Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение понятий: установка (аттитюд), отношение, оценка, интерес




Понятие «аттитюд» в психологию внедрили социологи У. Томас и Ф. Знанецкий,
которые определили социальную установку как психическое переживание значения,
смысла, ценности социального объекта._________________________________________

Аттитюд (социальная установка)

психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.

Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.

Если в формировании отношений ведущим является эмоционально-волевой компонент, и значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения очевидно, то в трехкомпонентной структуре установки (описательное знание, оценка-отношение, программа и планы поведения по отношению к объекту установки) весома роль когнитивного и поведенческого компонентов.

Эмоциональный компонент важен как наиболее оптимальный канал для изменения всей установки, а поведенческий — как готовность действовать определенным образом.

Социальные установки нередко заимствуются, некритически усваиваются человеком от сверстников, родителей, из мира массовой культуры, сферы действия средств массовой коммуникации. Отношение же формируется как личностно пережитое, значимое для индивида взаимодействие, как глубоко эмоционально окрашенное явление личного опыта.

Таким образом, обе категории имеют равные права на существование в рамках современной психологической науки.

Однако отношение является родовым понятием, более обобщенным, включающим в себя многочисленные видовые понятия, среди которых важное место занимают установки как определенные формы избирательного отношения, организующие селекцию, отбор, восприятие и интерпретацию получаемой информации.

Установки и отношения выполняют важную функцию координации познавательной деятельности человека, повышения активности всех психических процессов. Будучи устойчивым, структурированным компонентом сознания человека, они, наряду с интересами, потребностями и мотивами, становятся побудительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности и деятельности человека.

Близкой к категории «отношение» является категория «оценка».

Оценка предполагает наличие критериев, единиц измерения, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждений о сходстве и различии объектов, уровне развития явления, характере его связи с другими явлениями, а также позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценки могут быть конкретными, частными, не связанными друг с другом, являются формой выражения отношения, его объективации.

Кроме того, оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение — неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией (помимо имеющихся объективных критериев) самооценки человека.


Как отношение, так и оценка в большой степени могут зависеть от уровня самоуважения человека, степени его принятия себя как целого. Они также могут потерять пластичность, адекватность, стать ригидными. В их функционировании можно обнаружить сходные закономерности, близкие социально-психологические механизмы. Еще одной близкой категорией является категория «интерес».

Интерес — понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. Согласно концепции В. Н. Мясищева, интересы, равно как и потребности, мотивы, оценки, включаются в структуру отношения.

В психологии интерес — это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.

Интерес

это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных