Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 17. Территориальная организация сферы обслуживания

 

Выделяют следующие особенности сферы об­служивания:

1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении организаций сферы обслуживания наибо­лее важной оказывается ориентация на потребителя или на транспортные потоки между местами жительства и работы.

2. Услуги могут быть нужными всем и всегда (например, услуги ЖКХ), многим и всегда (транспорт — для поездок с самыми разнообразными це­лями), немногим и всегда (школы — для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы — людям с плохими здоровьем).

3. Услуги подразделяют на повсед­невные (необходимые постоянно), периодические (необходи­мые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой груп­пы важна близость к потребителям. Организации, оказывающие услуги, маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее круп­ные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наибо­лее тесно связано с транспортными потоками.

4. Для услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть су­точными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), не­дельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учрежде­ний рекреации и лечения, а также для, всех других органи­заций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечи­вать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки.

5. Для каждого вида услуг выделяют минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения каче­ства и себестоимости услуг. Обычно преобла­дают организации минимального размера. Укрупнение раз­меров ведет к повышению качества и снижению себестоимо­сти, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей.

6. Выделяют услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финанси­рует все общество в целом через соответствующие бюджет­ные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных по­требителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Обычно потребители привяза­ны к ближайшим (территориально) организациям, но осо­бенности административного устройства могут вносить нару­шения в эту зависимость.

7. Доступность услуг. Она может быть террито­риальной (временной) и финансовой (доходной). Территори­альная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Поэтому вы­деляют центры обслуживания — пункты, которые обслужи­вают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю лю­дей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания. В пределах микрорайо­на, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодичес­ких услуг. Организации концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции мет­ро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на об­щественном транспорте. На уровне города предоставляют­ся все услуги, в том числе эпизодические. Здесь главное — качество при доступности для макси­мального количества потребителей. Поэтому организации концентрируются в центре города.

9. На селе относительный полный набор учреждений по­вседневного обслуживания можно создать только в населен­ных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Но некоторые организации придется дотировать, т.к. число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больни­цы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов во­обще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодичес­кие и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявле­ний центральных функций городов.

10. Выделяют несколько показателей раз­витости сферы обслуживания. В сельской местности более важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетво­ренность — по нормативам (нормативный метод) или по ре­альному потреблению (поведенческий метод). Существенно потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязатель­но надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Важный показатель — комплек­сность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основ­ных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой. О значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занято­сти.

По мере роста значения сферы обслуживания в обще­стве увеличиваются масштабы связанных с ней миграций. Маятниковые поездки за услугами в развитых странах по масштабам уже превосходят маятниковые трудовые поезд­ки, хотя и отличаются меньшей регулярностью. Огромные масштабы получили также нерегулярные рекреационные поездки. Только зарубежные страны с туристическими це­лями ежегодно посещает около 700 млн. чел.

В некоторых небольших государствах с благоприятными природными условиями (Кипр, Мальта, Багамские острова и др.) иностранный туризм уже стал основой экономики, и, таким образом, вся их жизнедеятельность связана со сфе­рой обслуживания. Своеобразно формируюется при этом расселение. Лучшие участки (вдоль морских и речных побе­режий и т. п.) предназначены не для постоянных жителей, а для туристов. Причем жилища коренных жителей отличают­ся, как правило, более низким уровнем благоустройства. Но в общем случае сфера обслуживания в развивающихся госу­дарствах значительно отстает по сравнению с уровнем раз­витых стран.

Сфера обслуживания в России отстает от уровня развитых государств. В период кризиса 1990-х гг. многие отрасли сферы обслуживания также оказались в тя­желом положении, поскольку финансировались или через дефицитный государственный бюджет, или через резко сни­зившийся платежеспособный спрос населения.

Поэтому значительно увеличилась доля самообслужива­ния по большинству видов услуг. Особенно ярко это прояви­лось в сельской местности, где многие предприятия сферы обслуживания закрылись, подорожал транспорт. В итоге доступность многих услуг для большинства сель­ских жителей резко снизилась. Проявилась данная тенден­ция и для городских жителей. Около 1/3 всех городских се­мей имеют садовый участок или дом в деревне, где в летний период самостоятельно организуют свой отдых и частично обеспечивают себя продуктами питания. Еще около 20% горо­жан делают это у своих сельских родственников. В итоге сфор­мировались массовые сезонные миграционные потоки между городами и сельской местностью, которые в развитых стра­нах практически полностью связаны со сферой обслужива­ния, а у нас используют эту сферу незначительно.

В РФ значительна территориальная дифферен­циация в уровне развития сферы обслуживания. Так, объем платных услуг на человека в год (обобщенный показатель развития бытово­го обслуживания) в 2010 г. в Центральном районе составлял 6,1 тыс. руб., а в Центрально-Черноземном — 1,4 тыс. руб. На уровне регионов субъектов РФ различия в развитии разных отраслей достигают десятков раз.

Различия в уровнях развития сферы обслуживания меж­ду разными территориями уже давно являются в России одной из главных причин постоянных переселений.

В общем случае в России можно выделить иерархию центров обслуживания:

1) столица — Москва;

2) города — главные центры экономических районов и федеральных округов (Новосибирск, Санкт-Петербург и т. д.);

3) центры регионов — субъектов Российской Федерации (Псков, Белгород, Пенза и т. д.);

4) межрайонные центры, обслуживающие население не­скольких сельских районов внутри региона (Орск в Оренбур­гской области, Новокузнецк в Кемеровской области и др.);

5) районные центры;

6) кустовые центры, обслуживающие население несколь­ких сельских администраций внутри района;

7) центры сельских администраций;

8) сельские поселения, имеющие организации сферы об­служивания.

Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важ­ным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие природных и социально-эко­номических ресурсов. Поэтому два крупных рекреационно-курортных района сформировалось в нашей стране на Се­верном Кавказе: район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик).

Большую вместимость имеют также рекреацион­ные и санаторно-курортные учреждения Московской облас­ти. Их развитие было обусловлено не благоприятными при­родными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербург с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).

В расчете на жителей России развивались в советский период курортные районы в государствах ближнего зарубе­жья. Самые важные из них — это Черноморское побережье Украины, Черноморское побережье Грузии, побережье Бал­тийского моря в Латвии, Литве и Эстонии. Но в 1990-е гг. российским гражданам по различным причинам удобнее и выгоднее стало выезжать на отдых не в эти районы, а в государства дальнего зарубежья. Ежегодно в начале XXI в. с туристическими целями выезжает из России в государства дальнего зарубежья около 3 млн. чел. Больше всего — в Тур­цию, Испанию, Финляндию, Египет и Кипр. Приезжает ту­ристов в Россию из дальнего зарубежья примерно в 3 раза меньше. Одна из причин этого — уровень обслуживания ту­ристов в России отстает от современных мировых стан­дартов.

В общем случае можно сказать, что развитие взаимо­связи территориальной организации населения и сферы об­служивания находится в противофазе с аналогичной связью для хозяйства в целом. Появляется сфера обслуживания вслед за населением, но по мере ее развития размещение населения все больше начинает ориентироваться на сферу обслу­живания. В нашей стране уровень развития сферы обслужи­вания заметно отстает от современных стандартов. И на боль­шей части территории России концентрация населения слиш­ком мала, чтобы отрасли обслуживания могли интенсивно развиваться. Но в некоторых районах — в центре и на юге Европейской части России — возможности для развития есть. Видимо, именно в этих час­тях страны будет концентрироваться население в перспек­тиве.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Население (народонаселение)— совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо части, и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства.
vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных