ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
По
Рис. 5
На карточке, посвященной, например, храму Святого Георгия в Старой Ладоге, можно схематично зафиксировать как внешний архитектурный облик и план, так и фресковую композицию в дья- коннике «Чудо Георгия о змие». Сразу станет ясно, что, расска- зывая о памятнике, нужно остановиться сначала на анализе его архитектуры (объемно-пространственная и планировочная ком- позиция, конструктивные и декоративные архитектурные дета- ли), а затем на ансамбле монументальной живописи, покрываю- щей стены внутри храма. Только тогда ваш ответ на монографи- ческий вопрос сможет считаться полным.
Если же в вашей системной картотеке будет преобладать прин- цип четкого деления материалов по видам искусств, можно прин- ципиально не объединять архитектуру и живопись на одной кар- точке. Тогда один памятник будет изображен на двух отдельных карточках: план и внешний облик — на карточке в разделе «Древ- няя архитектура XI — XIII вв.», а фресковые композиции — в данном случае «Вознесение» в куполе и вышеназванная компози- ция в дьяконнике — соответственно в разделе «Монументальная живопись XI — XIII вв.». Правда, не следует забывать о синкре- тизме древних культур и синтезе искусств, когда архитектура, живопись, скульптура выступают вместе (в Древнем Египте, в Средние века и в другие эпохи). В этих разделах картотеки по истории искусства уместнее карточки первого типа.
Непросто было бы разделить на составляющие и творчество титанов Возрождения, например Микеланджело, который одно-
ill
временно работал как скульптор, архитектор, живописец, писал стихи. В данном случае вам потребуется карточка монографи- ческая. В такой карточке на первом месте стоит имя мастера, далее — страна, время и место жизни и творчества. Затем — основные этапы (периоды, разделы) и проблемы его творчества. Возможен перечень основных произведений, сгруппированных согласно видам искусства, периодам творчества и проблемам, сформулированным в контрольных вопросах (Приложение 3). В конце (или на обороте карточки) запишите книги и имена ис- следователей, с трудами которых вы познакомились, изучая твор- чество данного художника.
Собранные вместе и расположенные в порядке алфавита имен, такие карточки составят картотеку персоналий художников — еще одну составляющую вашей системной картотеки материалов по истории искусств. Монографическая карточка с дополнитель- ными записями могла бы выглядеть примерно так:
ЭЖЕН ДЕЛАКРУА Франция (1798—1863)
1. Биографическая канва (годы учебы, периодиза- ция творчества, этапные произведения (с датами, мес- том хранения, историей создания).
2. Проблематика творчества мастера (набросок пла- на ответа).
3. Материал по жанрам, в которых работал мастер.
4. Основные книги о художнике.
5. Цитаты из трудов самого Делакруа об искусстве, о творческом методе и прочем или известные высказы- вания о художнике.
Монографическую карточку лучше строить по одному из трех принципов:
1) по периодам творчества (П.А. Федотов);
2) по видам (жанрам), в которых работал мастер (И.Е. Ре- пин), или совмещая эти способы (М.А. Врубель);
3) по проблемно-тематическому принципу.
Иногда записи на карточках представляют собой составлен- ный вами план ответа на экзаменационный вопрос, в соответ- ствии с его формулировкой вами подбираются и выписываются материалы. Так, готовя вопрос «В. Серов-портретист», вы систе- матизируете материалы (по периодам, сериям, жанрам, техни-
кам и т. д.) только его портретного наследия. Продумывая ответ на вопрос «Символизм и М. Врубель», составляете план, начиная с определения термина и характеристики русского символизма и кончая анализом творчества Врубеля в его идейном и стилисти- ческом отношении к концепции символизма.
Итак, карточек у вас накопилось много. Пора подумать о со- вершенствовании системы их расположения, создавая то, что и называется системной картотекой. Основу ее составляют ил- люстрированные карточки, посвященные отдельным или сразу нескольким памятникам, значительным явлениям в истории ис- кусств (например, эллинизм, маньеризм и т. д.), а также карточ- ки-монографии, посвященные творчеству отдельных мастеров или группе художников, целым течениям (как то: Барбизонская шко- ла, импрессионизм и др.), творческим методам, стилям.
Вообще-то составление картотеки — творческое задание, пред- полагающее огромное множество оригинальных решений, требу- ющее от студента, безусловно, самостоятельного и индивидуаль- ного подхода. Но чтобы в самом начале работы помочь вам выб- рать верное направление, подскажем ряд принципов, которыми вы можете руководствоваться при формировании материалов для картотеки. В дальнейшем, показывая картотеку преподава- телю и советуясь с ним, вы сможете отказаться от нерациональ- ных ходов, усовершенствовать принципы систематизации и прий- ти к удобному именно для вас логичному и ясному решению. Вот эти пять принципов: I — хронологический; II — топографи- ческий; III — от общего к частному, единичному; IV — принцип параллелизма; V — принцип синхронности.
Хронологический принцип требует от вас последовательного расположения всех зафиксированных на карточках событий и памятников по порядку во времени, которое всегда течет в одном направлении.
Топографический принцип предполагает расположение всех материалов по странам, отдельным художественным школам (на- пример, выделение раздела флорентийской и венецианской школ в эпоху Возрождения).
Стремление совместить эти два принципа в картотеке вызы- вает сравнение рабочего поля стола, на котором предварительно раскладываются карточки, с шахматной доской, а действия напо- минают раскладывание пасьянса.
Третий принцип основан на соподчинении и наглядно вопло- щается с помощью так называемых разделителей — карточек, возвышающихся над другими, с написанными на них заголовка- ми разделов, подразделов и т. д. Так, разделитель «Искусство Древнего мира» объединит материалы, разбитые в свою очередь
8-4015
на группы разделителями «Первобытное искусство», «Искусство Египта», «Античное искусство». Так как понятие «античное ис- кусство» включает в себя крито-микенскую культуру, искусство Эллады (Греции), искусство этрусков и искусство Древнего Рима, то вам понадобится еще четыре разделителя. И тогда соответ- ственно материалы (карточки) по искусству Древней Греции бу- дут помещены вслед за разделителем «Искусство Греции» (на нем удобно записать периодизацию) и разложены вами по от- дельным периодам, соответствующим стадиям формирования, расцвета и угасания этой культуры. Следовательно, на этой ста- дии проработки материалов вам понадобятся карточки-раздели- тели с заголовками «Искусство гомеровского периода», «Искус- ство архаики», «Искусство классики», «Искусство эллинизма», на которых логично разместить перечень основных идей, черт и характерных признаков искусства именно этих периодов разви- тия культуры Древней Греции.
Удобно пользоваться разделителями с приклеенными к ним цветными ярлычками, возможно разной конфигурации. На таких ярлычках помещаются надписи, обозначающие разделы: «Архи- тектура», «Скульптура» и т. д., «Финляндия», «Япония» и др., «Синий всадник», «Голубая роза» и пр., а также проставляются даты — века и важнейшие периоды в истории искусства: «Салон 1824 г. — Романтическая битва», «1863 г. — бунт четырнадца- ти», «1924 г. — манифест сюрреалистов» и т. д.
Внутри этих разделов карточки с зарисовками отдельных па- мятников размещаются с сохранением хронологической последо- вательности и по видам искусства. Чтобы можно было параллель- но рассмотреть, изучить и выделить признаки искусства какого- либо периода, вам понадобится оформить карточку-монографию (например, храм Зевса в Олимпии, его дорическая архитектура и скульптура метоп и фронтонов).
Таким образом, принцип параллелизма позволяет системно расположить карточки в картотеке так, чтобы с помощью раздели- телей ясно просматривались виды искусства, отдельные жанры, порядок смены стилей, выделялись крупные вехи и выдающиеся мастера. Воплощение этого принципа при составлении системной картотеки дается студентам труднее всего, так как для достиже- ния максимальной ясности, рациональности, наглядности и про- стоты он требует использования совмещений, наложений, порой дублирования отдельных карточек с повтором ряда «ключевых» памятников. С помощью этих приемов можно наглядно отобразить в картотеке, например, что Микеланджело одновременно работал
как скульптор, архитектор, живописец, а Гейнсборо предпочитал два жанра: портрет и пейзаж; что в искусстве XVII в. параллельно развивались три стилистических направления: барокко, классицизм и реализм. Из хорошо продуманной картотеки можно уяснить, что система жанров подвижна и зависит от места и времени. Так, в эпоху классицизма на первое место в иерархии жанров выдвигает- ся исторический, но параллельно на вторую половину XVIII в., эпоху Просвещения, приходится и блестящий расцвет портрета.
Приступающий к работе над картотекой студент может руко- водствоваться сначала списком основных и обязательных, что называется, «ключевых» памятников, которые даны в Приложе- нии 1 (только по двум первым разделам курса). Выбор принципа систематизации материалов в картотеке может определяться и контрольными вопросами (которые вы найдете в Приложении 3).
Состояние вашей рабочей картотеки наглядно демонстрирует, насколько основательно, осмысленно и системно усвоен вами ог- ромный фактологический материал по истории искусства. Всегда найдется, что в ней усовершенствовать самостоятельно или по со- вету преподавателя. А чтобы пользоваться системной картотекой можно было долго, не забудьте позаботиться и о прочной, удобной коробке, подходящей для выбранного вами формата карточек.
Помимо таблиц, разные формы заданий по истории искусств могут потребовать от студента выполнения схем, графиков, мар- шрутов. Это может быть маршрут экскурсии по городу, который вы продумали, выполняя задание во время музейного практику- ма на IV курсе. Ваш отчет за практикум, оформленный в виде плана-маршрута и тезисов экскурсии, вы тоже присоединяете к системной картотеке. Таблицы на больших листах можно сложить до формата ваших карточек и положить в общую коробку. Так же можно поступить и с написанными на отдельных листах плана- ми-конспектами, которые предназначались для подготовки к от- вету на экзамене или выступлению на семинаре. Во время подго- товки к семинарским или практическим занятиям все выписки и цитаты лучше также сделать на карточках и затем включить в состав вашего фонда материалов по истории искусств. О том, как выполнять все вышеперечисленные типы заданий, речь пойдет в V главе. Главное — стараться, чтобы все материалы за годы уче- бы хранились вместе, в порядке, в виде системной картотеки.
За годы учебы к V курсу у вас накопится богатый материал по выставкам, которые вы посетили. Рекомендуем в конце карто- теки завести отдельный раздел: Выставки. На каждую выставку заводите отдельную карточку с записями на память о названии,
времени, музее, понравившихся произведениях и авторах, может быть, с кратким отзывом-аннотацией. Картотека выставок по- может вам сохранить в памяти информацию, которая не раз при- годится в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности.
3. Список памятников для картотеки (по искусству Древнего мира и Средних веков)
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита, мезолита, неолита.
Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы стоянки Мальта; головки львов из поселения Костенки.
«Палеолитические венеры»: Костенки, Гагарино, Мезень, Маль- та (бывш. СССР), Виллендорф (Австрия), Брассемпуи и Лос-Лос- сель (Франция), Дольни-Вестоницы (бывш. Чехословакия).
Росписи: бизоны пещеры Альтамира (Испания), фрески пе- щеры Ляско, фриз пещеры Фон-де-Гом, бизоны в Черном салоне пещеры Нио (Франция). Росписи Каповой пещеры (Урал). Фрес- ки Сахары. Петроглифы (рисунки и гравировки). Пещеры Касти- льо. Кобыстан (Азербайджан). Петроглифы Карелии, Сибири, Амура. Изображения на кости и камне.
Мегалитические сооружения — менгиры, кромлехи, дольме- ны. Стоунхедж (Англия). Культура Триполья (Украина) — эпоха неолита.
Эпоха бронзы (III—II тыс. до н. э.): Майкопский курган.
Эпоха железа (I тыс. до н. э.): культура скифов (Келермес- ский курган в Прикубанье, курган Чертомлых).
■
ИСКУССТВО ЕГИПТА
1. Памятники искусства Египта додинастического периода (конец V—IV тыс. до н. э.) — сложение форм древнеегипетского искусства. Настенная роспись из Иераконполя. Плитки (палет- ки), в том числе из собрания Эрмитажа. Плита Фараона Нарме- ра. Черты египетского канона.
2. Искусство Египта в эпоху Древнего Царства (XXVIII—XXII вв. до н. з.).
Архитектура. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (зодчий Имхотеп). Ансамбль пирамид в Гизе. Зодчий Хемиун. Нижний заупокойный храм Хефрена и Большой сфинкс. Ансамбль пирамиды фараона Сахура в Абусире (перистильный двор, гипо- стильный зал, пальмовидная колонна).
Скульптура. Статуи царевича Рахотепа и жены Нофрет, фа- раона Хефрена и Микерина, бюст царевича Анххафа, статуи ца- ревича Каапера («Сельский староста»), писца Каи.
Рельефы и росписи. Рельеф с фигурой зодчего Хесиры. Сцены заупокойного пира (рельеф Нимаатра из Эрмитажа). «Гуси на траве» — роспись из гробницы сына фараона Снофру. Роспись из Медума.
3. Искусство Египта в эпоху Среднего Царства (XXI—XVIII вв. до н. э.).
Архитектурный ансамбль заупокойного храма Ментухотепа I в Деир-эль-Бахри. Новые черты. Сохранившийся обелиск от хра- ма Сенусерта I в Гелиополе. Погребальный ансамбль Аменемхе- та III в районе Фаюма, названный греками «Лабиринтом». Го- род Кахун, его планировка.
Скульптура. Хеб — седная статуя Ментухотепа I, голова ста- туи Сенусерта III, статуя Аменемхета III (Эрмитаж). Мелкая пластика — статуэтки слуг.
Рельефы и росписи фиванских мастерских. «Танцовщицы» — роспись гробницы в Фивах. Местные особенности мастерских Антилопьего и Заячьего номов. Росписи погребений в Бени — Гасане. Рельефы гробницы Уххотепа — «Сбор папируса», «То- щий пастух». Роспись гробницы Хнумхотепа II с кошкой в зарос- лях папируса и удодом на ветке акации.
Фаянсовые статуэтки гиппопотамов.
4. Искусство Египта Нового Царства.
Первая половина Нового Царства (XVI—XV вв. до н. э.).
Ансамбль храма царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахри (зод- чий Сенмут). Характеристика храмов этого периода. «Колоссы Мемнона» — статуи Аменхотепа III перед его храмом. Храмы Карнака и Луксора.
Статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи (Москва, ГМИИ).
Сфинксы фараона Аменхотепа III (Санкт-Петербург). Дере- вянная статуэтка молодого человека (Эрмитаж). Ложечка для притираний в виде плывущей девушки с лотосом (Москва, ГМИИ).
17-4015
5. Амарнское искусство (правление Аменхотепа lV-Эхнатона и Тутанхамона — первая половина XIV в.)
Статуи, рельефы и росписи этого периода. Мастерская скуль- птора Тутмоса в Ахетатоне: портреты Эхнатона, Нефертити и их дочерей, портрет Нефертити из песчаника, статуэтка Нефертити в немолодом возрасте и др.
Пограничная стела Ахетатона с изображением семьи Эхнато- на. Рельеф из гробницы Панехси — «Выезд Эхнатона и Неферти- ти». Рельефы царской гробницы — «Оплакивание умершей царев- ны». Раскрашенный рельеф на фрагменте домашнего алтаря — «Эхнатон и Нефертити». Росписи пола царского дворца — «садо- вые» сюжеты.
Памятники искусства послеамарнского периода. Открытие гробницы Тутанхамона в фиванском некрополе. Золотая маска с лица мумии Тутанхамона. Деревянные позолоченные статуэтки цариц в образе богинь. Градоначальник Фив Аменемхеб с женой и матерью (Эрмитаж). Стела Сетару (Эрмитаж). «Тутанхамон и Анхесенамон» — рельеф на ларце слоновой кости и на спинке парадного кресла Тутанхамона.
Рельефы из Мемфиса: стела «Харемхе перед богами» (Эрми- таж), «Плакальщицы» (Москва, ГМИИ).
6. Искусство Египта второй половины Нового Царства (вто- рая половина XIV — начало XI в. до н. э.).
Заупокойный ансамбль фараона Рамсеса II — Рамессеум, храм Рамсеса III в Мединет-Абу. Пещерный храм в Абу-Симбе- ле Рамсеса II и его жены Нефертар. Колоссы и «осирические» статуи Рамсеса II. Рельефы: «Сети I поднимается на колесницу». Сюжеты росписей фиванских гробниц.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|