ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность и структура товарооборота
Товарооборот торгового предприятия выражается в объеме денежной выручки за проданные товары. Существуют следующие определения товарооборота. Товарооборот - это экономический показатель, отражающий совокупную стоимость продаж[1]. Как экономическая категория он характеризуется наличием одновременно двух признаков (рис. 1.1.1): товара, как объекта продажи и продажи как формы движения товара от производителя к потребителю[2]. Рисунок 1.1.1. Признаки товарооборота как экономической категории Товарооборот можно рассматривать с двух аспектов: 1) Как результат деятельности, экономический эффект торгового предприятия; 2) Как социально-экономический показатель: показатель товарного снабжения населения, то есть один из показателей уровня жизни. (По классификации ООН розничный товарооборот относится к показателям, характеризующий уровень жизни). Следует четко разграничивать два понятия: 1) Состав товарооборота - состоит из различных видов продаж; 2) Величина товарооборота - состоит из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету) и расходов, которые имели место за счет кассовой выручки (по документам). Характеристики товарооборота: 1) Количественная характеристика - объем реализации в денежном выражении; 2) Качественная - структура товарооборота (ассортиментный состав) - доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. В общем, различают два вида дохода: 1) Оптовый товарооборот; 2) Розничный товарооборот. Оптовый товарооборот - это форма товарных связей между предприятиями, основная функция которой - поставка розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами средств и труда. Оптовый товарооборот можно поделить на три вида[3]: - Оборот средств производства; - Оборот сельскохозяйственной продукции; - Оборот товаров народного потребления. Среди факторов, влияющих на объем оптового товарооборота, можно выделить следующие: - Объем производства внутри страны; - Квоты для внутреннего рынка; - Доля предоплаты в уплате за товар; - Средний размер валового дохода; - Платежеспособность оптового покупателя и продавца; - Объем спроса - Задача поставки на государственные нужды; -Размер складских площадей, объем рынка, принадлежащий конкурентам и др. Розничный товарооборот - это объем товарной массы (в денежном выражении), что переходит в сферу частного использования и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Розничный товарооборот, как статистический показатель, отражающий объем продаж товаров населению через все каналы реализации: официальные предприятия, вещевые, смешанные и продуктовые рынки. Показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия можно разбить на 4 группы: 1)Обобщающие показатели эффективности коммерческой деятельности; 2) Показатели эффективности использования материальных ресурсов; 3) Показатели эффективности использования товарных ресурсов; 4) Показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Рассмотрим эти показатели подробнее. Обобщающие показатели эффективности коммерческой деятельности[4] 1. Товарооборот в фактических ценах (Тфц). 2. Товарооборот в сопоставимых ценах (ТПЦ): ТПЦ = Тфц / ИРЦ, (1.1) где ИРЦ - индекс розничных цин. 3. Доля рынка (ДР): ДР = Т / ТРД, (1.2) где Т - товарооборот предприятия; ТРД - товарооборот региона деятельности предприятия. 4. Издержки обращения (ИО). 5. Уровень издержек обращения (УИО): Уио = (ИО / Тфц) * 100% (1.3) 6. Прибыль от реализации (Пр). 7. Рентабельность предприятия (Ре). 8. Экономический эффект коммерческой деятельности (Екд): Екд = (Пр / ИО) * 100% (1.4) Показатели эффективности использования материальных ресурсов 1. Фондоотдача (ФО): ФО = Т / ОФ, (1.5) где ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов. 2. Фондоемкость (ФЕ): ФЕ = ОФ / Т (1.6) 3. Рентабельность основных фондов (Реоф): Реоф = Пр / ОФ (1.7) 4. Товарооборот на 1 м2 торговой площади (Тs): Тs = Т / Sторг, (1.8) где Sторг - торговая площадь предприятия. 5. Прибыль на 1 м2 торговой площади (Пs): Прs = Пр / Sторг, (1.9) Показатели эффективности использования товарных ресурсов 1. Оборачиваемость товаров (Оот), дни: Коб = S / S/2 (1.10) где ТЗсер - средние товарные запасы за период. 2. Количество оборотов (Ко): Ко = Т / ТЗсер (1.11) 3. Эффективность одного оборота (Ео): Ео = Пр / Ко (1.12) Показатели использования трудовых ресурсов Коэффициент обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами – это относительный показатель, рассчитываемый путем деления фактического количества работников по категориям и по профессиям на плановую потребность. Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей: 1. коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр): ; (1.13) 2. коэффициент оборота по выбытию (Кв): ; (1.14) 3. коэффициент текучести кадров (Кт): ; (1.15)
4. коэффициент постоянства персонала предприятия (Кпс): ; (1.16) Основные факторы внутренней среды предприятия, обусловливающие объемы, структуру и перспективы роста товарооборота. Развитие потребительского спроса и культуры потребления, общая макроэкономическая ситуация обусловливают изменения приоритетов потребителей, является основным фактором мотивации при осуществлении покупки того или иного товара. Это, соответственно, обусловливает спрос на определенный товар и возможные объемы его реализации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|