ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 10. Аудит расчетовЦелью аудита состояния расчетов является исследование договорной и расчетной дисциплины, соблюдения платежной дисциплины, состояния дебиторской и кредиторской задолженности организации. При аудите расчетов аудитору необходимо проверить: 1) заключены ли договоры поставки продукции, 2) реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации счетов, 3) правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 4) правильность составления бухгалтерских записей по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 5) соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в журнале-ордере №11, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета). Особое внимание должно быть обращено на задолженность истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности. Аудит состояния расчетов следует начинать с анализа материалов инвентаризации и актов сверок взаиморасчетов, что позволяет выяснить реальное положение дел с дебиторской кредиторской задолженностью. При аудите расчетов по возмещению материального ущерба аудитору необходимо выяснить: - причины возникновения материального ущерба; - отнесены ли суммы по недостачам, растратам и хищениям на виновных лиц; - правильно ли оформлены и выведены результаты инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей и порядок регулирования выявленных при инвентаризации недостач и потерь; - была ли проведена инвентаризация при списании материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; - правильность и обоснованность списания недостач материальных ценностей на издержки производства, когда виновные лица не установлены; - ведение аналитического учета по счету 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»; - соответствие записей аналитического учета по счету 73 записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета). При аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. При проверке аудитор должен обратить внимание на следующее: 1) имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильно ли они оформлены; 2) при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования; 3) имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию; 4) обоснованность получения авансов; 5) уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров выполнения работ (услуг) на расчетный счет, или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам проданных товаров (работ, услуг); 6) осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть ее результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов); 7) полноту оприходования материальных ценностей. Проверяя правильность ведения аналитического учета и составления бухгалтерских записей по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» аудитор устанавливает соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета), а так же правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте. При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы, необходимо проверить, не числятся ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность. Необходимо: - сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета, отчетов движения продуктов и материалов; - определить правильность установления цен на материальные ценности – соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки; - установить правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг); - выяснить предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств; - определить правильность отражения операций при оплате векселями; - выяснить предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, несоответствия качества стандартам или условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков; - установить наличие зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту. Следует уточнить, как ведется учет курсовых, суммовых разниц и как эти разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на 1-е число соответствующего квартала. При аудите расчетов по доверительному управлению имуществом аудитору необходимо проверить: - наличие договора доверительного управления имуществом, юридическую грамотность этого договора; - отдельный баланс, выделенный из самостоятельного баланса учредителя управления и доверительного управляющего; - отчеты о деятельности доверительного управляющего; - ведение синтетического в аналитического счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»; - отражение операций по счетам 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета». При аудите расчетов по претензиям аудитору необходимо проверить: 1) обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства); 2) обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию; правильность аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе; 3) правильность составления бухгалтерских записей по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям». При аудите расчетов по совместной деятельности аудиторам обходимо проверить заключен ли договор о совместной деятельности и правильно ли он составлен; ведется ли отдельный учет по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела; правильность отражения участником, ведущим общие дела по договору о совместной деятельности, операций, связанных с его выполнением; правильность отражения в учете полученных от совместной деятельности финансовых результатов; правильность уплаты налогов в бюджет по результатам совместной деятельности. При аудите расчетов с прочими дебиторами и кредиторами аудитору необходимо установить: 1. Правомерность использования счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» для выполнения расчетов (многие бухгалтеры используют счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» вместо счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.). 2. Правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю. 3. Правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах. 4. Правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашений кредита и т.д. 5. Полноту и правильность расчетов по выданным беспроцентным ссудам членам трудового коллектива. 6. Полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство. 7. Правильность отражения в учете депонированной заработной платы (необходимо сверить записи по счету 76 с записями в книге учета депонированной зарплаты). 8. Своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях. 9. Правильность бухгалтерских записей по расчетам с дебиторами и кредиторами. 10. Правильность ведения аналитического учета по счетам 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». 11. Соответствие записей аналитического учета по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе. Следует установить, по каким платежам и налогам организация ведет расчеты с бюджетом. При проверке по каждому налогу необходимо определить: 1) правильность начисления налогооблагаемой базы; 2) правильность применения ставки налогов и платежей; 3) правильность арифметических подсчетов при начислении сумм налогов; 4) законность применения льгот при расчете и уплате налогов; 5) полноту и своевременность уплаты платежей в бюджет; 6) правильность составления бухгалтерских записей по начислению и уплате налогов и платежей; 7) правильность и своевременность представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей; 8) правильность ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Нужно обратить внимание на правильность отражения в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций, взыскиваемых в бюджет за нарушение налогового законодательства. Следует знать, что часть платежей в бюджет включается в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг; часть относится на финансовые результаты, а часть осуществляется за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Практические задания к теме 10: В рамках данной темы предлагается выполнить следующие задания:
10.1. Решить следующие задачи: 1) Предприятие отгрузило продукцию на сумму 180 000 рублей, в т.ч. НДС Себестоимость реализованной продукции 98 000 рублей. Учетной политикой предприятия не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, выручка от реализации для целей налогообложения определяется «по отгрузке». Через 4 года после установленного договором срока оплата от покупателя поступила. Составьте необходимые проводки.
2) ЗАО «Проксима» 30.05.13 г. отгрузило покупателю продукцию на сумму 240 000 рублей, в т.ч. НДС. Себестоимость реализованной продукции 97 000 рублей. Оплата по договору должна быть перечислена до 10.06.13 г. В указанный срок оплата не поступила. В течение последующих четырех месяцев ЗАО «Проксима» не предпринимало никаких попыток взыскать задолженность. Учетной политикой предприятия предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, выручка от реализации для целей налогообложения определяется «по оплате». В учете предприятия сделаны следующие записи: 30 мая: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи» – 240 000 рублей. Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - 48 000 рублей Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 43 «Готовая продукция» - 97 000 рублей. Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 99 «прибыли и убытки – 95 000 рублей. 30 сентября: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 63 «Резерв по сомнительным долгам» - 240 000 рублей Дебет счета 63 «Резерв по сомнительным долгам» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 240 000 рублей Дебет счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» - 240 000 рублей. Проверьте правильность бухгалтерских записей. 10.2. Ответь на следующие тестовые вопросы: 1. Аудитору в ходе проверки расчетных операций следует обратить внимание на то, что к доходам, с которых не удерживается НДФЛ, не относятся: а) суммы дивидендов по акциям; б) пособия по беременности и родам; в) оплата труда продукцией собственного производства.
2. При аудите расчетных операций нужно помнить, что при заключении договора купли-продажи условия договора считаются согласованными, если договор позволяет определить: а) наименование и количество товара; б) наименование, цену и количество товара; в) наименование, цену, качество и количество товара.
3. При аудите расчетных операций аудитор должен обратить внимание на то, что по общему правилу (если иное не предусмотрено законом или договором) право собственности на приобретаемый товар возникает у покупателя с момента: а) оплаты товара приобретателем; б) передачи товара приобретателю; в) передачи товара перевозчику – транспортной организации; г) передачи товара посреднической организации.
4. Аудитор должен учитывать при проверке расчетных операций, что расчеты между юридическими лицами могут производиться: а) только в безналичном расчете; б) в безналичном порядке, а так же наличными деньгами при соблюдении установленных нормативными актами ограничений; в) и в наличном, и в безналичном порядке, без каких-либо ограничений.
5. Аудитору следует помнить, что расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами производятся следующим образом: а) существует лимит расчетов 60 тыс. руб. по одной сделке; б) могут производиться в неограниченном количестве; в) существует лимит расчетов 15 тыс. руб. по одной сделке; г) существует лимит 10 000 долларов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|