Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение понятие рынок.Эволюция взглядов на рынок




1. Рынок – место встречи производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) благ.

2. Рынок – совокупность всех мест, где производятся сделки с однородными товарами.

3. Рынок определяется совокупностью его участников, а также способом осуществления сделок между ними.

4. Функциональное определение рынка. Рынок есть саморазвивающаяся система, включающая в качестве своих элементов участников, товары, инфраструктуру, конкретные места, в которых осуществляются рыночные отношения, предназначенная выполнять функции рынка.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли,рыночная площадь.Обосновывается это тем,что обмен товарами начал производиться в период первобытного общества,который осуществлялся в опред.месте и опред. Время. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считает, что под этим термином следует понимать не какую­ нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро

выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно­денежных отношений возникает возможность разрыва купли- продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения,

которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно­денежного обмена

(обращения).

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл). Но это всего лишь одна сторона рынка такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей,

Потребителей и посредников), не включают отношения пр-ва, распределения, потребления в сфере обращения.

С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы

Становится условием производства.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта.

Появляется определение рынка как совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно- денежной форме.

Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница, в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений – наличие товарно­материальных ценностей и денежных средств; во втором – на отношения, выражающие сущность категории «рынок».

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существует два типа хозяйственных связей: натурально­вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей; товарные связи,

осуществляемые посредством рынка. Характерными чертами последнего типа отношения являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи

возможны только на основе свободной купли­продажи товаров и услуг.

Можно выделить еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и

потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

В последнее время все чаще появляются определения рынка как системы экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

То, что рынок включает не только отношения по купле – продаже,но и социально ­экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно ­экономические отношения (различные конкретные

формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему.

Все рассмотренные определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают его разные грани.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных