Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 7. Аудит нематериальных активов




Целью проведения аудита нематериальных активов является определение соответствия применяемой организацией методики учета и налогообложения операций по учету нематериальных активов нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. Для достижения заданной цели аудиторам необходимо:

1) подтвердить правильность отнесения объекта к нематериальным активам;

2) подтвердить достоверность оценки затрат на приобретение или создание нематериальных активов;

3) оценить соответствие бухгалтерской финансовой отчетности данным синтетического и аналитического учета;

4) проверить полноту и своевременность отражения, а так же документальное оформление операций по учету нематериальных активов.

Источники информации, используемые при аудите нематериальных активов, следующие:

1) баланс и отчет о прибылях и убытках,

2) приложение к бухгалтерскому балансу,

3) Главная книга и карточка учета нематериальных активов ф. НМА-1,

4) акт (накладная) приемки нематериальных активов и акт на списание нематериальных активов,

5) ведомость учета нематериальных активов №17 по дебету и кредиту счета 04 «Нематериальные активы»,

6) журнал-ордер № 13 по кредиту счета 04 «Нематериальные активы», журнал-ордер № 10 по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов»,

7) расчет износа нематериальных активов (при журнально-ордерной форме) и другие документы, справки, расчеты и т.д.

В соответствии с целью аудита нематериальных активов можно выделить три направления проверки:

1) проверка операций учета поступления и создания нематериальных активов;

2) проверка учета амортизации нематериальных активов;

3) проверка учета выбытия нематериальных активов.

Поскольку нематериальные активы не имеют физической формы, убедиться в их существовании аудитор может только путем проверки документов, подтверждающих права организации на соответствующие нематериальные активы (свидетельства о регистрации товарных знаков, патенты, свидетельства на полезную модель).

Если аудит финансовой отчетности организации осуществляется впервые, аудитор должен посмотреть документы, подтверждающие право собственности организации на все существенные нематериальные активы, отраженные в финансовой отчетности. Если аудит проводится не в первый раз, аудитору достаточно посмотреть документы, подтверждающие права собственности на существенные нематериальные активы, приобретенные организацией в течение отчетного периода.

Кроме того, аудитору путем опроса юристов клиента и его руководства на предмет существования судебных споров относительно прав организации на нематериальные активы следует убедиться в том, что права организации на нематериальные активы, приобретенные в прошлых периодах, и отраженные в финансовой отчетности на конец проверяемого периода не утрачены. С этой же целью аудитор должен ознакомиться с протоколами заседания совета директоров, наблюдательного совета или другого аналогичного органа управления организации.

Существуют нематериальные активы (патенты, свидетельства на патентную модель и т.п.), права на которые в соответствии с законодательством действуют определенный срок. По рабочим документам прошлого года аудитор должен убедиться в том, что сроки, отраженные в отчетности организации, на конец отчетного периода не истекли.

Существование нематериальных активов аудитор проверяет по двум направлениям:

1) часть активов отслеживается от данных бухгалтерского учета к первичным документам,

2) часть – от первичных документов, подтверждающих права организации на нематериальные активы, до данных бухгалтерского учета. Таким образом, аудитор может убедиться в том, что организация имеет права на все отраженные в ее отчетности нематериальные активы и что все нематериальные активы, права на которые имеет организация, показаны в ее отчетности.

Выбытие нематериальных активов также проверяются по двум направлениям:

1) от первичных документов к данным бухгалтерского учета, дабы установить, что все выбывшие активы действительно списаны организацией, и стоимость активов на конец отчетного периода не завышена,

2) от данных бухгалтерского учета к первичным документам, дыбы убедиться в том, что все расходы и доходы от выбытия нематериальных активов учтены полностью и своевременно.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по продаже и иному выбытию нематериальных активов, совершенным в конце проверяемого периода и в начале следующего периода. Это позволит определить, все ли операции, относящиеся к отчетному периоду, отражены в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации.

При выяснении правильности оценки нематериальных активов в бухгалтерской отчетности данные отчетности сопоставляются с данными бухгалтерского учета о первоначальной стоимости нематериальных активов и начисленной амортизации.

Завершая проверку нематериальных активов аудитору нужно установить, что вся существенная информация о нематериальных активах, а так же информация, раскрытие которой требуется действующими нормативными актами, полностью, точно и ясно раскрыта в отчетности и пояснениях к ней.

При аудите нематериальных активов могут быть выявлены следующие ошибки:

1) неправильное определение срока эксплуатации нематериальных активов,

2) отсутствие документов, подтверждающих отнесение объектов учета к нематериальным активам,

3) неправомерное увеличение стоимости нематериальных активов за счет текущих затрат.

 

Практические задания к теме 7:

В рамках данной темы предлагается выполнить следующие задания:

 

1) Предприятие приобрело необходимые для его деятельности лицензии на 5 лет. Указанные виды лицензий включены в состав нематериальных активов (НМА) и учитываются на счете 04 «Нематериальные активы» с ежемесячным списанием по 1/36 стоимости на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».Правильно ли были учтены лицензии?

2) Предприятие приобрело у предпринимателя программный продукт стоимостью 500 000 рублей. Затраты за услуги, связанные с консультированием по его использованию, составляют 1000 рублей. Расчет был произведен безналичным перечислением с расчетного счета организации на лицевой счет предпринимателя в Сбербанке РФ. За эту операцию Сбербанку РФ уплачено 1500 рублей. Суммы, уплаченные за консультирование и Сбербанку РФ, списаны на затраты как оплата услуг. Операция оформлена следующим образом:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 50 «Касса» – 1000 рублей (оплачены услуги);

Дебет 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 51 «Расчетный счет» – 500000 рублей. (цена приобретения);

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 51 «Расчетный счет» – 1500 рублей. (оплачено Сбербанку).

Проверьте правильность бухгалтерских записей.

 

3) По договору купли-продажи предприятие приобрело право пользования базой данных. Сумма оплаты составила 12 000 руб. Данное приобретение было поставлено на учет как НМА на счете 04 «Нематериальные активы». Операция оформлена следующим образом:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетный счет» – 10000 рублей (оплачено с расчетного счета);

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 10000 рублей (приобретена база данных);

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – 5000 рублей (принят к учету НМА);

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – 2000 рублей (отражен НДС).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных