Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие тактического восприятия




 

Тактическое восприятие — это умение наблюдать и находить тактическую сущность в жестах, движениях, дей­ствиях, намерениях, состояниях противников, умение на­ходить результативные способы противодействия.

Занятия с фехтовальщиками целесообразно начинать с упражнений, требующих проявления устойчивого внимания. Этим целям может служить любое задание, в котором зани­мающийся должен выполнять обусловленное действие только на определенный сигнал тренера (партнера).

Однако устойчивое внимание — лишь база для такти­ческого восприятия. Фехтовальщик должен самостоятельно разбираться в действиях противника, понимать их назна­чение, целесообразность, находить ошибки и способы про­тиводействия.

К таким упражнениям относятся упражнения в само­стоятельном выборе и применении атакующих действий в зависимости от характера оборонной настроенности про­тивника. Строятся подобные упражнения просто. Каждой из атак ученика предшествует его сближение или выпад с показом укола в один из секторов или с действием на оружие в одну из позиций. Тренер каждый раз реагирует опреде­ленным образом на угрозы ученика оружием и на его дейст­вия оружием. После закрытия назад ученик выбирает ва­риант атаки (а тренер настраивается на повторение перво­начального варианта реагирования), атакует и наносит укол, обыгрывая ожидаемый вариант обороны тренера. Например: на реагирование тренера 4-й защитой из 6-го соединения — атакует двойным или тройным переводом; на реагирование 6-й защитой из 4-го соединения — атакует двойным или тройным переводом; на реагирования круго­выми защитами из соединений — атакует удвоенным пере­водом; на реагирование защитами на действие на оружие — атакует с ложными батманами (захватами) и уколами с переводом; на отсутствие быстрой защитной реакции на батман (захват) — атакует с действительными батманами и захватами и наносит уколы прямо с оппозицией.

Вариантов может быть много. Упражнения легко услож­нить, применив в обороне противоположные по направле­нию и характеру реагирования, а следовательно требующие выбора других атак со стороны ученика. Например: если тренер первоначально реагировал на атаку прямой защитой, то теперь он должен парировать круговой. Соответственно ученик должен для атаки выбрать не двойной, а удвоенный

перевод.

После освоения спортсменом схваток с задачами выби­рать действия нападения в зависимости от настроенности противника следует использовать упражнения, направлен­ные на распознавание смысла подготавливающих действий, жестов, поиск привычных циклов движений, приучающих фехтовальщика рассматривать подготавливающие действий как проявление тактического мышления противника. На­пример:

1. Тренер совершает показ укола прямо с дальней ди­станции, затем опускает оружие вниз. Ученик оценивает подготавливающее действие тренера, затем атакует с дейст­вием на оружие в момент показа укола или с обманным дви­жением во время опускания оружия.

2. Дистанция дальняя. Тренер совершает, небольшие движения, делая перемены соединений. При повторении тренером своего привычного действия ученик атакует с обманным движением в открывающийся сектор.

Каждое из упражнений, подобных описанным, нужно повторять по нескольку раз, чтобы ученик находил и опро­бовал как можно больше боевых действий. Затем присту­пают к изучению задач на понимание возможных намерений противника. Упражнения, используемые для этой цели, страдают простотой и условностью. Ведь в одной и той же боевой ситуации у противника могут возникнуть различ­ные намерения для активного противодействия. Решение, принимаемое фехтовальщиком, во многом зависит от уровня ' его технической подготовки и тактических особенностей. Например:

Дистанция дальняя. Позиции 6-е. Тренер движется не­большими шагами вперед. Ученик отступает и на один из шагов атакует с выпадом прямо во внутренний сектор и наносит укол. Далее, предполагая со стороны тренера по­пытку парировать последующую атаку 4-й защитой, уче­ник на одно из приближений противника атакует с обман­ным движением внутрь и наносит укол в наружный сектор. Затем, предполагая со стороны тренера намерение контр­атаковать на сложную атаку, ученик атакует «стрелой» с батманом в 4-ю позицию и наносит укол прямо и т. д.

Тактическая борьба между фехтовальщиками чаще всего протекает /гораздо сложнее. Намерение одного из спорт­сменов, вытекающее из конкретной боевой ситуации, может быть угадано противником. Предполагая, что его намере­ние известно, спортсмен может действовать с учетом ожи­даемого противодействия. Однако и это решение может быть учтено противником.

Несмотря на значительную обусловленность упражне­ний на распознавание намерений противника, использо­вание их в тактической подготовке фехтовальщиков все же полезно, так как приучает спортсменов тактически пра­вильно мыслить, прививает им вкус к обыгрыванию дейст­вий противников.

Развитие у занимающихся устойчивого внимания, уме­ния наблюдать и понимать смысл действий и намерений противников, находить результативные способы противо­действий приводит их к умению сознательно и активно строить свои бои в направлении тактического обыгрывания. Ведение подобных боев само по себе явится действенным средством дальнейшего совершенствования тактического мышления фехтовальщиков и расширения их кругозора.

Целям развития тактического мышления служит также судейство, наблюдение соревнований, развитие представля­емости.

Представляемость — качество, необходимое каждому фехтовальщику. Рапирист должен точно себе представлять путь ведения клинка как в атаке, так и в обороне. Разви­тие и совершенствование представляемости в процессе спор­тивной тренировки идет параллельно с усложнением педа­гогических задач, удлинением фехтовальных схваток, а также за счет технического усложнения приемов в уроке и бою. Чем сложнее задача, тем четче надо себе представить путь ведения клинка при ее выполнении. Иначе неизбежно возникнет нежелательное столкновение с клинком против­ника, разрушающее ожидаемый ход выполнения приема. Хорошо развитая представляемость значительно увеличи­вает тактический кругозор фехтовальщика в бою, дает возможность быстро выбрать нужный в данной ситуации прием и правильно технически его выполнить, обыгрывая сложную систему движений клинка противника. Например:

 

Действия тренера Действия спортсмена
1. Дистанция дальняя Серийно и непрерывно, с небольшими шагами вперед и назад, совершает защит­ные комбинации — 4 — круг 4 и 6 — круг 6 Позиция 8-я Произвольно, но быстро, выби­рая момент, атакует с шагом и выпадом против одной из защитных комбинаций про­тивника — финт прямо и уд­военный перевод
2. Дистанция средняя 4-е соединение Совершает нападение с пе­реводом кнаружи. Попадая в защиту, произвольно че­редует попытки парировать ответы 4-й круговой с 6-й защитой, реагируя затем за­щитной комбинацией — круг 6—4 на удвоенный перевод внутрь и комбинацией — круг 4—6 на удвоенный пе­ревод кнаружи Владеет 4-м соединением. Парирует нападение круговой 4-й защитой и наносит ответ­ные уколы с выпадом — уд­военный перевод и перевод; начинает удвоенный перевод кнаружи на попытку против­ника парировать ответ 4-й защитой, а удвоенный пере­вод внутрь — на попытку про­тивника парировать ответ круговой 6-й защитой

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных