ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. В ее рамках изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Философская антропология представляет собой не столько самостоятельную дисциплину, сколько философскую концепцию, основанную прежде всего на трудах Макса Шелера. О природе человека как одной из основных философских мыслей рассуждали еще с времен античности. В период средневековья человек рассматривался как составная часть божественного упорядоченного мира. В новое время человека затмил его собственный разум или абсолютный разум Вселенной по Гегелю. В это время человек становится самопознающим субъектом. В 19-начале 20 веках произошел поворот в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни. А благодаря трудам Ницше, Шелера, Шопенгауэра проблема человека получила экзистенциальное рассмотрение. Значительный вклад в дальнейшее исследование проблемы человека внесла психология Юнга и Фрейда благодаря попыткам уточнить понятие «личности». В настоящее время благодаря развитию науки в философской антропологии возник ряд направлений: теологическое, социальное, идеологическое. Человек, как и любое живое существо, вписан в окружающую среду, но в отличие от адаптивного поведения животных, человек не ограничивается приспособлением к существующим условиям, а наоборот стремится преобразовать их. Таким образом, этот путь активного преобразования и определяется как практика. Специфической человеческой формой отношения к действительности является деятельность, которая требует постоянного самоперепрограммирования. Поэтому человек выступает одновременно и создателем и исполнителем заданной программы поведения. Эта деятельность предполагает целеполагание. С ним связано традиционное философское понимание свободы. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий. Структуру практической деятельности человека можно представить как единство двух сторон: субъективной - человек и объективной - среда, продукты, исходные материалы. Основными формами практической деятельности являются материальное производство, социальная практика, научный эксперимент и техническая деятельность. В структуре всей человеческой деятельности особое место занимает духовная деятельность, наличие которой обусловлено таким феноменом как сознание. Оно является высшим уровнем психического отражения и саморегуляци, присущих только человеку.
79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность. Первоначальной предпосылкой бытия человека является существование его тела, подвластного всем законам жизни как биологической формы бытия. Однако человек как homo sapiens, как конкретно социальное существо находится в соответствующем социокультурном пространстве, в системе социальных связей. Единство в человеке биологического и социального подчеркивает его сложную «природу». Биологические составляющие — это, прежде всего биофизические и физиологические закономерности, которые позволяют поддерживать естественную (биологическую) совместимость человека, а именно это показывает его схожесть с другими природными созданиями. Однако биологическое — это не только все то, что их генетически сближает, а еще и то, что существенно отличает, например, вертикальная походка как анатомическое отличие позволяет человеку лучше охватить взглядом окружающий мир. Социальные характеристики — это прежде всего психофизическая и духовная структура человека, которая выступает социально-психологическим его определением как личности, Таким образом, благодаря биологической сущности человек становится частицей естественной связи явлений и подчиняется естественной необходимости, а с помощью социальных отличий он становится частицей общества, истории человечества, культуры, социального бытия. Одним из главных условий становления человека является работа, трудовая деятельность. Благодаря развитию трудовой активности биологическая организация человека получила существенные изменения. Трудовая деятельность повлекла за собою формирование новых социальных качеств человека — развитие мышления, языка, разнообразных форм общения на основе определенных норм и принципов морали, ценностных ориентации. Выяснение сущности человека дало возможность показать, что его возникновение ознаменовало собою появление качественно новой системы, которая характеризуется не только присущей ей спецификой жизнедеятельности, качественно отличной от жизнедеятельности животного, но и спецификой его взаимосвязей с миром. Эти взаимосвязи осуществляются на основе необходимости производства орудий труда и средств удовлетворения жизненных потребностей, потребностей в системе общественных отношений, в осознании и выработке целей, потребностей в свободе, Наличие этой сложной системы потребностей, которые опосредуют жизнедеятельность человека, обусловливает (на основе деятельности) и сложную систему его взаимосвязей с миром своего бытия. Итак, миром бытия человека становится не только природа, но и та реальная система общественного производства и система общественных отношений, в которой и с помощью которой осуществляется его жизнедеятельность, Конечно, качественно новым, в сравнении с животным, становится и взаимосвязь человека с миром его бытия. Итак, отражением многоуровневого измерения человека становятся три его ключевых характеристики, которые достаточно широко используются в социальной философии: индивид, индивидуальность, личность. Индивид — единичное, общим способом отделенное, обособленное существо. Это своеобразный социальный атом, отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель человеческого рода. При применении этого термина исключаются конкретные социальные и психологические характеристики. Это наиболее простая, абстрактная характеристика человека, которая свидетельствует лишь о телесной отделенное-™ одного от другого. Индивидуальность — термин, который обозначает уникальность и неповторимость человеческого существа, предполагает как целостность нашего «Я», так и набор его специфических качеств и свойств, Если определение «индивид» подчеркивает, что отдельный человек — это представитель рода, то понятия индивидуальность, напротив, показывает, в чем заключается отличие представителя всеобщности, в чем он не похожий на других. Личность — термин, определяющий целостного человека в единстве его индивидуальных свойств и социальных функций, которые он выполняет. Это человек с собственными социально обоснованными качествами, которые выражаются индивидуально в интеллектуальном, волевом, эмоциональном аспектах. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Личность, ее поведение, преимущества, эмоции определяются определенными факторами: условиями среды, положением в системе социальных связей, своеобразностью внутреннего духовного мира. В условиях первобытного общества человек не мог стать личностью. Дальнейшее развитие общества приводил к тому, что человек все больше отделялся от непосредственного слияния с родом, выполняя разнообразные социальные функции и развивая в себе личностные качества. Так, в каждую эпоху складывался соответственно ее общей атмосфере конкретный тип личности. Именно поэтому понятие «личность» считается конкретно историческим. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|