Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ




Содержание

Введение ……………………………………………………………….3

Психология делового общения в учебном процессе школы………………………………………………….. …………….. 7

Формирование готовности к деловому общению……………….12

Динамика ориентации старшеклассников в совместной деятельности……………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………….25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенное необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса.

Поскольку общение – это взаимодействие людей и в нем развивается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общение людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которое рассматривается как система человек-человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Анализ межличностных отношений как отношений, складывающихся не где-то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Оба ряда отношений человека и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение есть реализация всей системы отношений человека.

В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношениям к людям, к обществу, то есть, включены в общение.[1]

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны:

1.коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запасом знаний.

2.интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие умений и навыков общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказывается на развитии личности.

3.перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основным механизмом восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.[2]

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

В социальной психологии существует множество типологий общения использующих самые различные основания - длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто встречающихся ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическая беседа.

Деловое общение – это ситуация, когда целью взаимодействия становиться достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод разговора, приведшего к общению, без которого деловая беседа состояться не может.

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение целей, конкретных задач.

Главная роль в процессе подготовки школьников к общению отво­дится организации ведущих сфер жизнедеятельности школьников и включает в себя педагогическое управление, самоуправление и самоорганизацию учащихся в классных и школьных коллективах.

Деловое (функционально-ролевое) общение определяется как общение, возникающее в процессе совместной учебной, внеурочной и внеклассной деятельности.

Трудности в осуществлении делового общения в процессе совместной деятельности зачастую испытывают выпускники школы, от которых современная социальная ситуация требует быстрого включения в профессиональное деловое общение. Неумение выбирать адекватные ситуации способы делового общения мешают их конкурентноспособности на рынке труда. Выпускники могут оказаться не готовыми к деловому общению, если еще в школе они не научатся организовывать и самостоятельно выстраивать такое общение в разных видах совместной деятельности.

Таким образом, возникает необходимость в целенаправленной работе по формированию готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы.

Цель исследования - рассмотреть вопрос о проблеме делового общения в учебном процессе, выявить и экспериментально проверить пути формирования готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы.

В соответствии с целью объектом исследованияявляется деловое общение в учебном процессе, предметом - формирование готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

- охарактеризовать процесс формирования готовности старшеклассников к деловому общению в современных условиях,

- выявить этапы формирования готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы;

- определить пути формирования готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоре­тических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций педагогической и периодической печати по проблеме исследования, изучение творческих работ старшеклассников, анализ независимых характеристик; эмпирические методы; опросы, индивидуальные и групповые беседы, целенаправленное включенное и дистантное наблюдение, проективные методики и др. Частные эмпирические методы дополнялись формирующим экспериментом.

Базой исследования явилась общеобразовательная школа №3 г. Камешково

 

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Современное развитие общества, из­менение его структуры, новые ценностные ориентации, определяемые социальными и экономическими реалиями, предъявляют системе образования в частности, школе, требования, которые предусматривают принципиальные преобразования всей воспитательно-образовательной системы.

Глубинный смысл образования заключается в духовном становлении развивающейся личности ребенка, в гармонизации его отношений с миром, собою, другими людьми, природой. Образование ориентировано на фор­мирование и воспитание человека как субъекта собственной жизнедея­тельности.

Овладевая теоретическими зданиями о природе, обществе, человеке и сознании, накапливая жизненный опыт, человек формируется как субъект познания других людей.

Особая роль в этом процессе принадлежит общению. У личности вырабатываются ориентации в окружающей действительности, прежде всего, в окружающих людях. В процессе общения происходит передача и восприятие социальных, культурных и нравственных ценностей, формирование духовного мира человека, воздействие на сознание и поведение людей.

Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляет особые требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Эти требования обусловлены и тенденциями современного социального развития, и проблемой гуманизации общения, когда актуализируются такие его аспекты, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимопомощь.

Успешность будущей профессиональной деятельности человека за­висит от знаний особенностей делового общения, от умений успешно его реализовывать в ситуациях совместной деятельности, избегать конфликтов, осуществлять стратегию и тактику подбора партнеров, выбирать адекватные ситуации способы поведения.

Характер делового общения, возникающего в процессе разнообразных видов деятельности, в какой-то степени предопределен функциональными связями между людьми, a его результат зачастую обуславливается личностными качествами участников, их способностями, знаниями, умениями, ценностными ориентациями, установками. Процесс приобретения умений и навыков осуществлять общение в совместной деятельности тоже происходит чаще всего стихийно, что может привести к такому, например, явлению, как «школьная дезадаптация».

Следствием дезадаптации является целый ряд затруднений в учении, взаимоотношениях, конфликтность. Исследования показали, что одной из причин «школьной дезадаптации» является несформированность у учащихся знаний, умений и навыков реализации разных видов общения, неспособность взаимодействовать на разных уровнях, определять способы поведения, адекватные реальным ситуациям общения.

В связи с этим возникает необходимость создания системы обучения школьников на разных возрастных ступенях умениям и навыкам осуществлять разные виды общения.

Запросы социальной практики обусловили исследования разных ас­пектов проблемы общения школьников именно с позиции понимания его как условия формирования личности, ее социализации, адаптации к учебному процессу и необходимости выполнения личностью определенных видов деятельности, когда общение становится фактором ее эффективности.

Общение понимается как сложный процесс взаимодействия субъектов, направленный на согласование и объединение их усилий с целью на­лаживания отношений и достижения общего результата. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого субъекта.

Выделяются репродуктивность и продуктивность в общении. Репродуктивность подразумевает повторение, стандартность и, в принципе, алгоритмизируемость общения. Напротив, продуктивность общения - его нестандартность, неалгоритмизируемость, она характеризуется порождением новых мотивов, целей, содержания, операций и их последовательностей.

Реализация продуктивного общения предполагает подключение творческого потенциала личности, и именно оно обеспечивает успех совместной деятельности. Анализ точек зрения разных исследователей на структуру общения позволяет сделать вывод о том, что мотивационный, когнитивный (информационный) и операциональный компоненты в той или иной интерпретации присутствуют в каждой структуре. Это дает основание определить структуру общения как трехкомпонентную, включающую следующие структурные единицы:

- потребностно-мотивационный компонент, содержанием которого являются осознание потребности в общении и мотивация к его осуществлению,

- когнитивно-познавательный в наиболее общем виде определяется как осознание, восприятие и понимание субъектом субъекта (партнера по деятельности),
- операционально-деятельностный компонент определяется умениями осуществлять общение, выбирать и согласовывать способы деятельности.

В психолого-педагогической литературе традиционно выделяются два вида общения неформальное (свободное) и функционально-ролевое (деловое) общение.

Неформальное общение осуществляется вне деятельности и возникает под влиянием потребности в общении.

Деловое общение возникает по поводу или в процессе совместной деятельности и направлено на получение результата, продукта этой деятельности. Вместе с тем, любое деловое общение в неявной форме включает в себя и элементы неформального общения, основанного на аттракции.

Итак, деловое общениепонимается как необходимое взаимодействие субъектов, реализуемое в процессе реальной или предполагаемой со­вместной деятельности и направленное на получение совместного результата, продукта этой деятельности.

Общение и взаимоотношения субъектов в процессе обмена индиви­дуальными деятельностями являются структурой, отличающей этот процесс от любого другого процесса односубъектной, индивидуальной деятельности.

В общении школьников исследователями выделяются те же виды общения неформальное (свободное) и функционально-ролевое (деловое общение). Деловое общение школьников в учебном процессе школы имеет свои особенности:

а) деловое общение школьников в процессе совместной учебной деятельности организовано педагогами и осуществляется под их руководством,

б) участие школьников в деловом общении вызвано необходимостью успешного осуществления совместной учебной деятельности и достижения высоких результатов,

в) оно осуществляется учащимися стихийно, интуитивно.

Эти особенности определяют содержание процесса формирования готовности старшеклассников к деловому общению. В нашем исследовании этот процесс рассматривается как «формирование у школьников интеллектуальной, психической, социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности».

Обучение школьников общению, в том числе и деловому, включает в себя сообщение им необходимых теоретических знаний и организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе проведения инструктажа, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и жизни коллектива.

Важнейшим аспектом подготовки учащихся к деловому общению является формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношение к каждому партнеру общения как к цели, а не как к средству, интерес к самому процессу общения, отношение к общению как к диалогу, терпимость к мелким недостаткам партнера, терпимость к идеям партнера, ориентация на то, чтоб в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.

Формирование социальных установок в сфере делового общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.

Эффективным путем формирования установок школьников в сфере делового общения является такая форма организации жизнедеятельности ученических коллективов как собрание. Всякое собрание выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена информацией между участниками. В связи с этим особое внимание должно уделяться, чтоб школьники могли слушать и уважительно относиться к высказываемым на собрании суждениям, ясно и четко излагать свои мысли. Второй функцией собрания можно считать переработку информации, что требует умение обсуждать проблему, подбирать и излагать аргументы «за» и «против».

Также одним из способов формирования делового общения является групповая дискуссия. Суть ее в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии позволяет учащемуся проявить свою собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт в поиске решений проблемы в группе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных