Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ




 

2.1. Роль государства в международной торговле.

 

Под государственным регулированием международной торговли обычно понимают деятельность, направленную на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

Осуществление_внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих дости­жение поставленных целей и сохранение достигнутых результатов.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Существующий сегодня у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономиче­ских связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеэкономи­ческую политику других государств.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутрен­ней экономической политикой государств. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, природой социально-экономического строя государства, а с другой — задачами расширения производства, которое государство решает в рамках своего национального хозяйства. На формировании внешнеэкономической политики государства сказываются такие происходящие в мировой экономике и международ­ных экономических отношениях явления, как обострение конкурент­ной борьбы на мировом_рынке,_дестабилизация валютных курсов, неравновесие платежных балансов, большая внешняя задолженность развивающихся стран и некоторых государств с переходной эконо­микой.

Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаи­модействие двух тенденций в современной внешнеэкономической политике: либерализации и протекционизма.

В_зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Протекционизм представляет собой политику государства, направ­ленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему по­литика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешних экономических связей.

Что является более предпочтительным — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, позволяющая напрямую сравнивать национальные издержки производства международными, — предмет давнего спора экономистов. В различные периоды времени внешнеторговая практика склонялась то в одну, в другую сторону современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях: сельском хозяйстве, текстильной промышленности и т.д.

Протекционизм (от лат. Proctio-прикрытие) — экономическая политика государства, проявляющая­ся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров. Такая политика ставит своей задачей поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высо­ких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров.

Политика Протекционизма защищает национальную промышлен­ность и сельское хозяйство, поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. Однако про­текционизм имеет и обратную сторону: поддерживается завышенный уровень цен на товары, защищенные высокими пошлинами; ослабля­ются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции; усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров отрицательно сказываются на возмож­ностях экспорта и могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или против отдельных товаров (например, противоречия между Россией и США по поводу экспорта российской стали и импорта американского куриного мяса);

отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекци­онизма (например, эмбарго ЕС на американскую говядину с гор­монами роста);

коллективный протекционизм — внутри интеграционных груп­пировок создаются обширные зоны свободной торговли, а товары третьих стран при переходе границ этих группировок наталкива­ются на единый торгово-политический барьер, серьезно затруд­няющий доступ на общий внутренний рынок интеграционного сообщества. Вместе с тем интеграционные группировки порой расширяют свой состав и договариваются о сотрудничестве между собой;

скрытый протекционизм — осуществляется методами внутрен­ней экономической политики (например, во Франции экспорте­ры освобождены от косвенных и частично от прямых налогов);

неопротекционизм — административные, финансовые, кредит­ные, технические и прочие барьеры, которые серьезно затрудня­ют свободное передвижение товаров через границы государств.

Фритредерство и протекционизм — направления крайние, полюс­ные. Между ними может находиться ряд промежуточных позиций, выражающихся в разнообразных воззрениях.

Открытая экономика — это экономическая система, ориентирован­ная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в меж­дународном разделении труда. Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориента­ции национально-государственных экономических образований на свободную торговлю, с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка — с другой. Их сочетание в той или иной про­порции лежит в основе внешнеэкономической политики государст­ва. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стрем­лении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протек­ционизма.

Таким образом, следует различать понятия «свобода торговли» и «открытость экономики». Тезис о «свободе торговли» восходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением со­временных американских экономистов. Понятие «открытость экономики» шире тезиса «свободы торговли» как торговли товарами, оно включает в себя свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.

Становление открытой экономики - объективная тенден­ция мирового развития. Действия в соответствии с принципами открытой экономики — это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

-интенсивное развитие международного разделения труда путем специализации и кооперации производства;

-модернизация международного разделения труда; распределение факторов производства в зависимости от степени эффективности;

-распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

-рост конкуренции между отечественными производителями, сти­мулируемый конкуренцией на мировом рынке.

 

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономичский комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика — это ликвидация государственной монополии при сохранении монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпри­нимательства, организация зон свободного предпринимательства и др.

Мировой опыт показывает, что открытость экономики расширяет возможности использования внешних факторов в_интересах ускоре­ния развития. Она позволяет увеличить масштабы применения в национальном хозяйстве уже освоенных за рубежом передовых технoлогий,_новых покoлeний_ машин и оборудования, современного опыта управления производством и сбытом, привлекать из-за грани­цы дополнительные материальные и финансовые ресурсы, вклю­чаться в международную производственную кооперацию.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью на отраслевом и макроэкономическом уровнях. Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка (без угрозы для национальной безопасности) для притока иностранного капитала, _paбoчей силы, технологий, информации.

Открытая экономика — не сино­ним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной_достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

К количественным индикаторам открытости в первом при­ближении можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масшта­бах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком.

В 50-60-е годы XX века к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х годов этот критерий, заметно вырос: страны с высокой степенью открыто­сти имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Среднюю степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель составляет менее 27%.

Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уро­вень развития международных экономических- отношений, являются объем внутреннего рынка странные, уровень ее экономического развития, участие в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др.

Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуры вес базовых_отраслей (энергети­ки, металлургии, горнорудной и др.), тем_меньше участие страны в международном разделении_труда, тем меньше_открытость экономики. По мнению американских экономистов Дж. Сакса и Э. Уорнера, степень открытости национальной экономики опре­деляется отсутствием у страны «чрезмерно больших» экспортных и импортных пошлин, наличием «разумного» уровня конвертации национальной валюты, а также тем, что страна не должна быть социалистической.

Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели достаточно полно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, характеризуя в известной степени открытость экономики, не может быть ее синтетическим показателем. Внешнеторговая квота в основном показывает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия «открытость экономики». Показатель открытости экономи­ки на самом деле сложнее, он носит комплексный характер.

Иногда у отдельных развивающихся стран — экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспорт­ная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной стра­ны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, _а просто о сырье вой направленности экс порта. Сходная ситуация имеет место в отношении России. Ее экспортная квота (на основе официального курса рубля) увеличилась с 4% в 1991 году до (9%) 2000 году. Означает ли это, что российская экономика достигла высокой степени от­крытости? Ни по среднему уровню ввозных таможенных пошлин, ни по структуре внешнеторгового оборота, в том числе экспорта, ни по параметрам инвестиционного климата, ни по ряду других показателей положительного ответа дать нельзя.

 

Таблица 1.2 Основные черты политики свободы торговли и протекционизма






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных