ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Меркантилизм и классическая школа Адама Смита.Содержание и этапы эволюции теории государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики представляет собой систему целенаправленных действий государства, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития, повышение производительности труда, увеличение благосостояния населения страны и обеспечение экономической безопасности. Этапы эволюции: 1. Меркантилизм; 2. Теория Адама Смита (классическая школа); 3. Теория Кейнса; 4. Неоклассическая теория (монетаризм; теория предложения); 5. Доктрина командно-административной экономики. В процессе своего развития государственное регулирование экономики прошло несколько этапов. 1) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях. 2) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены. 3) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности. 4) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственное регулирование экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности. 5) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования. 6) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.
Меркантилизм и классическая школа Адама Смита. Меркантилизм возник в 17-18 веках до промышленной революции, когда начали развиваться рыночные отношения и класса предпринимателей еще не существовало. Бизнес того периода нуждался в защите. В соответствии с практической необходимостью возникла теория меркантилистов, которые проповедовали необходимость жестокого государственного регулирования, развития экспорта для накопления денежных ресурсов и достижения развития промышленности и торговли в стране. Во 2-ой половине 18 века в рамках промышленной революции с созданием фабрик возник класс рабочих, утвердился и развился класс предпринимателей, которых стало существенно затруднять государственное вмешательство в их деятельность. В 18 веке на смену меркантилизма приходит теория Адами Смита («Исследования о природе и причине богатства народов). 1. Рыночная система хозяйствования способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, и стремление к получению прибыли; личный интерес выступает как главная побудительная сила общественного развития; 2. Экономика будет функционировать эффективнее, если исключить из её регулирования государство; 3. В связи с тем, что главным регулятором экономики выступает рынок, ему должна быть предоставлена полная свобода; 4. Вместе с тем государство должно выполнять некоторые традиционные функции: защита страны, социальная сфера Вместе с тем рынок обладает рядом недостатков, которые образуют так называемые фиаско рынка. Наиболее важным в этом фиаско рынка является к стремлению к монополизму, которое рыночная система преодолеть не в состоянии без вмешательства государства. Рыночная система хозяйствования не может решить проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка приводит к неравенству доходов и социальной несправедливости. Сторонники классической школы (классической теории занятости) 19 и начала 20 века до великой депрессии полагали, что рыночная система самостоятельно обеспечивает полное использование ресурсов в экономике капитализма. Войны, перевороты, наводнения и другие ненормальные явления уводят рыночную экономику от состояния полной занятости. Однако присущая рыночной экономики способность к саморегулированию восстанавливает уровень производства при полной занятости автоматически. С помощью таких рычагов регулирования, как цены, з\п и ставка банковского процента.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|