Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и структура товарооборота




 

Товарооборот торгового предприятия выражается в объеме денежной выручки за проданные товары.

Существуют следующие определения товарооборота.

Товарооборот - это экономический показатель, отражающий совокупную стоимость продаж[1].

Как экономическая категория он характеризуется наличием одновременно двух признаков (рис. 1.1.1): товара, как объекта продажи и продажи как формы движения товара от производителя к потребителю[2].

Рисунок 1.1.1. Признаки товарооборота как экономической категории

Товарооборот можно рассматривать с двух аспектов:

1) Как результат деятельности, экономический эффект торгового предприятия;

2) Как социально-экономический показатель: показатель товарного снабжения населения, то есть один из показателей уровня жизни. (По классификации ООН розничный товарооборот относится к показателям, характеризующий уровень жизни).

Следует четко разграничивать два понятия:

1) Состав товарооборота - состоит из различных видов продаж;

2) Величина товарооборота - состоит из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету) и расходов, которые имели место за счет кассовой выручки (по документам).

Характеристики товарооборота:

1) Количественная характеристика - объем реализации в денежном выражении;

2) Качественная - структура товарооборота (ассортиментный состав) - доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

В общем, различают два вида дохода:

1) Оптовый товарооборот;

2) Розничный товарооборот.

Оптовый товарооборот - это форма товарных связей между предприятиями, основная функция которой - поставка розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами средств и труда. Оптовый товарооборот можно поделить на три вида[3]:

- Оборот средств производства;

- Оборот сельскохозяйственной продукции;

- Оборот товаров народного потребления.

Среди факторов, влияющих на объем оптового товарооборота, можно выделить следующие:

- Объем производства внутри страны;

- Квоты для внутреннего рынка;

- Доля предоплаты в уплате за товар;

- Средний размер валового дохода;

- Платежеспособность оптового покупателя и продавца;

- Объем спроса

- Задача поставки на государственные нужды;

-Размер складских площадей, объем рынка, принадлежащий конкурентам и др.

Розничный товарооборот - это объем товарной массы (в денежном выражении), что переходит в сферу частного использования и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Розничный товарооборот, как статистический показатель, отражающий объем продаж товаров населению через все каналы реализации: официальные предприятия, вещевые, смешанные и продуктовые рынки.

Показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия можно разбить на 4 группы:

1)Обобщающие показатели эффективности коммерческой деятельности;

2) Показатели эффективности использования материальных ресурсов;

3) Показатели эффективности использования товарных ресурсов;

4) Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.

Рассмотрим эти показатели подробнее.

Обобщающие показатели эффективности коммерческой деятельности[4]

1. Товарооборот в фактических ценах (Тфц).

2. Товарооборот в сопоставимых ценах (ТПЦ):

ТПЦ = Тфц / ИРЦ, (1.1)

где ИРЦ - индекс розничных цин.

3. Доля рынка (ДР):

ДР = Т / ТРД, (1.2)

где Т - товарооборот предприятия;

ТРД - товарооборот региона деятельности предприятия.

4. Издержки обращения (ИО).

5. Уровень издержек обращения (УИО):

Уио = (ИО / Тфц) * 100% (1.3)

6. Прибыль от реализации (Пр).

7. Рентабельность предприятия (Ре).

8. Экономический эффект коммерческой деятельности (Екд):

Екд = (Пр / ИО) * 100% (1.4)

Показатели эффективности использования материальных ресурсов

1. Фондоотдача (ФО):

ФО = Т / ОФ, (1.5)

где ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов.

2. Фондоемкость (ФЕ):

ФЕ = ОФ / Т (1.6)

3. Рентабельность основных фондов (Реоф):

Реоф = Пр / ОФ (1.7)

4. Товарооборот на 1 м2

торговой площади (Тs):

Тs = Т / Sторг, (1.8)

где Sторг - торговая площадь предприятия.

5. Прибыль на 1 м2

торговой площади (Пs):

Прs = Пр / Sторг, (1.9)

Показатели эффективности использования товарных ресурсов

1. Оборачиваемость товаров (Оот), дни:

Коб = S / S/2 (1.10)

где ТЗсер - средние товарные запасы за период.

2. Количество оборотов (Ко):

Ко = Т / ТЗсер (1.11)

3. Эффективность одного оборота (Ео):

Ео = Пр / Ко (1.12)

Показатели использования трудовых ресурсов

Коэффициент обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами – это относительный показатель, рассчитываемый путем деления фактического количества работников по категориям и по профессиям на плановую потребность.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

1. коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр):

; (1.13)

2. коэффициент оборота по выбытию (Кв):

; (1.14)

3. коэффициент текучести кадров (Кт):

; (1.15)

 

4. коэффициент постоянства персонала предприятия (Кпс):

; (1.16)

Основные факторы внутренней среды предприятия, обусловливающие объемы, структуру и перспективы роста товарооборота.

Развитие потребительского спроса и культуры потребления, общая макроэкономическая ситуация обусловливают изменения приоритетов потребителей, является основным фактором мотивации при осуществлении покупки того или иного товара. Это, соответственно, обусловливает спрос на определенный товар и возможные объемы его реализации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных