ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 7. Аудит нематериальных активовЦелью проведения аудита нематериальных активов является определение соответствия применяемой организацией методики учета и налогообложения операций по учету нематериальных активов нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. Для достижения заданной цели аудиторам необходимо: 1) подтвердить правильность отнесения объекта к нематериальным активам; 2) подтвердить достоверность оценки затрат на приобретение или создание нематериальных активов; 3) оценить соответствие бухгалтерской финансовой отчетности данным синтетического и аналитического учета; 4) проверить полноту и своевременность отражения, а так же документальное оформление операций по учету нематериальных активов. Источники информации, используемые при аудите нематериальных активов, следующие: 1) баланс и отчет о прибылях и убытках, 2) приложение к бухгалтерскому балансу, 3) Главная книга и карточка учета нематериальных активов ф. НМА-1, 4) акт (накладная) приемки нематериальных активов и акт на списание нематериальных активов, 5) ведомость учета нематериальных активов №17 по дебету и кредиту счета 04 «Нематериальные активы», 6) журнал-ордер № 13 по кредиту счета 04 «Нематериальные активы», журнал-ордер № 10 по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов», 7) расчет износа нематериальных активов (при журнально-ордерной форме) и другие документы, справки, расчеты и т.д. В соответствии с целью аудита нематериальных активов можно выделить три направления проверки: 1) проверка операций учета поступления и создания нематериальных активов; 2) проверка учета амортизации нематериальных активов; 3) проверка учета выбытия нематериальных активов. Поскольку нематериальные активы не имеют физической формы, убедиться в их существовании аудитор может только путем проверки документов, подтверждающих права организации на соответствующие нематериальные активы (свидетельства о регистрации товарных знаков, патенты, свидетельства на полезную модель). Если аудит финансовой отчетности организации осуществляется впервые, аудитор должен посмотреть документы, подтверждающие право собственности организации на все существенные нематериальные активы, отраженные в финансовой отчетности. Если аудит проводится не в первый раз, аудитору достаточно посмотреть документы, подтверждающие права собственности на существенные нематериальные активы, приобретенные организацией в течение отчетного периода. Кроме того, аудитору путем опроса юристов клиента и его руководства на предмет существования судебных споров относительно прав организации на нематериальные активы следует убедиться в том, что права организации на нематериальные активы, приобретенные в прошлых периодах, и отраженные в финансовой отчетности на конец проверяемого периода не утрачены. С этой же целью аудитор должен ознакомиться с протоколами заседания совета директоров, наблюдательного совета или другого аналогичного органа управления организации. Существуют нематериальные активы (патенты, свидетельства на патентную модель и т.п.), права на которые в соответствии с законодательством действуют определенный срок. По рабочим документам прошлого года аудитор должен убедиться в том, что сроки, отраженные в отчетности организации, на конец отчетного периода не истекли. Существование нематериальных активов аудитор проверяет по двум направлениям: 1) часть активов отслеживается от данных бухгалтерского учета к первичным документам, 2) часть – от первичных документов, подтверждающих права организации на нематериальные активы, до данных бухгалтерского учета. Таким образом, аудитор может убедиться в том, что организация имеет права на все отраженные в ее отчетности нематериальные активы и что все нематериальные активы, права на которые имеет организация, показаны в ее отчетности. Выбытие нематериальных активов также проверяются по двум направлениям: 1) от первичных документов к данным бухгалтерского учета, дабы установить, что все выбывшие активы действительно списаны организацией, и стоимость активов на конец отчетного периода не завышена, 2) от данных бухгалтерского учета к первичным документам, дыбы убедиться в том, что все расходы и доходы от выбытия нематериальных активов учтены полностью и своевременно. Особое внимание аудитор должен уделить операциям по продаже и иному выбытию нематериальных активов, совершенным в конце проверяемого периода и в начале следующего периода. Это позволит определить, все ли операции, относящиеся к отчетному периоду, отражены в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации. При выяснении правильности оценки нематериальных активов в бухгалтерской отчетности данные отчетности сопоставляются с данными бухгалтерского учета о первоначальной стоимости нематериальных активов и начисленной амортизации. Завершая проверку нематериальных активов аудитору нужно установить, что вся существенная информация о нематериальных активах, а так же информация, раскрытие которой требуется действующими нормативными актами, полностью, точно и ясно раскрыта в отчетности и пояснениях к ней. При аудите нематериальных активов могут быть выявлены следующие ошибки: 1) неправильное определение срока эксплуатации нематериальных активов, 2) отсутствие документов, подтверждающих отнесение объектов учета к нематериальным активам, 3) неправомерное увеличение стоимости нематериальных активов за счет текущих затрат.
Практические задания к теме 7: В рамках данной темы предлагается выполнить следующие задания:
1) Предприятие приобрело необходимые для его деятельности лицензии на 5 лет. Указанные виды лицензий включены в состав нематериальных активов (НМА) и учитываются на счете 04 «Нематериальные активы» с ежемесячным списанием по 1/36 стоимости на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».Правильно ли были учтены лицензии? 2) Предприятие приобрело у предпринимателя программный продукт стоимостью 500 000 рублей. Затраты за услуги, связанные с консультированием по его использованию, составляют 1000 рублей. Расчет был произведен безналичным перечислением с расчетного счета организации на лицевой счет предпринимателя в Сбербанке РФ. За эту операцию Сбербанку РФ уплачено 1500 рублей. Суммы, уплаченные за консультирование и Сбербанку РФ, списаны на затраты как оплата услуг. Операция оформлена следующим образом: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 50 «Касса» – 1000 рублей (оплачены услуги); Дебет 04 «Нематериальные активы» Кредит счета 51 «Расчетный счет» – 500000 рублей. (цена приобретения); Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 51 «Расчетный счет» – 1500 рублей. (оплачено Сбербанку). Проверьте правильность бухгалтерских записей.
3) По договору купли-продажи предприятие приобрело право пользования базой данных. Сумма оплаты составила 12 000 руб. Данное приобретение было поставлено на учет как НМА на счете 04 «Нематериальные активы». Операция оформлена следующим образом: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетный счет» – 10000 рублей (оплачено с расчетного счета); Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 10000 рублей (приобретена база данных); Дебет счета 04 «Нематериальные активы» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – 5000 рублей (принят к учету НМА); Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – 2000 рублей (отражен НДС). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|