Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания. Планирование предстоящего рейса является одной из важнейших задач обеспечения безопасности мореплавания




Планирование предстоящего рейса является одной из важнейших задач обеспечения безопасности мореплавания. "Руководство по планированию рейса" (ИМО. Резолюция А.893(21) определяет четыре этапа планирования:

Оценку рейса. На этом этапе судоводителям и, в первую очередь, капитану судна, предстоит собрать и изучить всю информацию, касающуюся предстоящего рейса;

Выбор пути, выполняемый на основе всей собранной информации;

Графическую прокладку и составление маршрутного плана в виде таблицы в письменном или электронном виде;

Контроль за выполнением составленного плана в рейсе.

При освоении (п. 1.1) необходимо изучить международные и национальные стандарты, определяющие безопасность мореплавания. В пособии /17/ особое внимание следует уделить Резолюции ИМО А.893, Главе V СОЛАС "Безопасность мореплавания" и разделам Кодекса торгового мореплавания Украины, касающимся капитана судна, судового экипажа, капитана порта и лоцманской службы. Учитывая особую важность этих документов для обеспечения безопасности мореплавания, в конце курса осуществляется модульная проверка знаний этих документов, по специальному перечню вопросов.

Помимо международных конвенций, навигационных карт и гидрографических пособий на навигационном мостике должна находиться штурманская документация (п.1.2), которую судоводители ведут в течение всей эксплуатации судна. Перечень такой документации изложен в РШСУ-98 /18/.

При подготовке к предстоящему рейсу (п. 1.3) судоводители, должны четко представлять свои обязанности для выполнения функций, предусмотренных Международной конвенцией ПДНВ-78/95. Перечень функций приведен в Кодексе ПДНВ-95, обязанности представлены в РШСУ-98 /4/. Для более глубокого изучения этой темы рекомендуют литературу /11/.

Неотъемлемой обязанностью всей деятельности экипажа судна является охрана окружающей среды (п. 1.4). При планировании рейса судоводители обязательно должны учитывать мероприятия, направленные на охрану морской среды, требуемые Международной конвенцией МАРПОЛ-73/78. Для изучения этой темы рекомендуют воспользоваться дополнительными пособиями.

Для обеспечения безопасности важное значение имеет знание гидрометеорологических условий предстоящего плавания (п.1.5). Выбор пути с учетом действующих течений, учет преобладающих ветров, прогнозирование районов с возможной пониженной видимостью, оценка вероятности встречи со штормовым волнением, льдами, тропическими циклонами и другими опасными явлениями позволяет сделать рейс более безопасным, повысить его эффективность. Эти вопросы рекомендуют изучать по соответствующему учебнику, дополнительно рекомендуется воспользоваться дополнительной литературой, в том числе /4/.

Подбор и подготовка карт и навигационных пособий (п. 1.6) является важным этапом обеспечения предстоящего рейса. Обычно эту работу выполняет 2-й (навигационный) помощник капитана под непосредственным контролем капитана судна или его старшего помощника. Материал по этой теме изложен в Руководстве /4/, дополнительно могут быть использованы пособия /10, 13/.

Подъем карт (п. 1.7) предусматривает нанесение на навигационные карты дополнительной информации, которая позволяет более надежно выполнять плавание, особенно в местах, наиболее трудных для судовождения (стесненные для плавания районы, проливы, прибрежные акватории и т. п.). Методика выполнения подъема карт помещена в /10/ и других пособиях.

После осуществления первых двух этапов планирования (оценки предстоящего рейса и выбора пути) выполняют прокладку предстоящего пути на бумажных или электронных картах. Расчеты океанских путей (п. 1.8) и детальный выбор и прокладка пути в стесненных для плавания районах (п. 1.9), будут более подробно изучены в последующих разделах курса. А образцы прокладки на картах помещены в методическом руководствах /15, 16/. Дополнительную информацию можно получить из учебников и пособий/1, 10, 13,/.

Разработанный План перехода (Раssage р!аn) должен быть представлен графически не только на навигационных картах, но и в виде Маршрутных таблиц в письменном виде (п. 1.10). Эти таблицы могут быть исполнены на бумаге, или же введены в память ЭВМ. Они, насколько позволяет планирование, должны напоминать вахтенным помощникам капитана о действиях, которые им предстоит выполнить в течение вахты. Эти таблицы находятся постоянно в распоряжении вахтенного помощника капитана. Методика составления таких таблиц и их об­разцы представлены в руководстве /16/, существенную помощь при составлении этих таблиц может оказать материал в Рекомендациях /4/.

Cоставляя Плана перехода, необходимо выбрать основной и резервный способы определения местоположения судна на каждом участке плавания и оценить погрешности таких определений (п. 1.11). Основным обычно выбирают наиболее точный способ определения места судна, а резервным - менее точный, но позволяющий достаточно надежно контролировать место, полученное основным способом. Такая организация контроля за исполнением Плана перехода снижает вероятность ошибок судоводителей, которые могут привести к навигационным авариям. Оценка точности определений места судна при планировании также позволяет выбрать расстояние до ближайшей навигационной опасно­сти в данном месте в соответствии с рекомендациями Резолюции ИМО А.529(13). Местоположение судна обозначают на навигационной карте окружностью с вероятностью нахождения в ней судна 95 %. Материал по этой теме изложен в учебнике /1/ и пособиях /9, 10/. Желающим более глубоко изучить данный вопрос, рекомендуется /6/.

Завершающим этапом планирования должна служить оценка на­дежности плавания судна в стесненных водах (п. 1.12). Такая оценка позволяет своевременно выбрать соответствующие меры для уменьшения риска навигационного происшествия (касания грунта, посадки на мель) в районах предстоящего плавания. Основным пособием для решения та­ких задач является монография 191, дополнительно могут быть использо­ваны пособия /6, МТ-2000/.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные международные конвенции по безопасности мореплавания и охране морской среды.

2. Поясните понятие "безопасность".

3. Поясните понятие "риск ".

4. Какие существуют три направления в деле повышения безопасности мореплавания?

5. Кто и каким международным документом определил требования к планированию рейсов?

6. Перечислите основные штурманские документы, находящиеся на навигационном мостике.

7. Назовите функции служебной деятельности и уровни их выполнения для судовых экипажей.

8. Какой документ определяет действия экипажа для обеспечения безопасности и охраны среды при операциях с нефтепродуктами на судне? Кто разрабатывает такой документ?

9. Причина образования пассатов и муссонов на земной поверхности. Время и место их действия.

10.Под каким углом и в каком направлении по отношению к пассатам устанавливается постоянное течение в океанах?

11.Как направлены ветры по отношению к центрам циклонов в северном и южном полушариях?

12.Какие виды туманов Вы знаете? Причины их образования.

13.По какому гидрографическому пособию подбирают карты и пособия на переход?

14.Как часто выходят Извещения мореплавателям?

15.В чем отличие навигационных предупреждений, предваряемых буквой "Т"или"Р", от обычных навигационных предупреждений?

16.Какие действия выполняют при "подъёме карты"?

17.Чем отличается плавание по ортодромии по сравнению с плаванием по локсодромии?

18.Что такое "параллельная индексация"?

19.Что понимают под "точкой невозврата" при планировании рейса?

20.Что обозначают "путевыми точками" (wау роints) и в каких местах на карте их наносят?

21.Что обозначают на карте точки "а1егt роints"?

22.В какой форме может быть представлен План перехода (Раssаge Р1аn)?

23.Какую погрешность местоположения судна допускают "Стандарты точности судовождения" (Резолюция ИМО А. 5 29)?

24.Какой фигурой и с какой вероятностью нахождения в ней судна рекомендует ИМО наносить место судна на карту?

25.Перечислите этапы планирования рейса (Резолюция ИМО А.893).

26.С какой целью рекомендуют применять основной и резервный способы определения места судна на каждом участке его пути?

27.Что понимают под навигационной надежностью плавания?

 

ЗАДАНИЕ 1

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных