больше зависит от больших и малых городов в своей борьбе за средства существования и экономическое выживание. По прогнозам Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) эта тенденция сохранится и в начале третьего тысячелетия. По расчетам в последующие 30 лет население городов мира удвоится и превысит 5 млрд жителей, причем практически весь этот рост придется на развивающиеся страны. Важная роль городов в процессе устойчивого развития мира за последнее время еще более усилилась.

Города приобретают ведущую роль в привлечении инвестиций и при этом достигают беспрецедентных успехов в росте эффективности произ-

1 Данные сайта статистики городов и городских поселений www.world-gazetteer.com по состоянию на 2002 г. По более свежим данным из этого же источника, например, население г. Москвы в 2004 г. составляло 11 460 100 чел., Санкт-Петербурга — 4 659 400 чел.

водства. Они являются центрами всех нововведений и двигателями развития стран. Общепризнано, что города обладают самыми перспективными возможностями для обеспечения социального и экономического прогресса и мероприятий по улучшению условий окружающей среды на местном, национальном и глобальном уровнях.

Города выступают лидерами как муниципального, так и регионального и в целом федерального развития. Такую роль играют прежде всего крупные города, в которых сосредоточивается огромный экономический потенциал. Некоторые города создают гораздо большее богатство, чем целые нации. Крупнейшие городские агломерации мира представлены ниже (табл.4.2).

Комплексным доказательством этого служит способность городов генерировать доходы бюджетов всех уровней. В консолидированном бюджете среднего российского региона на собственные доходы столичного города приходится примерно 1/5 его часть (рис. 4.1).

1 Тот же источник.

Примечания: * ОМС — органы местного самоуправления; БП — безвозмездные перечисления.

Специфика городского маркетинга

Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу региона, но с учетом особенностей собственно городского образа жизни. Среди них:

• высокая плотность населения, что, например, диктует целесообразность активной работы с наружной рекламой и особые формы и каналы распределения, сбыта товаров, оптовой и розничной торговли, и в первую очередь необходимость целенаправленного развития муниципального потребительского рынка;

• сосредоточение в городах транспортной и деловой инфраструктуры, что ставит специфические задачи перед индустрией транспорта, связи, гос-теприимства и туризма, перед маркетингом соответствующих услуг;

• размещение в городах как местных, так и вышестоящих органов влас- ти, что ведет города к совмещению собственно муниципальных и сто-личных функций, усиливает «знаковость», символьный характер и зна-чимость имиджевых проблем городского маркетинга как ведущего зве-на маркетинга территории более высокого уровня организации и управления;

• множественность СМИ и насыщенность информационной и образова-тельной среды города, что предоставляет особые возможности маркетинговым коммуникациям, научным разработкам, обучению маркетингу и задает повышенные требования к этим сферам деятельности;

• концентрированная обеспеченность современными городскими удобствами, коммунальными благами (здесь весьма особую роль играют

1 Новиков А. В. Что надежнее — регион или его столица? // Эра городов. Проблемы городов переходных экономик. 1998. № 2. С. 3.

возможности маркетинга жилищно-коммунальных услуг, а также недвижимости);

• высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни и земли, особенно в крупных городах;

• напряженное состояние экологии большинства городов.

Информация и индикаторы состояния городов1

В большом массиве информации о городах существует несколько слоев, каждый из которых имеет свою специфику. Наиболее распространенные информационные слои представляют собой первичные данные, обработанные данные, статистические материалы, индикаторы, индексы и рейтинги.

Индикаторы состояния городов — это показатели, которые характеризуют такие проблемы, как доступность жилья, развитие инфраструктуры, возможность пользования различными услугами, безопасность в городах, загрязнение окружающей среды.

Показатель отношения цены на жилье к доходу — наглядный пример отдельно взятого индикатора, в котором отражается большое количество информации, характеризующей состояние рынка жилья. Учитывая, сколько годовых доходов домохозяйства необходимо для покупки нового дома, можно легко оценить доступность жилья и земли. Этот показатель изменяется от близкого к 1 в странах Северной Африки до 15 в городской черте Токио.

С 1995 г. Центр ООН по изучению поселений человека (UNCHS-Habitat) разрабатывает Всемирную базу данных по индикаторам состояния городов, являющуюся частью Программы ООН по населенным пунктам ООН-Хабитат.

Почти все наиболее густозаселенные страны мира включены в базу данных. Всемирная база данных по индикаторам состояния городов в 2001 г. содержала данные по 237 городам из 110 стран — участниц проекта. 37% из общего числа представленных городов размещаются в Африке, 18% — в Азии и Тихоокеанском регионе, 14% — в промышленно развитых странах, 14% — в странах Латинской Америки и Карибского бассейна и 14% — в странах с переходной экономикой Восточной и Центральной Европы. На города, расположенные в арабских странах, приходится 5% информации базы данных.

В целом 3/4 городов, информация о которых вошла в базу данных, относятся к городам развивающихся стран, остальные — из промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой. Относительно менее развитые страны представлены лучше, и этот значительный перекос не-

1 Оклер К. Держа руку на пульсе городов // Эра Городов. 1998. Лето. С. 21-22.

обходимо брать в расчет при любом сравнительном анализе. Что же касается городов с разной численностью населения, то в базе данных соблюден относительный баланс их представительства. В общем числе городов на большие, имеющие население более 1 млн человек, приходится 37%, на средние (от 300 тыс. до 1 млн) — 29%, на малые (менее 300 тыс. человек)— 34%.

База данных включает в себя более 20 тыс. элементов информации по

следующим разделам:

• базовая информация: основные демографические показатели, сведения о домохозяйствах, данные о доходах;

• социально-экономическое развитие: данные об уровне бедности, о занятости, информация о здравоохранении, образовании и преступности;

• инфраструктура: данные о предоставляемых в городах коммунальных

услугах;.

• транспорт: количественные и качественные данные о состоянии транспортного парка, операциях и инвестициях в него;

• охрана окружающей среды: данные о системах очистки воды, системах ликвидации твердых отходов, об аварийности этих систем;

• система местного самоуправления: информация о структуре местных органов самоуправления, их финансовой базе и о степени вовлеченности населения в управление;

• жилье: данные о потребности в жилье, о его качестве и ценах на жилье, о земельном регулировании и о строительной отрасли.

По этим основным блокам в базе данных содержатся 30 количественных и 9 качественных индикаторов состояния городов. В базе содержится также некоторая ретроспективная информация. Разрабатываются и измеряются новые агрегированные показатели, например «индекс городского

развития».

В этом мониторинге состояния городов Россия представлена не была. Только в 2004 г. в России начал осуществляться проект программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), в рамках которого в России создаются две городские «обсерватории» с целью мониторинга развития процессов урбанизации, социально-экономического состояния городов и разработки на этой основе предложений по их устойчивому развитию. Мониторинг будет проводиться на основе специальной схемы городских и жилищных индикаторов, разработанной ООН-Хабитат.

Для организации «обсерваторий» были выбраны два города: Астрахань и Псков. Последующее представление данных о городском развитии в глобальную базу данных Штаб-квартиры ООН-Хабитат позволит широкому кругу мировой общественности и деловым кругам лучше узнать оба города, что будет способствовать укреплению дружеских и деловых контактов, привлечению инвестиций. Использование меха-

низма оценки состояния города по системе городских и жилищных индикаторов должно помочь разработке политики устойчивого развития города.

Рейтинги городов

Местные органы власти и управления в самых разных странах постоянно ощущают на себе проводимую центральными правительствами политику «затягивания поясов». Сталкиваясь с собственными финансовыми трудностями, центр урезает трансферты, которые ранее были во многом основным источником средств как для эксплуатации и поддержания инфраструктуры, так и (тем более) для развития сферы муниципальных услуг, городов в целом.

Для привлечения инвестиций муниципалитеты, стремящиеся к развитию, ищут и диверсифицируют свои источники капитала, в том числе привлекая новых инвесторов и выходя на различные фондовые рынки. Современный рынок муниципальных ценных бумаг только в США — это $170 млрд. Попятно, что как для городов, так и для инвесторов принципиально важной становится независимая экспертная оценка кредитоспособности муниципалитетов. Экспертная оценка означает, что муниципальному образованию присваивается рейтинг, основанный на анализе показателей его кредитоспособности и дающий инвесторам представление о степени риска вложения средств в облигации конкретного муниципального образования.

Оценке подлежат экономические условия в целом, организационная структура управления территорией и другие административные факторы, исполнение бюджета и финансовое положение. Важнейшими показателями при определении рейтинга являются экономическая база конкретной территории, ее рост и диверсификация. Применяемая при этом единая международная шкала включает следующие позиции:

• экономические условия: демографическая ситуация, структура местного хозяйства, перспективы роста;

• организационная и административная структура: отношения между различными уровнями власти, баланс доходов и расходов, системы управления;

• финансовая гибкость и результаты деятельности: уровень ликвидности, объемы долговых обязательств, размеры забалансовой задолженности.

Стоимость жизни в городах

Стоимость жизни — это важнейшая и интегральная характеристика привлекательности любой территории, но города — в особенности. В городах, особенно в крупных, она традиционно высока (относительно сельских районов). Именно этот показатель наряду с обеспеченностью совре-

менными городскими удобствами и благами выступает одним из ведущих. Стоимость жизни в городах мира особенно важна для оценки перспектив миграции и развития рынка туристических услуг. Но пока статистическая и аналитическая работа в этом направлении ведется эпизодически, усилия разрознены.

Под воздействием кризиса 1998 г. Москва утратила сомнительный для маркетинговой привлекательности международный имидж одного из самых дорогих городов, переместившись по стоимости жизни за полгода с 10-го на 88-е место. Нужно сразу уточнить: жизнь в нашей столице подешевела в 1998 г. только для иностранцев и россиян, получающих стабильную зарплату в валюте; среди россиян это граждане, работающие в аккредитованных в Москве зарубежных учреждениях в качестве обслуживающего персонала — зарплата пусть и невысокая, зато стабильная и в долларах. А еще в 1995-1996 гг. наша столица была на третьем месте, уступая лишь японским городам Токио и Осаке.

Международная консалтинговая компания Mercer Human Resource Consulting (MHRC) располагает представительствами в 40 странах мира и ежегодно составляет рейтинг самых дорогих городов мира. Это исследование предназначено для топ-менеджеров компаний, сотрудники которых работают за рубежом. На основании полученных данных руководство компаний рассчитывает размер компенсаций, на которые могут претендовать их сотрудники, работающие (командированные) в той или иной стране. При расчете индекса дороговизны принимается во внимание сравнительная стоимость (за единицу измерения берутся цены в Нью-Йорке) 200 товарных групп в десяти разных категориях (в том числе одежда, питание, аренда жилья, электроэнергия, связь, бензин, сервисные услуги, развлечения, спорт). Таким образом, рейтинг MHRC — это показатель жизни верхушки среднего класса иностранцев, командированных за рубеж, в том числе — в Россию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных