ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 5. Спрос и потребительский выбор
1. Общая и предельная полезность блага. 2. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя.
1-й вопрос: Потребитель приобретает товар ради его потребительской ценности или полезности товара. Полезность – это свойство вещи удовлетворять ту или иную потребность потребителя. Полезность – это субъективная категория, т.е. степень полезности данного товара оценивается каждым потребителем. Товар может быть полезен для одного потребителя и не иметь ценности или быть вредным для другого. Общая полезность товара для потребителя возрастает с потреблением каждой дополнительной единицы товара. Однако по мере потребления одного и того же товара полезность каждой последующей единицы товара снижается. Полезность каждой последующей единицы блага называют предельной полезностью (MU). Существует закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Потребитель в своей деятельности поступает рационально. При удовлетворении потребности он начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным. Он действует таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковыми. Таким образом, можно сформулировать условие равновесия потребителя: при потреблении нескольких товаров для максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины. Это можно записать: МИ1/Р1= МИ2/Р2=… =МИ п/Р п. (1) 2-й вопрос: Равновесие потребителя можно отразить графически. Для этого анализируются бюджетные линия и кривые безразличия. Кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации двух продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности.
Рис. 6. Кривая безразличия Рис.7. Бюджетная линия Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов А и В, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Наложим карту кривых безразличия на бюджетную линию. Рассмотрим точки К, М и С.
Рис. 8. Точка максимизации полезности потребителя
Точка К обладает меньшей полезностью для потребителя, по сравнению с другими точками, так как она находится на более низкой кривой безразличия. В точке С совокупная полезность выше (она находится на самой дальней кривой безразличия), но эта точка оказывается выше бюджетной линии, следовательно, недоступна потребителю. Точка М – это точка максимизации полезности потребителя (точка равновесия.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|