ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
2.1. Роль государства в международной торговле.
Под государственным регулированием международной торговли обычно понимают деятельность, направленную на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Осуществление_внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение достигнутых результатов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Существующий сегодня у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеэкономическую политику других государств. Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государств. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, природой социально-экономического строя государства, а с другой — задачами расширения производства, которое государство решает в рамках своего национального хозяйства. На формировании внешнеэкономической политики государства сказываются такие происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях явления, как обострение конкурентной борьбы на мировом_рынке,_дестабилизация валютных курсов, неравновесие платежных балансов, большая внешняя задолженность развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой. Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций в современной внешнеэкономической политике: либерализации и протекционизма. В_зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешних экономических связей. Что является более предпочтительным — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, позволяющая напрямую сравнивать национальные издержки производства международными, — предмет давнего спора экономистов. В различные периоды времени внешнеторговая практика склонялась то в одну, в другую сторону современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях: сельском хозяйстве, текстильной промышленности и т.д. Протекционизм (от лат. Proctio-прикрытие) — экономическая политика государства, проявляющаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров. Такая политика ставит своей задачей поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров. Политика Протекционизма защищает национальную промышленность и сельское хозяйство, поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. Однако протекционизм имеет и обратную сторону: поддерживается завышенный уровень цен на товары, защищенные высокими пошлинами; ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции; усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров отрицательно сказываются на возможностях экспорта и могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: • селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или против отдельных товаров (например, противоречия между Россией и США по поводу экспорта российской стали и импорта американского куриного мяса); • отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма (например, эмбарго ЕС на американскую говядину с гормонами роста); • коллективный протекционизм — внутри интеграционных группировок создаются обширные зоны свободной торговли, а товары третьих стран при переходе границ этих группировок наталкиваются на единый торгово-политический барьер, серьезно затрудняющий доступ на общий внутренний рынок интеграционного сообщества. Вместе с тем интеграционные группировки порой расширяют свой состав и договариваются о сотрудничестве между собой; • скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики (например, во Франции экспортеры освобождены от косвенных и частично от прямых налогов); • неопротекционизм — административные, финансовые, кредитные, технические и прочие барьеры, которые серьезно затрудняют свободное передвижение товаров через границы государств. Фритредерство и протекционизм — направления крайние, полюсные. Между ними может находиться ряд промежуточных позиций, выражающихся в разнообразных воззрениях. Открытая экономика — это экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю, с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка — с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма. Таким образом, следует различать понятия «свобода торговли» и «открытость экономики». Тезис о «свободе торговли» восходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением современных американских экономистов. Понятие «открытость экономики» шире тезиса «свободы торговли» как торговли товарами, оно включает в себя свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют. Становление открытой экономики - объективная тенденция мирового развития. Действия в соответствии с принципами открытой экономики — это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами. Преимуществами открытой экономики являются: -интенсивное развитие международного разделения труда путем специализации и кооперации производства; -модернизация международного разделения труда; распределение факторов производства в зависимости от степени эффективности; -распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений; -рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.
Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономичский комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика — это ликвидация государственной монополии при сохранении монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства и др. Мировой опыт показывает, что открытость экономики расширяет возможности использования внешних факторов в_интересах ускорения развития. Она позволяет увеличить масштабы применения в национальном хозяйстве уже освоенных за рубежом передовых технoлогий,_новых покoлeний_ машин и оборудования, современного опыта управления производством и сбытом, привлекать из-за границы дополнительные материальные и финансовые ресурсы, включаться в международную производственную кооперацию. Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью на отраслевом и макроэкономическом уровнях. Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка (без угрозы для национальной безопасности) для притока иностранного капитала, _paбoчей силы, технологий, информации. Открытая экономика — не синоним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной_достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране. К количественным индикаторам открытости в первом приближении можно отнести удельный вес экспорта и В 50-60-е годы XX века к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х годов этот критерий, заметно вырос: страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Среднюю степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель составляет менее 27%. Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уровень развития Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуры вес базовых_отраслей (энергетики, металлургии, горнорудной и др.), тем_меньше участие страны в международном разделении_труда, тем меньше_открытость экономики. По мнению американских экономистов Дж. Сакса и Э. Уорнера, степень открытости национальной экономики определяется отсутствием у страны «чрезмерно больших» экспортных и импортных пошлин, наличием «разумного» уровня конвертации национальной валюты, а также тем, что страна не должна быть социалистической. Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели достаточно полно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, характеризуя в известной степени открытость экономики, не может быть ее синтетическим показателем. Внешнеторговая квота в основном показывает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия «открытость экономики». Показатель открытости экономики на самом деле сложнее, он носит комплексный характер. Иногда у отдельных развивающихся стран — экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспортная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, _а просто о сырье вой направленности экс порта. Сходная ситуация имеет место в отношении России. Ее экспортная квота (на основе официального курса рубля) увеличилась с 4% в 1991 году до (9%) 2000 году. Означает ли это, что российская экономика достигла высокой степени открытости? Ни по среднему уровню ввозных таможенных пошлин, ни по структуре внешнеторгового оборота, в том числе экспорта, ни по параметрам инвестиционного климата, ни по ряду других показателей положительного ответа дать нельзя.
Таблица 1.2 Основные черты политики свободы торговли и протекционизма Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|