Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогов, лингвистов




Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Л.В.Щерба, А.В.Запорожец и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в сенситивный для этого период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина, А.М.Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей таковы: речь ребёнка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать
чудеса.» И.Тургенев

«Язык занимает чрезвычайное важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребёнку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем - школы. По определению известного психолога Р.С.Немова, коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.»[3]

Психолог А.Н.Леонтьев даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнёра; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

Коммуникативные способности - это те способности, которые нужно развивать. Детей нужно учить умению общаться, учить культуре общения.

По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Ребёнок всему учиться в общении с взрослыми, ранний опыт дошкольника создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.

Задачи коммуникативного общения дошкольников - это умение элементарно осознавать факты слышимой речи, словесно формулировать мысль. Также ребёнка нужно научить отвечать на вопросы взрослого, самому их задавать, устанавливать с окружающими эмоционально положительные контакты, высказывать своё мнение, вести спор, беседу. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребёнок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и общаться с окружающими; реализовывать свои планы. Поэтому общение с ребёнком должно быть организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой — сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

Для обучения детей общению необходимо: уточнить ситуацию общения, создать потребность и мотивацию у каждого ребёнка вступить в это общение, а также включить детей во взаимодействие друг с другом, т.е. создавать благоприятные условия игровой, практической и познавательной деятельности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных