Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО




По


Рис. 5

На карточке, посвященной, например, храму Святого Георгия
в Старой Ладоге, можно схематично зафиксировать как внешний
архитектурный облик и план, так и фресковую композицию в дья-
коннике «Чудо Георгия о змие». Сразу станет ясно, что, расска-
зывая о памятнике, нужно остановиться сначала на анализе его
архитектуры (объемно-пространственная и планировочная ком-
позиция, конструктивные и декоративные архитектурные дета-
ли), а затем на ансамбле монументальной живописи, покрываю-
щей стены внутри храма. Только тогда ваш ответ на монографи-
ческий вопрос сможет считаться полным.

Если же в вашей системной картотеке будет преобладать прин-
цип четкого деления материалов по видам искусств, можно прин-
ципиально не объединять архитектуру и живопись на одной кар-
точке. Тогда один памятник будет изображен на двух отдельных
карточках: план и внешний облик — на карточке в разделе «Древ-
няя архитектура XIXIII вв.», а фресковые композиции — в
данном случае «Вознесение» в куполе и вышеназванная компози-
ция в дьяконнике — соответственно в разделе «Монументальная
живопись XIXIII вв.». Правда, не следует забывать о синкре-
тизме древних культур и синтезе искусств, когда архитектура,
живопись, скульптура выступают вместе (в Древнем Египте,
в Средние века и в другие эпохи). В этих разделах картотеки по
истории искусства уместнее карточки первого типа.

Непросто было бы разделить на составляющие и творчество
титанов Возрождения, например Микеланджело, который одно-

ill


временно работал как скульптор, архитектор, живописец, писал
стихи. В данном случае вам потребуется карточка монографи-
ческая.
В такой карточке на первом месте стоит имя мастера,
далее — страна, время и место жизни и творчества. Затем —
основные этапы (периоды, разделы) и проблемы его творчества.
Возможен перечень основных произведений, сгруппированных
согласно видам искусства, периодам творчества и проблемам,
сформулированным в контрольных вопросах (Приложение 3).
В конце (или на обороте карточки) запишите книги и имена ис-
следователей, с трудами которых вы познакомились, изучая твор-
чество данного художника.

Собранные вместе и расположенные в порядке алфавита имен,
такие карточки составят картотеку персоналий художников
еще одну составляющую вашей системной картотеки материалов
по истории искусств. Монографическая карточка с дополнитель-
ными записями могла бы выглядеть примерно так:

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА
Франция (1798—1863)

1. Биографическая канва (годы учебы, периодиза-
ция творчества, этапные произведения (с датами, мес-
том хранения, историей создания).

2. Проблематика творчества мастера (набросок пла-
на ответа).

3. Материал по жанрам, в которых работал мастер.

4. Основные книги о художнике.

5. Цитаты из трудов самого Делакруа об искусстве,
о творческом методе и прочем или известные высказы-
вания о художнике.

Монографическую карточку лучше строить по одному из трех
принципов:

1) по периодам творчества (П.А. Федотов);

2) по видам (жанрам), в которых работал мастер (И.Е. Ре-
пин), или совмещая эти способы (М.А. Врубель);

3) по проблемно-тематическому принципу.

Иногда записи на карточках представляют собой составлен-
ный вами план ответа на экзаменационный вопрос, в соответ-
ствии с его формулировкой вами подбираются и выписываются
материалы. Так, готовя вопрос «В. Серов-портретист», вы систе-
матизируете материалы (по периодам, сериям, жанрам, техни-


кам и т. д.) только его портретного наследия. Продумывая ответ
на вопрос «Символизм и М. Врубель», составляете план, начиная
с определения термина и характеристики русского символизма и
кончая анализом творчества Врубеля в его идейном и стилисти-
ческом отношении к концепции символизма.

Итак, карточек у вас накопилось много. Пора подумать о со-
вершенствовании системы их расположения, создавая то, что и
называется системной картотекой. Основу ее составляют ил-
люстрированные карточки, посвященные отдельным или сразу
нескольким памятникам, значительным явлениям в истории ис-
кусств (например, эллинизм, маньеризм и т. д.), а также карточ-
ки-монографии, посвященные творчеству отдельных мастеров или
группе художников, целым течениям (как то: Барбизонская шко-
ла, импрессионизм и др.), творческим методам, стилям.

Вообще-то составление картотеки — творческое задание, пред-
полагающее огромное множество оригинальных решений, требу-
ющее от студента, безусловно, самостоятельного и индивидуаль-
ного подхода. Но чтобы в самом начале работы помочь вам выб-
рать верное направление, подскажем ряд принципов, которыми
вы можете руководствоваться при формировании материалов
для картотеки. В дальнейшем, показывая картотеку преподава-
телю и советуясь с ним, вы сможете отказаться от нерациональ-
ных ходов, усовершенствовать принципы систематизации и прий-
ти к удобному именно для вас логичному и ясному решению.
Вот эти пять принципов: I — хронологический; II — топографи-
ческий; III — от общего к частному, единичному; IV — принцип
параллелизма; V — принцип синхронности.

Хронологический принцип требует от вас последовательного
расположения всех зафиксированных на карточках событий и
памятников по порядку во времени, которое всегда течет в одном
направлении.

Топографический принцип предполагает расположение всех
материалов по странам, отдельным художественным школам (на-
пример, выделение раздела флорентийской и венецианской школ
в эпоху Возрождения).

Стремление совместить эти два принципа в картотеке вызы-
вает сравнение рабочего поля стола, на котором предварительно
раскладываются карточки, с шахматной доской, а действия напо-
минают раскладывание пасьянса.

Третий принцип основан на соподчинении и наглядно вопло-
щается с помощью так называемых разделителей — карточек,
возвышающихся над другими, с написанными на них заголовка-
ми разделов, подразделов и т. д. Так, разделитель «Искусство
Древнего мира» объединит материалы, разбитые в свою очередь


8-4015



на группы разделителями «Первобытное искусство», «Искусство
Египта», «Античное искусство». Так как понятие «античное ис-
кусство» включает в себя крито-микенскую культуру, искусство
Эллады (Греции), искусство этрусков и искусство Древнего Рима,
то вам понадобится еще четыре разделителя. И тогда соответ-
ственно материалы (карточки) по искусству Древней Греции бу-
дут помещены вслед за разделителем «Искусство Греции» (на
нем удобно записать периодизацию) и разложены вами по от-
дельным периодам, соответствующим стадиям формирования,
расцвета и угасания этой культуры. Следовательно, на этой ста-
дии проработки материалов вам понадобятся карточки-раздели-
тели с заголовками «Искусство гомеровского периода», «Искус-
ство архаики», «Искусство классики», «Искусство эллинизма»,
на которых логично разместить перечень основных идей, черт и
характерных признаков искусства именно этих периодов разви-
тия культуры Древней Греции.

Удобно пользоваться разделителями с приклеенными к ним
цветными ярлычками, возможно разной конфигурации. На таких
ярлычках помещаются надписи, обозначающие разделы: «Архи-
тектура», «Скульптура» и т. д., «Финляндия», «Япония» и др.,
«Синий всадник», «Голубая роза» и пр., а также проставляются
даты — века и важнейшие периоды в истории искусства: «Салон
1824 г. — Романтическая битва», «1863 г. — бунт четырнадца-
ти», «1924 г. — манифест сюрреалистов» и т. д.

Внутри этих разделов карточки с зарисовками отдельных па-
мятников размещаются с сохранением хронологической последо-
вательности и по видам искусства. Чтобы можно было параллель-
но рассмотреть, изучить и выделить признаки искусства какого-
либо периода, вам понадобится оформить карточку-монографию
(например, храм Зевса в Олимпии, его дорическая архитектура и
скульптура метоп и фронтонов).

Таким образом, принцип параллелизма позволяет системно
расположить карточки в картотеке так, чтобы с помощью раздели-
телей ясно просматривались виды искусства, отдельные жанры,
порядок смены стилей, выделялись крупные вехи и выдающиеся
мастера. Воплощение этого принципа при составлении системной
картотеки дается студентам труднее всего, так как для достиже-
ния максимальной ясности, рациональности, наглядности и про-
стоты он требует использования совмещений, наложений, порой
дублирования отдельных карточек с повтором ряда «ключевых»
памятников. С помощью этих приемов можно наглядно отобразить
в картотеке, например, что Микеланджело одновременно работал


как скульптор, архитектор, живописец, а Гейнсборо предпочитал
два жанра: портрет и пейзаж; что в искусстве XVII в. параллельно
развивались три стилистических направления: барокко, классицизм
и реализм. Из хорошо продуманной картотеки можно уяснить, что
система жанров подвижна и зависит от места и времени. Так, в
эпоху классицизма на первое место в иерархии жанров выдвигает-
ся исторический, но параллельно на вторую половину XVIII в.,
эпоху Просвещения, приходится и блестящий расцвет портрета.

Приступающий к работе над картотекой студент может руко-
водствоваться сначала списком основных и обязательных, что
называется, «ключевых» памятников, которые даны в Приложе-
нии 1 (только по двум первым разделам курса). Выбор принципа
систематизации материалов в картотеке может определяться и
контрольными вопросами (которые вы найдете в Приложении 3).

Состояние вашей рабочей картотеки наглядно демонстрирует,
насколько основательно, осмысленно и системно усвоен вами ог-
ромный фактологический материал по истории искусства. Всегда
найдется, что в ней усовершенствовать самостоятельно или по со-
вету преподавателя. А чтобы пользоваться системной картотекой
можно было долго, не забудьте позаботиться и о прочной, удобной
коробке, подходящей для выбранного вами формата карточек.

Помимо таблиц, разные формы заданий по истории искусств
могут потребовать от студента выполнения схем, графиков, мар-
шрутов. Это может быть маршрут экскурсии по городу, который
вы продумали, выполняя задание во время музейного практику-
ма на IV курсе. Ваш отчет за практикум, оформленный в виде
плана-маршрута и тезисов экскурсии, вы тоже присоединяете к
системной картотеке. Таблицы на больших листах можно сложить
до формата ваших карточек и положить в общую коробку. Так же
можно поступить и с написанными на отдельных листах плана-
ми-конспектами, которые предназначались для подготовки к от-
вету на экзамене или выступлению на семинаре. Во время подго-
товки к семинарским или практическим занятиям все выписки и
цитаты лучше также сделать на карточках и затем включить в
состав вашего фонда материалов по истории искусств. О том, как
выполнять все вышеперечисленные типы заданий, речь пойдет в
V главе. Главное — стараться, чтобы все материалы за годы уче-
бы хранились вместе, в порядке, в виде системной картотеки.

За годы учебы к V курсу у вас накопится богатый материал
по выставкам, которые вы посетили. Рекомендуем в конце карто-
теки завести отдельный раздел: Выставки. На каждую выставку
заводите отдельную карточку с записями на память о названии,


времени, музее, понравившихся произведениях и авторах, может
быть, с кратким отзывом-аннотацией. Картотека выставок по-
может вам сохранить в памяти информацию, которая не раз при-
годится в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Список памятников для картотеки
(по искусству Древнего мира и Средних веков)

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм
мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па-
мятники палеолита, мезолита, неолита.

Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона-
ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти-
цы стоянки Мальта; головки львов из поселения Костенки.

«Палеолитические венеры»: Костенки, Гагарино, Мезень, Маль-
та (бывш. СССР), Виллендорф (Австрия), Брассемпуи и Лос-Лос-
сель (Франция), Дольни-Вестоницы (бывш. Чехословакия).

Росписи: бизоны пещеры Альтамира (Испания), фрески пе-
щеры Ляско, фриз пещеры Фон-де-Гом, бизоны в Черном салоне
пещеры Нио (Франция). Росписи Каповой пещеры (Урал). Фрес-
ки Сахары. Петроглифы (рисунки и гравировки). Пещеры Касти-
льо. Кобыстан (Азербайджан). Петроглифы Карелии, Сибири,
Амура. Изображения на кости и камне.

Мегалитические сооружения — менгиры, кромлехи, дольме-
ны. Стоунхедж (Англия). Культура Триполья (Украина) — эпоха
неолита.

Эпоха бронзы (III—II тыс. до н. э.): Майкопский курган.

Эпоха железа (I тыс. до н. э.): культура скифов (Келермес-
ский курган в Прикубанье, курган Чертомлых).

ИСКУССТВО ЕГИПТА

1. Памятники искусства Египта додинастического периода
(конец V—IV тыс. до н. э.) — сложение форм древнеегипетского
искусства. Настенная роспись из Иераконполя. Плитки (палет-
ки), в том числе из собрания Эрмитажа. Плита Фараона Нарме-
ра. Черты египетского канона.


2. Искусство Египта в эпоху Древнего Царства (XXVIII—XXII вв.
до н. з.).

Архитектура. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара
(зодчий Имхотеп). Ансамбль пирамид в Гизе. Зодчий Хемиун.
Нижний заупокойный храм Хефрена и Большой сфинкс. Ансамбль
пирамиды фараона Сахура в Абусире (перистильный двор, гипо-
стильный зал, пальмовидная колонна).

Скульптура. Статуи царевича Рахотепа и жены Нофрет, фа-
раона Хефрена и Микерина, бюст царевича Анххафа, статуи ца-
ревича Каапера («Сельский староста»), писца Каи.

Рельефы и росписи. Рельеф с фигурой зодчего Хесиры. Сцены
заупокойного пира (рельеф Нимаатра из Эрмитажа). «Гуси на
траве» — роспись из гробницы сына фараона Снофру. Роспись
из Медума.

3. Искусство Египта в эпоху Среднего Царства (XXI—XVIII вв.
до н. э.).

Архитектурный ансамбль заупокойного храма Ментухотепа I
в Деир-эль-Бахри. Новые черты. Сохранившийся обелиск от хра-
ма Сенусерта I в Гелиополе. Погребальный ансамбль Аменемхе-
та III в районе Фаюма, названный греками «Лабиринтом». Го-
род Кахун, его планировка.

Скульптура. Хеб — седная статуя Ментухотепа I, голова ста-
туи Сенусерта III, статуя Аменемхета III (Эрмитаж). Мелкая
пластика — статуэтки слуг.

Рельефы и росписи фиванских мастерских. «Танцовщицы» —
роспись гробницы в Фивах. Местные особенности мастерских
Антилопьего и Заячьего номов. Росписи погребений в Бени —
Гасане. Рельефы гробницы Уххотепа — «Сбор папируса», «То-
щий пастух». Роспись гробницы Хнумхотепа II с кошкой в зарос-
лях папируса и удодом на ветке акации.

Фаянсовые статуэтки гиппопотамов.

4. Искусство Египта Нового Царства.

Первая половина Нового Царства (XVI—XV вв. до н. э.).

Ансамбль храма царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахри (зод-
чий Сенмут). Характеристика храмов этого периода. «Колоссы
Мемнона» — статуи Аменхотепа III перед его храмом. Храмы
Карнака и Луксора.

Статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи (Москва,
ГМИИ).

Сфинксы фараона Аменхотепа III (Санкт-Петербург). Дере-
вянная статуэтка молодого человека (Эрмитаж). Ложечка для
притираний в виде плывущей девушки с лотосом (Москва, ГМИИ).


17-4015



5. Амарнское искусство (правление Аменхотепа lV-Эхнатона
и Тутанхамона — первая половина XIV в.)

Статуи, рельефы и росписи этого периода. Мастерская скуль-
птора Тутмоса в Ахетатоне: портреты Эхнатона, Нефертити и их
дочерей, портрет Нефертити из песчаника, статуэтка Нефертити
в немолодом возрасте и др.

Пограничная стела Ахетатона с изображением семьи Эхнато-
на. Рельеф из гробницы Панехси — «Выезд Эхнатона и Неферти-
ти». Рельефы царской гробницы — «Оплакивание умершей царев-
ны». Раскрашенный рельеф на фрагменте домашнего алтаря —
«Эхнатон и Нефертити». Росписи пола царского дворца — «садо-
вые» сюжеты.

Памятники искусства послеамарнского периода. Открытие
гробницы Тутанхамона в фиванском некрополе. Золотая маска с
лица мумии Тутанхамона. Деревянные позолоченные статуэтки
цариц в образе богинь. Градоначальник Фив Аменемхеб с женой
и матерью (Эрмитаж). Стела Сетару (Эрмитаж). «Тутанхамон и
Анхесенамон» — рельеф на ларце слоновой кости и на спинке
парадного кресла Тутанхамона.

Рельефы из Мемфиса: стела «Харемхе перед богами» (Эрми-
таж), «Плакальщицы» (Москва, ГМИИ).

6. Искусство Египта второй половины Нового Царства (вто-
рая половина XIV — начало XI в. до н. э.).

Заупокойный ансамбль фараона Рамсеса II — Рамессеум,
храм Рамсеса III в Мединет-Абу. Пещерный храм в Абу-Симбе-
ле Рамсеса II и его жены Нефертар. Колоссы и «осирические»
статуи Рамсеса II. Рельефы: «Сети I поднимается на колесницу».
Сюжеты росписей фиванских гробниц.

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных