Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос № 1 Сущность и цели государственного регулирования Н.Э.




Общая и государственная экономическая политика Экономическая политика предполагает знание состояния и про­блем национальной экономики, выбор альтернативных действий с учетом предпосылок, целей, доступных финансовых ресурсов, по­бочных эффектов и возможностей существующего строя.

Общая экономическая политика не только применяет методы и ре­зультаты исследований экономической теории, но и разрабатывает альтернативные решения хозяйственных задач. Наряду с общими за­кономерностями она учитывает экономические интересы, исследует их взаимодействие и конфликты, признает плюрализм интересов и рассматривает их возможные последствия. В основе экономической политики лежит анализ ситуации в народном хозяйстве (диагноз со­стояния), а также четко и обоснованно сформулированные экономи­ческие цели. Задачи науки наряду с объективной оценкой ситуации и обоснованием целей — создание, подбор и совершенствование инст­рументов, разработка методики их применения, оценки эффективно­сти, с тем чтобы изменить ситуацию в соответствии с поставленными целями.

Основную часть общей экономической политики составляет государственная экономическая политика (ГЭП). Она является одной из отраслей экономической науки и представляет собой целенаправ­ленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микро­уровне, создание и совершенствование рамочных условий экономи­ческого развития в соответствии с определенным общественным строем.

Экономическая политика государства как одно из направлений го­сударственной политики включает социальную, оборонную, внеш­нюю, экологическую и некоторые другие виды политики.

Государственное регулирование национальной экономики (или экономическая политика) — явление нормативное: оно исходит из анализа хозяйственной ситуации (диагноза состояния) и максималь­но конкретной и ясной постановки целей. Эти цели должны быть чет­ко сформулированными, количественно определенными и аргумен­тированными, т.е. рациональность их может быть проверена научным анализом и сравнением с аналогичными ситуациями в собственной стране и за рубежом. Далее разрабатываются средства (инструменты),способные преобразовать реальную экономическую ситуацию в направлении поставленных целей.

Понятие ГРЭ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательно­го, исполнительного и контролирующего характера, осуществляе­мых правомочными государственными учреждениями и обществен­ными организациями в целях стабилизации и приспособления су­ществующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики в современных усло­виях является составной частью процесса воспроизводства. Оно ре­шает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в за­висимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социаль­ной сфере: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического равно­весия.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются ха­рактером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением опреде­ленного уровня экономического развития, концентрации производ­ства и капитала.

Необходимость, превращающая эту возможность в действитель­ность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

Именно острога экономических, социальных, мирохозяйствен­ных, экологических проблем, осознанная и интерпретированная го­сударственными и общественными субъектами, вызывает конкрет­ные акции со стороны государственных органов.

Проблемы ГРЭ в современной России

Явление и понятие ГРЭ и в капиталистических странах, и в совет­ской экономической литературе всегда противопоставлялись госу­дарственному планированию, т.е. управлению экономикой в странах социализма. Многие российские экономисты испытывали и продол­жают испытывать эйфорию по поводу массовой спешной приватиза­ции государственной собственности, считая, что частная собствен­ность сама по себе способна автоматически решить проблемы повы­шения эффективности производства и социально справедливого рас­пределения.

Однако частная собственность представляет собой хотя и опреде­ляющий, но только один из элементов современной модели высоко­развитой социально-экономической системы. Ее нельзя рассматри­вать в отдельности от мотивации предпринимательства, корректируе­мой ГРЭ, от уровня развития производительных сил, освоенности территории страны, накопленного технического, административно­го, трудового и политического опыта народа, его социальной созна­тельности, совершенства и эффективности законодательства и реаль­ного управления.

Без учета этих факторов невозможно понять, почему длительное господство частной собственности в развивающихся странах не при­несло большинству из них процветания и решения социальных проблем.

В настоящее время в России частный сектор охватывает основную часть промышленности и сферы услуг Многие глобальные задачи, стоящие перед страной, явно не могут быть решены при помощи ис­ключительно рыночного механизма; это прежде всего относится к выходу из глубочайшего в истории России в мирное время экономи­ческого кризиса, восстановлению межотраслевых пропорций после их катастрофического нарушения в результате развала хозяйственно­го пространства СЭВ и СССР. У государства по аналогии с другими странами есть достаточно возможностей регулирования экономики при помощи законов, налогов, норм амортизационного списания ос­новного капитала, таможенных пошлин, валютных курсов, бюджет­ных расходов и государственной собственности.

Однако наряду с эйфорией по поводу всемогущества частной соб­ственности в общественном сознании встречается другое заблужде­ние: разочарование в промежуточных результатах переходного перио­да и ностальгия по социалистическим методам управления народным хозяйством.

В государственном аппарате медленно распространяется понима­ние необходимости перехода от прямого управления, часто основан­ного на административном принуждении, к регулированию (форму­лировка целей, достижение которых в достаточно(1 степени матери­ально мотивируется). В ряде случаев имеют место меры традиционно­го социалистического прямого управления, вместо того чтобы методами воздействия побуждать субъекты экономики добровольно действовать в направлении достижения желаемых целей.

Государственная экономическая и государственная социальная политика

ГЭП — это целенаправленное формирование, совершенствование и регулирование экономического строя, рамочных условий развития народного хозяйства, содействие решению конкретных экономиче­ских проблем, ГЭП — плоть от плоти существующего экономическо­го строя. Она порождена им, призвана его защищать, совершенство­вать и адаптировать к изменяющимся условиям. ГЭП не может быть направлена против существующего строя. Если экономическая поли­тика направлена против социально-экономической системы, то она служит новому строю, разрушая старый, как это было в ходе всех мир­ных и немирных успешных революций.

ГЭП разрабатывается и осуществляется людьми, а люди в своих мыслях и поступках руководствуются определенной системой ценно­стей. Эта система ценностей зависит от генерального выбора всех членов общества, большинства или активного меньшинства, захва­тившего власть, в пользу определенного социально-экономического строя.

Основной целью регулирования экономики является экономи­ческая и социальная стабильность. От этой цели распространяется «дерево» частных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами управления. Например, цель — выравнивание экономи­ческого цикла — направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства — на отраслевую и региональную структуру.

Очевидно, что названные цели, во-первых, неодинаковы по значе­нию и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута автономно от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Названные цели частично перекрывают одна другую; одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависи­мости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осо­знания этой ситуации субъектами управления и от установленной пра­вительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая цель может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

В «дереве целей» возможны не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями, т.е. конк­ретные цели внутри «дерева целей» могут быть первичными, вторич­ными, третичными и т.д. Положение показателей на «дереве целей» нестабильно, постоянно меняется в зависимости от хозяйственной ситуации и экономических задач. В условиях кризиса первичной целью является выход из него в узком смысле — оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются ей. В условиях длитель­ного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает цель — оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели привлече­ния капитала в страну, повышения национальной конкурентоспособ­ности на мировых рынках..

Цели ГРЭ

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная ста­бильность, укрепление и совершенствование существующего строя внут­ри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Дерево целей

Наряду с генеральной существует большое количество более кон­фетных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей

Цели бывают количественными — в абсолютных или относитель­ных показателях (например, сокращение числа зарегистрированных безработных до 1 млн. человек или на 15%) — и качественными (по­вышение национальной конкурентоспособности, улучшение образования или окружающей среды). По времени, необходимому для их ^достижения, цели могут быть близкими, краткосрочными (стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), сред­несрочными (создание производственных.мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (экономическое развитие Южной Италии до уровня Северной).

Типы целей

Цели ГРЭ по их характеру можно разделить на следующие типы:

• направленные на сохранение существующего положения: на Народно-хозяйственном уровне — поддержание нормальной занято­сти, стабильности денежного, обращения; на отраслевом и регио­нальном уровнях — поддержание попавших в тяжелое положение отраслей, районов или крупной фирмы, от которой зависит положе­ние в районе;

 

· Стимулирующие прогрессивные процессы, происходящие в экономике, которые желательно ускорить(развитие отраслей высокой технологии);

· Направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности или новых технологий – стимулирование лизинга оборудования,разрешения права голоса на депонирование акции, создание новых энергетических установок;

· Нейтральные, косвенно влияющие на осуществление главных целей: создание новых научно-исследовательских и образовательных центров, помощь мелким и средним предпринимателям, проведение национальных выставок за рубежом и другие

 

Допустимость таких мер зависит от устойчивости и эластичности социально-экономического строя в конкретной стране в конкретный исторический период.

Перечисленные цели являются типовыми, т.е. часто встречающи­мися в практике ГРЭ развитых и развивающихся стран. Однако перед правительствами иногда встают цели, не имеющие аналогов в миро­вой практике государственного регулирования.

Аналогичная цель после распада СССР стоит и перед российской государственной экономической политикой.

Можно было бы назвать еще категорию целей, принципиально враждебных существующему строю, но они уже не являются целями ГРЭ, а служат революции или мирному переходу к другому строю, т.е. это цели государства, создающего при помощи ГЭП другой строй. К числу таких целей относятся, например, огосударствление земли, банков, производственных мощностей при переходе к социализму или приватизация при переходе к рыночной

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных