Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Среди моготов и крокодилов




Под таким интригующим названием польский спелеолог Пш. Бурхард опубликовал книжку об экспедиции 1960 г. на Кубу. Аллегориями здесь и не пахло: пещеры Кубы зачастую заложены в останцах тропического карста - моготах, а крокодилов предостаточно в болотах вокруг лагеря. И все же аллегория была: контур острова от Пинар дель Рио на западе до Сант-Яго де Куба на юго-востоке напоминал крокодила...

В далекие 50-е гг. группа киевских спелеологов исследовала пещеры в долине Хосты (Западный Кавказ). После возвращения из одной особенно узкой полости от их одежды остались лохмотья. "Вы как в пасти аллигатора побывали",- заметил один из подсевших к костру местных жителей. Так возникло непонятное имя пещеры - Пасть Аллигатора.

В 1961 г. прохождение Красной пещеры (Крым) остановил Пятый Обвальный зал. На профиле он был удивительно похож на раскрывшего пасть крокодила. Но, как шутили ребята, они не убоялись бы и настоящего крокодила в этом коварном зале: от его дальней точки до сифона в шахте Провал осталось еще 2300 пока не пройденных метров...

В 1973 г. на VI Международном спелеологическом конгрессе в Чехословакии нам довелось побывать в Збрашовской гидротермальной пещере. Самую длинную остановку гид сделал в зале "У крокодила", а через несколько дней в часовне Святого Креста в Карлштайнском замке нам показали "голову дракона". Это была мумифицированная голова крокодила, найденная в пещерах Чешского карста.

И вот в 1987 г. в английском журнале появилась статья "Анкаранская пещера крокодилов". Мистификация?.. Но оказалось, что это действительность. Массив Анкаран на севере Мадагаскара сложен среднеюрскими известняками. Его пересекает река Стикс, имеющая температуру воды 25-27 °С. Суммарная протяженность пещерных ходов массива 98 км, что при его длине 30 км и ширине 8 км достаточно примечательно. Но главное, на юге массива в реке обитает малагасийская популяция нильских крокодилов длиной до 6 м. В сухой сезон, когда болота высыхают, они прячутся в пещерах, поднимаясь далеко вверх по подземной реке. В ней обитают также рыбы, угри, крабы, креветки. Крокодилы имеют нормальный облик и не лишены пигментации, являясь в данном случае типичными троглофилами.

К троглофилам относятся и "монашьи тюлени", которые обнаружены на восточном берегу Сардинии. Они живут в подземном озере, имеющем длину 300 м и ширину около 100 м. Пещеры Тарханкута (Равнинный Крым) признаны пригодными для акклиматизации и сохранения популяции черноморских тюленей. Вероятно, это не единственные случаи их обитания под землей.

К троглофилам можно отнести и речных рыб, проникающих в обводненные карстовые полости и проходящих по ним большие расстояния. В 50-е гг. при строительстве Каховской ГЭС на Днепре проводился большой комплекс изысканий в зоне влияния будущего водохранилища. Местные жители рассказывали, что в большую воду на Днепре они неоднократно встречали крупную рыбу в колодцах, заложенных в закарстованных неогеновых известняках в десятках километров от реки. Такие же факты, но уже с морской рыбой, приводили старожилы Равнинного Крыма. Но это - слухи. А вот и факты. В 1983 г. в карстовом озере Городно Новгородской области поймали леща, меченного металлической пластинкой № 567. Ихтиологи установили, что несколько лет назад этот лещ был выпущен в озеро Ильмень, в 250 км от места поимки...

Кроме рыб-троглофилов известны и рыбы-троглобионты. В Центральной и Восточной Африке, на Мадагаскаре, в Южной Азии, Океании, Северной, Центральной и Южной Америке известно около 50 видов слепых рыб, принадлежащих 12 семействам шести отрядов. Первая рыба-троглобионт обнаружена в Мамонтовой пещере еще в 1842 г. Последняя по времени находка принадлежит московскому геологу В. Мальцеву, который в 1979 г. обнаружил в карстовом провале массива Кугитанг-Тау (Туркменистан) слепых рыбок. Экспедиция 1981 г. отловила 10 экземпляров этих рыбок, обитающих в проточной воде подземного озера с температурой 24°С. Пещерный голец Старостина - это новый для науки вид, отличающийся от всех известных представителей этого рода (рис. 66). Слепой голец - первая находка троглобионтных рыб на территории бывшего СССР. Он занесен в Красные книги Туркменистана и Международного союза охраны природы.

О пещерных троглобионтах можно рассказывать много. Иногда они задают биологам такие загадки, на которые пока нет ответа. Ракообразные - обширная и разноликая группа животных, по современной систематике включающая 8 классов и более 50 отрядов. Американский зоолог Дж. Ягер недавно открыл в подводной пещере Лукейан на Багамских островах необычного рачка. Лукейан и сама достаточно примечательна: она образована при растворении известняков в зоне смешивания пресных и соленых морских вод. При колебаниях уровня океана положение зоны растворения меняется. Так образовались этажные лабиринты сталактитовых пещер, при последнем поднятии океана затопленные водой. Погружение в пещеру производится с суши, через "голубую дыру" - провал в своде пещеры. Верхний слой воды в ней пресный с постоянной температурой 22 °С. Ниже располагается слой более плотной морской воды с температурой 23-25 °С. В полной темноте, на глубине 19 м (то есть в соленой воде!) были обнаружены бокоплавы, различные рачки, слепые рыбы, а также новое полупрозрачное червеобразное животное - рачок спелеонектес. При длине около 2,5 см рачок состоит из головного щита и 32 одинаковых сегментов туловища с плавательными ножками на каждом. Он плавает спиною вниз, причем ножки бьют по воде не одновременно, а "со сдвигом по фазе" При этом по телу рачка пробегают волны...

Сочетание черт строения спелеонектеса настолько своеобразно, что его нельзя отнести ни к одному известному отряду или даже классу ракообразных. Пришлось "открывать" для него в систематике новый класс - Remipedia (гребленогие). Самое удивительное, что он обнаруживает сходство только с палеозойскими ракообразными: девонским Lepidocarpus и карбоновым Tesnusocaris, вымершими 300-400 тысяч миллионов лет назад.

Свойства подземных троглобионтов настолько примечательны, что их мало выявить и описать. Необходимо углубленное изучение условий их жизни на уровне современной науки. Поэтому во всех странах мира (увы, кроме бывшего СССР!) созданы подземные биоспелеологические лаборатории. Наиболее известна лаборатория, основанная в 1947 г. во Франции, в пещере Мули. Это 600 метров галерей, подземная река, богатые натечные отложения, скопления глины и песка. Чтобы не нарушать микроклиматический режим пещеры, исследователи проходят через специально пробитый входной тоннель со шлюзовой камерой; здесь есть телеметрическая связь с поверхностью, аквариумы для пещерных животных (рис. 67) и многое-многое другое. Создателем и первым директором лаборатории был известный французский биоспелеолог Ж. Вандель.

В 1987 г. на юге Франции в департаменте Ардеш открыт первый биоспелеологический музей. В небольшой 200-метровой пещере собраны обитатели подземного мира - летучие мыши, рыбы, земноводные, пауки, насекомые. Особенно популярен он среди школьников Центральной Европы.

Пастбища бактерий

Биологи давно установили, что существенную роль в жизни обитателей пещер - их защите, питании, размножении и развитии играет глина. Например, рачок нифаргус живет под поверхностью воды, где устраивает себе в глине норку с несколькими входами. Когда уровень воды падает, он закупоривает входы и пережидает сухое время. Я. А. Бирштейн показал, что грунт некоторых пещерных водоемов (пещеры Рион ГЭС) на 10-20% по весу состоит из бактерий. Образуется своеобразная цепочка: бактерии питаются минеральными солями и органическими соединениями; их поедают одноклеточные существа - протесты; протистов - глиноеды; глиноедов - хищники. Таким образом, в основе всего лежит глина, играющая роль своеобразного пастбища для пещерных животных.

Систематика пещерных бактерий находится в стадии разработки. Среди них имеются аэробы и анаэробы (формы, способные расти в присутствии кислорода и без него); автотрофы и гетеротрофы (синтезирующие необходимые для жизни вещества из неорганических и органических соединений); психофилы и термофилы (живущие в водах ледниковых пещер и горячих источников) и пр. Некоторые бактерии близки к сине-зеленым водорослям или к грибам-актиномицетам. Словом, это целый мир, который сейчас только начинает приоткрывать свои тайны. На страницах спелеологических журналов все чаще появляются статьи, посвященные микробиологии пещер; в 1994 г. прошел даже специальный междисциплинарный симпозиум...

Изучение живых организмов пещер является мощным орудием познания гидрогеологии карстовых массивов. Еще в 60-е гг. Я. А. Бирштейн, обнаружив в Скельской пещере (Крым) рачка-троглобионта нифаргус, а в Скельском источнике в смежном тектоническом блоке - троглофила гаммарус, уверенно заявил, что эти водотоки между собой не связаны (нифаргус и гаммарус - антагонисты). При реализации в 60-70-е гг. обширной программы водной мелиорации горных районов Югославии применялась необычная последовательность работ. Карстовый массив первыми изучали биоспелеологи, по составу пещерной фауны и особенностям ее питания, выполняющие предварительное районирование территории; затем в работу включались спелеологи, наносившие на план все проходимые для человека пещеры; за ними шли гидрогеологи, проводившие опыты с окрашиванием и уточняющие пути движения подземных потоков. И только потом в бой вступала "тяжелая артиллерия" - начинали исследования геологи и геофизики. Это позволило сэкономить много сил и средств, избежать просчетов при сооружении плотин.

К сожалению, известны примеры и обратного. При сооружении плотины Кебан (Турция) американская фирма Эбаско отказалась от услуг спелеологов. Геологические условия строительства были очень сложными. В основании сооружения залегали известняки и мраморы с прослоями доломитов и сланцев, разбитые тектоническими нарушениями и пронизанные ходами пещер. Это потребовало проведения огромного объема исследований и сооружения цементационных завес (338 км буровых скважин, более 150 тысяч тонн цемента)... Однако при заполнении водохранилища внезапно возникли водовороты, засасывающие даже бревна. Пришлось спускать воду, бурить скважины. Под дном водохранилища была вскрыта огромная пещера Петек, имеющая длину более 90 м, ширину 30 м и высоту 50 м (рис. 68). Три года заполняли ее смесью ломаного камня, песка, гравия и глины (для этого была сооружена шахта, через которую в пещеру опущен бульдозер). Затем в нее было закачано более миллиона кубометров специально подобранного цементного раствора. Полностью победить фильтрацию так и не удалось - в стенах пещеры были обнаружены более древние гидротермальные полости, по которым вода уходила в другую речную систему.

Очень велика, хотя до конца не выяснена роль бактерий и грибов в образовании различных пещерных отложений. В монографии "Пещерные минералы мира" /36/ приведены десятки интересных примеров. Железобактерии часто определяют окраску карбонатных натеков; гетеротрофные бактерии участвуют в образовании лунного молока и кальцитовых цветов; микрогрибки, попадая на потолок пещеры, прорастают в каплях воды и участвуют в образовании сталактитов; нитрифицирующие и серобактерии формируют азот- и серосодержащие минералы. Многие автотрофные и гетеротрофные бактерии вызывают микробиальную коррозию известняков и натеков, "выедая" в них углубления и даже сквозные отверстия. Особенно активна биокоррозия на контакте натеков и гуано летучих мышей.

Завершая короткий рассказ о биологии пещер, необходимо коснуться еще одной очень важной проблемы. Вторжение человека в подземный мир неизбежно приводит к нарушению экологического равновесия, сложившегося на протяжении десятков и сотен тысяч (а иногда - и миллионов) лет. Опыт оборудования пещер для туризма свидетельствует об изменениях их микроклимата, "цветении" натеков, гибели наскальной живописи при развитии бактериальной, грибковой и водорослевой микрофлоры. Проблема "лампенфлоры", возникающей при освещении пещер, обязательно обсуждается на всех международных спелеологических конгрессах. От решения ее зависит сохранение жизни под землей в относительно стабильном состоянии.

Живые радары

 

Воздух, спертый под сводами, ожил,
Шум неясный поплыл;
Слышно веяние крыл:
Я летучих мышей потревожил

П. Драверт






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных