Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей




Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом («Общественное мнение», 1922 г.) для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он указал также на две основных причины склонности к стереотипному оцениванию: принцип экономии умственных усилий и функции защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений. Речь идет об оценочных стереотипах, а не о привычках.

Стереотип

духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания.


Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и другие. Наиболее изучены национальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером.

Национальный стереотип — инструмент политики. Причины возникновения стереотипов — общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий.

Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения.

Важным в их изучении является представление о том, каким образом это знание «затвердевает», превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана его несостоятельность. Все дело в том, что информация, полученная ранее, оказывает большее влияние на образование категории, чем более позднее опровержение этой информации.

Устойчивость стереотипа относительна. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект «затухания», движения в сторону большей схематизации и абстракции.

Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет.

По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, приписываемых этнической группе. Кроме того, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности.

Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.

Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например, стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя национальный характер с такой скоростью изменяться не мог.

Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование негативного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».

Профессиональный стереотип — это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» — сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организованный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» целому набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «профессиональной вредности» профессии Психолога, связанной с обычной невротизацией. Необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.

Разновидностью социального стереотипа является имидж.

Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого


объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж — образ, наделяющий социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Это своеобразный «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание; он стимулирует воображение, играет скорее регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Имидж обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип.

Следует сказать, что стереотипы — не единственная причина упрощенного и схематичного представления о других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажающие истину в нужном человеку субъективном направлении, предрассудки и предубеждения.

Предрассудки и предубеждения

С момента появления в 1958 г. классической работы Г. Оллпорта «Природа предрассудка» (The Nature of Prejudice, Allport, 1958) в этой области было открыто не так много нового. Оллпорту удалось обнаружить и описать наиболее существенные черты предрассудков.

В основе предрассудка лежит предубеждение, то есть необоснованное негативное представление о других людях. Само по себе негативное представление еще не является предрассудком. Оно становится таковым, если не меняется даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно и опровергается позитивными фактами.

Любой предрассудок, утверждает Г. Оллпорт, является отклонением от трех конкретных норм: нормы рациональности, нормы справедливости и нормы человечности.

Склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей.

Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль воспитания, неожиданные эмоциональные травмы, полученные ребенком при взаимодействии с «чужаками».

Предрассудки распространены и устойчивы, так как, подобно стереотипам, являются экономным способом мышления; их «запускает» тревожность и угроза чувству безопасности. Они являются неотъемлемым свойством авторитарной личности, становятся частью ее мышления. Как оказалось, люди, посещающие церковь, более склонны к предрассудкам, чем остальные. «Скорее всего это происходит потому, что многие люди по складу своего характера нуждаются в предрассудках и в религии, дабы обеспечить себе жизненный комфорт. Некоторые, например, страдают от сомнений и неуверенности в самих себе. Предрассудки повышают их самооценку, религия обеспечивает им чувство безопасности. Другие мучаются чувством вины, и предрассудки предлагают им кого-то в качестве „козла отпущения", а религия дает успокоение» (Оллпорт, 1998, с. 179).

Предрассудки живучи в силу конформизма. Функционирование предрассудков в обществе объясняет такое страшное социальное явление, как фанатизм. Предрассудки — это своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в образовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии и сенситивности, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нравственности и гуманного отношения к людям.

Избавлению от предрассудков помогает образование, развитие самосознания и интенсивное самопознание, формирование чувства собственного достоинства, которое не позволяет пренебрежительно относиться к другим людям. Предрассудки меняются,


если в их изменении обнаруживается социальный, экономический и личностный смысл. Мощным оружием против фанатизма являются социальные науки, и важное место среди них, конечно, занимает психология. Выводы

1. Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных
знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального
соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно
существующим чертам, свойствам, мотивам. Главная задача — понимание мотивов,
позволяющее оценивать поступки людей и прогнозировать их поведение.

2. Путь логического, рационального познания может быть представлен как
интерпретация, свободная от предрассудков и заблуждений, которая должна быть
дополнена интуицией, рефлексией, эмпатией.

3. Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации поведения
другого человека и заключается в приписывании причин поведения. Фундаментальная
ошибка атрибуции проявляется в том, что переоценивается значение личностных черт
и недооценивается роль ситуации.

4. Социальные стереотипы регулируют отношения людей и этнических групп,
служат частично неосознаваемым фундаментом сохранения социальной и
психологической дистанции между людьми. Сокращая путь анализа, раздумья,
оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между
людьми.

Вопросы для самопроверки

1. Лучшее понимание других людей, по Г. Оллпорту, обеспечивают (выберите
нужное):
повышенная самооценка; хорошее знание себя; нонконформизм; умение
отвлечься от деталей; отрешенность; знание психологии; интуиция; эмоциональная
стабильность; отзывчивость; терпимость; интеллект; порядочность; наблюдательность;
жизненный опыт; эмпатия.

2. В чем состоит фундаментальная ошибка каузальной атрибуции?

3. Можно ли по строению тела определить темперамент человека?

4. Что общего и в чем отличие стереотипа и установки?

5. Какова реакция человека, обнаруживающего, что стереотип, которым он
воспользовался для оценки, «не подходит» данному человеку?

6. Назовите причины изменения этнических и национальных стереотипов.

7. В чем преимущества и недостатки стереотипного оценивания?

8. Может ли обладать имиджем мероприятие (например, конкурс)?

 

9. Что общего и в чем отличие имиджа и репутации человека, мероприятия,
организации?

10. Исправьте ошибки и неточности в этом определении:

Имидж — образ, представление, методом логических рассуждений наделяющее объект сомнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах объекта, но обладающими привлекательностью для воспринимающего этот объект.

11. В чем причина живучести, стабильности предрассудков?

12. Каким образом, по-вашему, можно противостоять укреплению стереотипов и
предрассудков в общественном и индивидуальном сознании?


Тема VII. Трудности и дефекты общения

Глава 18. Трудности межличностного общения

Основные понятия

Коммуникативность

Коммуникабел ь ност ь

Коммуникативный барьер

Застенчивость

Нарушение межличностного общения






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных