Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.




Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. В ее рамках изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.

Философская антропология представляет собой не столько самостоятельную дисциплину, сколько философскую концепцию, основанную прежде всего на трудах Макса Шелера. О природе человека как одной из основных философских мыслей рассуждали еще с времен античности.

В период средневековья человек рассматривался как составная часть божественного упорядоченного мира.

В новое время человека затмил его собственный разум или абсолютный разум Вселенной по Гегелю. В это время человек становится самопознающим субъектом.

В 19-начале 20 веках произошел поворот в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни. А благодаря трудам Ницше, Шелера, Шопенгауэра проблема человека получила экзистенциальное рассмотрение.

Значительный вклад в дальнейшее исследование проблемы человека внесла психология Юнга и Фрейда благодаря попыткам уточнить понятие «личности».

В настоящее время благодаря развитию науки в философской антропологии возник ряд направлений: теологическое, социальное, идеологическое.

Человек, как и любое живое существо, вписан в окружающую среду, но в отличие от адаптивного поведения животных, человек не ограничивается приспособлением к существующим условиям, а наоборот стремится преобразовать их. Таким образом, этот путь активного преобразования и определяется как практика.

Специфической человеческой формой отношения к действительности является деятельность, которая требует постоянного самоперепрограммирования. Поэтому человек выступает одновременно и создателем и исполнителем заданной программы поведения. Эта деятельность предполагает целеполагание. С ним связано традиционное философское понимание свободы. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий.

Структуру практической деятельности человека можно представить как единство двух сторон: субъективной - человек и объективной - среда, продукты, исходные материалы.

Основными формами практической деятельности являются материальное производство, социальная практика, научный эксперимент и техническая деятельность. В структуре всей человеческой деятельности особое место занимает духовная деятельность, наличие которой обусловлено таким феноменом как сознание. Оно является высшим уровнем психического отражения и саморегуляци, присущих только человеку.

 

79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуаль­ность, личность.

Первоначальной предпосылкой бытия человека является существование его тела, подвластного всем законам жизни как био­логической формы бытия. Однако человек как homo sapiens, как конкретно социальное суще­ство находится в соответствующем социокуль­турном пространстве, в системе социальных связей. Единство в человеке биологического и социального подчеркивает его сложную «при­роду». Биологические составляющие — это, прежде всего биофизические и физиологичес­кие закономерности, которые позволяют под­держивать естественную (биологическую) со­вместимость человека, а именно это показыва­ет его схожесть с другими природными созда­ниями. Однако биологическое — это не только все то, что их генетически сближает, а еще и то, что существенно отличает, например, вертикаль­ная походка как анатомическое отличие позво­ляет человеку лучше охватить взглядом окру­жающий мир. Социальные характеристики — это прежде всего психофизическая и духовная структура человека, которая выступает социаль­но-психологическим его определением как лич­ности, Таким образом, благодаря биологической сущности человек становится частицей есте­ственной связи явлений и подчиняется естественной необходимости, а с помощью соци­альных отличий он становится частицей обще­ства, истории человечества, культуры, социаль­ного бытия. Одним из главных условий станов­ления человека является работа, трудовая дея­тельность. Благодаря развитию трудовой актив­ности биологическая организация человека по­лучила существенные изменения. Трудовая де­ятельность повлекла за собою формирование новых социальных качеств человека — разви­тие мышления, языка, разнообразных форм общения на основе определенных норм и прин­ципов морали, ценностных ориентации.

Выяснение сущности человека дало возмож­ность показать, что его возникновение озна­меновало собою появление качественно новой системы, которая характеризуется не только присущей ей спецификой жизнедеятельнос­ти, качественно отличной от жизнедеятельно­сти животного, но и спецификой его взаимо­связей с миром. Эти взаимосвязи осуществля­ются на основе необходимости производства орудий труда и средств удовлетворения жиз­ненных потребностей, потребностей в систе­ме общественных отношений, в осознании и выработке целей, потребностей в свободе, Наличие этой сложной системы потребностей, которые опосредуют жизнедеятельность чело­века, обусловливает (на основе деятельности) и сложную систему его взаимосвязей с миром своего бытия. Итак, миром бытия человека становится не только природа, но и та реаль­ная система общественного производства и система общественных отношений, в которой и с помощью которой осуществляется его жиз­недеятельность, Конечно, качественно новым, в сравнении с животным, становится и взаи­мосвязь человека с миром его бытия.

Итак, отражением многоуровневого изме­рения человека становятся три его ключевых характеристики, которые достаточно широко используются в социальной философии: ин­дивид, индивидуальность, личность. Индивид — единичное, общим способом отделенное, обо­собленное существо. Это своеобразный соци­альный атом, отдельный человек, который рассматривается как единичный представи­тель человеческого рода. При применении этого термина исключаются конкретные со­циальные и психологические характеристики. Это наиболее простая, абстрактная характе­ристика человека, которая свидетельствует лишь о телесной отделенное-™ одного от дру­гого. Индивидуальность — термин, который обозначает уникальность и неповторимость человеческого существа, предполагает как целостность нашего «Я», так и набор его спе­цифических качеств и свойств, Если опреде­ление «индивид» подчеркивает, что отдельный человек — это представитель рода, то понятия индивидуальность, напротив, показывает, в чем заключается отличие представителя все­общности, в чем он не похожий на других. Личность — термин, определяющий целост­ного человека в единстве его индивидуальных свойств и социальных функций, которые он выполняет. Это человек с собственными со­циально обоснованными качествами, которые выражаются индивидуально в интеллектуаль­ном, волевом, эмоциональном аспектах. Чело­век не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Личность, ее пове­дение, преимущества, эмоции определяются определенными факторами: условиями среды, положением в системе социальных связей, своеобразностью внутреннего духовного мира. В условиях первобытного общества человек не мог стать личностью. Дальнейшее развитие общества приводил к тому, что человек все больше отделялся от непосредственного слия­ния с родом, выполняя разнообразные соци­альные функции и развивая в себе личност­ные качества. Так, в каждую эпоху склады­вался соответственно ее общей атмосфере конкретный тип личности. Именно поэтому понятие «личность» считается конкретно ис­торическим.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных